Забытый Жорж де Латур возвращается |
Платёж (У ростовщика) около 1620 года
Жорж Дюмениль де Латур, также Ла Тур (Georges de La Tour (1593 - 1652) — знаменитый французский живописец XVII века, один из самых крупных мастеров лотарингской художественной школы с яркой творческой индивидуальностью, родился в Вик-сюр-Сей, расположенном неподалеку от Нанси, столицы Лотарингии. Он происходил из ремесленной среды: дед Жоржа де Латура был каменщиком, отец пекарем. Обучался в Нанси (не исключено, что в мастерской Ж. Белланжа). В 1617 году художник женился на Диане Ле Нерф, дочери Ж. Ле Нерфа, серебряных дел мастера герцога Лотарингского Генриха II, и в 1620 году обосновался в Люневиле. У Жоржа де Латура было 9 детей, однако лишь трое из них пережили родителей: Этьен, который стал живописцем, и две дочери Клод и Кристина. Начало творческой карьеры Латура было успешным. В 1623-1624 годах он написал для Генриха II две картины и с этого времени стал приобретать недвижимость. После кончины мастера его творчество было забыто и заново открыто только в 1940-е годы. Из-за пожара в городе Люневиле пропало много информации о художнике. Из всех его работ точно датированы только две. Ранее картины с дневными сценами относили к раннему периоду его творчества (до 1640 г.), а с ночными - к позднему (после 1640 г.) Но сейчас специалисты такого разделения не придерживаются. Датировка картин опирается на стилистические и технологические исследования.
Поклонение пастухов, ок. 1644
Картины Жорж де Латура на религиозные темы весьма разнообразны по содержанию. Мастер обращался как к текстам Ветхого и Нового Заветов, так и к апокрифам. В апокрифической литературе художника интересовали, прежде всего, эпизоды детства Богоматери и Христа. Такие картины на первый взгляд просты и незатейливы: мальчик-Христос держит свечу над склонившимся к работе Иосифом («Иосиф-плотник»); юная Мария стоит со свечой перед Своей матерью Анной, читающей Ей книгу («Воспитание Богоматери»).
Магдолина со свечой, отражённой в зеркале
Важнейшим эмоциональным началом в картинах Латара, выдержанных преимущественно в киноварно-коричневой цветовой гамме, становится ровное сияние свечи или факела, рассеивающее густой мрак. Религиозные композиции Жоржа де Латара, отмеченные обобщенностью форм, благородной сдержанностью эмоций и проникновенно-созерцательным настроением, носят характер сцен из обыденной жизни
Мария Магдалина с ночником
Кающаяся Мария Магдалина 1634-1635
В работах Латура прослеживается влияние Караваджо. Во первых - это свет (холодный, из одного источника), во вторых - особенность передачи библейских сюжетов в реалистическом ключе, близком к бытовому жанру. Его персонажи - простые современные люди. Художник любил писать нищих и крестьян, причём с большой степенью жизненности и натуроподобия. Жоро де Латур объединяет казалось бы несоединимое: реальное (натура, обыденная жизнь) и мистическое, сакральное. Выбор сюжетов с гадалками и картежниками также отсылает нас к Караваджо.
Гадалка 1630—1639
Герои картин Латура, как и на полотнах караваджистов, изображены обычно на нейтральном фоне, даны крупным планом и плотно заполняют пространство картинной плоскости. При этом для многофигурных композиций типична симметричная аранжировка фигур, расположенных фризообразно на уровне глаз зрителя. Вместе с тем, несмотря на широкий круг влияний и отдельные заимствования, художественный стиль Жоржа де Латура является в целом самостоятельным и оригинальным. Ему чужда изощренная маньеристическая фантазия и утонченный аристократизм придворных живописцев Нанси, а также театральная зрелищность, динамика и риторика искусства рокко, равно как каноны эстетики классицизма
Среди произведений Жоржа де Латура, написанных в ранний период творчества, к числу шедевров с точки зрения глубины психологической характеристики персонажей принадлежат картины Шулер с тузом бубен и Шулер с тузом треф, на которых изображены наивный юноша, хитрый плут и коварная куртизанка, подающая глазами знак служанке-сообщнице, сохраняя при этом абсолютное спокойствие.
Шулер с бубновым тузом. 1635.
Латур писал главным образом картины на религиозные сюжеты. То, что он провел свою жизнь в провинции, наложило свой отпечаток на его искусство. В наивности и статичности образов, в оттенке религиозного воодушевления, который можно уловить в его произведениях. В своеобразной элементарности его художественного языка еще сказываются в какой-то степени отголоски средневекового мировосприятия. Но в лучших своих работах художник создает образы редкой душевной чистоты и большой поэтической силы.
Женщина, ловящая блох 1630-1639
Такой сюжет, взятый из бытовой жизни, часто встречается у караваджистов и предполагает эротический аспект. Но у Латура нет ни эротического, ни иронического содержания. Это сцена максимальной сосредоточенности.
Герои Латура антитеатральны, в отличии от героев Караваджо, и никогда не контактируют со зрителем, они погружены в себя.
Христос в плотницкой лавке Иосифа 1645
Самые знаменитые работы Жоржа де Латура, созданные в конце творческого пути, это Сон св. Иосифа и серия картин с изображением св. Магдалины. Культ святого Иосифа как искусного плотника и добродетельного супруга Марии, который окружен в Лотарингии особенным почитанием, получил широкое распространение в искусстве XVII века после учреждения Папой Григорием XV праздника в его честь. Латур трактовал святого Иосифа в соответствии с религиозными представлениями своей эпохи, прославлявшими его терпение, смирение и покорность перед лицом Божественного Провидения. Ангел явился к Иосифу, чтобы развеять его сомнения в девственности Марии и обратить печаль праведника в радость, открыв ему таинство Воплощения.
Образ Магдалины, одной из самых дискуссионных святых христианского пантеона XVII века, имел, по-видимому, для Латура особое и глубоко личное значение: в период 1635 - 1644 годов художник написал не менее пяти картин на тему раскаяния святой Магдалины, содержание которых выходит за рамки назидательной иллюстрации догмата Покаяния. Изображая Магдалину в ночной тишине перед пламенем свечи размышляющей о быстротечности времени и бренности всего земного, он следовал многовековой религиозной традиции, согласно которой ночная молитва означает отказ от яркого света мирской суеты ради постижения сокровенного света Божественной Мудрости.
Серия сообщений "Искусство":
Часть 1 - Стихи Ольги Берггольц
Часть 2 - Ленинградская мадонна Ольга Берггольц
...
Часть 10 - «Венгерские танцы» Брамса
Часть 11 - Букет серенад
Часть 12 - Забытый Жорж де Латур возвращается
Часть 13 - Гидон Кремер
Часть 14 - Минкус "Дон Кихот"
...
Часть 40 - Выдающийся дирижёр XX века, композитор, педагог Леонард Бернстайн
Часть 41 - Дуэт Льюиса Кэрролла и Сальвадора Дали
Часть 42 - Святослав Белза. Музыка жизни
Рубрики: | Живопись, графика |
Комментировать | « Пред. запись — К дневнику — След. запись » | Страницы: [1] [Новые] |