Настроение улучшается: очередная находка, смотрю и мурчу от удовольствия |
Chintz: Indian Textiles for the West СМОТРЕТЬ ОБЯЗАТЕЛЬНО!!!!!
Эту прекрасно изданную книгу нужно обязательно иметь всем, кто интересуется орнаментом. Она за исключением нескольких первых страниц с исторической справкой просто наполнена фотографиями прекрасных вручную расписанных индийских тканей 17-го и 18-го веков, с отдельными крупными планами деталей рисунка.
Что такое чинтц? Сейчас этим словом называют любую хлопковую или льняную ткань, покрытую цветочным рисунком и лощеную. Но изначально это были именно индийские ткани с ручной росписью, импортированные в Европу. Слово произошло от северо-индийского слова "чинт", что означает "забрызгивать". Имелся в виду не процесс производства - а вид этих тканей, покрытых цветочными узорами, как брызгами. В Европе до 17 века, когда появились в обиходе эти ткани, узорчатого текстиля не было. Ткани были либо однотонными, либо вышитыми. И яркие узорчатые цинтцы быстро завоевали любовь Европейцев - сначала, как покрывала и занавеси для спален и стенные панели, потом в одежде простолюдинов - и, наконец, в одежде высшего света. Любовь к индийскому цинтцу, цвета которого не только не выгорали, а становились ярче с каждой стиркой приводила к забастовкам и возмущению местных производителей ткани. Английские ремесленники рвали платья из чинтца и громили лавки тех, кто использовал индийский хлопок. Правительству приходилось принимать законы по запрету импорта или даже ношения индийского чинтца.
Музей приобретал образцы тканей и одежды из чинтца на протяжении второй половины двадцатого века. Предыдущая книга про происхождение чинтца была издана в 70-м году в те времена даже в книгах-альбомах иллюстрации в большинстве были черно-белыми. И вот сейчас музей предоставил для книги прекрасные и подробные цветные фото своей коллекции.
На первых страницах рассказывается кропотливый и очень долгий процесс создания рисунка, занимающий несколько недель. Хлопковую ткань лучшего качества тщательно стирали и отбеливали животным пометом. Затем вымачивали в составе из воды, буйволиного молока и сока специального фрукта мираболан. Этот состав не давал краске в дальнейшем растекаться. Ткань сушили и отбивали деревянными молотками - она становилась гладкой. На гладкую поверхность углем переводили рисунок продырявленными по линиям трафаретами или обводя бумажные формы. Затем рисунок обводили бамбуковым пером специальным составом - с квасцами для красного цвета и железом для черного. Затем ткани кипятили в отваре специального растения, и в процессе травленый рисунок становился цветным, ярким и несмываемым. Затем процесс повторялся - ткань стирали, отбеливали, вымачивали в молоке с соком, выглаживали, все красные области опять покрывали разной насыщенности травлением - и снова кипятили в отваре. Тонкий белый рисунок внутри красных областей наносили воском тонким пером. Когда все красные области были прокрашены, ткань покрывали воском целиком, за исключением тех деталей, что должны были быть синими - и отдавали ткань красильщикам индиго. После прокрашивания синим ткань кипятили в воде, удаляя воск. Воск становился синим, но мог использоваться снова и снова. Желтые детали красили вручную. Зеленый цвет получали, прокрашивая желтым поверх синего. Желтый, к сожалению, самый нестойкий цвет и со временем он выцветал на большинстве тканей, поэтому на современных образцах узор выглядит красным с голубым или бирюзовым.
Разворот с процессом крашения:
Ткань после покраски снова отбеливали, стирали и крахмалили. Затем высушенные отбивали деревянными молотками до гладкости и вдобавок выглаживали до блестящего лоска гладкими раковинами.
На правой странице показаны бок о бок английская ткань с шерстяной вышивкой и похожий по дизайну чинтц.
.
Деталь чинтца с предыдущей страницы. В узорах чинтцев, изготовленных для Европы сочетались три стиля - сам индийский, стиль европейской якобинской вышивки и китайских узоров, любовь к которым захлестнула Европу в 18-м веке.
Еще более крупная деталь человечков на холмах.
Покрывало начала 18-го века и крупные детали:
Настенные занавесы. Весь этот сложнейший рисунок нарисован бамбуковыми перьями.
Деталь левой страницы крупнее:
Занавес с кавалерами и дамами под зонтиками. Занавес с каймой из свившихся ветвей.
Покрывало с журавлями и один нижний журавлик крупно:
Покрывало на кровать - можно представить, отчего слово для этих тканей переводилось, как "забрызганный! Справа - узор крупнее.
И я еще крупнее сняла:
Есть в коллекции и предметы одежды. Слева вверху - подкладка полей шляпы. Остальные две вещи - накидки.
Фрагмент плательной ткани:
Для юбок узор наносился особым образом - с каймами и крупными узорами. Юбка и узор в разложенном виде:
Слева - юбка и жакет из чинтца. Справа - жилет.
еще юбка и ее ткань:
Узор крупнее. А теперь представьте, что каждый оттенок красного - отдельный цикл стирки-отбеливания, вымачивания, протравливания, кипячения в отваре и снова стирки.
Поскольку многие вещи крупные и сплошь покрыты рисунком, я многие рисунки рассматривала с лупой. Но для многих в книге представлены фотографии крупных деталей. В общем, книга - клад для художников, со множеством разнообразнейших цветочных узоров. Я ее брала в библиотеке, потом долго хотела свою - и наконец купила и наслаждаюсь.
http://rikki-t-tavi.livejournal.com/855811.html
Рубрики: | Вязание/редкие техники ЖУРНАЛЫ/РАЗНОЕ |
« Пред. запись — К дневнику — След. запись » | Страницы: [1] [Новые] |