-Поиск по дневнику

Поиск сообщений в White_nimbus

 -Подписка по e-mail

 

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 27.03.2012
Записей: 542
Комментариев: 58
Написано: 739


Тензин Приядарши. Вопросы и ответы о созерцании

Четверг, 12 Апреля 2012 г. 15:10 + в цитатник
Фрагменты выступления в центре «Новый Акрополь», 5 марта 2011

1333958687_632-1 (632x320, 166Kb)

Радость, как и другие эмоции, заразительна. В нашем мозге есть зеркальные нейроны. Хотим мы того или нет, у нас есть способность отражать те эмоциональные состояния, которые проявляют люди рядом с нами. Как только вы видите человека в печали, тотчас же и вас переполняет печаль. Когда рядом с вами кто-то смеется, то вы тотчас сами начинаете смеяться, вам становится радостно на душе. Пусть даже вы не расслышали шутку или ее не поняли – вы все равно смеетесь. Это говорит о том, что эмоции заразительны. Чем чаще вы будете испытывать искреннее счастье, радость, тем сильнее будет то влияние, которое вы оказываете на других. Люди вокруг вас будут тоже чувствовать счастье. Поэтому если вы хотите, чтобы больше людей вокруг вас были счастливы, постарайтесь взрастить счастье в самом себе.

. . .
Медитационная практика позволяет получить представление о том, что такое ум, его состояния и что такое счастье. Первое, что нам необходимо в медитации, — научиться сохранять внутренний покой. Покой — это очень важное присущее нам качество, которым, однако, мы не часто пользуемся. Наш ум в постоянных размышлениях, он то и дело хочет чего-то добиться, ему нравится быть занятым. Нам кажется, что если мы заняты, то мы весьма продуктивны. Однако покой ‒ столь же важный аспект нашего ума, как и занятость или продуктивность. Достигаемый нами внутренний покой способствует продуктивности.

Как только вы позволяете себе достичь внутреннего покоя, вы начинаете распознавать различные состояния своего ума. Вы видите, что существуют определенные аспекты ума (эмоции), которые определяют окраску переживаемых нами внутренних состояний. Эти факторы определяют то, как именно мы будем переживать то или иное событие.

. . .
Перед созерцателем стоит следующая основная задача: добиться такой сверхточной настройки своего ментального состояния, чтобы его базовое восприятие не позволяло воспринимаемым явлениям добавлять ему беспокойства.

Рассмотрим пианино. Вы можете нажать на любую клавишу, и последует какой-то звук. Но когда вы правильно настроили пианино, то точно знаете, какой клавише соответствует тот или иной звук. То же самое и с нашими ментальными состояниями. Как только вы правильно настроили свое сознание, вы видите, какое из переживаний полезно для вас; какое ментальное состояние помогает при обработке того или иного переживания.

В буддийской традиции говорится об «омрачающих», или негативных эмоциях. Буддист вы или нет, все равно у вас есть эти омрачающие, или разрушительные эмоции. Что это за эмоции? Это гнев, ревность, зависть, ненависть, страх, беспокойство и подобные эмоции этой природы. Все эти состояния в той или иной степени присутствуют в нашем уме. И они предопределяют то, какой будет наша жизнь на ежедневной основе.

Обычно мы идем на поводу у омрачающих эмоций, будь то беспокойство, страх или гнев, особо не влияя на происходящее. Иногда нам удается найти «зону комфорта» в своем взаимодействии с омрачающими эмоциями. Однако, хотим мы того или нет, наша «зона комфорта» все равно остается в спектре омрачающих эмоций.

Однажды вы просыпаетесь, и чувствуете, что не так обеспокоены, как обычно. Вы спрашиваете себя: «Наверное, что-то идет не так?! Что-то сегодня я недостаточно беспокоюсь?! Обычно мне гораздо беспокойнее на душе, чем сегодня. Интересно, что могло произойти, что изменилось? Почему я не испытываю обычного беспокойства?» Так вы находите для себя новую причину для беспокойства: вы беспокоитесь о том, почему вы не беспокоитесь. Вот так омрачающие эмоции влекут за собой цепную реакцию. Они становятся дороги нашему сердцу.

. . .
Омрачающие эмоции токсичны по своей природе, но они в той или иной степени присутствуют в каждом из нас. Будучи созерцателем, вы сначала успокаиваете свой ум. Вы признаете тот факт, что омрачающие эмоции не полезны для вашего благополучия, и приступаете к процессу систематического искоренения некоторых из них. И чем больше времени вы посвящаете искоренению этих токсичных эмоций, тем больше пространства открывается в вашем уме для радости, творчества. Это первая стадия медитации.

. . .
Итак, вы приступили к работе с омрачающими эмоциями. На следующем этапе вы начинаете замечать также и положительные эмоции, которые тоже в вас присутствуют. Например: радость, уважение к себе, чувство уверенности в своих силах, бесстрашие. И вы начинаете учиться уделять больше внимания и времени именно этим положительным состояниям ума.

Люди ‒ существа привычки. Мы становимся тем, чему уделили больше времени. Поэтому любые религиозные традиции учат: аккуратнее выбирайте себе друзей. Это не значит, что мы должны общаться только с верующими. Просто выбирайте таких спутников, таких друзей, с которыми вы сможете проводить свою жизнь мудро. Это утверждение можно распространить и на наши состояния ума. Если на протяжении дня вы уделяете больше внимания омрачающим эмоциям, то, скорее всего, именно эти эмоции вы и будете укоренять в своем сознании. Поэтому необходимо уделять больше внимания позитивным, благоприятным, здоровым эмоциям и состояниям ума. И если вы станете чаще проявлять позитивнее эмоции, то произойдет «нейронная перестройка». Ведь чем больше времени мы уделяем какой-либо эмоции, тем сильнее становится связь между нейронами, ‒ так формируется привычка. Вот почему привычки так трудно изменить. Долгие годы мы взращивали в себе определенные привычки, укрепляя определенные связи между нейронами. И если теперь мы попытаемся повлиять на укоренившуюся привычку, то поначалу это очень трудно. Таково уж устройство нашего ума ‒ он будет снова и снова возвращать нас в прежнее состояние.

Пытаясь изменить привычку с помощью медитации, мы на самом деле пробуем изменить связи между нейронами мозга. Мы меняем структуру мозга и не в каком-то метафорическом смысле, но на физическом, телесном плане.

Так мы начинаем движение по пути внутреннего совершенствования, делая осознанный выбор в пользу тех состояний ума, которые полезны для нашего благополучия. Мы стремимся к тому, чтобы нашим базовым переживанием на ежедневной основе было состояние счастья.

. . .
Счастье… честно говоря, мы не знаем, как с ним обращаться. Когда вы чувствуете очень большую радость, вещи могут происходить по двум сценариям: вы либо прыгаете от радости, либо начинаете кричать или петь и хотите рассказать о своем счастье другим людям. Вы переживаете состояние восторга и возбужденности, и вам хочется, чтобы это состояние стало заразительным.

Но можете ли вы на протяжении всего дня сохранять такое состояние восторга? Трудно будет целый день прыгать от радости под потолок. А если станете кричать: «Я счастлив! Я счастлив!» – то, скорее всего, к концу дня сорвете голос.

Опять же, мы сформировали привычку реагировать на приятные, радостные события, переводя свой ум в состояние возбужденности. Но для того чтобы быть счастливым, необходимо добиться спокойного переживания радости, которое бы всегда оставалось с нами.

В момент непосредственного переживания мы, конечно, будем испытывать повышенное чувство радости. Но когда что-то пойдет не так, в минуту печали, мы не позволим себе выпасть из радости в отрицательное состояние. С помощью практики мы создаем фундаментальное базовое состояние с положительным знаком.

Одновременно мы начинаем прорабатывать и другие положительные аспекты, например: бесстрашие, в которых вы укрепляетесь, победив беспокойство.

Представьте себе день, прожитый без ревности и зависти. Представьте себе день, прожитый без страха. Каким будет такой день? Постарайтесь в процессе практики спрашивать себя, каким был бы ваш ум, если бы на протяжении хотя бы одного дня вы не испытывали ни ненависти, ни зависти.

В принципе, в этом и состоит практика медитации. И чем больше вы ею занимаетесь, тем больше она обогащает вашу жизнь. Ваши ощущения становятся более насыщенными, и вы начинаете замечать красоту происходящего вокруг вас, видеть благие качества в каждом человеке.

Это не означает, что вы создаете вокруг себя иллюзорный мир. Грусть, печаль, по-прежнему присутствуют в вашей жизни. Но ни грусть, ни печаль не овладевают вами полностью. Если вы поддерживаете в себе базовое ощущение счастья, то вам намного легче справиться с печалью.

источник: http://savetibet.ru/2012/04/05/tenzin_priyadarshi.html

Ответы и вопросы:
Как я понял, что созерцание необходимо человеку для того, чтобы развить в себе иное состояние, нежели то, которое мы привыкли ощущать, и именно это состояние помогает человеку делать свою жизнь более комфортной. И вопрос: почему же всего лишь тысячи людей становятся монахами и посвящают свою жизнь достижению этого состояния, а остальные миллиарды занимаются совершенно противоположным?

‒ Это все равно что спросить: почему лишь горстка людей может стать хорошими бегунами, хорошими прыгунами? Тысячи людей занимаются музыкой, но лишь горстка из них становятся виртуозными музыкантами. Монашество в этом контексте следует понимать лишь как решение посвятить духовным занятиям все свое время.

Мы знаем, что ментальные состояния у всех разные. У каждого в этом зале свое ментальное состояние, а у некоторых ‒ их несколько. Получаем целый букет различных состояний. Соответственно по-разному проявляются в людях и омрачающие эмоции. В одном человеке может быть больше зависти, чем страха. В другом ‒ больше страха, чем зависти. Для кого-то легче побороть сформировавшуюся привычку, потому что ему уже присуща внутренняя дисциплина. Поэтому мы не можем проводить обобщения и говорить в контексте миллиардов или миллионов.

С другой стороны, нет никакой гарантии, что, выбрав для себя путь верующего или даже монаха, вы станете счастливым. Счастье определяется тем, что вы взращиваете в своем уме, а не той одеждой, которую вы носите.

Вопрос об искоренении негативных эмоций. Прежде всего, большое спасибо за стройную концепцию. Замечено, что когда мы думаем, что искоренили негативную эмоцию, в самый неподходящий момент она проявляется снова.

‒ Разумеется!

Есть ли гарантия, что мы сумеем искоренить их раз и навсегда? И как вам кажется, сколько это может занять времени?

‒ Я отвечу на вопрос, сколько это займет времени, потому что это проще. Потребуется столько времени, сколько потребуется (смеется).

Мы нередко оказываемся в ситуации, когда негативные эмоции возобновляются. Здесь уместен пример с пианино или гитарой. Если вы играли на гитаре каждый день, а потом отложили в сторону, то велика вероятность, что вам придется снова ее настраивать.

Мы с вами живем в таком мире, где ощущаются разные эмоциональные вибрации. Если мы хотим добиться полного избавления от омрачающих эмоций, то первое необходимое условие – это сохранение бдительности. Бдительность – это климат-контроль для нашего ума.

Если вы курите сигары, и вы их большой ценитель, то без труда подберете необходимую для их хранения температуру и влажность. Так же и с умом: когда вы хорошо настроили внутреннюю систему, то у вас повышается бдительность. Вы начинаете замечать: этот человек провоцирует меня на вспышку гнева, а этот – вот-вот вызовет во мне зависть. Бдительность подсказывает: гнев на подходе. И тогда вы спрашиваете себя: «А нужен ли мне гнев?», и начинаете его обезвреживать.

Медитация – это размышление или состояние внутренней тишины?

Медитация начинается с полной тишины, с успокоения ума. Это не просто дискурсивное мышление. Сначала мы успокаиваем свой ум. Потом мы включаем контролируемый анализ.

Например, вы принимаете решение: я хочу поработать со своим гневом. Говорите себе: сейчас я сяду в позу для медитации и буду работать со своим гневом. Начинаются дискурсивные мысли, и вы спрашиваете себя: «Когда я в последний раз злился? Я злился, когда был в компании с этим человеком, и что-то произошло. Но я тут был совсем не виноват, – это он был виноват, поэтому он вполне заслужил мой гнев».

На самом деле, мы всегда найдем возможность оправдать любую омрачающую эмоцию и обвинить в ней других. Именно это происходит, когда мы придаемся дискурсивному мышлению.

Но когда вы начинаете с внутреннего покоя, с тишины, то, успокоив ум, вы спрашиваете себя: «Почему я позволяю другим определять то, какие эмоции и ментальные состояния я буду испытывать? Это ведь мой ум! Почему у другого в руках борозды правления? Почему он определяет то, что испытываю я?»

Вы успокаиваете свой ум, а затем спрашиваете себя: «Что же такое гнев?» Вы проводите аналитическое исследование, приходите к внутренним прозрениям, а затем пробуете применять сделанные вами выводы в повседневной жизни. И постепенно гнев начинает исчезать.

Кто из вас утром просыпается и говорит себе: «Сегодня чудесный солнечный день в Москве, пожалуй, я буду целый день злиться». Или: «Сегодня чудесный солнечный день в Москве, имеет смысл посвятить его зависти».

Кто-нибудь из вас вынашивал такие планы? Скорее всего, нет. Однако в течение дня случаются моменты, когда мы испытываем вспышки гнева, ревности и т.д. Итак, нужно осознать, что эти состояния где-то внутри нас, они проявляются, хотя мы этого не планируем, и наша задача ‒ отследить тот момент, когда ум вот-вот начнет отреагировать на происходящее негативной эмоцией.

Успокоение ума позволяет нам сформировать внутреннюю антенну, или радар так, чтобы за минуту или даже за секунду до вспышки гнева мы смогли отследить приближение негативной эмоции и сказать себе: «Вот! Гнев на подходе, и я могу разгневаться. Стоит ли гнев моего внимания? Нет! Пожалуй, дальше я пойду без него». Вот так вы продвигаетесь в своей практике.

Расскажите подробнее об успокоении ума. А то потом с этим работать…
‒ Что такое «успокоение ума»? Это нахождение в состоянии присутствия. Здесь вы ни о чем конкретном не думаете, и ничего специального со своим умом не делаете. Вы не производите никакой деятельности в потоке ума.

Вы успокаиваете ум, просто концентрируясь на дыхании ‒ на обычном процессе вдоха и выдоха. Вне зависимости от того: верующие мы люди или нет, нам все равно нужно дышать. Поэтому дыхание ‒ это наиболее естественный объект для осознавания.

Чем глубже это осознавание, тем легче вам не цепляться за те отвлечения, которые возникают в пространстве ума. Если кто-то рядом начинает сильно шуметь, вы не поворачивайтесь к нему и не кричите: «Перестань шуметь! я концентрируюсь на дыхании». Ваша концентрация на дыхании должна быть настолько глубокой, что создается ощущение, будто окружающие звуки перестают существовать.

Однако есть еще отвлечения внутреннего характера – это постоянный внутренний диалог, который продолжается в нашем уме.

Когда вы дышите – вы должны думать только о дыхании. Не старайтесь создавать в своем уме какие-то истории или драмы. Не снимайте там кинофильмы, не смотрите их и не наслаждайтесь увиденным.

А если вы заметили, что увлеклись очередной драмой, которая разворачивается в вашем уме, то напомните себе, что вы концентрируетесь на дыхании. Так вы возвращаете осознавание к процессу дыхания.

Когда вы упорствуете в этой практике, то постепенно ваш ум становится спокойнее. И это первый уровень успокоения ума.

Как не терять энтузиазм?

‒ Это хороший вопрос. И он довольно сложный. Чтобы не впасть в уныние и не испытать разочарование, не нужно ждать слишком многого. Когда мы приступаем к духовной практике, очень часто мы возлагаем на нее чересчур большие надежды и ожидания. Мы все время ждем чудес и магических трюков. И если ожидания реализуются, то это подрывает наше доверие к собственным способностям, к собственной практике.

В буддийской традиции мы говорим о «радостном усердии»: вы прилагаете усилие, но этому усилию сопутствует радость. Вы черпаете радость в самой практике ‒ в любой духовной практике, которой занимаетесь. Здесь также помогает осознавание, что вы занимаетесь духовной практикой не только ради себя, но ради всех тех людей, которые вас окружают.

Вы подбадриваете себя тем, что говорите: «Я занимаюсь этой практикой не только ради себя, но ради остальных». Так постепенно вы приходите к уверенности в своих силах.

Однако, конечно, в духовной жизни любого человека могут наступить непростые времена – времена внутренних сомнений, борьбы. Духовная жизнь без внутренней борьбы скучна. Эта внутренняя борьба придает ей остроты. Когда она разворачивается, настоящему духовному практику становится интересно. Она его воодушевляет. Вы практикуете, и вот у вас перед глазами возникает препятствие. Вы говорите: «О! Опять ты?!», – и идете дальше.

Не передается ли это чувство радости генетически, из поколения в поколение?

‒ Сомневаюсь. Каждый добивается его сам. Я видел немало счастливых отцов, у которых очень депрессивные дети, и наоборот. Есть депрессивные родители, но очень счастливые дети.

Но радость, как и другие эмоции, заразительна. В нашем мозге есть зеркальные нейроны. Хотим мы того или нет, у нас есть способность отражать те эмоциональные состояния, которые проявляют люди рядом с нами. Как только вы видите человека в печали, тотчас же и вас переполняет печаль. Когда рядом с вами кто-то смеется, то вы тотчас сами начинаете смеяться, вам становится радостно на душе. Пусть даже вы не расслышали шутку или ее не поняли – вы все равно смеетесь. Это говорит о том, что эмоции заразительны.

Поэтому, чем чаще вы будете испытывать искреннее счастье, радость, тем сильнее будет то влияние, которое вы оказываете на других. Люди вокруг вас будут тоже чувствовать счастье.

Поэтому если вы хотите, чтобы больше людей вокруг вас были счастливы, постарайтесь взрастить счастье в самом себе.

Любовь и сострадание. Когда ты сидишь дома с книжкой, то ты, конечно, любишь весь мир. Но когда ты сталкиваешься со сложной жизненной ситуацией, то любить людей очень сложно. Не могли бы вы дать советы или рекомендации? Люди ведь сталкиваются с этим очень часто.

Первое, что необходимо – это терпение. Любое изменение, которое может принести практика, даже практика любви и сострадания, будет постепенным. Нужна регулярная практика для того, чтобы научиться проявлять любовь и сострадание к окружающим людям. Конечно, это очень трудно, но нужно начинать с малого и двигаться дальше.

Скажите себе так: на этой неделе я буду проявлять доброту к пяти человекам. На другой неделе, может быть, добавите еще двух и скажете: к семи! – к незнакомым людям. Продвигайтесь постепенно и вы сумеете развить в себе способность любить, не проводя различий.

И чем больше времени вы потратите на то, чтобы развить любовь и сострадание в самом себе, тем больше будет в вас энергии, чтобы продолжать эту практику.

Попробуйте провести такой эксперимент. Скажите себе: всю следующую неделю я посвящу омрачающим эмоциям. На протяжении всего воскресенья я буду только гневаться, постараюсь сделать так, чтобы ни одного мгновения не прошло без гнева. А весь понедельник у меня будет посвящен зависти или ревности. Во вторник я буду испытывать только страх. Если доживете до среды, посмотрите, что у вас будут за ощущения (смеется).

Вполне возможно, уже после второго дня такой практики вы будете полностью истощены. Вам будет не хватать энергии. Таково действие омрачающих эмоций: они нас опустошают и лишают силы.

А потом, на следующей неделе, скажите себе: сегодня, в воскресенье, и я целый день посвящаю радости. В понедельник я буду проявлять только доброту. Во вторник я буду очень уверенным в себе. Скорее всего, вы сможете продолжать в том же духе, потому что эти положительные эмоции наверняка воодушевят вас на упорную практику. Они придадут вам сил.

И в этом состоит основополагающая разница между омрачающими и положительными эмоциями. Омрачающие эмоции лишают нас силы, опустошают, а положительные, наоборот, – наделяют нас силой. Чем больше вы будете развивать в себе любовь и доброту, тем больше будет у вас сил поделиться ими с другими.

Так что, проделайте этот эксперимент. Естественно, на свой собственный риск (смеется). Потом расскажите мне: прав я или неправ. Вполне возможно, я окажусь прав. Ведь у меня за плечами данные традиции, которой 2.500 лет.

Источник: http://savetibet.ru/2012/04/09/priyadarshi-questions-and-answers.html

Рубрики:  Духовное развитие
Мудрость
Медитация
О любви и сострадании
Образ мысли
Буддизм
Интервью
Метки:  

 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку