-Метки

1900-е 1910-е 2018 2019 2020 2021 2022 2023 2024 xix Арбат Лубянка УТКА авиация авто алкоголь археология беларусь белка белый город богородское ботаника и дендрология бутырская слобода в гостях у сказки вднх велосипедизм весна витрина вожди ворона встречи с замечательными людьми герб голографическая змея голографическая магия голубь граффити дальняя два товарища динозавр домик дракон друиды и дриады живопись жизнь насекомых закаты и восходы замоскворечье заречье знак золотые руки зоопарк игрушки из личного дела измайлово измайловский кремль измайловский остров измайловский парк ирбис история их нравы кавалерия камень камея кино колпаки космос кошка красная пресня кремль крест криптозоология ленин и теперь живее всех живых лефортово лиловое лица смерти лосиный остров луна лъвы мак3 медвежуть метро мистика мокрое дело монета мосты мотоцикл музыкальный киоск наука новогоднее океан орнитология осень отражения пётр i плакат пли! победивший класс политика праздники превью природа провинция псы пушкин разгуляй распутье распутья религия рельсы рога и копыта рогожская застава руины рыба серебряно-виноградный пруд снег события. время московское соколиная гора сокольники статуизм сухаревка трон тьма ужасы войны украина фасоль флаг флот фонтан фото хоботные хорошо храм художество ххс царь часы чистые пруды шоу и зрелищща юмор яйца яуза

 -Музыка

 -Поиск по дневнику

Поиск сообщений в Westernbourg

 -Подписка по e-mail

 

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 20.12.2006
Записей:
Комментариев:
Написано: 8814


Невольники чести 2. Лермонтов-Мартынов

Среда, 14 Февраля 2007 г. 03:01 + в цитатник
«…и вот из-за такого пустяка (подумаешь – публично (!) обозвали «мартышкой!») Мартынов вызвал на дуэль и, в ответ на выстрел в воздух, подло убил великого русского поэта».
Примерно в таком ключе рассказывала нам в школе на уроке литературы учительница о дуэли Лермонтова с Мартыновым.
Когда я был в Пятигорске, девушка-экскурсовод, водила нас на место гибели Лермонтова и тоже рассказывала примерно следующее – о том, как Мартынов и Лермонтов прибыли на место дуэли, о том, что стреляться было решено с 10 шагов, о том, как стрелявший первым, но очень добрый и любящий жизнь даже такого негодяя, как Мартынов, Лермонтов не смог поступиться своими принципами и выстрелил в воздух. Ответный выстрел убил его наповал.
(Ещё помню: памятник, окружённый массивными цепями, быстро темнеющее зимнее небо за лапами старых сосен, обледенелые скалы и летающее над нами вороньё.)
Детская энциклопедия 1976 года пишет в статье о Лермонтове такие заключительные строки:
«Современники понимали, что это было подстроенное убийство, нити которого тянулись в Петербург, к Зимнему Дворцу. Наиболее проницательные ставили эту смерть в связь с гибелью Пушкина, Грибоедова и многих других передовых людей той эпохи».

Что же произошло на дуэли в то утро 27 июля 1841 года?

Как уже было сказано, в XIX веке общественное мнение России было целиком и полностью за дуэль. Не учитывать его было невозможно. И вскоре после прихода к власти Николай I смягчает наказание за участие в поединке. Секунданты и врачи вообще освобождались от ответственности, а виновники - заключались в тюрьму на 6 - 10 лет с сохранением дворянских прав. Но на деле в тюрьму никого не сажали, а отправляли на Кавказ, как, кстати отправили туда и самого Лермонтова за дуэль с де Барантом.

Еще через полвека Александр III вообще официально разрешил дуэли в офицерской среде! Не сыграл ли здесь роль тот самый случай с самоубийством? Но «разрешение» — совсем не то слово. Правильнее будет сказать, что дуэль вводилась в обязательный офицерский обиход. Офицер, уклонившийся от дуэли, должен был в двухнедельный срок подать прошение об увольнении. Иначе его просто увольняли без всякого прошения.
Это - при том, что при официальном введении дуэлей в военную среду, не было никаких официальных документов, регламентирующих дуэль!

Не было - не значит, что не думали. Думали, даже пытались разработать письменный дуэльный кодекс. Даже создавалась специальная комиссия. Но потом победили здравый смысл и нравственное чувство: в таком тонком деле важнее всего правила неписаные, какие есть. То бишь уже существовавшие дуэльные кодексы графа Шатовильера и графа Верже, с некоторыми поправками повсеместно принятые в Европе. А, как известно, - нет ничего жестче неписаных правил, особенно при тогдашнем уровне самосознания в дворянском обществе. Любые, самые незначительные отступления от кодекса дворянской чести карались беспощадно общественным презрением.

Здесь нет нужды останавливаться на отдельных пунктах дуэльных правил. Но обязательно следует упомянуть, что перед трагическим поединком Пушкина и Дантеса был составлен официальный письменный документ с условиями. Пункт четвертый в нём гласил: «Когда обе стороны сделают по выстрелу, то в случае безрезультатности поединок возобновляется как бы в первый раз...»
Другими словами, мирно разойтись они уже не могли, иначе их обоих подвергли бы презрению. Дуэль была жестко договорена - до крови.

Общественное мнение обязывало оскорбленного человека вызвать обидчика на дуэль. Даже если он предпочитал проглотить обиду, боялся или считал, что произошло недоразумение.
Но, увы, - не мог не вызвать. Иначе - презрение всех окружающих, больше руки не подадут.

А что, если - вызвать обидчика на дуэль - и выстрелить в воздух? И, таким образом, как бы и дуэль состоялась, и оскорбление можно считать смытым?
Ан нет. Дуэльный кодекс предусмотрел такую хитрость: тот, кто вызывал на дуэль, не имел права стрелять в воздух. И это тоже - правильно, поскольку иначе поединок превращался в фарс.
Потому-то Мартынов не мог выстрелить в воздух на дуэли с Лермонтовым!

Это мы под воздействием идеологического пресса обрушили все проклятия на голову бедного Мартынова, вся вина состояла которого в том, что он был не гений и остался жив. И при этом давно забыли, что перед честью все равны, а поединки чести проходили по очень жестким правилам.

А именно:
По команде «раз» дуэлянты начинают сходиться.
По команде «два» они обязаны стрелять!
По команде «три» дуэль считается завершенной.

Что же произошло?
Как установил исследователь Н.Кастрикин, в той кавказской дуэли после команды «раз» Лермонтов вообще не двинулся с места.
После команды «два» не прицелился, не выстрелил, а поднял дуло пистолета вверх - то есть принял позу того, кто уже выстрелил и ждет ответного выстрела!

По жестким дуэльным правилам, это не просто оскорбление противника, но еще и уклонение от дуэли, то есть - позор и бесчестье. И даже если бы Мартынов выстрелил и промахнулся — дуэль на этом бы не закончилась. По правилам кодекса, теперь уже секунданты Мартынова обязаны были расправиться с Лермонтовым!
Вот в какое положение поставил себя и всех Лермонтов.

Кстати, от такого невиданного поведения все секунданты так растерялись, что один из них тоже нарушил правило. Он выкрикнул слова, не предусмотренные никакими правилами. Он крикнул: «Стреляйте, или я вас разведу!»
То есть, как бы вынуждал Мартынова к выстрелу. И Мартынов выстрелил.
Впоследствии он так вспоминал: «Я вспылил и спустил курок. Дуэлью и секундантами не шутят».

А теперь – представим себе Мартынова в той ситуации. Что это был за человек?
Обыкновенный офицер, бедный дворянин.
Мечтающий выслужиться на Кавказе и получить чин.
Не такой знатный, светский и блестящий, как Столыпин, Васильчиков, Лермонтов и прочие тамошние «львы». Довольно нелепый в глазах тех самых светских «львов».
Современники вспоминают, что Мартынов «ходил в черкеске с огромным кинжалом на серебряном поясе, огромными усами и огромной папахе мерлушковой...».
В общем, этакий деревенский ухарь, попавший на бал городских щеголей. И его огромный кинжал, и папаха, и фамилия беспощадно высмеивались в летучих эпиграммах и карикатурах Лермонтова.

Говоря современным языком - это был закомплексованный, затравленный, уязвленный, и потому, естественно, нервический человек. А тут еще - прямое оскорбление в ходе самого поединка. Да плюс еще крик секунданта с угрозой развести. А это – позор! Ведь он, Мартынов, вызвал, и потому он не мог не стрелять и не мог стрелять в воздух. «С дуэлью и секундантами не шутят». Всё происходит – в считанные мгновения. И Мартынов - стреляет.

Никто из свидетелей сразу же, по горячим следам, не рассказал полной правды о том, как проходила дуэль. Возможно, потому, что поведение Лермонтова в злоязыком обществе могли расценить как уклонение от дуэли, а, следовательно, это - позор. Но трусом Лермонтов никогда не был, и почему так странно повел себя, знал только он один. Наверно, свидетели тогда поступили правильно: ведь Лермонтов был мертв и уже не мог сказать ничего. А Мартынов оказался «крайним».

На фото: пуля конца первой половины XIX века, использовались в Русской армии на Северном Кавказе. Такие пули могли использоваться на дуэли Лермонтова и Мартынова.
 (472x341, 29Kb)
Метки:  

L_Barker   обратиться по имени Пятница, 21 Ноября 2008 г. 01:28 (ссылка)
Исходное сообщение Westernbourg
...представим себе Мартынова в той ситуации. Что это был за человек?
Обыкновенный офицер, бедный дворянин.
Мечтающий выслужиться на Кавказе и получить чин.
...Довольно нелепый в глазах тех самых светских «львов».
Современники вспоминают, что Мартынов «ходил в черкеске с огромным кинжалом на серебряном поясе, огромными усами и огромной папахе мерлушковой...».
В общем, этакий деревенский ухарь...
Говоря современным языком - это был закомплексованный, затравленный, уязвленный, и потому, естественно, нервический человек....


Злобные и имхо беспочвенные нападки на отставного майора Мартынова - и ничего больше...

Воевал Мартынов - больше Лермонтова.
Н. Мартынов, прикомандированный к Гребенскому казачьему полку, участвует летом 1837 года в экспедиции А.А. Вельяминова в Геленджик.
-------------------------------------------
"Настоящей причиной дуэли считают ухаживание Лермонтова за сестрою Мартынова - Натальей и находящуюся в связи с этим "пропажу" известного письма.

Едва ли подлежит сомнению, что Наталья Соломоновна (прототип княжны Мэри) нравилась Лермонтову...

История же "пропажи" письма следующая: 5 октября 1837 г. Николай Мартынов писал отцу в Пятигорск об окончании экспедиции, в которой принимал участие. В этом же письме он благодарил отца за присланные деньги. "Триста рублей, - пишет Мартынов, - которые вы мне послали через Лермонтова, получил, но писем никаких, потому что его обокрали в дороге, и деньги эти, вложенные в письме, также пропали; но он, само собою разумеется, отдал мне свои. Если вы помните содержание вашего письма, то сделайте одолжение - повторите; также и сестер попросите от меня..."

"Вся суть в том, - говорит П. И. Бартенев, - что письма от отца из Пятигорска в экспедицию на этот раз вовсе не было". По словам самого Мартынова, в 1837 г. Лермонтов из Пятигорска, где находилась семья Мартынова, отъезжая в экспедицию {где уже находился Николай Мартынов), взялся доставить пакет, в который Наталья Соломоновна вложила свой пятигорский дневник и письмо к брату. Прежде чем запечатать письмо, она предложила отцу своему - не захочет ли он также написать или приписать. Тот взял пакет и пошел с ним к себе в комнату, но ничего не написал, а только вложил деньги и, запечатав пакет, принес его назад для вручения Лермонтову, которому о деньгах ничего не было сказано. Поэтому, получив в октябре месяце от сына письмо, старик Мартынов удивлен был теми строками, в которых говорится о деньгах. Когда Николай Мартынов по возвращении из экспедиции в первый раз увиделся с отцом своим, тот выразил ему свое подозрение относительно Лермонтова и прибавил: "А я совсем забыл написать на пакете, что вложено 300 руб.". Словом, Мартыновы заподозрили Лермонтова в любопытстве узнать, что о нем пишут...

Подозрение осталось подозрением, но впоследствии, когда Лермонтов преследовал Мартынова насмешками, тот иногда намекал ему о письме, прибегая к таким намекам, чтобы избавиться от его приставаний.

"В объяснении с Лермонтовым по поводу пропажи письма Н. С. Мартынов сказал Л., что отец его не может себе объяснить этой истории, но что он (Н. С.) ответил отцу, что не допускает мысли о нескромности Л., на каковую ни один порядочный человек не способен. Лермонтов впоследствии говорил, что в течение этого объяснения порывался вызвать Н. С. М-ва, чувствуя иронию в его заступничестве, но не находил, к чему придраться.

В Пятигорске жило в то время семейство генерала Верзилина, состоявшее из матери и трех взрослых девиц, из которых Эмилия Александровна особенно отличалась красотою и остроумием. Это был единственный дом в Пятигорске, в котором почти ежедневно собиралась вся изящная молодежь пятигорских посетителей, в числе которых были Лермонтов и Мартынов.

Однажды в самом конце июня на вечере у Верзилиных Лермонтов и Мартынов, как обыкновенно, ухаживали за Эмилией Александровной.

"Я танцевала с Лермонтовым, - пишет она. - К нам присоединился молодой человек, который также отличался злоязычием, и принялись они вдвоем наперебой острить свой язык. Несмотря на мои предостережения, удержать их было трудно. Ничего особенно злого не говорили, но смешного много. Вот тут увидели Мартынова, разговаривающего очень любезно с младшей сестрой моей Надеждой, стоя у рояля, на котором играл кн. Трубецкой. Не выдержал Лермонтов и начал острить на его счет, называя его montagnard аu grand poignard (горец с большим кинжалом (фр.)) (Мартынов носил черкеску и замечательной величины кинжал). Надо же было так случиться, что, когда Трубецкой ударил последний аккорд, слово poignard раздалось по всей зале. Мартынов побледнел, закусил губы, глаза его сверкнули гневом; он подошел к нам и голосом, весьма сдержанным, сказал Лермонтову: "Сколько раз просил я вас оставить свои шутки при дамах" - и так быстро отвернулся и отошел прочь, что не дал и опомниться Лермонтову; а на мое замечание: "Язык враг мой" - М. Ю. отвечал спокойно: "Се n'est fieri, demain nous serons bons amis" ("Это ничего, завтра мы опять будем друзьями" (фр.)). Танцы продолжались, и я думала, что тем кончилась вся ссора".

Но этим ссора не кончилась. При выходе из дома Верзилиных Мартынов взял Лермонтова под руку и пошел с ним рядом по бульвару. "Je vous ai prevenu, Lermontow, que je ne souffrirais plus vos sarcasmes dans le monde, et cependant vous recommencez de nouveau" ("Вы знаете, Лермонтов, что я очень долго выносил ваши шутки, продолжающиеся, несмотря на неоднократное мое требование, чтобы вы их прекратили" (фр.)), - сказал Мартынов и добавил по-русски: "Я тебя заставлю перестать". "Но ведь ты знаешь, Мартынов, что я дуэли не боюсь и от нее никогда не откажусь: значит, вместо пустых угроз тебе лучше действовать", - ответил Лермонтов. "Ну, в таком случае завтра у вас будут мои секунданты", - сказал Мартынов и отправился домой, куда пригласил Глебова, которому поручил на другое утро вызвать Лермонтова. На другой день тот сообщил Мартынову, что вызов его принят и что Лермонтов секундантом своим выбрал князя Васильчикова.

Почти в таких же выражениях передает разговор на бульваре и Васильчиков. "Выходя из дома на улицу, - говорит он, - Мартынов подошел к Лермонтову и сказал ему очень тихим и ровным голосом по-французски: "Вы знаете, Лермонтов, что я очень часто терпел ваши шутки, но не люблю, чтобы их повторяли при дамах", - на что Лермонтов таким же спокойным тоном отвечал: "А если не любите, то потребуйте у меня удовлетворения". Мы, - продолжает Васильчиков, - считали эту ссору ничтожною и уверены были, что она кончится примирением".

Продолжаем рассказ князя Васильчикова: несмотря на уверенность, что ссора кончится примирением, "тем не менее все мы, и в особенности М. П. Глебов, истощили в течение трех дней наши миролюбивые усилия без всякого успеха. Хотя форменный вызов на дуэль и последовал от Мартынова, но всякий согласится, что вышеприведенные слова Лермонтова заключали в себе уже косвенное приглашение на вызов, и затем оставалось решить, кто из двух был зачинщик и кому перед кем следовало сделать первый шаг к примирению".

Верить на слово голословному показанию Васильчикова о трехдневных стараниях секундантов покончить дело миром мы не имеем права, тем более что и рассказ его весьма неясен: кого же секунданты в конце концов сочли за "зачинщика"? Если - как и следовало - Лермонтова, то и надлежало настаивать на том, чтобы он "сделал первый шаг к примирению". Не могло же секундантам не быть известно не только их право, но и обязанность не допускать дуэли из-за ссоры "столь ничтожной"...

Н.С. Мартынов

После дуэли Мартынов узнал от Глебова, что Лермонтов во время переговоров относительно условий дуэли говорил своему секунданту Васильчикову: "Нет, я сознаю себя настолько виновным перед Мартыновым, что чувствую, что рука моя на него не поднимется". Намекал ли тут Лермонтов на вскрытие письма или на нелепость своей выходки на вечере у Верзилиных - осталось неизвестно, но известно сожаление Мартынова после дуэли: "Передай мне об этих словах Васильчиков или кто-либо другой, я Лермонтову протянул бы руку примирения и нашей дуэли, конечно, не было бы".

В чем заключались "миролюбивые усилия" секундантов, можно видеть из черновика ответа Николая Мартынова на вопросные пункты следователей: "Васильчиков и Глебов старались всеми силами помирить меня с ним, но так как они не могли сказать мне ничего от его имени, а только хотели (проверить меня) уговорить меня взять назад мой вызов, я не мог на это согласиться". Такое изложение было секундантам "несколько неприятно", и потому Глебов писал Мартынову: "Надеемся, что ты будешь говорить и писать, что мы тебя всеми средствами уговаривали... Скажи, что мы тебя уговаривали с начала до конца".

Мартынов согласился и ответил секундантам, что "на суде покажет о всех их усилиях примирить его с Лермонтовым, но требует, чтобы они после окончания дела о дуэли восстановили истину и для очищения его памяти опубликовали дело, как оно действительно было".

Некоторое объяснение такому странному поведению секундантов мы находим у самого князя Васильчикова. "Друзья" Лермонтова и Мартынова "до последней минуты были убеждены, что дуэль кончится пустыми выстрелами и что, обменявшись для соблюдения чести двумя пулями, противники подадут друг другу руки".

Впоследствии Мартынов объяснял такое отношение секундантов "тем шумом, который наделал предыдущий поединок Лермонтова с Барантом в 1840 г., где противники дрались на шпагах и пистолетах, причем, не считая пустой царапины, полученной Лермонтовым, никто из них ранен не был, что сделало как дуэлистов, так и секундантов их посмешищем всего Петербурга"."
-------------------------------------

Непосредственная причина гибели по моему - лоховатость секундантов. Секундантами случайно оказались молодые беспонтовые бездельники Васильчиков и Глебов - не сумели развести.
Основная же причина гибели Лермонтова - звездная болезнь. Заигрался носитель сколиоза.

"Положа руку на сердце, - кончает свой рассказ князь Васильчиков, - беспристрастный свидетель должен признаться, что Лермонтов сам, можно сказать, напросился на дуэль и поставил своего противника в такое положение, что он не мог его не вызвать".

Из воспоминаний И. А. Арсеньева: "Как поэт Лермонтов возвышался до гениальности, но как человек он был мелочен и несносен. Эти недостатки и признак безрассудного упорства в них были причиною смерти гениального поэта от выстрела, сделанного рукою человека доброго, сердечного, которого Лермонтов довел своими насмешками и даже клеветами почти до сумасшествия. Мартынов, которого я хорошо знал, до конца своей жизни мучился и страдал оттого, что был виновником смерти Лермонтова"...


зы Черкеска - одежда очень удобная для войны, в то время. Как и прямой кавказский кинжал. Папаха на бритую голову - спасает от жары на порядок лучше чем фуражка.
Это всё все не элемент "маскарада" как попытался представить товарищь Лермонтов.
Ответить С цитатой В цитатник
Перейти к дневнику

Пятница, 21 Ноября 2008 г. 01:38ссылка
Очень интересно, спасибо большое.
L_Barker   обратиться по имени Пятница, 21 Ноября 2008 г. 02:32 (ссылка)
Объясню своими словами историю с письмом:

Лермонтов (прототип Печорина) бросает свою любовницу (прототип кн.Мери) - по совместительству сестру Мартынова.
Оная посылает через Лермонтова, с оказией - свой дневниг(блог) брату на Кавказ.
По дороге Лермонтов не выдерживает и вскрывает пакет.
*вдруг там его... характеризуют...*
Однако кроме дневника - от незадача - там еще и деньги.
Дневник прочитан и выброшен - 300 руб возвращены.
Другу Мартынову сказано "был обворован неизвестными" - бабки из своих компенсирую.
История что Лермонтова обокрали злодеи - становится известна (не только этим двоим).
Сотовых телефонов еще нет.
Только через 2 года Мартынов случайно узнает, что Лермонтов не мог знать ни о ко-ве! денег в пакете, ни даже о их наличии.
*а отдал - ровно сколько и было*
-------------------
Лет через 30 один из приятелей Мартынова д-р Пирожков передает, что, рассказав ему известную историю о ... распечатанном Лермонтовым письме, Мартынов заключил свое повествование словами: «Вот, собственно, причина, которая поставила нас на барьер, и она дает мне право считать себя вовсе не так виновным, как представляют меня вообще».
---------------
Отягощается все тем что Лермонтов НЕ считается великим поэтом - никем из присутствующих, начиная с его командира который советует ему оставить поэзию поэтам!, а самому больше заниматься своим взводом. Его же не печатают - а то немногое что люди слышат их не впечатляет.
+ Стихи пишут все (тот же Мартынов посвящает стихи декабристам).

зы Хотя один современный певец (явно служивший в армии) причиной случившегося - полагает нарушение Устава:
http://tempfile.ru/file/663518
*если кто не слышал - рекомендую :)*
Ответить С цитатой В цитатник
 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку