Время Петь Псалмы // Интервью для журнала Romankin Collection |
Предварительный постер уникального проекта «Время Петь Псалмы» – результата сотрудничества легендарного Ли «Скрэтч» Перри с российским музыкальным сообществом.
Международное сотрудничество художников и артистов уже давно не новая практика, в том числе и для России. Но по-настоящему знаковые и в то же время необычные музыкальные коллаборации так с ходу и не вспоминаются. Хотя для меня подобные затруднения недавно были разрешены.
Что объединяет Ямайку и Россию? На этот и другие вопросы мне ответил Николай Зайченко – саратовский инициатор и «режиссер» проекта «Время Петь Псалмы» – плода виртуального сотрудничества легендарного Ли «Скрэтч» Перри и российских авантюристов, взявшихся за музыкальное оформление библейских стихов, прочитанных ямайским «Возмутителем».
Что привело тебя к творчеству Ли «Скрэтч» Перри?
Как ты решил начать общение с ним?
Николай Зайченко: Впервые я услышал Ли Перри на кассете, она появилась у моего брата из третьих рук от какого-то сомнительного типа. Знаете, люди, у которых можно достать что угодно – запрещенное и не очень. К первым, несомненно, можно отнести Возмутителя! Я так понимаю, что это был порезанный сборник “Soul Fire”, записанный с радио. На обратной стороне играли какие-то латинские ритмы, но их я не запомнил.
Кажется, это был 2004 или 2005 год. У меня тогда появился кассетный плеер. Мама отправила нас с братом к своему отцу на дачу, куда-то в Тверь, чтобы мы там «радовались жизни», которая, разумеется, заключалась в борьбе со скукой. Так, каждый день я подолгу катался на велосипеде – через леса и болота. С собой я привез разные кассеты и слушал их во время катаний. Помню, как заиграла одноименная сборнику песня, которая разливалась по моим ушам в то время, как глаза созерцали леса и закат, нос вдыхал запах травы после дождя, а тело испытывало мышечную радость от поездки на велосипеде.
Всё, что меня сопровождало, сейчас кажется очень важным. Ведь сегодня культура музыки отличается от той, которая была раньше. Теперь она часто становится чем-то попутным и мимолетным. Так, послушать новый коллектив или песню – проще простого; непонравившуюся песню можно удалить или сбросить одним нажатием. В то время создавать сборники было довольно трудно; удалив песню, ты получал тишину на записи, а перемотать её требовало точности и терпения. Иногда, для другой песни нужно было переставлять кассету или диск. Конечно. всё это влияло на то, как люди слушали музыку: насколько придирчиво и внимательно. Поймите меня правильно, эти изменения ни хорошие, ни плохие – они есть и с ними нужно считаться.
Спустя полгода, зимой, брат подарил мне на день рождения первый полноценный альбом Ли Перри. У него одна из самых красивых обложек! Это “Who Put The Voodoo ‘Pon Reggae?” («Кто проклял регги?»). Я не сразу понял эту музыку – просто было не ясно, как к ней относиться, потому что она не была похожа ни на что из ранее мною слышанного: Nirvana, The Doors, Tito & Tarantula, Гражданская Оборона, Аквариум и прочее.
Скрэтч не следовал культуре раста,
он был одним из её источников
Учился я тогда классе в 9-м. В это время люди пытаются определить своё место в обществе, группируются по субкультурам и прочим сообществам. Огрубляя, у нас в школе были «мажоры», «мафиози», «бизнесмены», «анархисты», «панки»... а я всё никак не мог отнести себя ни к какой из групп, хотя относились ко мне всегда хорошо и впускали в любой коллектив. Конечно, хотелось себя в чём-то раскрыть, реализовать потенциал, но как, и с кем – не понятно.
Интернет тогда уже появился, хотя и был очень медленным: помню, что 2 мегабайта качались около 10 минут. Но искать информацию это не мешало, тогда я и узнал о Ли Перри.
Углубившись в его биографию, я увидел, что, являясь одной из ключевых фигур целой субкультуры, будучи одним из основателей аж двух музыкальных жанров, он, в то же время, не был частью этого движения. Скрэтч был одним из его источников. Самый простой пример: у него не было дредлоков, и на вопрос – а где они – он отвечал: «Не выросли как-то».
Так, Ли Перри оказался для меня путеводителем, кем-то вроде образца, ответом на вопрос: «Что делать?» (его, кстати, задал другой житель моего города) и только потом – музыкантом.
Сегодня мне кажется, что субкультура и следование моде, хотя и облегчают многие коммуникативные вопросы, они, в определенном смысле, являются проявлением слабости: человек стремится понравиться кому-то, соответствовать определенному гардеробу и т.д. Он зависим, в то время как те люди, на которых они ориентируются, от этого, наоборот, уходили: ведь чтобы новой субкультуре появиться, нужно уйти от старой. «Модники» же наоборот за нею гонятся.
Тем не менее, будучи преподавателем, я не отношусь к этому плохо. Когда в учебном заведении я вижу разноцветных девушек, то воспринимаю это не как их слабость, а как сигнал: «Эй, мне скучно! Давай что-нибудь сделаем?». Вот только что? Над этим я сегодня и думаю. Обычно, неформальные люди умнее «формальных». Многие могут не обладать талантами, но для сегодняшнего культурного, социального, технологического безрыбья, чтобы по-настоящему выделиться, достаточно просто быть умным.
Английский нужно знать хотя бы потому,
что на нём говорит Перри
Так вот, на тот момент, про Ли Перри было очень мало информации и в конце концов всё уперлось в английский язык. Кто-то, исправляя оригинал фразы о вожде русской революции, заметил: «Английский нужно знать хотя бы потому, что на нём говорил Леннон». Вот у меня почти тоже самое: тогда я уже поступил в университет, где внеурочно начал посещать курсы профессиональных переводчиков. Мало-помалу, я собрал и перевел большое количество материала о Ли Перри, а вместе с ним и о ямайской культуре 60-70-х гг. Большую его часть можно обнаружить «ВКонтакте», в группе, посвященной исполнителю.
Большим делом для меня оказался перевод и озвучивание фильма «Возмутитель: Жизнь и Музыка Ли «Скрэтч» Перри». Как выяснилось из проекта с Псалмами, фильм оказал влияние на многих музыкантов. Совсем недавно, о Ли Перри вышел другой фильм – «Видение Рая» (Vision of Paradise). Интересно, что на этот раз его переводом занималась уже целая студия. Я надеюсь, что тоже смогу им заняться, создав альтернативную версию: всё-таки у меня уже выработался особый лексикон для «русского» Перри. Для меня важно, чтобы он присутствовал и в этом фильме. Главное, чтобы хватило времени, это, всё-таки, непростое дело, особенно, как ни странно, создание субтитров: 5 минут документального фильма отнимают час реального времени! По крайней мере у меня.
Кадр из фильма "Видение Рая", посвященный философии Ли "Скрэтч" Перри и вышедший в мае 2015 года
Есть такое правило-шутка: занимаясь чем-либо более 10 000 часов, становишься профессионалом своего дела, и информация открывается тебе сама, люди же начинают спрашивать советы, рекомендации, брать интервью и тому подобное. Я этот рубеж уже перешел, после чего, на моё сообщение ответил Ли Перри!
Идея с прочтением Псалмов и последующим наложением музыки – это давняя идея, которую ты воплотил через Ли Перри, или этот замысел вы разработали вместе?
У Ли Перри есть сайт, посвященный сельскохозяйственной общине, которую он намеревается основать на Ямайке: там всё должно быть основано на экологии, чистоте и вегетарианстве. Чтобы воплотить свою задумку Ли Перри нужны рабочая сила и деньги. На сайте висели предложения, где за определенную сумму он предлагает товары (например, собственноручно декорированные кепку или кроссовки), неизданные современные песни, видео-послание на любую богоугодную тему и т.д. За 300$ он предлагал спеть на музыку, которую ему пришлют. Последней строчкой висело: «Если у Вас есть другие идеи – пишите, мы рассмотрим Ваше предложение».
Первая фотография Джа Растафари была сделана российским поэтом
Тогда я начал думать, как можно связать Россию и Ямайку? Есть ли у нас общие темы? В голову сразу пришла связь нашей страны с Эфиопией, – земле, о которой растаманы постоянно поют. Африканской стране покровительствовала ещё Российская Империя, в виду ортодоксальной веры обоих государств. Интересно, что первую фотографию Раса Тафари Макконена (от которого и пошло название растафарианства) сделал российский путешественник, причем не кто-то, а сам Николай Гумилев! В дневниках поэта есть даже воспоминания об их встрече (Тафари тогда, правда, не был ещё принцем, то есть ходил без соответствующей приставки «рас»).
Так в голову и пришла идея записать с Возмутителем тексты ортодоксальной направленности. Говоря о музыке, мне, честно говоря, было бы трудно доверять весь проект одному коллективу: сегодня, кажется, наш уровень оставляет желать лучшего. Поэтому я решил опираться не на музыку, а на голос: отсюда такая странная последовательность записи композиций. Кроме того, это даёт возможность принять участие в проекте каждому желающему. Часто, когда слушаешь альбомы Ли Перри, думаешь – поёт хорошо, а музыка дурная. Становится обидно. Здесь же эта проблема сведена к минимуму: один псалом может иметь сразу несколько вариаций, кроме того их и вовсе можно прослушать без музыки.
Другая причина, по которой ориентация на один коллектив была бы невозможна – это форма кооперации, а точнее – количество её участников, каждый из которых со своими вкусами, предпочтениями и планами по реализации. Получив согласие на реализацию проекта от Возмутителя, я написал сообщения постоянным читателям группы о Ли Перри, многие из которых за период её существования стали моими хорошими товарищами. Объяснив им ситуацию, я поинтересовался – согласны ли они внести денежный вклад для сбора общей суммы в 300$, необходимые для осуществления проекта? Многие согласились. Важно было суметь положиться друг на друга, и собрать как можно больше народу, ведь это прямым образом влияет на величину вклада каждого человека. Здорово, что мне помогали друзья, которые Ли Перри не слушают, но зная, как он для меня важен, тоже приняли участие. Валютный кризис тогда только начинался и в результате, каждый скинулся только по 335 рублей.
Когда деньги дошли до Ли Перри он сразу же записал для нас видео-сообщение, где свидетельствовал о сотрудничестве: «Хорошая новость для всех православных людей!» – говорил он, почему-то, внутри клетки. В течение месяца он высылал Псалмы, а иногда – собственные песенки и шутки. Весь материал он записывал на телефон, что, конечно, сказалось на качестве записи. Однако здесь же и плюсы – мы не просто получили Псалмы, а получили самого Скрэтча – его сознание, его естественную среду обитания! Так, на записях можно услышать, как он моет руки, сидит на унитазе, ходит по улице, и даже, кажется, читает, набравши в рот воды. К этому можно относиться по-разному, но для меня это внезапное и настоящее сокровище!
Ли Перри смеётся над стихами А.С. Пушкина
За время переписки, в голову пришла ещё одна идея: я вспомнил о главном эфиопе России. Александр Сергеевич – человек, по-настоящему достойный уважения: такой же шутник, как и Перри, пользуется уважением в раста-сообществе, а на своих концертах, Борис Гребенщиков иногда называет регги не “rub-a-dub style”, а «Пушкин стайл», что не так уж и далеко от истины.
Лиры поэзии
Выбрав тематическое стихотворение, я попросил Перри прочитать пушкинского «Пророка». Интересно, что сначала Ли отказался – он не хотел произносить слова, которые обозначают насилие («он грудь разверз мечом и сердце трепетное вынул» и прочее). Мои контраргументы его убедили: «Пророк» основан на выдержках из священных книг, в том числе те места, на которые он указал. И всё же Ли прочел стихотворение по-своему: в местах, где герой страдал или умирал – Скрэтч смеётся, показывая «глупость» ситуации. Один культуролог, предположил, что версия Перри очень бы понравилась Александру Сергеевичу: Пушкин был противником отношения «с серьезным лицом» ко многим вещам, в том числе и религиозным. Возмутитель его понял! А вот многие музыканты, которые взялись за трек, между прочим, – нет.
Кажется, что почти все музыкальные подложки имеют психоделический и абстрактный окрас: музыка больше экспериментальная, нежели стилистическая. Ты именно так видишь музыкальное воплощение библейских псалмов – как нечто космическое и неземное? Или стиль, все же, не имеет значения – хоть хардкор, хоть даб?
Мне кажется, в какой-то мере на звучание оказывает влияние личность Скрэтча. Есть местечковая шутка, что музыка не экспериментальная, а эксПерриментальная. Ведь даб – это и есть ямайская психоделика. Знание этой взаимосвязи стилистически ограничивает музыкантов. Хотя, разумеется, никто никаких рамок им не ставил. Другая причина: псалмы – это не ритмический и не стихотворный текст, это значит, что сочинить из них песню в полном смысле этого слова уже не получится. Разумеется, это тоже сказывается на музыке.
Есть ещё один немаловажный фактор. Когда я получил псалмы, то начал искать музыкантов. Мне казалось, что регги исполнителей и без того будет достаточно, а Ли было бы интересно послушать в других жанрах, которые ему не свойственны. Товарищи направили меня на сообщество «ВКонтакте» – RU.EXP.MUSIC, где я начал прослушивать все записи подряд. В конце каждого сообщения давалась ссылка на коллектив. Тем, которые мне казались интересными, я отправлял письма, с приглашением принять участие в проекте.
Кто-то соглашался, а кто-то нет. Я их понимаю, ведь для людей, которые не знают о Ли Перри, этот проект вполне может казаться сектантством: какой-то причудливый дед скучно читает религиозные тексты, а кто будут его слушатели – тоже непонятно и т.д. Это, кстати, сказалось и на моей жизни. Я много занимаюсь темой: изучаю Псалтирь, чтобы написать о публикуемых текстах в группе, а также читаю другие религиозно направленные источники. В связи с этим мне открываются собственные идеи и мысли, о которых я размышляю и говорю. В итоге, люди, которые меня мало знают, а их достаточно – считают, что я какой-то странный тип, слишком рьяно думающий о Боге. Это, конечно, неприятно. Хотя есть и забавные моменты: некоторые студенты, оказывается, называют меня «монахом».
В результате, у меня набралось достаточно коллективов «космической направленности», которые дали согласие на участие в проекте, а отклик регги-музыкантов оказался не столь сильным, как я ожидал: видимо болтать для них важнее, чем делать. Отсюда и такой перевес в сторону эмбиент звучания. Это случайно получилось.
Бог для всех, а не для растаманов
В этом сборнике не то чтобы стиль не играет роли, фразу нужно строить по-другому: этот сборник свободен от стиля. Бог для всех, а не для растаманов, поэтому, если кто-то под псалом напишет хардкор – всё замечательно. Для меня важно само движение, деятельность, сплочение вокруг чего-то хорошего. Есть одна российская песня, она начинается со слов: «Я родился в болоте, наверное, от сырости; в мутной воде и тревожной…». Вот, наша задача превратить это болото в чистую и живую реку.
Прослушивает ли Скрэтч получившийся материал?
Были ли у него какие-то пожелания или наставления?
Кажется, что сегодня Ли Перри уже не особенно интересует музыка: он много выступает и поёт, а всё остальное делают пригласившие его коллективы. Это хорошо видно в его интервью. Например, недавно у него спрашивают: «В этом году у вас вышли два альбома…», а он отвечает: «Два? Какие?». Причем, когда смотришь видео, то понимаешь, что он не шутит.
В данный момент Возмутитель улаживает дела на Ямайке. Интернет он там не держит, поэтому общение с ним затруднено. Записи я ему вышлю в мае, когда он вернется в Швейцарию или Великобританию. Впрочем, он уже видел клип на YouTube, который сделали для нашего проекта ребята из группы “Dark Voice Of Angelique”. Перри опубликовал его на своей странице со словами: «Спасибо вам, мои российские друзья, за столь чудесную манифестацию искусства. Благослови вас Господь!».
Как Ли «Скрэтч» Перри относится к России? Сложно найти общее между нашей северной снежной страной и солнечной яркой Ямайкой, кроме, как ты правильно отметил, православия.
Иван – это Бог
О России, как я понимаю, он знает немного. Когда Ли впервые приезжал в нашу страну, то на вопрос интервьюера, он спрашивал: «А кто такой Ленин?». Тогда же ему рассказали и о православии нашей страны. Зато, узнав имя ведущего, он воскликнул: «Меня тоже зовут Иван! Ведь «И» – это I, то есть «Бог», а one – это «один», то есть единый. Иван, I-one, Айван – это и есть Бог».
Думаю, что Скэтч хотя и умный, он не эрудированный. Что уж скрывать – он верит во все то, что у нас показывают только по Ren-TV и ТВ-3! Луна – это летающая тарелка и т.д. Однако своим творчеством он мне показал, что важны не слова и мысли, а человек, который их изрекает. Например, блаженный Августин говорил: «Уверуй в Господа и делай, что хочешь». Он проповедовал любовь. А что проповедуют террористы? Ведь говорят они то же самое. Так и здесь, когда Ли упоминает об инопланетном разуме, он говорит о возможности видеть мир не таким, как мы все привыкли. А это правда.
Расскажи о коллективах, которые уже приняли участие в проекте. Большинство групп малоизвестны и молоды. В то же время, участие в проекте принял и Константин Рябинов. Как получилось их всех найти и как можно оценить итог сотрудничества? И, может быть, приоткроешь занавес тайны – чье музыкальное сопровождение можно ожидать далее?
Как я уже говорил, к сотрудничеству я приглашал все коллективы, которые мне казались интересными: я не обращал внимание на их известность. Кто-то узнал о проекте через других людей: я не считаю себя в праве кому-либо отказывать, ввиду открытости проекта, поэтому если вдруг в сборнике появится откровенно выбивающаяся композиция, это означает, что проект живёт своей жизнью и это тоже хорошо!
В то же время, ввиду общения с Ли Перри, я ощущал присутствие удачи и поэтому писал известным исполнителям тоже. Константин Рябинов, один из основателей «Гражданской Обороны», попал к нам через другой коллектив, который я пригласил – это «Органические УВМ», ребята из Запорожья.
Двери открыты для всех. Главное – быть живым
О культовости других групп я узнавал постфактум. Так, например, в проекте принял участие основатель группы ZGA (читается как «зга», «не видно ни зги»). Когда он прислал мне треки, я начал искать информацию о нем и понял, что это очень интересный и значимый для андерграунд-культуры человек.
Ещё я писал в «Комитет Охраны Тепла». Это первая регги группа нашей страны. Хотя они с радостью приняли весть о проекте, думаю, участия от них мы не дождемся в силу необязательности одного из чудесных основателей группы. Зато, с неба пришла весточка от Сергея «Олди» Белоусова. Это его тематический рисунок. Думаю, его мы поместим на обложку сборника ReLeegion от проекта «Время Петь Псалмы».
Проектом интересовался Борис Гребенщиков. Вернее, не проектом, а связями с Ли Перри. В сборнике его участие вы не обнаружите, хотя, возможно, скоро нас ждёт интереснейший релиз от «гуру русского рока». Жаль, что на письмо не ответил Петр Мамонов. Помню, в каком-то журнале их сравнивали с Ли Перри. Его радиопередачи и интервью, показывают, что наш музыкант написал бы чудесные комментарии к Псалмам, которые были зачитаны Перри.
Вы видите? Вы меня просите приоткрыть завесу: кого же мы ещё услышим? А мне это и самому интересно. Ведь красота сборника ещё и в том, что участие в нем могут принять все, кто захочет! Я никак не ожидал участия Константина Рябинова, но до сих пор ожидаю вклад коллектива «Фестиваль Всего На Свете». Однако, будем считать, что Рома ВПР заревновал, и не дал сотрудничеству хода. Двери открыты для всех. Главное – быть живым.
Когда можно ожидать в сети все три сборника? И будут ли они издаваться на носителях?
Сборник бессрочный, проект не должен завершаться. Как сказано в первом псалме, праведник – это древо, посаженное при потоках вод. В нашем случае, «поток вод» – это чтения Перри, а праведники – это все те музыканты, которых не оттолкнет религиозный текст.
Я же пытаюсь выкладывать новые выпуски не реже одного раза в неделю. Делать это чаще у меня просто не получается. Написание одного поста занимает не менее 4-х часов: ведь публикуемый материал нужно изучить, изложить, отредактировать, оформить и т.д. Самое долгое – это изучать новый Псалом. Один из них у меня занял 12 часов чистого рабочего времени! Это очень много и тяжело, а ведь мне ещё нужно готовить лекции и прочее. Ответственность за проект – тяжелый груз.
Если сборник и будет издаваться, то, наверное, уже не моими силами. Музыканты имеют все права на композиции, которые сделали. Если они выпустят свои треки на материальных носителях, то проект будет реализован этим образом. А так, весь сборник можно будет скачать в сети Интернет бесплатно.
Ты сам занимаешься музыкой? Поведай немного про саратовскую музыкальную сцену
Я занимаюсь музыкой на самом любительском уровне. Мои работы можно услышать в группе “KoZa Records”. Надеюсь, я тоже запишу музыку для проекта.
Жажа – идеология детства
Говоря о саратовской музыке, можно сказать, что определенным расцветом у нас были 00-е гг. Тогда в коллективе «5 Лет На Мосту» играл мой брат – он был солистом и одним из основателей. Тогда же играли «Час Цунами» (в то время они назывались «Петрович»), «Нанта-та-та-тунта», «Посторонним В…», «Хромая Собака Адмирала», «Сэд и Ко» и другие. Самой популярной группой среди девочек была «Старая Волна», но «нормальные» ребята их всерьез не воспринимали, хотя и уважали.
Сегодня всё гораздо хуже. Однако мне кажется, что ситуация касается не только Саратова. Тем не менее, хотелось бы выделить коллектив «Жёлтые Чулки Графа Дзержинского». Это такой грязный-грязный панк, который мне не очень близок, но привлекает своей искренностью. У лидера коллектива, Алексея Каца, есть концепция «жажи». Вообще, трудно точно определить, что это такое. Насколько я понимаю, это какое-то проявление детской непосредственности, искренности, живости во взрослой жизни.
Например, жажей можно было бы назвать панк-концерт, где солист пьяный падает со сцены, гитарист разбивает инструмент о чью-то голову, барабанщик блюёт в туалете, пока кто-то из зрителей там же перепихивается, а полиция уже уволакивает в фургоны своих первых посетителей клуба. Но жажа – это не обязательно что-то страшное. Вряд ли Перри можно было бы отнести к ней («ЖЧГД», кстати, не захотели принять участие в проекте), а вот, например, творчество Даниеля Джонстона – вполне.
Кстати, Лёша тоже выпускает журнал, называется «Утка 76». Он вполне соответствует понятию «жажа». У него на странице в статусе вот уже несколько лет красуется жажа-фраза: «Детство должно победить».
Есть ли у тебя планы на дальнейшее сотрудничество с Ли Перри или с российскими музыкантами в рамках нового проекта?
Существуют некоторые мысли по поводу записи, хотелось бы поддержать саратовскую музыкальную индустрию. Однако из-за того, что рубль подешевел почти на 50%, говорить о новом сотрудничестве труднее ровно на столько же. Кроме того, вся эта организационная работа отнимает очень много сил – написать тем, кто обещался, но ничего не прислал; разложить всё по папочкам; поругаться с одним; уладить конфликт между другими и т.д. и т.п. Вам ли мне это объяснять?
Давай что-нибудь сделаем?
Недавно Ли Перри открыл магазинчик, где продаёт свои фирменные вещи. У меня возникла идея воспользоваться падением рубля и предложить Возмутителю наш товар – натуральное мыло и рюкзаки. Кажется, что Ли заинтересовался образцами. Я не знаю, удастся ли мне воплотить этот проект, но помните, что говорят разноцветные девушки: «Эй, мне скучно! Давай что-нибудь сделаем?». Давайте.
Оригинальная версия статьи – здесь: http://diy-zine.com/files/zines/romankin_kollekshn_4.pdf
Метки: Romankin Collection Романкин Коллекшн Ли Скрэтч Перри Время Петь Псалмы Кузя УО Регги Даб Саратов Комитет Охраны Тепла Пушкин Видение Рая Гумилев |
Дурак от Бога — Безумие Ли «Скрэтч» Перри |
Говорить о Ли «Скрэтч» Перри трудно потому, что о себе он почти ничего не сообщает. Если, например, литераторов мы можем узнать по их письмам, или, например, записям в дневниках, то здесь ситуация совсем иная.
Во время интервью мы слышим слова Ли, Возмутителя, Скрэтча, но никогда не Рейнфорда; ведь многие даже не знают, что именно это его настоящее имя. Возможно, расчётливый Перри говорит то, что от него хотят услышать, а может быть дело в Возмущении. Маяковский, рассуждая, однажды, о своем эпатажном сценическом образе, говорил: «Это вам нужна желтая кофта! Не мне, а именно вам, публике, нужна была такая вспыльчивость! Иначе у вас просто не было бы возможности войти в оглушительную трескотню сегодняшнего дня».
Перевод дневниковых записей Ли Перри требует особого подхода, ещё не разработанного лингвистами. Они напоминают собой не то шифр, не то ассоциативное мыслеизлияние, заключенное в причудливую последовательность крестов и нолей. В качестве примера, приведу абзац из его записи, которую Ли назвал «Конец Вселенной»: «Дьявол мёртв, Бог жив. Дьявол мёртв! Бог жив! Бог взял, Бог дал, Бог Сын и Боже, храни. Х29, Хозяин Времени; Х29 Хозяин Времени, Исайя 9 из Святой Книги Жизни, взываю всем его 300 женам, 900 наложницам, чтобы осыпать сзади его (to powder his behind) и 144 000 000 ангелов от Отряда Птиц Закона, вместе с Отрядом Птиц Моря, Отрядом Джунглей и Богом Джунглей». Разумеется, после подобной дневниковой записи, больше остаётся вопросов, нежели ответов (если последние вообще появляются).
Полагаться на тексты песен имеет смысл лишь при изучении его творчества в период до 80-х гг., — время, когда он ещё не сжег свою студию «Чёрного Ковчега» (Black Ark Studio). Всё, что написано позже, во многом походит на его дневниковые записи, с тем лишь отличием, что во главу угла рифма здесь ставится гораздо чаще. Иногда и вовсе кажется, что не рифма подбирается к смыслу, а наоборот. Так, в песне «Jah Rastafari, Jungle Safari» основываясь на сочетании слов «лгать» (lie), «умирать» (die), «дрэды» (dread) и «мертвый» (dead), Ли Перри предлагает такие умозаключения: Бог никогда не лжёт и поэтому не может умерть, так как лишь путь греха ведет к смерти. Боб Марли, Дэннис Браун, Питер Тош — мертвы и все они носили дрэды, а это значит, что эта прическа — ложь, и Бог её (в отличие от убеждений раста) никогда не носил.
Вообще, альбом Jamaican E.T., из которого и была рассмотрена вышеуказанная песня, хорошо отображает то, как Ли Перри представлен человеку: в одну колонку можно услышать первый его напев, а в другую — ещё один, при этом, иногда в них вклинивается третий голос Возмутителя, и вместе они создают новую, уже 4-ю композицию. Таким образом, «общаясь» со Скрэтчем, человек теряется в обозначенной Маяковским «оглушительной трескотне». Забавно и то, что Вавилон или «буржуа» (как говорил Владимир Владимирович) так перепугался этого альбома, что отдал Ли Перри на откуп свой Грэмми!
В 1979 году Возмутитель переживал острый кризис: от него ушла жена, которая вела все дела, связанные с реализацией продукции Ли Перри, а в студию приходили бандиты и нахлебники. В то же время, его лучшим работам не давали хода издательские компании. Скрэтч решил закрыть студию на время, пока всё не уляжется, однако проблемы не разрешались, а лишь продолжали нарастать. Производство простаивало.
Тогда Ли Перри решил ускорить процесс, радикально изменив своё поведение. Историй об этом периоде очень много, и отделить реальность от вымысла очень сложно. Его видели поклоняющимся бананам; ходящего по городу задом наперед с молотком в руке: Ли останавливался и, время от времени, бил им по асфальту. Если же к нему приходили, чтобы взять интервью — он отнимал микрофон и устраивал так называемые «аутервью», где сам допрашивал интервьюеров, либо же говорил без остановки, не давая вставить ни слова. «Точкой невозврата» можно обозначить время, когда от рака умер друг и главный музыкальный «продукт» Ли Перри — Боб Марли: Скрэтч поджег свою студию и покинул Ямайку.
Задумка удалась и от Скрэтча, наконец, все отстали, но история затянулась и миф о безумии Ли Перри сохраняется по сей день, спустя почти 35 лет. Иногда Ли Перри поддерживает эту легенду, одна из его самых лучших и известных послековчеговских работа — песня «Я — Сумасшедший» (I'm a Madman), но в других случаях, он заявляет о своей абсолютной сознательности. Однако почти всегда Скрэтч пытается вызвать у людей улыбку. В связи с этим, кажется интересным соотнести личность Ли Перри с ключевыми фигурами народной смеховой культуры — шутом и юродивым.
Занимаясь европейской культурой, русский философ Михаил Бахтин отмечал, что шуты и дураки всегда не те, кем предстают перед людьми и поэтому, их действия нельзя понимать буквально; более того, часто они несут противоположный смысл. Также исследователь заметил, что шуты могут являться лишь в каком-либо социальном или культурном контексте — как реакция на событие или общественное поведение. Вне этого, необходимость в дураке отпадает [1].
Обостренное чувство социальной несправедливости была присуща Перри с самого начала творческого пути. Его действия всегда шли вразрез с происходящим вокруг. Так, религиозную музыку регги он создавал как альтернативу «пивной музыке»; звукозаписывающую студию он построил для «страждущих», в противовес студиям нацеленных на финансовый успех. Однако следовать такому пути Ли Перри смог лишь 10 лет, не выдержав давления извне, Скрэтч избрал дорогу дурака: более радикальную, эффектную, возможно, эффективную, но и опасную.
По словами Бахтина, шут — это участник карнавала, действующий в повседневной жизни. Корни этого явления уходят в язычество, но, претерпев ряд изменений, оно приобрело вес и в христианской культуре. Шут противопоставляет себя социальным ценностям — иерархическим, условным, временным. Он осмеивает их авторитетом вечных ценностей, в том числе и религиозных. Всё, что возносится обществом вверх, шут опрокидывает в материально-телесный низ и таким образом поддерживает в обществе память о том, что вообще-то все люди имеют одинаковую природу [2].
Известно, что одно из самых прижившихся прозвищ Ли Перри — Возмутитель. Он объясняет это своё прозвище так: «Всё что находится вверху, я опрокидываю вниз, и всё, что находится внизу — я возвожу ввысь». Подобные ходы были актуальны для раннесоветской литературы, среди футуристов и ОБЭРИУ'тов. Так, например, у Даниила Хармса есть стихотворение «СОН двух черномазых ДАМ», написанное в год рождения Перри: «Тогда Иван схватил топор и трах Толстого по башке. Толстой упал. Какой позор! И вся литература русская в ночном горошке». Здесь прослеживается яркий пример опрокидывания высоких ценностей [3]. Для Перри характерен и обратный приём: «Член — это Иисус Христос, а женская киска — Небеса. Когда Иисус попадает в Небеса, то он оказывается в раю», или другой пример: «Больше всего, я люблю своё дерьмо и мочу. Ведь это то, что кормило и поило меня все эти годы! Мои выделения — это жизнь, прошедшая через меня».
Скандальную известность приобрел альбом Ли Перри 2007 года «Покаяние», где Скрэтч матерился, пел о проститутках и сутенерах, сексе и прочем, при этом, записи было присуще поп-звучание, негативно принятое большинством поклонников его творчество. В то же время, гламурный мир принял альбом на ура, альбом даже был номинирован на Грэмми.
Шутовство имеет довольно редкую способность воздействовать на всё общество. С одной стороны, это возмущает тех, кто оказывается неспособным стать в отрыве от своих социальных ценностей; эти люди осуждают дурака и называют его сумасшедшим. Но с другой стороны, это восхищает тех, кто смог увидеть в действиях шута провокационный, художественно-условный и переносный смысл; эти люди смеются и смех действует на них подобно озарению — очистительно [4].
В одной из своих дневниковых записей, Хармс удачно это описывает: «Есть несколько сортов смеха. Есть средний сорт смеха, когда смеется и весь зал, но не в полную силу. Есть сильный сорт смеха, когда смеется та или иная часть залы, но уже в полную силу, а другая часть залы молчит, до нее смех в этом случае совсем не доходит. Первый сорт смеха требует эстрадная комиссия от эстрадного актера, но второй сорт смеха лучше. Скоты не должны смеяться».
Следует отметить, что в христианской культуре к смеху относятся не однозначно. Если в западной культуре он допускается, то в православии смех осуждается, как недостойный христианина. Так, Иоанн Златоуст указывал, что в Евангелии Иисус Христос никогда не смеётся. В России известны случаи физического истребления скоморохов, а позже — юродивых. Следует понимать, что шуты и юродивые — не одни и те же культурные герои; на Западе аналогов юродству не существует и они никак не отображены в языке (англичане так и говорят — “yurodiviy”). Впрочем, некоторые культурологи относят к юродивым Франциска Ассизского — итальянского аскета, причисленного к лику святых.
Как и шут, юродивый выступает в роли социального критика, но в отличие от первого, он не имеет авторитетного покровителя вроде короля, при котором действует, или карнавала как социального института. Действия юродивого диктуются самоотрицанием и даже самоуничтожением. Так, среди монашества, юродивый выявляет распространенный в этой среде грех высокомерия. Изображая безумство и безнравственность, он стремится задирать публику, вызывая на себя поношения и даже избиения. Другой функцией такого поведения является обозначение противоречия между социальной моралью (когда «бросить камень» — это нормально) и христианской (не позволяющей это делать). Таким образом, смех, который вызывает на себя юродивый, — греховен, так как унижает не только того, над кем смеются, но и того, кто смеется [5].
Интересно, что один из трех фильмов, снятых о Перри, носит название «Тотальное разрушение» (Total Destruction), а прозвище «Скрэтч» можно перевести как «Задира», хотя вероятно, это можно отнести к совпадениям, но ведь и они возникают не просто так. Кажется, что юродивое поведение, было свойственно Перри перед и сразу после сожжения им своей студии «Чёрного Ковчега». Будучи уверенным, что «здесь завелись черти», а вокруг бродят злые духи, Ли принялся за экзорцизм, обличая лицемерие своих «доброжелателей». Так, разъезжая по городу с тухлой свиной головой на капоте автомобиля, он провоцировал растаманов (они вегетарианцы), разводя жидкий цемент у входа в студию, чтобы «мерзавцы вросли в него» — рекетиров, а, поливая из шланга гостей — праздных зевак и нахлебников.
Когда Возмутитель отправился на постоянное жительство в Великобританию, на пике популярности пребывала провокационная панк-культура, которую Перри полностью в себя впитывает. Однако попав в куда более толерантную нежели Ямайка Англию, эксцентричное юродское поведение Перри, кажется, стало принимать карнавальный, то есть шутовской характер.
Парадоксальность поведения юродивого в том, что по закону герой должен наставлять общество на путь добродетели, но юродивый добивается своей цели от обратного — вводя человека в соблазн и мятеж. Кстати, одной из наиболее известных песен, написанных Перри, является «Мятежник Духа» (Soul Rebel), которую исполнил Боб Марли. Таким образом, встречаясь с юродивым, наблюдатель всегда попадает в ситуацию выбора: кто предо мной — дьявол или святой? имею ли я право «бросить камень»? «Иначе говоря, зрелище юродства дает возможность альтернативного восприятия. Для грешных очей это зрелище — соблазн, для праведных — спасение. Тот, кто видит в поступках юродивого грешное дурачество, низменную плотскость, — бьет лицедея или смеется над ним. Тот, кто усматривает «душеполезность» в «странном и чудном» зрелище, — благоговеет» [6].
Таким образом, если шут выравнивает социальные ценности, опрокидывая их в материально-телесный низ, то юродивый их опускает, но этим поднимает человека в высокодуховные сферы. В своем общении с человеком, Ли Перри чаще всего прибегает к шутовскому поведению, затрагивая такие ценностные религиозные и социальные ориентиры, как, например, Иисус Христос или Боб Марли. При этом, его мысли и шутки требуют сдвига сознания, потому что над подобным юмором нельзя смеяться наивно. Этим, Скрэтч провоцирует расслоенное восприятие (свойственное юродскому поведению), то есть морально-нравственную диллему, которая приведет либо к ненависти, либо к очищению.
Метки: Ли Скрэтч Перри Юродство Шутовство Юродивый Шут Хармс Маяковский Смех Сумасшествие Христианство Провокативное искусство Бахтин |
А.М. Пятигорский – О «психологии власти» [конспект выступления, 2008] |
Конспект же посвящен выступлению А.М. Пятигорского. Ниже я предлагаю его текст.
А.М. Пятигорский: по поводу книги А.Н. Привалова и А.Д. Волкова – «Скелет наступающего», мне бы хотелось сделать несколько методологических замечаний. Во-первых, в книге говорится: «политики нет». Позволю здесь с вами не согласиться: легко сказать, что политики нет, а вот политиков – тоже нет? Понимаете, здесь ставится сразу два различных вопроса: «где политика?» и «кто – политики?».
Метки: Психология власти Политическая философия политическое мышление политический язык Политика Власть Философия 2008 А.М. Пятигорский |
Джонни Замша (1991) |
В 1991 году, независимое кино было у своих истоков, но именно тогда на свет появились работы новой волны американских кинорежиссеров. Их работы шли в обход типичным клише Голливуда и завладели вниманием аудитории, которая искала альтернативу таким кассовым фильмам, как PrettyWoman, TotalRecall или KindergartenCop.
В 1991 году, Том ДиЧилло, только что окончивший Нью-Йоркский Университет, будучи актером-сценаристом-режиссером, создал свой первый фильм «Джонни Замша» (JohnnySuede). Картина повествует о музыканте, не обладающим выдающимися способностями и находящемся в бедственном положении. Главного героя сыграл ещё тогда неизвестный Брэд Питт. Это было замечательное время, когда основатели Miramax, братья Вайнштейн, заявили о своём интересе к «оригинальному видению». Том ДиЧилло создал фильм, отвечающий их интересам. «Джонни Замша» был основан на сценарии, созданном для театральной пьесы, которую он ранее ставил в Нью-Йорке. Режиссер описывает фильм как «трагикомичное блуждание по неизведанным болотам мужской юношеской психики».
Ниже представлено интервью с Томом ДиЧилло, посвященное выходу режиссерской версии фильма «Джонни Замша».
Miramax: Вы обучались в Школе Киноискусства, где вместе с Вами учились Джим Джармуш и ещё целый ряд талантливых режиссеров. Расскажите об этом времени, кто был в Вашей съемочной команде, как вам вместе работалось и сохранились ли между вами отношения после окончания школы?
Том ДиЧилло: Это было отличное время и очень насыщенное. В NYU Grand Film я начал учиться в 1976 году и окончил его в 1979 г. Независимый кинематограф тогда толком ещё не существовал, а Нью-Йорк был совсем другим местом: на пике популярности была музыка панк, а героин можно было достать где угодно. Представляете, буквально каждый день по дороге в школу мне приходилось перешагивать два, а то и три наркомана, которые клевали носом пред самым входом в здание!
У нас была очень дружная компания, мы чувствовали себя родными. Школы киноискусства тогда были ещё совсем новым явлением, и преподаватели Нью-Йоркского Университета сами толком не знали, чему здесь учить. Прицел, конечно, был на голливудские фильмы, но среди учеников были и такие, которые искали что-то большее. Так я, Джим, Говард Брукнер, Сара Драйвер и ещё несколько человек оказались костяком компании, в которой каждый поддерживал и вдохновлял другого. Мы всё время проводили вместе: ходили по клубам, слушали новую музыку, помогали снимать фильмы. Всё, чему я научился – пришло ко мне именно оттуда.
В Нью-Йоркском университете я получал образование как режиссер и снял там 6 фильмов, а благодаря одному из них – выиграл стипендию. Непосредственно оператором я стал, когда снял для Джима «Отпуск без конца», потом его же «Более странно, чем в раю», затем для Говарда Брукнера снял документальный фильм «Берроуз» о знаменитом битнике. Вообще, кажется, что мы подружились друг с другом не случайно: каждый из нас чувствовал себя кем-то вроде инопланетянина, который затерялся на чужеродной ему планете.
Итак, Ваш первый фильм был «Джонни Замша». Расскажите, как у Вас возникла идея фильма? Как появился персонаж Джонни? Это было влияние времени? Музыки? Голливуда?
После того, как я закончил учиться, я начал изучать актерское мастерство. Мне казалось, что я должен знать больше о работе с актером. Со временем, в монологи я начал привносить персонажа, который постепенно возникал в моём сознании. Этого парня я назвал Джонни Замша, его стиль и внешний вид пришли от одного музыканта, которого я видел где-то в EastVillage: какая-то смесь панка и рокабилли, к которой я сам себя относил. Элемент рокабилли привносил в стиль особую изюминку: костюм из «акульей кожи», двухцветные ботинки с заостренными носами. В чем-то этот персонаж был автобиографичным для меня, но, как можно увидеть по внешнему виду Джонни, все элементы стиля и черты характера мною были преувеличены.
Основной идеей было показать, что находится за многообещающим фасадом Джонни, а именно – парень, который ничего не знает о женщинах, и в голове которого – настоящий бардак. То, что я написал всем, в нашем классе, очень понравились, я вдохновился этим и решил сделать постановку в театре. Там отзывов было намного больше, но и они в целом оказались положительными (особенно мои монологи полюбились женщинам), вот тогда я и решил снять фильм.
Каково было работать с ещё тогда неизвестным Брэдом Питтом? Вы, кажется, говорили, что очень долго искали актера на роль главного героя, но когда встретили Брэда, то сразу поняли, что это и есть тот парень, который будет играть Джонни Замша. Почему это случилось, Вы почувствовали в нем «качества звезды»?
Это произошло благодаря Марсии Шульман, директору по подбору актеров, которая работала со мной над тремя фильмами. Именно она привела ко мне Брэда (а вместе с ним, кстати, и Кэтрин Кинер, Сэма Рокуэлла и Питера Динклейджа). Вообще-то, особых требований у нас не было, мы работали в Нью-Йорке и пробовали на роль Джонни различных актеров – иногда известных, но в основном – нет. Наконец, я уговорил своего продюсера профинансировать поездку в Лос-Анджелес, где Марсия и привела ко мне Брэда. На тот момент он только закончил сниматься в фильме «Тельма и Луиза», сам фильм был ещё в разработке и вышел лишь год спустя, поэтому, Брэд был не известен ни мне, ни широкой публике.
Но когда он зашёл в комнату, я понял, что это Джонни. В его движениях было достаточно свободы, а прирожденная грация смешивалась с природной невинностью – это было неотразимо. Все, кто пробовался на роль Джонни вели себя на подобии Фонзи из «Счастливых дней», причем не важно, как долго я внушал им, что не нужно из себя никого строить. Брэд был единственным, кто сразу уловил беспокойность, уязвимость и забитость Джонни.
В этот же день я встретил и Кэтрин Кинер. У меня до сих пор хранится запись их пробы с Брэдом. Когда продюсер просмотрел ленту, он сказал, что чёрта с два я дам роль этому парню. Я начал спорить: «Нет, я выбираю его», а он – «Нет, не выбираешь» и в тот момент я лишился всего финансирования. Тем не менее, спустя пару недель, я нашёл другого продюсера, у неё были деньги, а условие, что Джонни будет играть Брэд, её вполне устроило.
Что было самым сложным во время съемок Вашего первого фильма?
У нас было столько проб, что для съемок я чувствовал себя вполне подготовленным. В то же время, всё, что могло пойти не так – произошло. Спустя две недели я уволил своего кинооператора, который признался мне позже, что он постоянно срывал съемки, потому что завидовал, что я снимаю свой первый фильм.
Квартира Джонни, где мы работали уже больше недели, внезапно была проинспектирована пожарным депо, расценена как опасная для здоровья, и, следовательно, закрыта. Фургончик, в котором мы хранили одежду и все костюмы Брэда (винтажные, из моего гардероба и по пятнадцать лет каждому!) угнали. Эти бесконечно множившиеся бедствия и несчастья всегда было очень трудно утрясти. Самым сложным было приходить каждый день на работу свежим, полным надежды и творческого настроя. Иногда это получалось, а иногда – нет.
Я усвоил, что это не важно, сколько времени посвящено съемке того или иного эпизода. Он закончится лишь тогда, когда в него будет вложено достаточно режиссерской энергии – позитивной и созидательной.
Расскажите о создании режиссерской версии фильма «Джонни Замша»? Что появилось нового и как это повлияло на фильм?
Всё началось с вопросов о музыке. Здесь её много и нам нужно было уладить вопросы, связанные с правами на её использование в фильме и в компании «Мирамакс» мне с этим очень помогли. После этого, они выслали мне цифровую аудиодорожку со всего фильма: я должен был проверить качество звука. И хотя меня никто не просил этого делать, я импортировал файл в свой музыкальный редактор, и решил вырезать несколько сцен, которые теперь мне кажутся лишними. Результат получился восхитительным, я прошёлся через весь фильм и немного подровнял его.
Было здорово спустя 20 лет смотреть на фильм беспристрастно: некоторые сцены слишком выделялись, и я их подрезал или удалил; с некоторыми сценами я боролся как тогда на съемочной площадке, так и сейчас – в монтажной комнате. Но сейчас было немного проще, потому что сегодня я имел довольно целостное представление о фильме, в то время как тогда, я ещё не совсем понимал различия между тем, что получалось и тем, что должно было получиться. Другими словами, я пытался сделать лучшее из того, что есть, но иногда, «делать лучшее» подразумевает переосмысление всего фильма в целом.
Так, в характере Джонни было несколько моментов, которые получились отличными от того, что было написано в сценарии. Во время съемок, я давал Брэду установку, что внимание Джонни рассеяно как у ребенка: он способен лишь ненадолго фокусироваться на предметах, и его внимание скачет с одной вещи на другую. Только по окончанию работы над фильмом, я узнал, что Брэд не правильно меня понял: он подумал, что Джонни сам как ребенок, поэтому в некоторые сцены он привносил более детские эмоции, чем это было необходимо.
И хотя в режиссерской версии я смог переформировать многие из этих моментов, я доверял игре Брэда, это было его самостоятельное решение, а актер он смелый, мужественный и абсолютно не застенчивый. В то же время, Джонни, совсем ещё молодой с точки зрения отношений и эмоций, искренне переоценивал привязанность к нему персонажа Кэтрин Кинер, что приводило к определенным проблемам. Фильм, конечно, о любви, и о том, что она бывает заряженной лишь тогда, когда эти чувства неподдельны. Это я говорю на тот случай, если зрители вдруг начнут терять нить.
В общем, я подравнял фильм, слегка укоротил некоторые сцены, и всё это у себя дома без особого спроса. Тем не менее, я вернул получившийся результат студии «Мирамакс», в надежде, что они согласятся на изменения и к моему изумлению, никаких вопросов не возникло – лента была переделана.
После съемок «Джонни Замша» и покровительства «Мирамакс», легче ли было снимать следующий фильм?
Нет. Сегодня мне кажется, что с «Джонни Замшей» я немного поторопился и если бы он вышел, скажем, в 1995 году, то был бы более популярен. И хотя оригинальная версия победила на фестивале Локарно в США как «Лучшая картина», ни зрители, ни критики толком не знали, как на неё реагировать. В местных театрах же мы играли эту пьесу лишь около недели.
Это сказалось на съемках моего второго фильма. На самом деле с ним случалось столько всяких сложностей и неприятностей, что в итоге я решил отложить его съемки и перейти к созданию другого фильма, который был закончен в 15 дней и без всяких проблем! Интересно, что работники здесь не получали гонорар, а актеры играли совершенно бесплатно. Картина называется «Жизнь в забвении», и его успех позволил мне вернуться и доделать свой «второй» фильм.
Каково было работать в компании Мирамакс в начале 90-х гг., когда она занималась созданием и распространением того, что сегодня называется «независимое кино»?
К братьям Вайнштейн я испытываю огромное уважение. Я не всегда согласен с их решениями, но их политика никогда не вызывала вопросов. Они изменили отношение к независимому кино, более того, им удалось сделать это и в деловой среде, где все лишь считают деньги, боятся любых перемен, никогда не идут на риск, а зрителей считают идиотами, неспособных оценить ничего нового и интересного.
Благодаря ним на свет появилось несколько поистине культовых фильмов. Говоря о Брэд Питте, думаю, что после «Тельмы и Луизы», зрители не ожидали от него образа круглого дурачка. Мне кажется, что тогда Джонни Замша смутил их. Тем не менее, здесь есть сцены, которыми я горжусь до сих пор, особенно это касается совместных сцен Брэда и Кэтрин.
Над чем Вы работаете сейчас и какие планы на ближайшее будущее?
Я только что закончил работу над Down In Shadowland. Этот проект от начала и до конца я сделал сам. В течение пяти лет я брал с собой в метро свою видеокамеру, и в результате уложил отснятый материал в 66 минут. Технически это получается документальный фильм, он имеет много общего с Koyaanisqatsi или некоторыми ранними документальными работами Вернера Герцога. Буквально пару дней назад я получил соглашение на участие в главном соревновании на фестивале фильмов в Вудстоке.
Также я ищу средства для съемок фильма по повести, которую я назвал Lighthouse Road. Должна получиться криминальная драма с сильной сексуальной подоплекой. Сейчас мы работаем над поиском актеров.
Ещё я выпустил альбом с группой, которую назвал The Black and Blue Orkestre. В занятии музыкой я нашёл настоящее противоядие тому безумию, в котором ты буквально плаваешь, работая в индустрии кино. Для двух песен я снял клипы, а сам альбом называется Hurt MeTender, его уже можно приобрести на ITunes.
Кого Вы могли бы выделить из современных режиссеров?
Я большой фанат Дэвида Линча, не могу говорить прямо о всех его работах, но на мой взгляд он один из нескольких ныне живущих режиссеров, которые смогли создать новый язык в кинематографе. Ещё мне нравятся Братья Коэны, опять же, какие-то фильмы больше, какие-то меньше, но они оба нашли уникальный подход в создании фильмов. Ещё можно выделить Thomas Moodyson, Paul Thomas Anderson, David O. Russell, Debra Granik и Noah Baumbach. Эти режиссеры имеют собственное видение, что чувствуется буквально с первых секунд их фильмов.
Какой совет Вы могли бы дать подрастающему поколению кинорежиссеров?
Обстановка за последнее время поменялась так сильно, что сегодня, честно говоря, я сам бы не отказался от пары советов!
Всё, что я могу сказать, это то, что создание фильма, его обработка и представление перед публикой – одна из самых сложных вещей, которую я когда-либо делал. На данный момент, я снял 7 фильмов, этот факт до сих пор меня поражает. Мне кажется, что единственная причина, по которой я продолжаю это делать – вера в то, что оно того стоит. Я люблю делать фильмы. Я не люблю всю суету, связанную с их созданием, но само создание мне нравится.
С этой страстью я прошёл через разные периоды моей жизни. Для подрастающего поколения могу дать только один совет – постоянно чувствуйте свою страсть, поддерживайте её глубину и интенсивность. Это важно, потому что иногда она будет единственной вещью, на которую вы сможете положиться.
Интервью перевел: Николай Зайченко
Источник: http://www.miramax.com/subscript/meet-tom-dicillo/
Трейлер: http://www.youtube.com/watch?v=WpdJgVKE9s0
Смотреть: https://my-hit.org/film/23614/
Скачать (mkv, 1.37 GB): http://rutracker.org/forum/viewtopic.php?t=794335
Метки: Том Дичилло Брэд Питт Кэтрин Кинер Джонни Замша 1991 режиссура Независимое кино Мирамакс Джим Джармуш Дэвид Линч Братья Коэны Сэм Рокуэлл Жизнь в забвении |
ReLeegion – российский проект Ли «Скрэтч» Перри |
Настроение сейчас – Отличное
Метки: Ли "Скрэтч" Перри Возмутитель Россия 2014 Псалмы Библия Проект ReLeegion The Upsetter Lee "Scratch" Perry Psalms The Bible Russia Project |
Записки об одежде и городах / Aufzeichnungen zu Kleidern und Städten/ Notebook on Cities & Clothes |
Вложение: 4111429_vim_venders_i_yodzhi_yamamoto__zapiski_ob_odezhde_i_gorodah__1989_.d
Метки: Мода Рецензия Кино |
Lee "Scratch" Perry исполнилось 78 лет! |
20 марта 2014 года Рейнфорду Хью Перри исполнилось 78 лет!
Для Возмутителя этот день может быть не столь радостным, сколько для нас – его фанатов. Быть Ли «Скрэтч» Перри – большая ответственность и тяжёлый труд. Он доказал, что Легендой можно стать при жизни; доказывает существование волшебства и демонстрировал его нам более 15 лет: не владея ни одним музыкальным инструментом, он создавал произведения, ставшие историей; словами, поведением и внешним видом, он показывает, что мир не столь однозначен, как мы к нему привыкаем, показывает, что магия может быть во всем.
Своим возрастом Перри учит нас жизни. Если когда-то нас призывали умирать молодыми, то Возмутитель показывает: молодость – это состояние ума, а не тела. Тело – это рупор, а мы – посыл, сообщение миру. Настоящее здоровье нам не принадлежит, потому что оно – это «уши» окружающих: чистое, идеальное и Возмутителное восприятие сказанного человеком. Ли утверждает, что музыка – это ключ к Богу и теперь, когда элементы даба, вошли в большинство жанров современной музыки, он стал бессмертен. Поэтому сегодня мы можем искренне праздновать Жизнь, ведь теперь это очевидно – пока есть те, кто тебя любит, жить можно вечно!
Метки: lee scratch perry happy birthday 78 The Upsetter |
Сообщество на острове – «Райские кущи» от Ли «Скрэтч» Перри! |
Строительные концепции
Если вы присмотрели землю и хотите сделать её самодостаточным, регенеративным местом для хорошей жизни, то должны тщательно разработать план строительства. Лучший строитель в мире – это природа, эволюционируя триллионы лет, она достигла идеального баланса экосистем. Сознательно подходя к вопросу, мы можем работать с природой так, чтобы наша жизнь была безопасна для окружающего мира, так и благодатна для нас самих.
Это касается не только выращивания растений, но и жилищ, в которых мы живём, того, как мы добываем энергию, собираем воду, взаимодействуем с другими людьми: доброжелательны ли мы, готовы ли оказывать помощь, благодарим ли природу за тот избыток, которым она нас снабдила, рассчитываем ли на благодарность наших пра-пра-пра-правнуков (и не меньше!).
Ниже предложены ссылки на те образцы, с которых мы берем пример. Мы надеемся создать нечто схожее с тем, что предлагают они, и если нам это удастся мы будем есть здоровую пищу и жить счастливой жизнью!
|
Lee “Scratch” Perry – Back On The Controls |
Метки: lee scratch perry back on the controls 2014 reggae dub The Upsetter Black Ark |
Заново родиться |
Метки: Изменения Ли Перри Перемены Институциональная экономика Кастанеда Буддизм Сизиф Спираль времени Аузан Бердяев |
Легенда о Каспаре Хаузере / La leggenda di Kaspar Hauser (2012) |
|
Умер Джуниор Марвин – «полицейский регги» |
2 декабря 2013 года умер Джуниор Марвин (Junior Murvin).
К нему с почтением относится вся регги-сцена, куда входят, например, его друзья – The Congos. Боб Марли его боялся как одного из главных, наряду с Максом Ромео (Max Romeo), конкурентов.
Пару недель назад Ли «Скрэтч» Перри (Lee “Scratch” Perry) вернулся на Ямайку, чтобы по его собственным словам записать альбом с Джуниором Марвином, «потому что он – номер один». Интересно, что в 1970-е гг. они планировали сделать три альбома, но из-за проблем с издателем, записали только один – Police & Thieves («Полицейские и Воры»), который и сделал Марвина (его настоящее имя – Murvin Junior Smith) звездой мирового масштаба. Их совместный проект мог быть одной из главных тем будущего года.
Точный возраст «полицейского регги» неизвестен, он колеблется между 64 и 67 годами. Оно и понятно – «никто не знает, сколько лет Возмутителю». Бунтари подобные Марвину – ангелы, которые спускаются не для того, чтобы жить, но затем, чтобы разбудить спящих. Он из тех, кому удалось разбудить весь мир.
Метки: некролог Джуниор Марвин Junior Murvin 2013 |
Ли «Скрэтч» Перри вернулся за микшерный пульт! |
Цель проекта – воссоздание легендарного звучания 70-х гг. в студии, созданной Дэниелом Бойлом (Daniel Boyle) как технологическая копия Чёрного Ковчега. Помещение оснащено таким оборудованием как Mu-Tron Bi-Phase, Space echo, а также различными Fisher и Grampian ревербераторами, которые Ли Перри активно использовал как тогда, так и теперь, находясь в Rolling Lion Studio. Причем идентичность воссоздавалась не только посредством микрофонов, компрессоров и эффектов, но и техники «сырой записи». Музыка насыщена звуками труб, гитар, баса и прочих инструментов, записанных в живую и сведенных Ли Перри и Дэниелом Бойлом на большом аналоговом микшерном пульте.
Этим альбомом Ли Перри намеревается ознаменовать воссоздание своего знаменитого лейбла звукозаписи “UPSETTER” («ВОЗУМУТИТЕЛЬ»). Это ещё одна важная новость: «Скрэтч» начинает выпуск своей продукции под собственным Возмутительным лейблом!
Почему нам необходима ваша помощь?
Альбом уже почти готов. Он содержит 15 треков (Часть 1) и 15 даб-версий (Часть 2). Также бонусов выйдут вариации композиций с духовыми инструментами. По нашим подсчётам, чтобы обеспечить глобальное физическое присутствие альбома (на пластинках и дисках), нам необходим минимум в 320 000 руб. (6000 £). Если нам удастся собрать 425 000 руб. (8000 £) и более, мы выпустим двойную пластинку, что, конечно, скажется на качестве звука. Версии с духовой партией будут доступны виртуально.
По окончанию проекта, мы начнём новый, который подразумевает выпуск 10-и и 7-и дюймовых пластинок на лейбле “UPSETTER”, где под эти же ритмы будут петь приглашенные звёзды «Чёрного Ковчега».
Что я получу, сделав определенный вклад?
Чтобы сделать вклад, перейдите на страницу проекта (http://www.kickstarter.com/projects/1727921956/the-new-lee-scratch-perry-album-back-on-the-contro) и нажмите на зеленую кнопку в правом верхнем углу.
Итак, вклады:
1 £ (53 руб.) – большое спасибо от Ли Перри и Дэниела Бойла за участие в проекте.
10 £ (530 руб.) – виртуальная копия альбома, даб-версий и обложки.
20 £ (1 060 руб.) – то же, что и выше, включая версии с духовыми инструментами.
25 £ (1 325 руб.) – то же, что и выше, включая не вошедшую в альбом песню с её даб-версией.
30 £ (1 590 руб.) – то же, что и выше, включая диск.
35 £ (1 855 руб.) – уникальный постер (их всего 20 штук), размером 33 X 68 см, подписанный лично Ли Перри и Дэниелом Бойлом.
40 £ (2 120 руб.) – виртуальный и материальные (и диск, и пластинка) версии альбома.
70 £ (3 710 руб.) – пластинка, подписанная Ли Перри, плюс диск, виртуальный альбом и бонус-трек.
100 £ (5 300 руб.) – ваше имя печатается на обложке альбома.
250 £ (13 250 руб.) – пластинка на ацетате, сделанная непосредственно в студии, специально для вас. Она содержит одну из песен и её даб на одной стороне, духовую версию, а также вариант с голосом приглашенного вокалиста на обратной. Это очень редкая пластинка (их всего 10 штук); ни у кого на свете больше не будет таких копий. Также вы получите виртуальный и материальные варианты официального альбома.
350 £ (18 550 руб.) – если вы делаете музыку и хотите, чтобы ваша песня была сведена на оборудовании Чёрного Ковчега, то этот вклад для вас! Вы получите свою песню/композицию, вместе с некоторым количеством её даб-версий.
500 £ (26 500 руб.) – большая, подписанная Ли Перри фотография, сделанная с ним в студии во время записи альбома. Ни у кого больше такой не будет. Стоимость доставки варьируется от выбранного вами размера постера, однако за пределами Великобритании, доставка будет стоить не менее 25 £, то есть 1325 руб. Также, разумеется, вы получите официальные версии альбома.
500 £ (26 500 руб.) – Ли Перри сведет вашу запись и сделает даб-версию на оборудовании Чёрного Ковчега!
500 £ (26 500 руб.) – вы получите всю музыку, серию фотографий со звукозаписи, некоторые не выпущенные дабы от Ли Перри, будете отмечены на диске как один из исполнительных продюсеров, а также бессрочное приглашение в Студию Рычащего Льва, где вы сможете провести весь день! Билеты и место жительства вы оплачиваете сами.
750 £ (39 750 руб.) – как уже было сказано, в будущем, мы собираемся выпускать 7-и дюймовые даб-версии композиций. Если вы музыкант – приезжайте к нам, и вы сможете записать свою партию (не важно, какой инструмент!) на один из треков, которые выйдут в начале 2014 года. Билеты и место жительства вы оплачиваете сами. Также вы получите все официальные версии альбома. Предложение ограничено двумя вкладчиками!
1000 £ (53 000 руб.) – экскурсия по Студии Рычащего Льва. Я расскажу вам про весь процесс звукозаписи, поставлю послушать те композиции, которые не будут изданы. Вы сможете посмотреть работу над второй частью пластинки, либо же мы можем заняться вашим собственным материалом. Предложение ограничено двумя вкладчиками!
1250 £ (66 250 руб.) – Ли Перри споёт для вас на уникальный ритм, который вы можете предоставить ему сами. Он спродюсирует получившуюся песню, а вы сможете принять участие в данном процессе – быть с нами, давать советы и т.д. Эту песню вы получите на уникальной пластинке, сделанной специально для вас. Процесс требует от всех сторон должной организованности и будет происходить во время одного из посещений Ли моей студии. Договариваться нужно за пару месяцев до события. Также вы получите всю официально выпускаемую музыку. Билеты и место жительства вы оплачиваете сами. Предложение ограничено одним вкладчиком!
2000 £ (106 000 руб.) – вы сможете присутствовать в студии во время сведения Ли Перри второй части альбома. Также вы будете отмечены как один из его продюсеров и получите всю официально выпускаемую продукцию. Процедура требует организованности, и обсуждается за несколько месяцев до события. Билеты и место жительства вы оплачиваете сами. Предложение ограничено одним вкладчиком!
2500 £ (132 500 руб.) – вы будете отмечены как главный продюсер альбома, ваше имя будет упомянуто в песне во второй части релиза. Вы получите постер с изображением работы в студии, всевозможные версии альбома и не выпущенного материала, а также, если у вас получится, возможность присутствовать в студии во время сведения второй части альбома Дэниелом Бойлом. Все ваши предложения будут учтены и обязательно использованы при сведении. Процедура требует организованности, однако, ваше слово будет решающим. Билеты и место жительства вы оплачиваете сами. Предложение ограничено одним вкладчиком!
Интервью с Дэниелом Бойлом о работе с Ли Перри (рус.): http://vk.com/topic-18188935_26070802
Черновые варианты некоторых песен с альбома: http://vk.com/audio?album_id=23332967&id=-18188935
|
Данкан Джонс – Луна 2112 (2009). Рецензия. |
Метки: Данкан Джонс Луна 2112 Moon (2009) Duncan Jones Sam Rockwell Сэм Рокуэлл Кевин Спейси Kevin Spacey рецензия фильм клон фантастика |
Бумажный герой |
Настроение сейчас - Хозяйственное
|
С унынием в лице: Лу Рид (02.03.1942 - 27.10.2013) |
Говоря о Лу Риде, почему-то любят заметить, что музыка-то его им и не очень нравится, но самого музыканта они уважают. Как-то нечем гордиться, по-моему. Хотя вообще, к этой группе людей можно легко отнести и меня: Лу Рид вроде любого из классиков – он уважаем «заранее». Например, если человек никогда не читал Льва Толстого, то чаще всего, всё равно считает его «славным малым», и что «по-хорошему, надо было бы как-нибудь почитать его на досуге». В такие моменты, ты тот ещё идиот, конечно. Ну, а не понимать Лу Рида – это себе же во вред. Как бы догматично и ортодоксально это не звучало.
Впервые, я услышал Лу Рида благодаря фильму Оливера Стоуна «Прирожденные Убийцы», снятый в 1994 году по сценарию Квентина Тарантино. Для картины, песню “Sweet Jane” исполняла группа Cowboy Junkies. Мне она очень нравилась, и я ставил её на видеокассете. Однажды брат спросил меня: «Никуль, а почему ты все время смотришь на то, как мочится Джульет Льюис?». Когда я объяснил, что дело не в специфическом взрослении, Ваня сказал: «А у нас эта песня есть на кассете и в оригинале». Тогда я и послушал Лу Рида в первый раз.
Ещё, на той кассете была песня “Venus In Furs”. Она оказала на меня уникальное влияние. Это был один из нескольких моментов моей жизни (а, возможно, ещё и первый), когда я всем естеством ощутил магию музыки. Состояние нельзя описать, потому что слова вроде «транс» и «тёмная пульсация» ничего не передадут и только исказят понимание момента. Подобные «просветления» у меня были пару раз – от музыки Егора Летова, Ли Перри и Джима Моррисона. Это не из тех состояний, которые, постаравшись, можно добиться. Скорее, они больше похожи на обряд посвящения в ту или иную музыку, когда всё твоё остальное увлечение этой музыкой – только воспоминание о том единственном моменте.
А моё последнее воспоминание о Лу Риде связано с уборкой. Я разбирал свою папку с песнями, которые играл на гитаре: что-то переставлял, а что-то выкидывал. На глаза попался листок со «Sweet Jane», я достал его и смял: «Крутая песня, которую мне так и не получилось сыграть» – сказал я брату, на что, объяснив несколько моментов, он мне ответил: «Лу Рида – невозможно повторить». Так оно и есть. Ну а смерть – это не новость.
Метки: Лу Рид The Velvet Underground Sweet Jane Venus in Furs Прирожденные Убийцы Natural Born Killers Lou Reed Смерть |