-Рубрики

 -Поиск по дневнику

Поиск сообщений в willynat

 -Подписка по e-mail

 

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 14.04.2012
Записей: 4807
Комментариев: 934
Написано: 8001


Прижизненные портреты Марины Цветаевой

Понедельник, 01 Октября 2018 г. 08:11 + в цитатник
Цитата сообщения Bo4kaMeda Прижизненные портреты Марины Цветаевой

Bo4kaMeda



Марина Цветаева. Фото П. Шумова

Уж в чем Марина Цветаева точно не могла соперничать с Анной Ахматовой — так это в количестве прижизненных портретов, нарисованных с натуры. Художники явно не баловали ее своим вниманием. Да и портреты получались, как правило, маловыразительными — не в пример блестящим фотоснимкам, сделанным в ателье Шумова.

Тем не менее, работы художников, которым позировала Цветаева, представляют определенный интерес. Попробуем собрать их все.



* * * * *




Неизвестный художник. Марина Цветаева с натуры. 1910 г.


Портрет нарисован на последней, чистой странице первого сборника стихов Цветаевой — Вечерний альбом (М., 1910). Электронную версию книги с портретом можно посмотреть и скачать ЗДЕСЬ.

Публикаторы предполагают, что автором рисунка была Анастасия Цветаева, но это не так. Сама Анастасия Ивановна впервые увидела этот портрет в книге Анны Саакянц Марина Цветаева. Страницы жизни и творчества (М., 1986) и отнеслась к нему резко негативно.

...Профиль неизвестной женщины и подпись под ним: Марина Цветаева, портрет неизвестного художника. С полным отсутствием сходства с профилем сестры моей, — писала она в рецензии на книгу Саакянц (Звезда, 1987, № 8, с. 185).

Однако профиль на портрете все-таки цветаевский, что бы там ни утверждала сестра поэта. Единственное, что вызывает сомнение — это датировка. Судя по прическе, портрет относится не к 1910 году, когда Цветаева обрила голову, а к 1911 году, когда у нее отросли кудрявые волосы. Возможно, автором портрета был кто-то из обитателей знаменитого московского обормотника, где Цветаева жила с Сергеем Эфроном после возвращения из Коктебеля в 1911 году.

К этому же времени относится и дружеский шарж на Цветаеву и Эфрона работы Надежды Крандиевской.



Н. В. Крандиевская. Шуточный портрет М. И. Цветаевой и С. Я. Эфрона 1911
Бумага, акварель, графитный карандаш
РГАЛИ отсюда


В 1915 году Крандиевская выполнила скульптурный портрет Марины Цветаевой, причем в трех вариантах: в мраморе, бронзе и цветной керамике. Мраморный вариант находится в Архангельском областном музее (сведения Л. Мнухина), керамический — в Государственном Литературном музее (филиал Дом Брюсова). О бронзовом сведений найти не удалось.



Н. В. Крандиевская. Бюст М. Цветаевой. Майолика. 1915
Государственный Литературный музей. Москва



Зал акмеистов в Музее Серебряного века (Дом Брюсова).


Возле дальнего окна раскрашенный бюст Марины Цветаевой работы Крандиевской. Зеркало в противоположном углу отражает этот бюст, предстающий в нем как уменьшенная копия.



Н. В. Крандиевская. Бюст М. Цветаевой. Копия с майолики.
Художественный музей г. Тарусы.



Гипсовая копия бюста М. Цветаевой работы Н.В. Крандиевской
в Доме-музее Марины Цветаевой в Москве.


К 1915 году, по-видимому, относится и портрет Марины Цветаевой работы художницы Магды Нахман, хотя его часто датируют 1913 годом. Летом 1913 года Нахман работала в Коктебеле над портретом Сергея Эфрона, но никаких упоминаний о портрете Цветаевой в письмах того времени нет. К тому же прическа явно указывает на 1915 год (на фотографиях 1913 года у Цветаевой более длинные волосы).



Магда Нахман. Портрет Марины Цветаевой 1915
Холст, масло
Частное собрание


Магда Нахман (1889-1951 гг.) - живописец, книжный иллюстратор, театральный художник, одна из учениц Кузьмы Петрова-Водкина, Мстислава Добужинского и Льва Бакста. В 1922 г. эмигрировала в Германию. После прихода нацистов к власти эмигрировала в Швейцарию, а затем, в 1936 г. в Индию, в Бомбей. В 1937 г. её работы экспонировались на выставке «Дегенеративное искусство» в Берлине, после чего подверглись уничтожению вместе с картинами знаменитых авангардистов. С 1936 г. участвует в ежегодных выставках Бомбейского художественного объединения (BombayArtSociety), а также проводит ряд персональных выставок.



Е. С. Кругликова. Силуэт Марины Цветаевой.
Из книги Силуэты современников 1922


В 1922 году в Москве вышла книга художницы Елизаветы Кругликовой Силуэты современников, где, среди прочих, был и знаменитый силуэт Цветаевой.



Аарон Билис. Портрет Марины Цветаевой.
Бумага, угольный карандаш. 1931. РГАЛИ.

БИЛИС Арон (Андре Арон) Львович / Bilis, André Aaron [29 июля 1893 (Одесса) – апрель 1971 (Порту, Португалия)] — живописец и график, художник театра (подробнее ЗДЕСЬ)


30 мая 1931 года Цветаева выступала с публичным чтением своей прозы «История одного посвящения», в которой излагалась история написания посвященных ей стихов О. Мандельштама «Не веря воскресенья чуду...». Стихи эти заканчиваются следующими словами:

Нам остается только имя:
Чудесный звук, на долгий срок.
Прими ж ладонями моими
Пересыпаемый песок.


После вечера Билис поднес Цветаевой два экземпляра ее портрета — один в подарок, другой — с просьбой надписать.

Цветаева сделала следующую надпись:

Теперь уже нельзя сказать: «Нам остается только имя!»
Аарону Львовичу Билису — на память о тяжком (для него!) сеансе («смейтесь! смейтесь же!»)
Вечер 30-го мая 1931 г. Париж. Марина Цветаева

Экземпляр портрета, подаренный Цветаевой художником, сохранился в ее архиве и был воспроизведен в издании «Библиотеки поэта».

Подробнее об этом портрете ЗДЕСЬ.



Борис Шаляпин. Портрет Марины Цветаевой. 1933.
Бумага, акварель. Частное собрание.


В мае 2018 года Московский Дом-музей Марины Цветаевой получил в дар прижизненный портрет поэтессы, написанный художником Георгием Калистратовичем Артемовым. Об этом событии можно прочесть здесь



Г. К. Артемов (1895–1938)
Портрет Марины Цветаевой 1931


Живя в эмиграции, Марина Цветаева была частым гостем в доме Артемовых в Кламаре, пригороде Парижа. Художник создал ее портрет (литографию) в 1931 году. Цветаева на нем уже седая, наверное, она в какой-то момент в тридцатые перестала красить волосы.

Некоторые исследователи сомневаются в том, что на портрете изображена именно Марина Ивановна, так как сходство не очень заметно.

Подробнее об этом портрете ЗДЕСЬ




Н. Д. Милиоти. Портрет Марины Цветаевой. 1930-е годы (?)


В сети можно встретить черно-белый снимок портрета Цветаевой работы Николая Дмитриевича Милиоти, который относят почему-то к периоду около 1920 года. Цветаева в это время была дружна с его братом Василием, что же касается Николая Дмитриевича, то он всю гражданскую войну провел в Крыму, а в 1920 г. эмигрировал. Портрет, судя по подписи латиницей и дате, начинающейся на цифру 3 (36?), сделан в эмиграции во Франции.

К сожалению, об отношениях Цветаевой с Н. Д. Милиоти ничего не известно.



Н. Н. Вышеславцев. Женский портрет. 1921 (Марина Цветаева?)
Бумага, тушь. Третьяковская галерея.


Художнику Николаю Николаевичу Вышеславцеву Марина Цветаева в 1920 г. посвятила большой цикл стихов под названием Н. Н. В. Известно, что Вышеславцев сделал обложку для ее книги Версты (Госиздат, 1922) и работал над портретом дочери Али, который не сохранился. Но никаких сведений о том, что художник рисовал саму Цветаеву, не существует. Тем не менее, портрет неизвестной женщины, обнаруженный в собрании Третьяковской галереи, был атрибутирован как портрет Цветаевой. Впервые его опубликовала Анна Саакянц в журнале Огонек (1984, № 20), сопроводив следующим восторженным комментарием:

...Обостренные, неженственные черты лица; за суровым, резким, почти аскетическим обликом угадывается вулкан чувств...

Плотно, намертво сжатые губы на портрете — замок, за которым бьется заточенный пленный богатырь: душа поэта.

Но главное — глаза. Огромные, широко распахнутые глаза; они, кажется, смотрят прямо на вас, но не видят. Отрешенный, невидящий (еще и потому, что была близорука!) цветаевский взгляд, о котором вспоминали современники и который не в силах была передать ни одна фотография. Взгляд сновидицы, взгляд поэта, всматривающегося в самого себя...

Пропорции глаз? Рта? Мы знаем по более ранним и более поздним фотографиям Цветаевой, что глаза ее в действительности были меньше, а рот — длиннее и уже. Но интуиция запретила художнику быть слепым рабом внешних примет и открыла ему внутреннюю суть. Любопытно, что портреты, сделанные Вышеславцевым, как правило, были вполне реалистичны. Портрет Марины Цветаевой — единственный в своем роде: это портрет-озарение. В сравнительно небольшой цветаевской иконографии, как прижизненной, так и посмертной, этот портрет, бесспорно, самый лучший
.

Этих восторгов, однако, совсем не разделяла Анастасия Ивановна Цветаева.

Увидев этот чудовищный портрет в Огоньке и прочтя восхваление его А. Саакянц, я возмутилась: как может восхвалять его человек, никогда не встречавшийся с Мариной в жизни и — что еще страннее — видавший множество ее фотографий, явно говоривших о полнейшем несходстве портрета с натурой! Карикатура! Я, услыхав, что на другой день портрет этот среди нескольких современных будет показан всем, кто придет на очередное собрание к Л. А. Мнухину, позвонила из Дома творчества в Переделкино — в Москву, Надежде Ивановне Катаевой, и просила ее записать мною приготовленный отзыв об этом портрете — прочесть вслух перед началом собрания. Там говорилось, что я прошу помнить две вещи: что я, сестра Марины, еще жива и лучше меня никто не может судить о портрете. Дальше шло перечисление несходств: огромные эфроновские глаза с лица ее дочери пересажены на лицо матери, нос — короче Марининого, рот — бантиком.

Выслушав и записав под мою диктовку это по телефону, Надежда Ивановна умоляла меня пожалеть автора статьи, А. Саакянц — зачем ее огорчать публично. Я обещаю, Анастасия Ивановна, что сегодня же прочту ей ваш текст, она узнает все ваши возражения, этого достаточно, уверяю вас...

И я согласилась. Мою страничку Надежда Ивановна прочла ей, как обещала, но мнение сестры Марины не произвело на нее никакого впечатления, — и она повторила свое воспевание в книге, навязав его читателю, — с обычной самоуверенностью. Фактическое несходство ни черт, ни выражения лица не поколебало собственное ее мнение о высоком качестве портрета, о внутреннем сходстве — из всей... иконографии, прижизненной и посмертной, этот портрет наиболее выразительный, это портрет единственный в своем роде — портрет-озарение (стр. 235).

С единственностью в своем роде согласна не только я, но и многие (среди них и художники), мне о нем сказавшие: Это совершенный кошмар! и Ужас какой-то! Карикатура!

Звезда, 1987, № 8, с. 186

Вопрос о том, является ли данный портрет изображением Цветаевой или какой-либо другой женщины, остается открытым.



e11enai.livejournal.com

.

Серия сообщений "Марина Цветаева":
Цветаева, стихи
Часть 1 - Марина Цветаева. "Все сразу: смерть и воскресение"
Часть 2 - Ко дню рождения Марины Цветаевой
...
Часть 11 - О ветре
Часть 12 - 31 августа - 77 лет со дня гибели Марины Цветаевой
Часть 13 - Прижизненные портреты Марины Цветаевой
Часть 14 - Марина Цветаева - день рождения
Часть 15 - День памяти Марины Цветаевой
...
Часть 30 - Ко дню рождения Марины Цветаевой.
Часть 31 - Памяти Марины Цветаевой
Часть 32 - 9 октября

Серия сообщений "женщины в истории-2":
Часть 1 - Что Лола хочет, то Лола получает
Часть 2 - Портреты с жемчугом. 19-й век.
...
Часть 23 - Ирина Годунова, русская царица
Часть 24 - Таинственный остров племени тейя
Часть 25 - Прижизненные портреты Марины Цветаевой
Часть 26 - Ноктюрны Шопена играет Брижит Анжерер
Часть 27 - Испанская танцовщица
...
Часть 48 - Вероника Тушнова и Александр Яшин — две дороги любви
Часть 49 - Сломанная судьба балерины Клео де Мерод
Часть 50 - Как и ради кого русский промышленник Демидов стал князем в итальянской Тоскане...

Рубрики:  Мир искусства/живопись
живопись
Мир искусства/рисунки
иллюстрации, рисунки
исторические портреты
исторические портреты
Метки:  

 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку