-Приложения

  • Перейти к приложению Открытки ОткрыткиПерерожденный каталог открыток на все случаи жизни
  • Перейти к приложению Стена СтенаСтена: мини-гостевая книга, позволяет посетителям Вашего дневника оставлять Вам сообщения. Для того, чтобы сообщения появились у Вас в профиле необходимо зайти на свою стену и нажать кнопку "Обновить
  • Перейти к приложению Я в LiTalk Я в LiTalkНаверное это на данный момент единственное приложение, в котором все-таки нужно ввести свой email, несмотря на грозное официальное предупреждение. Поэтому смелым комрадам — велкам. Что вы получите за
  • ТоррНАДО - торрент-трекер для блоговТоррНАДО - торрент-трекер для блогов

 -неизвестно

 -Поиск по дневнику

Поиск сообщений в Whate_Fox

 -Подписка по e-mail

 

 -Сообщества

Читатель сообществ (Всего в списке: 3) Как_писать_книги Evernote_Ru WiseAdvice

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 16.02.2011
Записей:
Комментариев:
Написано: 418


Строительство собора Саграда Фамилия

Понедельник, 11 Июля 2011 г. 13:08 + в цитатник
Цитата сообщения Leax

Барселона. Саграда Фамилия. Этапы строительства
 

1882 - ???? гг.

Возведение храма Святого Семейства, называемого также храмом Отпущения грехов, было начато без участия Гауди и будет закончено без его участия, являясь в то же время его «опера магна» — главным произведением.

Вот таким мог быть храм Саграда Фамилия (Проект Вильяра)

676813_IMG_0182 (600x583, 234Kb)

 

Рисунок Гауди

676813_f0126688_1140695 (400x600, 260Kb)

После многих лет сбора средств ассоциация, основанная в 60-х годах девятнадцатого века эксцентричным книготорговцем Хосе Мариа Бокабельей Вердагером, в 1881 году была готова начать строительство собора Саграда Фамилия на окраине района Эйшампле. Б 1881 году власти Барселоны выделили участок земли на окраине города, где возвышались хлипкие лачуги, религиозной общине — Обществу почитателей Святого Иосифа. По замыслу руководителей Общества это место предназначалось для величественного храма, который они планировали построить на деньги членов общины и простых барселонцев. Специально для этих целей была организована подписка, которая действует до сих пор — более 125 лет.

Поначалу храм планировалось возвести не слишком большим, что обусловливалось размерами бюджета строительства. Во время одного из первых обсуждений епархиальный архитектор Франсиско де Паула дель Вильяр-и-Лозано предложил бесплатно разработать проект.

676813_IMG_7652 (494x600, 185Kb)

19 марта 1882 года, в День святого Иосифа, епископ заложил первый камень искупительного неоготического храма Вильяра. Все надеялись, что к концу десятилетия (когда католическая церковь будет надежно защищена от еретиков, протестантов, анархистов и их нападок) высокие покровители Пий IX, королева Кристина, принц Астурийский — будущий Альфонсо XIII — и будущий святой Антоний Мария Кларет смогут отслужить в соборе первую мессу.

Начало было удачным. К июлю 1882 года на стройке работало пятьдесят каменщиков и подсобных рабочих, которым помогали восемь телег с лошадьми, однако возведение храма быстро столкнулось с различными проблемами. Отношения между Вильяром и церковным советом начали ухудшаться. Кризис, началом которого послужил спор о подходящем материале для поддерживающих крипту колонн (соглашение об этом между Вильяром и церковным советом уже было достигнуто ранее), скоро превратился в безобразную ссору. Друг Вильяра Хуан Марторель был избран архитектурным консультантом, и поэтому неудивительно, что он стал на сторону церковного совета. Стало очевидно, что дальнейшее пребывание Вильяра на посту руководителя строительства неприемлемо. Самой подходящей кандидатурой был Марторель, однако назначению препятствовала его должность консультанта.

Замена Вильяра стала компромиссом, приемлемым для всех группировок. Гауди оказался самой подходящей кандидатурой. Вильяр был не только авторитетным архитектором, но и преподавателем архитектурной школы в Барселоне. Гауди учился у Вильяра в Высшей школе архитектуры, а также работал с ним над camarin в апсиде церкви Монсеррата. Вполне вероятно, что Бокабелья, часто посещавший святыню в горах, уже встречался там с Гауди. Если нет, то он обязательно видел молодого архитектора за чертежной доской в шумной мастерской Мартореля. Кроме того, Гауди, которому исполнился тридцать один год, обошелся бы гораздо дешевле, чем его старшие и более опытные коллеги.

676813_hist0202 (271x184, 21Kb)

1883-1926 гг

Гауди приступил к работе над собором Саграда Фамилия 3 ноября 1883 года, хотя только 28 марта 1884 года его официально назначили руководителем работ. 3 марта 1884 года Гауди выдвинул предложение, чтобы его освободили от всех ограничений, которые накладывал проект Вильяра. В качестве арбитра пригласили Рогента, бывшего учителя Гауди, и он вынес решение в пользу своего студента. Получив этот заказ, Гауди мгновенно вошел в число ведущих архитекторов Барселоны. Вначале его идеи сдерживались тем, что ось здания должна была быть строго перпендикулярной по отношению к окружающей застройке. Можно только догадываться, каким мучительно медленным было созревание замысла собора. Заменив Вильяра, церковный совет остановил свой выбор на архитекторе, уникальный стиль которого будет формироваться не месяцы, а годы.

676813_hist0301 (232x330, 26Kb)

На протяжении десятилетий Гауди выстраивал и совершенствовал определенный литургический порядок символического содержания и пространства собора Саграда Фамилия. Благодаря опытам в Колонии Гуэль, которые уже продемонстрировали эффективность параболической арки, конструкция в целом была уже решена. Но в своей мастерской рядом с храмом Гауди ежедневно трудился над созданием общего образа.

676813_hist0401 (247x314, 28Kb)

Внешнее убранство собора Саграда Фамилия, с его модным в то время упором на важность семьи и здоровое почитание честного труда, являло собой яркую иллюстрацию политики Ватикана.

Архитектура Гауди, несмотря на ее кажущуюся фантастичность, была глубоко прозаична, чего Европа не видела на протяжении нескольких сотен лет.  Однажды Гауди сказал, что «слух соответствует вере, а зрение — славе, поскольку слава — это образ Бога. С точки зрения ощущения света, пространства и пластичности зрение есть беспредельность пространства; оно видит то, что есть, и то, чего нет». Саграда Фамилия является яркой иллюстрацией этих стремлений. Храм замышлялся не только как посредник между небесами и землей, но и как поле боя для чувств. Гауди прекрасно понимал психологическое воздействие и важность звука, особенно в церковных постройках.

Гауди годами экспериментировал с формой удлиненных колоколов для собора Саграда Фамилия. Кроме того, вся конструкция здания была спроектирована так, чтобы функционировать как грандиозный орган. Предполагалось, что ветер, проходя через отверстия башен, будет звучать как настоящий хор. «Звучащий камень пытается спеть рождественский гимн», — писал Марагалл в 1900 году.

Цвет тоже играл отведенную ему роль. Ирония, заключенная в творчестве Гауди, состоит еще и в том, что для многих он олицетворяет ценности, ассоциировавшиеся с «черной Испанией», то есть инквизицию, подозрительность и нетерпимость, но в то же время он проектировал нечто гораздо более впечатляющее, чем сверкающая мозаика «ОСАННА», поднимающаяся к вершине башни. Он представлял себе внутреннее убранство собора Саграда Фамилия как яркий многоцветный псалом во славу Господа.

Стройплощадка собора представлялась как необыкновенно гармоничная модель христианской общины, где благородный труд мог быть успешно совмещен с повседневной жизнью. По общему мнению, Гауди был строг, но справедлив. В то время, когда системы социального обеспечения еще не существовало, Гауди сохранял за пожилыми рабочими место после шестидесяти пяти лет, разрешая им дополнительный отдых и переводя на легкую работу вроде доставки питьевой воды. Один из строителей втайне от Гауди занял укромный уголок стройплощадки под огород, чтобы выращивать продукты для своей семьи. Обнаружив грядки, архитектор разрешил всем остальным рабочим следовать этому христианскому примеру земледельческого труда. В благодарность Гауди получал целые корзины продуктов, и, по его убеждению, время сиесты гораздо лучше использовать для огородничества, чем предаваться соблазнам местных баров.

Кроме того, стройплощадка стала вторым неофициальным факультетом школы архитектуры. С начала века наиболее ревностные католики из студентов дополняли свои утренние занятия вечерними посещениями стройки, чтобы посидеть и послушать рассуждения дона Антонио. Это было основной причиной враждебных отношений между Гауди и Доменечем, который в 1900 году стал директором школы. Монологи Гауди были усеяны характерными «сокрушительными ударами», в которых утверждалось, что Каталония была специально избрана Богом, чтобы продолжить традицию «универсальной христианской архитектуры» в новом столетии и, возможно, еще дальше.

С годами, даже еще при жизни Гауди, Саграда Фамилия стала местом паломничества. Строительную площадку посетил король Альфонсо, хотя во время визита Гауди вызвал неудовольствие монарха, отказавшись разговаривать на каком-либо языке, кроме каталонского. Визит Гауди нанесла также инфанта Изабелла. Посмотреть на строительство приезжали кардинал Рагонези, папский нунций в Испании, и Альберт Швейцер. Швейцеру повезло не больше, чем королю Испании, — Гауди на каталонском языке убеждал «белого доктора», что есть вещи, которые можно объяснить только на этом редком средиземноморском наречии.

Но самым трагикомичным оказался визит философа Мигеля де Унамуно, о котором остались подробные свидетельства. Учитывая то, что Унамуно приехал в Барселону на Первый конгресс каталонского языка, вполне объясним тот факт, что Гауди предполагал, что философ знает хотя бы основы языка. Унамуно, уважаемый союзник и друг Хуана Марагалла, медленно вышагивал вокруг здания, бормоча на кастильском языке: «No me gusta! No me gusta/» — «Мне не нравится! Мне не нравится!» Гауди шел в нескольких шагах позади и передразнивал каждое его движение. «No li agrada! No li agrada!» — «Ему не нравится!» — повторял он на каталонском. Гауди ни на йоту не отступал от своих принципов, чтобы сделать себе рекламу. При поддержке Унамуно он мог бы гораздо быстрее добиться славы и признания во всей Испании.

Проектируя убранство фасада, Гауди стремился как можно точнее копировать природу, на протяжении многих лет обходя приход в поисках подходящих моделей. Копировать творения Господа было для него высшей формой восхваления Создателя и служило свидетельством его скромности. «Это безумие — пытаться изобразить несуществующий объект», — записал Гауди в своем дневнике в Реусе много лет назад. Не изменив этой философии, он искал людей, которые могли бы позировать для фигур Христа, Иосифа, Девы Марии, святых и ангелов. Сторож собора алкоголик Жузеп, который впоследствии умер от белой горячки, был Иудой. Толстый козопас служил моделью для Понтия Пилата. Шестипалый гигант, найденный в одном из баров, позировал для изображения центуриона в сцене избиения младенцев. Намек на число 666 обрадовал Гауди, который видел в нем всю дьявольскую энергию этой бойни.

После завершения всех изысканий требовалось пройти бесчисленное число этапов, прежде чем окончательный вариант скульптуры занимал свое место на фасаде Рождества,Собора Саграда Фамилия. Сначала гипсовая отливка поднималась наверх и устанавливалась на место. Удовлетворенный, Гауди распоряжался спустить фигуру и перенести ее опять в фотолабораторию Описсо, где ее тут же фотографировали. Готовую фотографию прикрепляли к доске под таким углом, чтобы скомпенсировать искажения, появляющиеся из-за того, что скульптура будет приподнята над землей. Получившаяся в результате фотография напоминала изображения святых у Эль Греко — необыкновенно модного в то время. Затем «искаженный» снимок вместе с другими материалами исследований, например фотографиями людей в движении или кур в полете, устанавливался на бумажную подставку, чтобы его было легче трансформировать в трехмерную фигуру, и вслед за этим выполнялся окончательный гипсовый вариант. Его вновь поднимали наверх, и только потом Гауди разрешал скульпторам перевести изображение в камень. Это был необыкновенно трудоемкий процесс, и не все скульпторы могли приспособиться к нему.

Политическая ситуация в Барселоне зимой 1909 года оставалась взрывоопасной. Но тот факт, что на фоне с такой силой проявившегося ико­ноборчества работы по возведению собора Саграда Фамилиа не прекращались, свидетельство­вал о том, что чувство цели и общности все еще не умерло.

Строительство Саграда Фамилия то прекращалось на неопределенное время, то возобновлялось. Гауди работал над главным детищем своей жизни параллельно с осуществлением других проектов. Однако в самом начале были определены вполне конкретные сроки — Гауди пообещал, что собор будет готов через 18 лет.

За годы строительства менялся состав рабочих, появлялись и исчезали помощники Гауди, приезжали молодые специалисты со всех концов Испании. А когда собор стал обретать очертания, слава о необыкновенном замысле каталонского мастера разнеслась по всей планете. Посмотреть на работу Гауди и заодно поучаствовать в грандиозном строительстве приезжали люди даже из-за океана.

Начиная с тяжелых военных лет молодые архитекторы все больше утрачивали интерес к Гауди. Ему приходилось бороться с ухудшающимся здоровьем, переживать глубокий духовный кризис и мириться со смертью многих близких друзей.

Комната Гауди, где он жил в последние годы

676813_sg10 (396x249, 26Kb)

К 1918 году у него остался один проект — искупительный храм Саграда Фамилия. Выработав в конечном итоге свой собственный уникальный стиль, он полностью посвятил себя этому зданию и прославлению Бога. Собор Саграда Фамилия на протяжении многих лет был основной частью его работы и жизни. Однако почти с самого начала храм выступал в роли требовательного хозяина. Гауди отвечал не только за проектирование здания, но время от времени ему приходилось выступать в роли сборщика пожертвований. Темпы строительства в первые тридцать шесть лет, с 1882 по 1918 год, никак нельзя назвать быстрыми.

Крипта, унаследовавшая свои чисто неоготические формы от Паула дель Вильяра-и-Лозано, была закончена в 1891 году. На этой ранней стадии строительства церковный совет и даже Гауди верили, что месса по случаю окончания сооружения всего храма будет отслужена еще до конца столетия.

676813_5340151074_f99885eb3b_z (640x427, 258Kb)

К 1900 году был закончен первый поперечный фасад, получивший название фасада Рождества, часть внутренней стены и часовня. Через восемнадцать лет команда Гауди с величайшей тщательностью и вниманием к деталям продолжала бесконечное совершенствование замыслов и макетов центрального нефа и перехода, а также чертежей противоположного поперечного фасада Страстей Христовых. Тем не менее над фасадом Рождества медленно поднимались четыре башни колокольни. Первая из этих башен, законченная в 1918 году, имеет внешнюю оболочку из кирпичной кладки в виде пчелиных сот с асимметричными окнами, медленно поднимающимися по спирали к самой вершине. Издалека она выглядит как увеличенная во много раз копия хрупкой морской раковины, которую можно найти на побережье Каталонии. Башня святого Варнавы, покрытая мозаикой из битого стекла, оказалась единственной, которую удалось закончить до смерти Гауди.

676813_hist0401_1_ (247x314, 28Kb)

Могила Гауди в крипте церкви

676813_74916881_large_mogila_Gaudi (500x667, 208Kb)

1927-1938 гг.

После смерти Гауди управление работами перешло близкому другу Гауди Доменку Сурганьесу, который оставался на своем посту  до своей смерти в  1938 г.  Были закончены башни фасада Рождества, завершена работа над керамическим кипарисом, венчающим главный вход, проведены работы по исследованию жесткости конструкций.

676813_hist0501 (194x281, 18Kb)  676813_5765066570_51f5aa7583_z (600x400, 63Kb)

В июле 1936 г. в начале гражданской войны была сожжена крипта, школа и мастерские. Были утеряны фотографии, гипсовые модели были разбиты.

1939-2011 гг.

В 1939 г. работы медленно продолжались. Архитекторм стал Франсес де Паула Кинтана-и-Видал. Были частично восстановлены повреденные модели, восстановлена крипта.

 Строительство фасада Рождества были продолжено только в 1952 году. В этот год была завершена лестница и впервые выполнена подсветка фасада, ставшая с 1964 года постоянной.

676813_hist0602 (205x268, 28Kb)

В 1954 году было начато возведение фасада Страстей. В основу работ были положены разработки и изыскания, выполненные Гауди в период с 1892 по 1917 годы.  В 1977 году были воздвигнуты четыре башни фасада Страстей, а в 1986 году Хосе Марией Зувираксом начаты работы над скульптурами для украшения этого фасада, законченные в начале XXI века. Примерно в это же время были установлены витражи, посвящённые Воскресению Иисуса и бронзовая скульптура Вознесения Господня.

676813_IMG_7649 (600x450, 105Kb)

В 1978—2000 годах были возведены главный неф и трансепты, а также их своды и фасады. В первом десятилетии XXI века были закончены своды галереи, средокрестие и апсида. На них будут воздвигнуты две башни: 170-метровая башня центрального фонаря, увенчанная крестом, и башня апсиды, посвящённая Деве Марии. По плану эта часть сооружения должна содержать ещё четыре башни в честь Евангелистов. Предполагаемое окончание всех строительных работ — первая треть XXI века, когда должно быть завершено и создание фасада Славы, начатое в 2000 году.

Сейчас архитектром Саграды Фамилии является испанский архитектор Хорди Бонет-и-Арменгол.

В 2010г. состоялось одно из знаменательных событий в истории храма: в ноябре Папа Римский Бенедикт XVI освятил главный неф базилики, теперь здесь можно проводить службы.

676813_9 (610x520, 101Kb)

Окончание строительства  Саграда Фамилия может продлиться многие десятилетия. При уровне современных технологий сам процесс строительства большой проблемы не представляет. Вопрос в другом — как угадать намерения Гауди, как не выпасть из его темы, воссоздать гениальные задумки великого архитектора. Ибо собор как симфония — достаточно одной неверной ноты, чтобы разрушить всю композицию.

676813_3 (610x520, 333Kb)

Пока последователи мастера не сфальшивили ни разу.

Использованы материалы книг Н. Бассегоды "Антонио Гауди", Р. Цербста "Гауди. Жизнь в архитектуре",

официального сайта http://www.sagradafamilia.cat, мои фото

 

Архитектура и интерьер

Серия сообщений "Архитектура":
Часть 1 - Строительство собора Саграда Фамилия
Часть 2 - Без заголовка
Часть 3 - Без заголовка
...
Часть 10 - Довоенная архитектура России и Германии
Часть 11 - САДЫ БУТЧАРТОВ
Часть 12 - Средневековые замки Шотландии.


 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку