В представлении практически каждого человека свадьба – это веселый праздник, во время которого можно хорошо выпить и вкусно закусить, наплясаться, поучаствовать в веселых конкурсах. Однако на самом деле все эти действия представляют собой лишь одну часть свадебного ритуала. В прежние времена она имела название «красный стол». Еще одну часть («черный стол») практически никто уже не помнит.
В далекие времена, перед тем как ехать в церковь для заключения брака, невеста облачалась отнюдь не в праздничное платье. Она должна была надеть траурную одежду. На нее смотрели как на живого мертвеца, а свадьба была ее ритуальными похоронами. Отголоски этих традиций сохранялись даже в начале 20 века.
Невеста представлялась ламинальным существом (limen, liminis - порог, врата (лат)), которое находится на грани мира мертвых и мира живых. Такое понятие встречается у ряда народов и сложилось оно в эпоху доклассовых обществ. В данном случае имеются в виду обряды перехода (инициации). С помощью этих обрядов происходило изменение экзистенциального статуса человека (рождение – совершеннолетие – брак – смерть). Количество этих стадий могло варьироваться у разных народов. У всех этих обрядов имелась общая цель: обеспечить успешный контакт с миром мертвых. Например, новорожденного в архаическую эпоху воспринимали как существо, которое пришло из мира духов. Для разрыва связи с царством мертвых необходимо было провести специальный обряд. Иначе через новорожденного живые могли пострадать от мертвых. Во время похорон проводился другой обряд, направленный на полный разрыв умершего с миром живых – мертвец должен был покинуть его навсегда и не мучить родственников своими посещениями.
После того как произошла помолвка, обрученная должна была надеть траур. В одних местностях это были черные сарафаны и рубахи, символизирующие представления христиан о скорби, в другие – белые (у славян белый цвет считался цветом снега и смерти). А в Архангельской области девушка должна была надеть на голову куколь, в котором хоронили мертвых.
Затем невеста должна была исполнить следующий обряд – оплакивание своей судьбы. Сегодня считается, что таким образом она прощалась с домом своих родителей. Однако если вчитаться в тексты прощальных песен, смысл обряда изменяется. Речь в них идет о смерти. Например, об этом явно свидетельствует строка «за 3 леса, 3 горы и 3 реки», то есть в ней подразумевается обитель нежити. Обрученная девушка имела в виду себя как покойника. Нередко в обрядовых песнях упоминалась кукушка, которую просили передать весточку родителям. Как известно, по поверьям кукушка является птицей, способной перемещаться между миром мертвых и живых. В песнях, исполняемых невестами Новгородчины, выражалось желание получить в подарок саван.
Слово «невеста» означает «неизвестная» (происходит от слова «не ведать»). Это дополнительно подчеркивает ее обезличенность, присущую покойникам. По обычаям многих народов невеста не могла выходить на улицу, смеяться, разговаривать, иногда ей запрещалось сидеть за общим столом. Ее воспринимали как мертвую. Заниматься она могла лишь подготовкой приданого – в потустороннем мире женские души имели право шить и прясть.
Невесты носили специальные рубахи с длинными рукавами, полностью закрывающими кисти. Считалось, что прикосновение мертвеца может повлечь гибель живых. Привычная в наше время фата «выросла» из покрывала, которое невеста накидывала на голову – от нее требовали скрыть свой взгляд, который сравнивали с взглядом ведьмы.
Накануне свадьбы для невесты устраивали баню. Это еще одно подтверждение, что ее воспринимали как покойницу, которой требуется омовение перед похоронами. В деревнях Карелии после обряда омовения невесту укладывали в красный угол под образа. Аналогично поступали с покойником.
В некоторых обычаях прослеживается страх родителей обрученной девушки перед «мертвой» дочерью. Этот страх лежит в основе известного обычая, согласно которому невесту запирали в чулане. Это можно было увидеть в селах Псковской и Рязанской губерний даже в 19 веке.
Жених же существовал в мире живых. Он должен был отыскать в мире мертвых свою невесту и забрать в свой мир, сделав женщиной. Собираясь за будущей женой, он прощался с родителями и родственниками словами человека, который лежит на смертном одре.
После того как жених подъезжал к дому невесты, он обнаруживал там ее подруг, которые не пускали его в дом. Эти девушки выступают в роли загробных спутниц, не желающих отпускать свою подругу. В некоторых губерниях (например, Новгородской) жениху прямо сообщалось, что в доме находятся
памятники и мертвец, а для того чтобы попасть к нему, нужно заплатить выкуп (за двери, лестницу). Затем среди одинаково одетых девушек жених должен был найти свою будущую жену. С помощью этого обряда с невесты снималась мертвенная безликость. Жениху давали три попытки. Если все они заканчивались неудачей, это говорило о том, что брак будет неудачным.
Жених приезжал за невестой не один. Его сопровождали крестный (тысяцкий) и дружка (выбирался из женатых родственников). Считалось, что без их поддержки живому в мире мертвых может грозить опасность в виде гораздо более страшных его обитателей, чем подруги. Именно этим объясняется множество свадебных оберегов. Их насчитывают около 400. Дружка был перевязан специально вышитым для этой цели красным рушником – символом пути в потусторонний мир. Вспомним, что рушники использовались также на похоронах. На них опускали в могилу гроб, а иногда подстилали под покойника. Дружка мог помогать узнавать невесту, а также он должен был отпугивать бесов кнутом, размахивая им в разные стороны. У тысяцкого была при себе свадебная казна. В его обязанности входил выкуп всего того, что положено по обряду.
После этих действий следовало благословение родителей и свадебный поезд направлялся в сторону церкви. Рядом с невестой ехала сваха. Иногда невеста клала голову ей на колени, тем самым показывая себя «мертвецом». В руки девушке в качестве оберега от нечисти, которая могла удержать ее в мире мертвых, давали веник. В некоторых местах было принято (Ростовская, Костромская губернии) заезжать на кладбище – задобрить духов предков, чтобы те не обижались, что у них забирают им принадлежащее.
После венчания невесту привозили в дом жениха. Телеги при этом должны были проехать через горящий костер, а все участники свадьбы - окропить себя колодезной водой. С помощью этих действий происходило очищение после общения с мертвецами. Аналогичный обряд выполнялся на похоронах и на родинах. В новом доме на невесту надевалась праздничная красная юбка и белая рубашка с пестрой вышивкой. Новобрачной отрезали косу и надевали на голову традиционный головной убор замужних (кичку). Затем молодые отправлялись в спальню. Считалось, что утром к гостям выходит заново родившийся человек.