-Рубрики

 -Поиск по дневнику

Поиск сообщений в willynat

 -Подписка по e-mail

 

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 14.04.2012
Записей: 4815
Комментариев: 934
Написано: 8009


Сокровища великих цивилизаций: золото скифов

Суббота, 18 Июня 2016 г. 20:57 + в цитатник
Цитата сообщения Майя_Пешкова Сокровища великих цивилизаций:скифское золотое искусство

Мы — те, об ком шептали в старину,
С невольной дрожью, эллинские мифы:
Народ, взлюбивший буйство и войну,
Сыны Геракла и Эхидны, — скифы.

А. Я. Брюсов, 1916 год

Когда-то давным-давно, начиная со второй половины VIII — начала VII в. до н. э., на необъятных просторах степной и лесостепной зон Евразии от Причерноморья до Саяно-Алтая кочевали загадочные народы.

В мировой истории довольно часто встречаются не только племена, но и народы, вся родословная которых исчерпывается двумя-тремя фразами, записанными древними летописцами. Это — «народы-призраки». Что известно нам о них? Разве только диковинное имя да несколько фактов из их истории — порой полулегендарной. Для Восточной Европы I тысячелетия до н.э. одним из первых среди таких загадочных народов древности остаются скифы.

Золотая диадема VII века до н.э. (крупнее показана её деталь). Мельгуновский (Литой) курган, Северное Причерноморье. (Раскопки А. П. Мельгунова 1763 года.)

История их изучения служит наглядной иллюстрацией и успехов современной науки, и её неудач. Несмотря на огромную работу археологов, раскопавших тысячи скифских курганов, десятки поселений и городищ, несмотря на прорывы историков и лингвистов, изучающих письменные источники, несмотря на значительный вклад в скифоведение представителей таких наук, как антропология, палеоботаника, палеозоология, палеогеография и другие, у нас нет пока ответа даже на основные вопросы, касающиеся истории скифов.


Не известно во многом происхождение скифов и их культуры. До сих пор ожесточённо спорят об уровне развития этого народа, о том, создал ли он своё государство и если да, то когда и в какой именно форме это произошло. (Однако надо заметить: в истории ещё с XVIII века скифских вождей стали называть царями. Это некая условность, принятая наукой.) Нет однозначного ответа и на вопрос: что стало причиной внезапной гибели Великой Скифии?…

Скифы внезапно появляются на исторической арене Европы в VII веке до н.э., придя откуда-то «из глубин Азии». Эти воинственные и многочисленные кочевые племена быстро захватывают всё Северное Причерноморье — степные и лесостепные области между Дунаем на западе и Доном на востоке. Пройдя через горы Кавказа, победоносная скифская конница громит древние государства Передней Азии — Мидию, Ассирию, Вавилонию, угрожает даже Египту…

Парадная секира с золотой обкладкой, в оформлении которой уже видны и скифские, и ближневосточные элементы. Золотая обкладка секиры с фигурой вождя или жреца явно восточного типа.Меч в золотых ножнах и с золотой рукояткой VII века до н.э., найденный в Мельгуновском кургане.

Ножны этого меча украшают золотые пластины с изображением оленя и крылатых чудовищ с луками.

Но также внезапно и таинственно этот многочисленный и воинственный народ, непобедимый на протяжении почти четырёх столетий (VII—IV века до н.э.), сходит с исторической арены Европы, оставив после себя легенды о храбрости и жестокости да бесчисленные курганы с захоронениями рядовых воинов и могущественных царей.

Серебряный с позолотой сосуд со сценами охоты скифских всадников на льва и на фантастическое существо — рогатую львицу.

Античные писатели и историки называли их «скифами».Информация о скифах известна из сочинений античных авторов (особенно Геродота) и археологических раскопок.

Первые официальные раскопки большого скифского кургана были произведены в 1763 году по поручению генерал-поручика Алексея Петровича Мельгунова — губернатора Новороссийского края. С этого момента отсчитывается время полевой скифской археологии. Тогда исследовали Литой курган, находившийся в 60 км от Елисаветграда (ныне Кировоград). Вскрытое захоронение (Червонная Могила) оказалось погребением знатного скифа, о чём свидетельствовали великолепные золотые изделия конца VII — начала VI века до н.э.

Летающие лось - грифон кургана Иссык ( V.-IV. г. до Р. Х. ) Казахстан

А вот к славянам скифы не имеют никакого отношения, да и не было между ними непосредственного контакта. Если последние скифы окончательно исчезают в Восточной Европе в III веке уже новой эры, после готского набега и погрома, то первые упоминания о славянах появляются в письменных источниках не ранее середины I тысячелетия от Рождества Христова.

Олени в клюве Гриффона , курган Берл (IV -III . До Р. Х. ) Казахстан

Золотая плетка с волком.Курган Берл

Правда, внешняя благостность дошедших до наших дней скифских мужских изображений не должна вводить в заблуждение. Из сообщений ассирийцев, иудеев, греков и римлян известно: то был необузданный и жестокий народ, получавший удовольствие от войн, набегов и грабежей, его воины снимали скальпы с поверженных врагов.Пройдя через перевалы Главного Кавказского хребта, они вторглись в VII веке до н.э. в Закавказье, разгромили могучее государство Урарту и, словно грозная буря, обрушились на цветущие города Мидии, Ассирии, Вавилонии, Финикии и Палестины.

Принесли скифы с собой и своё искусство звериного стиля, заставив работать на себя искусных мастеров Передней Азии. Так произошло слияние двух художественных начал. Во второй половине VII века до н.э. появилось новое направление в искусстве, вобравшее скифские и восточные элементы. Скифские звериные мотивы — орлы, олени, хищники из семейства кошачьих — появились в украшениях предметов восточного типа — налобных лентах, диадемах, нагрудных украшениях-пекторалях. Но и образы местного искусства стали использовать при отделке скифских вещей, пример того — меч и секира, обнаруженные в Келермесском кургане на Северном Кавказе.

Однако скифы вели себя на Ближнем Востоке как грабители и насильники. Тысячи бронзовых наконечников их стрел, найденные при раскопках древних ближневосточных городов, следы пожарищ и разрушений в них подтверждают сообщения древних письменных источников об опустошительных набегах скифской конницы на цветущие области Передней Азии.

Со временем общая политическая ситуация на Ближнем Востоке складывается для «северных варваров» крайне неблагоприятно. Грабежи и насилия скифов начинают вызывать возмущение у покорённых, и они то и дело выступают с оружием в руках против захватчиков. Заметно усиливаются Мидия и Вавилония. В 612 году до н.э. их объединённая армия штурмом берёт ассирийскую столицу Ниневию и дотла разрушает её. Ассирия пала и навсегда исчезла с арены мировой истории.

Золотая рукоять персидского (ахеменидского) меча конца VI — начала V века до н.э. Приднеп-ровье. Возможно, это трофей, полученный скифами после разгрома войск Дария I. «Царский» курган Чертомлык. (Раскопки И. Е. Забелина 1863 года.)

Затем пришёл черёд рассчитаться со скифами за все прошлые обиды. И мидийский царь Киаксар, как сообщают античные авторы, пригласил многих скифских вождей и военачальников к себе во дворец на «дружеский» пир и, напоив их до беспамятства, приказал всех перебить. Лишившись высшего руководства и находясь под угрозой полного разгрома мидийскими войсками, скифы вынуждены были вернуться в свои северопричерноморские владения. И с конца VII века до н.э. основные события скифской истории уже связаны только со степными и лесостепными областями Восточной Европы.

Акинак с ножнами,реконструкция К.Алтынбекова, кургана Берл ( Ив. -III . До Р. Х. ) 

Но уже сами древние авторы вкладывали в это понятие разные значения. Под «скифами» понимались и племена, жившие только в районе Северного Причерноморья, и прочие народы, обитавшие на достаточно удаленных друг от друга территориях.

Украшенияна лоб.Курган Берл

Голова тигра , кургана Иссык ( v.-IV. г. до Р. Х. ) Казахстан

Волк ( в кольце ) (VI - . . IV B.C , ) Западный Казахстан

Фрагменты украшений,Алтай

Конь.Курган Иссык.

Позднее термин «скифы» нередко применялся по отношению ко всем народам, населявшим евразийские степи, будь то кочевые племена или наши предки славяне. Даже Русское государство в некоторых средневековых сочинениях именовалось Скифией.

Тигр-гриффон.Стиль- животное кургана Берели , ( V - . III г. до Р. Х. ) Казахстан ..

Детали диадемы. Семиречье 11в.д.н.э.Казахстан

курган Берл .Ив. -III . До Р. Х

Шли столетия. Долгое время скифы оставались загадкой. Еще в начале XX в. этот образ оставался овеянным легендами и служил благодатной почвой для поэтов, писателей, художников. Всем хорошо известны знаменитые строки Александра Блока: «Да, скифы — мы! Да, азиаты — мы! С раскосыми и жадными очами!..».

Шпилька с оленями на вершине кургана Аржан ( VIII. -VII . Г. до Р. Х. ) Тувы

Долина Царей. Тыва. Пий-Хемский кожуун.

Курган Аржаан-1. 2012 

Но каков был настоящий облик скифов, откуда они пришли и куда исчезли в волнах истории?

Древнее искусство из Западной Внутренней Монголии

Окончательного ответа на все вопросы скифской истории нет, и вряд ли можно их получить. Но многое позволила узнать археология, открывшая удивительный мир скифских курганов, образцы великолепного неповторимого искусства, грандиозных погребальных сооружений. Древности скифов стали известны науке уже в XVIII в. Но научная база скифской археологии была создана в XX в. усилиями многих ученых. Благодаря археологии по-новому зазвучали и скудные строки античных сочинений о скифах.

Монеты индо - скифов

В современной науке принято как узкое, так и расширенное толкование понятия «скифы». В первом случае «скифы» — это название только одного народа степей Северного Причерноморья между Дунаем и Доном. Тогда других представителей различных культур, родственных скифам, называют народами скифского мира. Это савроматы, жившие к востоку от причерноморских скифов, саки в степях Казахстана и Средней Азии, меоты в Прикубанье и иные, имена которых история не сохранила.

Курган  Куль-Оба

 

Во втором случае ими называют все народы, жившие на обширной территории, но имевшие когда-то общее происхождение и обладавшие близкими чертами хозяйственного уклада, культуры. Близость культуры выражается в некоторых чертах повседневной жизни, обрядов и мировоззрения. В археологии все эти черты объединены в так называемой «скифской триаде».

 

Ордос культура

Среди художественных изделий, обнаруженных в погребениях скифов, наиболее интересны предметы, декорированные в зверином стиле: обкладки колчанов и ножен, рукоятки мечей, детали уздечного набора, бляшки (использовавшиеся для украшения конской сбруи, колчанов, панцирей, а также в качестве женских украшений), ручки зеркал, пряжки, браслеты, гривны и т. д.

Ритуальная ваза из Чертомлыкского кургана около Никополя.Украина

Скифская ваза.Румыния

Лягушка музея Варшавы

Из Будапешта

Наряду с изображениями фигур животных (оленя, лося, козла, хищных птиц, фантастических животных и т. д.) на них встречаются сцены борьбы зверей (чаще всего орла или другого хищника, терзающего травоядное животное).

Золота пектораль. IV стол. до н. э.Курган. Толстая Могила

 

 

Изображения выполнялись в невысоком рельефе при помощи ковки, чеканки, литья, тиснения и резьбы, чаще всего из золота, серебра, железа и бронзы. Восходящие к образам тотемных предков, в скифское время они представляли различных духов и играли роль магических амулетов; кроме того, они, возможно, символизировали силу, ловкость и храбрость воина.Несомненный признак скифской принадлежности того или иного изделия — особый способ изображения животных, так называемый скифо-сибирский звериный стиль. Животные всегда изображаются в движении и сбоку, но с обращённой в сторону зрителя головой.

Золотой гребень из скифского кургана Приднепровья. IV в. до н.э.Фантастический зверь-птица. Золотая обкладка ножен из скифского кургана Придонья. VI в. до н.э.

Особенностями скифского звериного стиля являются необычайная живость, характерность и динамика образов, замечательная приспособленность изображений к формам предметов. В искусстве скифов IV—III вв. до н. э. образы животных получали все более орнаментальную, линейно-плоскостную трактовку. Существовали и каменные, сильно схематизированные изваяния скифов-воинов, устанавливавшиеся на курганах. С V в. до н. э. греческие мастера изготовляли предметы декоративно-прикладного искусства для скифов, сообразуясь с их художественными вкусами.

 Границы Скифии в V в. до н. э.
1 – Царские скифы, Приднепровские; 2 – Волго-Донские; 3 – Заволжские; 4 – Массагеты; 5 – Царские скифы, Приобские; 6 – Енисейские; 7 – Царские скифы, отколовшиеся от Приобских
Царские скифы (с кочевниками и пахарями) жили между Карпатами и Доном, с центром севернее Путивля у р. Сейм.
Волго-Донские жили между низовьем Дона и Волги с центром у г. Элиста.
Заволжские скифы жили между Волгой и северным Аралом, с центром у истока рек Малый и Большой Узень (восточнее озера Баскунчак).
Массагеты жили между южным Уралом и Балхашом, примыкая к Иртышу. Центр был в 200 км западнее Караганды и 80 км севернее р. Сарысу.
Царские скифы (Приобские) жили между Иртышем и Обью, с центром между Иртышем и истоком реки Васюган.
Енисейские скифы жили по обе стороны Енисея и Ангары. Центр находился на Ангаре, восточнее Енисейска.
Царские скифы (отколовшиеся от Приобских) жили между р. Печора и Приполярным Уралом с выходом к р. Обь. Центр был у р. Илыч (приток Печоры).

Головной убор женщины (реконструкция). Золото. IV в. до н.э.
И меч с обложенной золотом рукоятью (его ножны так же покрыты золотой обкладкой с рельефными украшениями).

Золотая сбруя скифов.Берлин

Берлин

Берлин

По мнению учёных — скифы и древние греки оказали значительное влияние на многие народы, жившие на территории Европейской части бывшего СССР, так, например, такое влияние они оказали на меотскую культуру, что видно из артефактов, найденных в курганах Келермесских, Карагодеуашх и др. Показательны и курганы: Куль-Оба, Солоха, Чертомлык, Толстая Могила и др.; уникальные настенные росписи открыты в Неаполе Скифском.

Гайманова могила , с. Балки Запорожской обл.

Очень похожие типы этих предметов широко распространились в культурах народов, населявших степь и лесостепь Евразии со второй половины VIII в. до н. э. до первых веков новой эры. Вместе эти крупицы знаний открывают перед нами мир, на протяжении многих веков сохранявший свою самобытность и оставивший в летописи мировой цивилизации свою особую страницу.

Обшивка горита. Золото. IV в. до н.э.
Хомина Могила (Никопольский район, Днепропетровская область)

Ручка деревянной чаши в виде дикого кабана. Золото, серебро. Конец IV в. до н.э.,Конский нахрапник. Серебро с позолотой. Конец IV в. до н.э. 

Происхождение этой культур и их дальнейшая судьба крайне загадочны. Причина этого — отсутствие у народов скифского мира собственной письменности и противоречивые данные о скифах в рассказах иных народов.

Находки с раскопок Ставропольского кургана

Изучая древние тексты, в которых античные и восточные историки упоминают имена скифских вождей, некоторые скифские слова, ученые все же могут кое что понять о происхождении скифов. Они говорили на языке иранской группы индоевропейской языковой семьи, а другие народы скифского мира имели похожие языки.

Скифские украшения,музей в Берлине

Но откуда и когда пришли представители скифской культуры в европейские степи, где с ними и познакомились древние греки, оставившие самые полные описания этого народа? До прихода сюда скифских племен здесь жили народы, также говорившие на иранских языках. Самыми известными из них были киммерийцы. История киммерийцев также полна тайн.

Курган Тиллия-Тепе

Изображение хищника. Курган Кулановского. Крым.

Оборотная сторона зеркала. Деталь. Келермесский курган. Кубань.

На сегодняшний день точно не установлено, кто такие киммерийцы. Одни исследователи считают, что киммерийцы — это родственные скифам кочевые народы, существовавшие с ними в одно время. Другие ученые предполагают, что понятие «киммерийцы» может быть одним из названий самих древних скифов. По легенде, которую приводит греческий историк V в. до н. э. Геродот, скифы-кочевники, пришедшие из Азии, изгнали киммерийцев с территории Северного Причерноморья. Но тот же Геродот в своей «Истории» приводит и другие легенды скифов. Согласно им, эта цивилизация в Северном Причерноморье жила извечно.

Войлочая седельная покрышка из I Пазырыкского кургана. Горный Алтай.

Рыбка из Берлинского музея

Скифский меч из музея в Берлине

Часть украшения
Легенды мало помогают решению вопроса о происхождении причерноморских скифов. Не дают прямого ответа и археологические источники. Ведь большинство скифских племен вело кочевое хозяйство и могло передвигаться на огромные расстояния за короткое время. Да и выделить их предков среди множества родственных племен со сходными чертами культуры очень сложно. Все же большинство ученых склоняются к тому, что основное ядро скифов Причерноморья составляли племена, пришедшие с востока, из за Волги.

Украшение конской сбруи из I Пазырыкского кургана. Горный Алтай.

 

И здесь вновь начинаются споры исследователей. Где сложились характерные черты скифской культуры?
Одни из них считают, что скифы пришли в Европу вполне сформировавшимся народом. В их культуре уже существовали все особенности «скифской триады»: отличавшие их виды оружия, конского снаряжения и украшений.

Ритон. Уляп. V-IV вв. до н.э.

Навершие в виде головы оленя. Фрагмент. Уляп. V в. до н.э.

Ритон. Уляп. V в. до н.э.

Эта гипотеза получила название «центральноазиатской».


Сторонники другой теории, «переднеазиатской», с ними не согласны. Нет, говорят они, все эти черты у скифов сложились во время их походов в VII в. до н. э. за Кавказский хребет, в Междуречье и Малую Азию, о которых известно из письменных источников и данных археологии. Там они заимствовали передовые виды вооружений и некоторые сюжеты искусства, включили их в свою культуру и принесли обратно в степи. Только после этого можно говорить о скифской культуре как о чем-то целостном.

Скифское навершие в виде кабана. Уляп. IV в. до н.э.


Обе теории имеют веские аргументы в свою пользу. И в Центральной, и в Передней Азии есть сходные со скифскими предметы оружия и украшения. Но ни в одном из этих центров нет всего набора элементов культуры, характерных для скифов.


Но исследования археологов не стоят на месте. Все больше и больше аргументов появляется у третьей гипотезы происхождения скифской культуры — «полицентрической». На огромных просторах евразийских одновременно начинали возникать сходные в общих чертах культуры скифского типа.

Словакия

Керченский курган
Цивилизация находилась на территории стран современного мира:
Россия (Крым, Ростовская область и др. южные регионы), Украина, Северный кавказ, Азербайджан, Грузия, Казахстан, Узбекистан, Туркменистан







Рыбаков Б. А. Геродотова Скифия. — М.: Наука, 1979. — 248 с

Источники:

Агбунов М. В. Путешествие в загадочную Скифию ;  — М.: Наука, 1989. — 192, [16] с. — (Страницы истории нашей Родины)

Скржинская М. В. Скифия глазами эллинов. — СПб.: Алетейя, 1998. — 304 с. — (Античная библиотека)

Зайцев Ю. П. Неаполь скифский (II в. до н. э. — III в. н. э.): Монография. — Симферополь: Универсум, 2003.— 212 с

Граков Б. Н. Скифы: Научно-популярный очерк. — М.: Изд-во МГУ, 1971. — 200 с.

Черников С. С. Загадка золотого кургана: Где и когда зародилось скифское искусство. — М.: Наука, 1965. — 192 с. — (Из истории мировой культуры).

Смирнов А. П. Скифы. — М.: Наука, 1966. — 200 с. — (Из истории мировой культуры).

Хазанов А. М. Золото скифов. — М.: Советский художник, 1975. — 144 с.

Т. Кузнецова. Краткая история скифов // Скифы: Хрестоматия / Сост., введение, коммент. Т. М. Кузнецовой. — М., 1992. — С. 3—14. 

Раевский Д. С. Мир скифской культуры. — М.: Языки славянской культуры, 2006. — 600 с.

Петухов Ю.Д., Васильева Н.И. Евразийская империя скифов. - М. : Вече, 2007. - 400 с.

 

Серия сообщений "археология":
археология, раскопки
Часть 1 - Прощай, Нимруд!
Часть 2 - Деревня Саньсиндуй - таинственные древние артефакты
...
Часть 16 - Сокровища великих цивилизаций: золото Микен, или что нашел Шлиман
Часть 17 - Сокровища великих цивилизаций: золото гробницы Тутанхамона
Часть 18 - Сокровища великих цивилизаций: золото скифов
Часть 19 - Первые пирамиды Снофру. IV династия.
Часть 20 - "Неандертальская флейта" - самый древний музыкальный инструмент
...
Часть 33 - Виктор Солкин. Фараоны и Финикия
Часть 34 - Нураги — великая тайна Сардинии
Часть 35 - Таинственный "шлем" леди Эльче

Рубрики:  Мир искусства/ювелирное искусство
драгоценные камни, скань, украшения, утварь
Мир искусства/статуэтки, малая скульптура,куклы
статуэтки, куклы
история с иллюстрациями/музеи
музеи, коллекции, история,
Метки:  

newhoros   обратиться по имени Замечательная символика возрождения Понедельник, 19 Сентября 2022 г. 18:46 (ссылка)
Образ души - это птица, начинается возрождение в созвездии Льва, крылья и голова птицы у льва показываю, что душа находится в созвездии Льва. На небесах всегда происходят два рождения - земная душа рождается с небесной душой, кабан показывает два рождения, эти животные дважды приносят потомство с разницей в один месяц и также происходят два рождения на небесах. Небесная душа живёт в Солнце, движение Солнца показывает конь или колесница, конь с крыльями птицы показывает движение души в Солнце.
Завершается возрождение в созвездиях Овна и Тельца, образы этих созвездий часто используются в символике возрождения. Кроме этого, т=используются пёс и рыба, дело в том, что пока земная душа не родиться в небесном теле, она не может быть вместе с небесной душой и находится до завершения создания тела в полярном созвездии Пса, завершается создание тела в созвездии Рыб.
Ещё используется вспомогательная символика, так заяц указывает на рождение в полнолуние, это указание до сих пор используется в виде "пасхального зайца", также используются олень, козёл, иногда осёл показывает, что небесное тело не может иметь потомство также, как мул - потомок осла и лошади.
Ответить С цитатой В цитатник
Перейти к дневнику

Вторник, 20 Сентября 2022 г. 00:11ссылка
Интересно
 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку