Ильгиз Фазулзянов - король эмали |
Музеи Московского Кремля представляют выставочные проекты, посвященные современному ювелирному искусству. Так, в 2016 году в Кремле проводили выставку, посвященную отечественным бриллиантам в авангардном дизайне. В 2016 году главным экспонатом выставочного зала Успенской звонницы стала эмаль. По сути, эмаль - это стекло, но под руками гениального самоучки Ильгиза Фазулзянова она стала дороже самых дорогих камней. Его имя знакомо, к сожалению, тоже далеко не всем любителям красивых ювелирных изделий.
В связи с этим, хотелось бы рассказать об одной из самых ярких звезд на ювелирном небосклоне России.
Российский художник-ювелир Ильгиз Фазулзянов сегодня считается одной из ярчайших звезд ювелирного дела, он - единственный в России дизайнер, который признан на международном уровне. Он реставрирует драгоценности для Музея Виктории и Альберта в Лондоне, Московской Оружейной палаты и разнообразных коллекционеров, в том числе творения самого Рене Лалика.
А еще он владеет техникой горячей лиможской эмали, которую позабыли сами французы и он, первый из русских ювелиров, теперь нанят старейшей швейцарской маркой Bovet расписывать циферблаты часов. До этого ажиотажа вокруг себя Фазулзянов ухитрился четверть века провести в статусе ювелира для ценителей, умело обходя глянцевые радары, спрятавшись в своей мастерской в тихом старом доме в Мерзляковском переулке Москвы.
В 2002 году Ильгиз получил первую премию престижного конкурса «Золотое созвездие» в номинации «Драгоценная Идея». В 2011 году Ильгиз стал первым русским ювелирным дизайнером, который не только принял участие в конкурсе International Jewellery Design Excellence Award, но ещё и получил награду за подвеску «Снегири», которая сейчас принадлежит его жене:
Кулон имеет форму вытянутой капли, в которой на покрытых инеем веточках дерева расположились красногрудые птички - такая типичная иллюстрация русской зимы
"Она очень московская: её форма означает овал света, падающего от уличного фонаря в одном из парков", - поясняет сам художник. Работа очень сложная в исполнении: подвеска сделана гибкой, на незаметных шарнирах. Парк присутствует в ней в сокращённом виде: обилием деталей, уложенных в несколько слоёв внутри плоского контура, она смахивает на швейцарский часовой механизм.
В 2013 году Ильгиз подтверждает свой титул, представив комплект из коллекции "Затмение", как будто запечатлевший особенный свет и состояние природы в момент солнечного затмения. Изящность и неординарное цветовое сочетание оттеняет граненый черный жемчуг, что придает особую ценность работе: огранка жемчуга - дело трудное и поддается далеко не всем ювелирам.
Этот комплект имел головокружительный успех и дизайнер получил Гран-при конкурса мирового ювелирного дизайна International Jewellery Design Excellence Award, итоги которого были подведены на одной из ведущих мировых ювелирных выставок — Hong Kong International Jewellery Fair. Выиграть такой конкурс два раза подряд не удавалось ни одному художнику, на главную награду претендовали 109 участников из 21 страны мира.
Такая награда является самым высоким признанием в ювелирном мире, это своеобразный ювелирный «Оскар». Ильгиз - уникальный, единственный ювелир из современной России, работы которого (категории премиум) продавались на аукционах Christie's в Нью-Йорке и Bonham's в Лондоне: в 2008 году он становится первым ювелиром, чьи работы проданы на аукционе Christie's при жизни автора. Несколькими годами позднее, к почтенному британскому аукционному дому присоединяется и нью-йоркский аукционный дом Bonham's, также приступивший к продаже работ Ильгиза.
Ильгиз Фазулзянов родился 28 марта 1968 в г. Зеленодольске. После окончания художественного училища в Казани, он основал мастерскую по изготовлению витражей и росписи по шелку. В 1992 году открыл свою первую ювелирную мастерскую, основной задачей которой стало возрождение национальных традиций поволжских татар, очень близких к традициям изготовления ювелирных украшений Средней Азии.
Спустя всего несколько лет талантливый художник завоевывает мир, получая премию за премией за свои уникальные изделия: в 1994 год - заслуженное первое место на конкурсе молодых ювелиров мусульманских стран в Пакистане. С 1995 года начинается его активное сотрудничество с Московской Оружейной палатой, где он изучает и начинает использовать в своем творчестве черты европейского стиля.
Все технологии изготовления украшений Ильгиз осваивает самостоятельно. Он - ювелир-самоучка! Для мастеров подобного уровня это, конечно, невероятная редкость, нонсенс. У него прекрасное академическое художественное образование, он потрясающий живописец, делал витражи, занимался росписью по шелку. Но созданию украшений нигде специально не обучался: всего достиг сам, методом проб и ошибок.
Именно в то время возрастает интерес мастера к украшениям с использованием эмали, и особый интерес возникает именно к технике горячей эмали - особенно трудоемкой и требующей огромного мастерства, кропотливости и терпения мастера. Витражная эмаль – одна из самых изысканных и комплексных техник художественного эмалирования, когда кварцевой крошкой заполняют ажурный орнамент металлической формы без основы, и происходит наложение полупрозрачного слоя материала.
Техника горячей ювелирной эмали считается самой сложной: никогда мастер не знает точно, как поведет себя эмаль в печи. Эмаль напоминает стеклянные крошки, которые в ступке нужно перемолоть до мельчайшего зерна. Далее кисточкой или палочкой ее наносят тончайшим слоем на поверхность изделия и запекают в печи в течение определенного времени при 950 градусах, а золото начинает "таять" при 900 градусах, и надо успеть вытащить изделие из печи именно в тот момент, когда эмаль только начинает "срастаться" с верхними слоями золота, - и так раз пять.
Изделия Ильгиза, созданные с использованием горячих ювелирных эмалей, по своей художественной выразительности сравнивают с живописным полотном. Стекловидная эмаль требует самых изысканных и сложных методов и ювелирных решений. Уровень владения сложными технологическими приемами и качество его работы международные эксперты сопоставляют с лучшими произведениями французских художников эпохи Art Nouveau, таких как Рене Лалик и Жорж Фуке.
Ильгиз Фазулзянов - один из немногих мастеров современности, великолепно владеющий самыми разнообразными классическими техниками горячей ювелирной эмали. Это позволяет ему создавать удивительные по красоте и богатству палитры ювелирные украшения. Еще никому в мире не удалось воспроизвести красный цвет, ставший фирменным цветом Ильгиза. Не случайно, именно знаменитое колье «Снегири» Фазулзянова получило первый приз на конкурсе в Гонконге. И этот роскошный красный часто используется Мастером в его изделиях:
Рубрики: | Мир искусства/ювелирное искусстводрагоценные камни, скань, украшения, утварьистория с иллюстрациями/музеи музеи, коллекции, история,интервью интервью |
Комментировать | « Пред. запись — К дневнику — След. запись » | Страницы: [1] [Новые] |