-Рубрики

 -Подписка по e-mail

 

 -Поиск по дневнику

Поиск сообщений в Watashi

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 07.03.2005
Записей:
Комментариев:
Написано: 21312


Мы читаем про чужие жизни что бы лучше понимать свою

Понедельник, 01 Марта 2010 г. 22:11 + в цитатник
Я просто потрясена.. я давно не читала ничего столь же прекрасного.. я давно не читала ничего же столь прекрасно написанного, но при этом предельно понятного, простого и казалось бы очевидного.
Кундера просто гений!
Сначала очень сложно привыкнуть к его манере анализировать всё. Каждое слово, каждое действие, каждый шаг, каждый взгляд, каждый сон. Особенно мне, человеку вообще не привыкшему анализировать эмоции и рассматривать первопричины своих чувств. Но потом к этому привыкаешь и начинаешь следить не только переживаниями героев, но и за собственными. У самых простых вещей есть самые непостижимые объяснения, любое действие имеет свою подоплёку, свою причину, следствие, последствие.
Кундера по собственному признанию писал о себе. Он един во всех лицах. Эта книга его поток сознания. Поэтому порой за поступками героев легко угадать их автора. Но тем не менее очень интересно следить за происходящим.
С одной стороны книга очень печальна. Порой размышления автора заводили меня в такие дебри, что накатывала острая депрессия. Сцена смерти собаки довела до слёз. Но с другой стороны грусть светла. Смерть является не громом среди ясного неба, жестким проявлением несправедливости мира, а абсолютно логичным завершением любой жизни. Процессом грустным, но ожидаемым и естественным.
Три темы меня особенно задели: Пражская весна 1968 года, Жизнь как любовь и Человек, бытие и призвание.
Книга просто флаг антикоммунизма, антитоталитаризма. Но при этом флаг привязанные не к стволу нацеленной на мишень винтовки, а скорее напечатанные на падающей на асфальт листовки. Как пристало поступать честному и порядочному человеку, в условиях когда само понятие честности и порядочности исказилось до неузнаваемости. Когда плохое и хорошее так далеки и близки друг к другу, что невозможно точно сказать где одно, где другое. Когда понятие честности и правильности настолько далеко разошлись, что не видят друг друга.
Призвание. Вечное "Так должно быть". Дамоклов меч над моей жизнью. И над жизнью Томаша. Невыносимая легкость выбора пути, когда путь всего один. Необычайная тяжесть от рутины идти туда, куда идти ты должен. Бесконечное облегчение, испытываемое от ощущения отсутствия дороги, протоптанной для тебя, но не тобой.
Любовь.. Тут мне не понять ни чувств Томаша, ни чувств Терезы... Мой тип - Франц. Персонаж пусть и не главный, простой и понятный, но всё-таки значимый самостоятельно. Его небесная Сабина - моя небесная Сабина. Его скромная сила, беспомощная и непрактичная, моя сила. Его извечная доброта, не от желания быть добрым, а от самого присутствия доброты, моя доброта. Его непонимание мира - моё непонимание мира. Такому никогда не стать роковым поворотом. Никогда не изменить порядка. Никогда не очистить авгиев конюшен. Но толчок полученный единожды, свернёт жизнь такого человека с пути определённости, позволит быть собой. Единственный по-настоящему счастливый на мой взгляд персонаж. Его искания просто и понятны. Его ответы однозначны. Его совесть чиста. А если не чиста, его искреннее раскаянье и беспокойство за невольно им обманутых искупает все его неправедные поступки. Он добр, но добра не сделал никому. Он силён, но неспособен никому помоч. Он счастлив, но не может никого сделать счастливым. Он духовный импотент, беспомощный и неинтересный.
Ещё немного о Сабине. Она прекрасна. Её жизнь суть предательства. Она ищет и не находит, она понимает и не понимает. Она та, что меняет других, но не может изменить себя.
Про главных героев, Томаша и Терезу, мне особо сказать нечего. Она на мой взгляд слишком проста. Хотя внутренний конфликт с матерью конечно сделали её глубже, но всё же.. прямая черта устремлённая в рай небесный останется прямой чертой, даже если будет нарисована прерывающимся линией.
Томаш.. о Томаш.. Хирург по рождению, а не по профессии. Призванный вскрывать мир вокруг себя, ложь вокруг себя, женщин вокруг себя. Обнажать то, кто люди не стремятся видеть. Желающий видеть то, что обычно маскируют.
Из чисто сексистких соображений было обидно немного, что Терезе отказано в интересе к политики, что мир слабой женщины закруглён любовью к сильному мужчине.
Книга с простой как мир историей любви и измен, предательств и исканий, стала своего рода философским трактатом на тему "что же лучше: легкость или тяжесть, что проще быть сильным или быть слабым?"
Всем очень советую.

герои рождаются не как живые люди из тела матери, а из одной ситуации, фразы, метафоры; в них, словно в ореховой скорлупе, заключена некая основная человеческая возможность, которую, как полагает автор, никто еще не открыл или о которой никто ничего существенного не сказал.
Но разве не правда, что автору не дано говорить ни о чем ином, кроме
как о самом себе?
Смотреть беспомощно поверх двора и не знать, что делать; слышать настойчивое урчание собственного живота в минуту любовного возбуждения; предавать и не уметь остановиться на прекрасном пути предательств; поднимать кулак в толпе Великого Похода; щеголять своим остроумием перед тайными микрофонами полиции - все эти ситуации я познал и пережил сам, и все-таки ни из одной из них не вырос персонаж, которым являюсь я сам со своим curriculum vitae [Путем жизни (лат.)]. Герои моего романа - мои собственные возможности, которым не дано было осуществиться. Поэтому я всех их в равной мере люблю и все они в равной мере меня ужасают; каждый из них преступил границу, которую я сам лишь обходил. Именно эта преступаемая граница (граница, за которой кончается мое "я") меня и притягивает. Только за ней начинается таинство, о котором вопрошает роман. Роман - не вероисповедание автора, а исследование того, что есть человеческая жизнь в западне, в которую претворился мир.

Возможно, все эти вопросы, которые обращают к любви, измеряют ее, изучают, проверяют, допытывают, чуть ли не в зачатке и убивают ее. Возможно, мы не способны любить именно потому, что жаждем быть любимыми, то есть хотим чего-то (любви) от другого, вместо
того чтобы отдавать ему себя без всякой корысти, довольствуясь лишь его
присутствием.
Рубрики:  wording
Метки:  

Сим   обратиться по имени Пятница, 26 Марта 2010 г. 23:12 (ссылка)
очень люблю Кунедру. и этот роман
спасибо за отзыв
Ответить С цитатой В цитатник
Watashi   обратиться по имени Пятница, 26 Марта 2010 г. 23:16 (ссылка)
Сим, всегда пожалуйста)
Ответить С цитатой В цитатник
 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку