-Поиск по дневнику

Поиск сообщений в Vsiaco

 -Подписка по e-mail

 

 -Сообщества

Участник сообществ (Всего в списке: 8) Live_Memory Уголок_психолога Creatiff Geo_club hand_made Это_Смешно Frondam kayros
Читатель сообществ (Всего в списке: 3) Интервью_Лиру WiseAdvice kayros

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 09.10.2009
Записей:
Комментариев:
Написано: 39022


Лилит— первая жена Адама в еврейской мифологии.

Понедельник, 27 Сентября 2010 г. 18:08 + в цитатник
 
Лилит— первая жена Адама в еврейской мифологии. Именно в этом смысле большинство исследователей рассматривают это слово в Книге пророка Исайи. Упоминается в Свитках Мёртвого моря, Алфавите Бен-Сира, Книге Зогар. Согласно преданию, расставшись с Адамом, Лилит стала злым демоном, убивающим младенцев (этот персонаж присутствует и в арабских мифах). В Междуречье подобное имя носит ночная демоница, которая убивает детей и издевается над спящими мужчинами (упоминаются также и мужчины «лилу»). В семитских языках, в частности в иврите, это слово — прилагательное женского рода «ночная»э
Кроме этого в иврите (а возможно, и в других семитских языках) словом «лилит» обозначается птица неясыть, разновидность сов. Вероятно, именно поэтому Лилит иногда изображается вместе с совой.
Существует также мнение, что это имя происходит от шумерского «лиль» (воздух, ветер; дух, призрак).
Возможно, верны все точки зрения. В. В. Емельянов в предисловии к «Ассирийской магии» Шарля Фоссе пишет следующее: «Юноша и девушка-лилиту — демоны, в имени которых заключена игра слов из разных языков. По-шумерски лиль означает „воздух, ветер; дух, призрак“, по-аккадски лилу — „ночь“. Отсюда и смесь представлений: демонов этого рода считали ночными привидениями. Вероятно, их можно сопоставить со славянскими заложными покойниками — то есть с людьми, умершими неестественной смертью и раньше срока. Во всяком случае, они всегда отличаются от гадим — обычных духов умерших предков (хотя и для последних характерны необычные случаи смерти). Вполне возможно, что люди, превратившиеся в духов лилу, при жизни были безбрачны и не оставили потомства. Так можно объяснить склонность мужчин-лилу вступать в связь с земными женщинами (причём от этих связей у них рождаются либо уроды, либо такие же демоны)».
Лилит в шумерской традиции

Существует несколько шумерских легенд о Лилит. В первую очередь это безымянная легенда, приводящаяся в статье Чарльза Моффета (Charles Alexander Moffat). В ней Лилит — богиня-покровительница своего народа. Тем не менее, очевидна и её тёмная суть. Так, слёзы Лилит даруют жизнь, но её поцелуи приносят смерть.
Легенда объясняет происхождение двух львов в традиционной шумерской иконографии Лилит.
Также предполагается, что под именем ki-sikil-lil-la-ke в прологе шумерской версии эпоса о Гильгамеше упоминается именно Лилит. В частности, независимые переводы этого пролога Крамероми Фолькенштайном упоминают именно Лилит.
Легенды о происхождении Лилит

Согласно Алфавиту Бен-Сиры, первой женой Адама была Лилит. Она не пожелала подчиняться своему мужу, так как считала себя таким же творением бога Иеговы, как и Адам.
Произнеся тайное имя бога Ягве, Лилит поднялась в воздух и улетела от Адама. Тогда Адам обратился к Ягве с жалобой на бежавшую жену. Ягве послал вдогонку трёх ангелов, известных под именами Сеной, Сансеной и Самангелоф (Snvi, Snsvi, и Smnglof) .
Три ангела застигли Лилит у Красного моря, и она наотрез отказывалась вернуться к мужу.
После угрозы убить её Лилит поклялась, что она была послана богом и что, хотя её «функцией» является убийство младенцев, она пощадит любого ребенка, защищенного амулетом или пластинкой с её именем (вариант — именами ангелов). Ангелы наказали её. Есть три версии этого наказания в литературе: сотня её младенцев будет умирать каждую ночь; она обречена рождать детей — демонов; или бог сделает её бесплодной.
Другая легенда гласила, что Адам вступил в связь с Лилит только после изгнания из рая, в результате чего мир наполнился демонами. В иудейском быту волосатая и крылатая Лилит особенно известна как вредительница деторождения. Считалось, что она не только наводит порчу на младенцев, но и похищает их, пьёт кровь новорожденных, высасывает мозг из костей и подменяет их. Ей также приписывалась порча рожениц и бесплодие женщин. Именно легенды, говорящие о Лилит как об убийце новорожденных, объясняют традицию вешать амулет с именами ангелов возле колыбельки еврейского ребёнка. Амулеты и заговоры для роженицы против Лилит должны содержать не только имена трёх ангелов, пытавшихся возвратить её, но и некоторые имена самой Лилит: Батна (чрево), Одем (краснота) или Аморфо (не имеющая формы). Также с этим преданием связана традиция повязывания красной нитки на руку (обычно младенцу) — считается, что Лилит боится красного цвета. Особенно опасна ночь перед обрезанием младенца — чтобы уберечь ребёнка от Лилит, его отец должен всю ночь напролёт читать отрывки из «Зогар» и других книг Каббалы (такая ночь у ашкеназских евреев называется «вахтнахт»).


ЛИЛИТ
1


Что предание говорит?
Прежде Евы была Лилит.

Прежде Евы Лилит была
Та, что яблока не рвала,-

Не женой была, не женой,-
Стороной прошла, стороной.

Не из глины, не из ребра -
Из рассветного серебра.

Улыбнулась из тростника -
И пропала на все века.

2


Всё в раю как будто бы есть,
Да чего-то как будто нет.
Всё здесь можно и пить и есть -
На одно лишь в раю запрет.

Ходит Ева средь райских роз,
Светит яблоко из ветвей.
Прямо с яблони змей-завхоз
Искушающе шепчет ей:

- Слушай, я же не укушу,
Скушай яблочко задарма,
Я в усушку его спишу -
Мы ведь тоже не без ума.

Ева яблоко сорвала -
Затуманился райский дол.
Бог ракеты "небо - земля"
На искомый квадрат навел.

Бог на красные кнопки жмёт -
Пламя райские рощи жнёт.
Бог на пульте включил реле -
Больше рая нет на земле.

Убегает с Евой Адам -
Дым и пепел по их следам.

3


У Адама с Евой - семья,
Подрастающие сыновья.

Скот мычит, колосится рожь,
Дремлет Авель, сев на пенёк,

Каин в ёлку втыкает нож -
Тренируется паренёк.

Объезжает Адам коней,
Конструирует первый плот.

- А в раю-то было скучней -
Ты помог нам, запретный плод!

А в раю-то было пресней,-
Заработанный хлеб - вкусней.

А в раю-то мы спали врозь,-
Это рай - оторви да брось!

4


Улетающие журавли
Прокурлыкали над рекой,
Электричка прошла вдали -
И опять на земле покой.

На рыбалке Адам сидит,
Сквозь огонь в темноту глядит.

Кто там плачет в костре ночном,
Косы рыжие разметав?
Кто грустит в тростнике речном,
Шелестит в осенних кустах?

Кто из облака смотрит вниз,
Затмевая красой луну?
Кто из омута смотрит ввысь
И заманивает в глубину?

Никого там, по правде, нет,-
Только тени и лунный свет.

Не женой была, не женой,-
Стороной прошла, стороной.

. . . . . . . . . . .

Никогда не придёт Лилит,
А забыть себя не велит.


1965, Вадим Шефнер

Метки:  

Процитировано 12 раз
Понравилось: 3 пользователям

Lyusi_serebro   обратиться по имени Понедельник, 27 Сентября 2010 г. 18:42 (ссылка)
Очень интересно...Спасибо за пост...
Ответить С цитатой В цитатник
serafima-ua   обратиться по имени Понедельник, 27 Сентября 2010 г. 19:57 (ссылка)
Анэс Зарифьян
ЛИЛИТ




Рассказать хочу я драму
Про Лилит и про Адама
Для отважных кавалеров и для дам.
Знаем мы: Господь из глины
Сделал первого мужчину
И назвал его, несчастного, Адам.

Ну а женщине Господь
Дал не глинянную плоть -
Он вдохнул в нее трепещущее пламя
И сказал Адаму так:
Разрешаю этот брак,
А теперь же вы с Лилит живите сами.

Был Адам спокойным малым,
В нем отвага не пылала.
Добродушен, боязлив и неуклюж.
Ночевал в своей постели
И в любом житейском деле
Вел всегда себя, как идеальный муж.

А беспечная Лилит
То дыханьем опалит,
То ужалит сумасшедшим поцелуем,
То не даст себя обнять -
Ну попробуй-ка понять
Эту женщину, то нежную, то злую!

И Адам явился к Богу
И сказал ему с порога:
"Охрани, Господь-Создатель, от огня!
Человек я жалкий, слабый,
Лучше б глиняную бабу
Сотворил бы ты, Всевышний, для меня!"

Улыбнулся Бог хитро,
Взял Адамово ребро,
От усталости присел под жизни древо.
Слишком долго не мудрил:
Для Адама сотворил
Идеальную сожительницу - Еву.

Ева мыслила лениво,
Но умела терпеливо
Угождать ему, не покладая рук.
Рядом с ней, такой убогой,
Сам себе казался богом
Наш примерный, обожаемый супруг.

Это был прекрасный брак,
Идеал семейных благ:
Все спокойно, все привычно, все приятно.
Ева - верная жена
И Адаму не страшна:
Сердце глиняное - каждому понятно!

В жизни каждого, быть может,
Случай был весьма похожий:
Пламя женщины внезапно обожгло,
Но трусливы от Адама,
Мы любовь прекрасной дамы
Променяли на уютное тепло.

Ах, Лилит, Лилит, Лилит...
Где-то там огонь горит
И звучит тот смех, и слышатся напевы...
Ах, Лилит, Лилит, Лилит!..
Отчего душа болит?
Ты прости меня, Лилит! Где ужин, Ева!?
Ответить С цитатой В цитатник
Darina_678   обратиться по имени Вторник, 28 Сентября 2010 г. 11:50 (ссылка)
Лилит

Ты не знаешь сказанья о деве Лилит,
С кем был счастлив в раю первозданном Адам,
Но ты все ж из немногих, чье сердце болит
По душе окрыленной и вольным садам.

Ты об Еве слыхала, конечно, не раз,
О праматери Еве, хранящей очаг,
Но с какой-то тревогой... И этот рассказ
Для тебя был смешное безумье и мрак.

У Лилит - недоступных созвездий венец,
В ее странах алмазные солнца цветут;
А у Евы - и дети, и стадо овец,
В огороде картофель и в доме уют

Н. Гумилёв
Ответить С цитатой В цитатник
Valentina_N   обратиться по имени Вторник, 28 Сентября 2010 г. 13:45 (ссылка)
Ответить С цитатой В цитатник
sveZduh   обратиться по имени Среда, 29 Сентября 2010 г. 13:41 (ссылка)
Познавательно.
Ответить С цитатой В цитатник
Аноним   обратиться по имени Суббота, 19 Февраля 2011 г. 15:10 (ссылка)
Тема до конца не рассказана, там есть и продолжение, еще интереснее чем начало
Ответить С цитатой В цитатник    |    Не показывать ветку
Перейти к дневнику

Среда, 23 Марта 2011 г. 16:35ссылка
Аноним
Слышишь, Лилит, потерянная Лилит,
зябки твои ладони, сладка беда.
Прошлое – пепел. Мертвое не болит.
Камни тебе перина, огонь – вода.
Те, кто тебя выкраивал набело -
расчетвертован наскоро/ наугад.
Ласки твои - кинжалами на чело,
руки твои - агония через ад.
Сколько еще опальных к твоим ногам,
сколько чужих губами собьешь в песок.
Ты же, Лилит, не веришь чужим богам,
ты же, Лилит, сама себе падший бог.
Плавишься отражением. Глубь болот.
Ямы тебе не омут, война не смерть.
Кто потеряет Бога – тебя найдет.
Кто тебя выпьет – силится умереть.
Помнишь, Лилит, потерянная Лилит,
было глазам янтарно, груди свежо.
В пальцах чужая мякоть огнем горит,
прошлое замерзает за рубежом.
Тот, кто тебя заучивал назубок,
корчится в невозможности зачеркнуть.
Ангелы разбивают себя о дно, чтобы в тебе тонуть.
Аноним   обратиться по имени Среда, 23 Марта 2011 г. 16:38 (ссылка)
— Знаешь, а я по тебе скучаю:
Трудно привыкнуть не жить с крылатой.
Яхве не любит моих печалей,
Ставит на сердце мое заплаты,
Мудро лишая меня соблазна
Выбрать однажды твою дорогу...
Слушай, скажи мне — ведь ты согласна —
Яблоком пахнут ладони Бога?
Ты улетаешь?

—А как иначе?
Слишком уж скучно пастись у Древа...
Милый, по-моему, кто-то плачет!

—Слышу, любимая. Это Ева...
Ответить С цитатой В цитатник    |    Не показывать комментарий
Комментировать К дневнику Страницы: [1] [Новые]
 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку