-Рубрики

 -Цитатник

Современное искусство - (0)

Кузькин.. продолжение истории   Не хотела даже писать об этом. Но приезд этого предста...

100-летие Первой мировой войны (экскурсия) - (2)

100-летие Первой мировой войны: воспоминания, которые хранит Воронеж В Воронеже состоялась экскурси...

Наследие предков - молодым! - (0)

Объявлены лучшие авторы исследовательских работ «Наследие предков – молодым!» Завершился регио...

Еврейское кладбище - (0)

Воронеж, еврейское кладбище – «у дороги стоит деревце»… Еврейское кладбище города Воронежа &md...

Музей "Костёнки". - (0)

В гости к мамонтам (поездка в музей "Костёнки", Воронежская область) Уникальность этого музея ...

 -Метки

Бабушка абхазия акиньшин архитектор архитектура архитектурное наследие боевая техника больница братская могила великая отечественная война ветераны вов водохранилище война вокзал воронежская область выставка вышивка гагра гостиница грибы дедушка день города день победы диорама дни войны елецких ж/д живность живопись заводы замятнин заповедник земляки имена инки искусство как это было концерт краеведение купечество ласунский латино левый берег лес личное магазин машмет медицина мемориал миронов монастырь москва мост музей музыка новый год образование орленок отдых отпуск пётр 1 памятник памятник вов память парк перу писатели площадь подвиг пожар праздник природа проект промышленность проспект революции реконструкция религия реставрация рица руины рукоделие семья снег события ссср старые улицы театр торговля транспорт туризм усадьбы фауна фестиваль флора фолк храм церковь экскурсии ювжд

 -Поиск по дневнику

Поиск сообщений в Виктория_Махракова

 -Подписка по e-mail

 

 -Интересы

 -Сообщества

Участник сообществ (Всего в списке: 5) помним История_как_наука Российская_Империя LivePostCards Moja_Polska

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 27.06.2009
Записей: 521
Комментариев: 1812
Написано: 3477


Площадь Победы (история)

Четверг, 07 Июня 2012 г. 19:01 + в цитатник

Площадь Победы расположена прямо за "Домом со львами " и Главпочтамтом. От нее открывается вид на частный сектор правобережья. Строго перпендикулярно от фонтана идет Помяловский спуск, а влево и вправо - улицы, сохранившие старинные названия: Правая Суконовка и Левая Суконовка.

На следующем фото вид стелы и ниже карта места, откуда сделан снимок.

я11 (700x514, 273Kb)
пл поб карта (700x404, 144Kb)

Изображение площади Победы (в самые разные годы) уже выкладывала раньше.
А сегодня поговорим об истории ее возникновения и о том, что на этом месте было раньше (текст курсивом - из "Записок старого пешехода").

пл поб (700x525, 114Kb)

Персоналии, упоминающиеся далее:
Гуненков Николай Федорович (род. 1937) - архитектор
Малкин Лев Абрамович - купец
Пучков Станислав Васильевич (1929-1983) - инженер
Сушков Федор Кузьмич (род. 1923) - скульптор

Вблизи проспекта Революции есть уголок, который чересчур помпезно зовется площадью Победы. Никакой площади в общепринятом значении этого слова нет – но все равно приятное местечко, где душа освобождается от житейской накипи и горюет о несовершенстве человеческой натуры. Сюда надобно приходить только тогда, когда становится невмоготу от суеты и хочется побыть одному, прислушаться к голосу собственного сердца. Здесь хорошо погрузиться в себя, размышляя о драматической истории прошедшего века.

1930-е фонтан (670x420, 58Kb)

В начале столетия позади отеля "Берлин" располагался небольшой сад с красивым названием «Фантазия». Арендовал его Л.А. Малкин. Сад был отгорожен от отеля, существовал сам по себе – естественно, только в летнюю пору. В нем размещался ресторанчик, стояла эстрада для оркестрантов, и всегда находилось немало охотников пропустить стопку-другую на лоне природы. Тихо звучала музыка, ловко сновали официанты – где еще лучше провести вечерок обывателю?! В бильярдной любой мог продемонстрировать свое искусство с треском загонять шар в лузу.
После революции 1917 года было уже не до ресторанной идиллии. Сад постепенно захирел, деревья вырубили, а территорию захламили убогими сараями. Все это пространство превратилось в обычный двор, куда из посторонних мог забрести разве что какой-нибудь подвыпивший пролетарий.
После Великой Отечественной войны, когда в мастерских архитекторов прорабатывались контуры возрождаемого Воронежа, предполагалось тут, на бровке верхнего плато, устроить бульвар для массовых гуляний. Он должен был начинаться от Петровского сквера и выходить на площадку с фонтаном у улицы Помяловского. Однако этот интересный план не был реализован, и два десятилетия жильцы дома № 27 спокойно пользовались своими допотопными сараями и прочими дворовыми благами.

пом. спуск (700x477, 187Kb)

Фото Помяловского спуска есть также здесь

Но вот в начале 1970-х годов здесь стали происходить странные дела. Сараи исчезли, на машинах завезли землю, укрепили дерном на откосах грунт. Жгучее любопытство прохожих вызывало непонятное сооружение, сколоченное из досок и деревянных щитов. Что-то смутно угадывалось в его очертаниях, но что именно? Строились на сей счет разные догадки, но все они отвергались. Гласности еще не было, и работа шла как бы полутайком. И только обитатели высоких кабинетов знали: идет планировка будущей площади Победы и ищется самый удачный вариант размещения монумента. Бессмысленное на первый взгляд сооружение было, оказывается, просто макетом, привязываемым к рельефу местности.

Наш город в минувшую войну – тема особая, святая, прикасаться к ней больно до сих пор. Если не считать летучих набегов, совершавшихся степными кочевниками под стены сторожевой крепости, оккупация гитлеровцами Воронежа была самой крупной трагедией за все четыре с лишним века его существования. Мы потеряли людей, лишились прекрасных зданий. А кто посчитает, сколько сгорело в пожарищах произведений искусства, антикварных вещей, редких книг... Страшно вспомнить, какими предстали родные пенаты взору первых возвращенцев: горы щебня и битого кирпича, руины домов, хаос и запустение. В самом жутком сне такое не привидится. Надо ли говорить, что намерение создать в центре города мемориал в честь павших встретило у жителей всеобщую поддержку.

P1000405 (700x519, 277Kb)
 

Весной 1968 года был объявлен конкурс на лучший проект памятника. Соперников одолела авторская группа в составе воронежцев – скульптора Ф.К. Сушкова, архитектора Н.Ф. Гуненкова и конструктора С.В. Пучкова.

Их замыслы и легли в основу многолетних подготовительных работ. Ведь одно дело – сидеть в мастерской и лепить модель в глине или отливать ее в гипсе, и совсем другое – выйти на натуру и найти самую выгодную точку обзора. Дощатый макет переезжал с места на место, пока, наконец, не встал перпендикулярно проспекту Революции на северной оконечности плато.
И вот наступил светлый день 30-летия Победы – 9 мая 1975 года. Накануне правительственным указом Воронеж был награжден орденом Отечественной войны первой степени, и верхолазы монтажники срочно установили его многократно увеличенное изображение меж двух стел, выполненных из нержавейки. Высота сооружения составляет сорок метров, и его вершина с металлическим орденом, доминирующая над крышами окрестных зданий, хорошо видна в округе. С левобережья обелиск смотрится как на ладони.

сукон панор1 (700x550, 255Kb)
 

В полусотне метров от обелиска находится ключевая достопримечательность мемориального ансамбля – творение Фёдора Кузьмича Сушкова. Если воспользоваться отвердевшими газетными формулами, это – многофигурная композиция, символизирующая единство советского народа в борьбе с немецко-фашистскими захватчиками.

P1000407 (700x522, 283Kb)
 

Бесспорно, военное лихолетье заставило людей сплачиваться, даже палачей с жертвами, которых иногда выпускали из тисков ГУЛАГа: внешняя угроза казалась опасней внутренних смут. И все-таки, созерцая памятник, трудно отделаться от ощущения: уж слишком прямолинейно воплощена в нем эта идея. Прямолинейно даже в буквальном смысле: будто шагают стройными шеренгами демонстранты по Красной площади. Как-то парадно все это выглядит, душу не надрывает. Кажется, чересчур много логики – да и листовой меди тоже: ваятель задался целью заселить свой монумент представителями чуть ли не всех родов войск и разнообразными гражданскими типажами. Вот и получилась иллюстрация к расхожей истине. Гораздо больше трогает распластавшаяся на граните звезда.

P1000406 (700x509, 365Kb)
P1000403 (700x525, 299Kb)
P1000402 (700x493, 378Kb)
P1000404 (700x510, 361Kb)

 

 

Серия сообщений "Памятники ВОв":
Часть 1 - Воронеж – Город воинской славы
Часть 2 - Песчаный лог
...
Часть 14 - Танк у села Пухово
Часть 15 - 9 мая 2012 г.
Часть 16 - Площадь Победы (история)
Часть 17 - Музей-диорама (история и внутри)
Часть 18 - Воронеж. Памятники ВОв. Братские могилы (адреса, фото)
Часть 19 - Воронеж. День Победы 2015
Часть 20 - Новая жизнь Центрального парка у Динамо

Серия сообщений "Площади Воронежа":
В рубрике описаны воронежские площади, имеющие историческое значение. Некоторые из них уже не существуют.
Часть 1 - Староконная площадь / площадь Ленина
Часть 2 - Площадь Победы: воинское захоронение № 100
...
Часть 13 - Соборная (Смоленская) площадь.
Часть 14 - Сенная (Щепная) площадь.
Часть 15 - Площадь Победы (история)
Часть 16 - Гото Предестинация: первое плавание
Часть 17 - Театральная + Мясная / Советская площадь
Часть 18 - Бронетехника - выставка на Советской площади

Рубрики:  ЗАПИСКИ СТАРОГО ПЕШЕХОДА
Описание зданий, построенных вдоль проспекта Революции (Большой Дворянской). Материал по книге А. Акиньшина и О. Ласунского «Записки старого пешехода», дополненный фотографиями и примечаниями о том, что нынче находится в том или ином здании. Текст, напечатанный непосредственно из книги, буду выделять курсивом.
Метки:  

Процитировано 1 раз
Понравилось: 1 пользователю

Падунский   обратиться по имени Пятница, 08 Июня 2012 г. 08:25 (ссылка)
Этот дом на заднем плане всё испортил. Ужас.
Ответить С цитатой В цитатник
Перейти к дневнику

Пятница, 08 Июня 2012 г. 22:09ссылка
Иной раз удивляешься точке зрения тех, кто правит ныне архитектурой в городе.
Владимир_Шкондин   обратиться по имени Пятница, 08 Июня 2012 г. 13:49 (ссылка)
Викелла, а памятник хороший, зря ты его так. (Домик фоном встал кошмарно конечно)
Но если посмотреть на памятник не со стороны сплочения палачей и заключенных, а как на символ? Получается, что комуняки лохонулись в своём невежестве, пропустив такой символ веры в центр Воронежа.
Общий контур монумента - лодка, знамя - как парус, лодка и парус - христианский символ веры и надежды. Фигур - 12, мать с младенцем на руках - без комментариев... Как такой расклад? :)
Ответить С цитатой В цитатник
Перейти к дневнику

Пятница, 08 Июня 2012 г. 22:16ссылка
Ха, интересная мысль! А вообще кто знает, какой смысл вкладывался в разные произведения (скульптура, живопись, литература и т.д.) во времена "жестокой цензуры". Может пройдет еще несколько десятков лет и будут потомки расшифровывать что-нибудь из 20-го века, как мы сейчас да Винчи..
 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку