Торговая школа |
Честно скажу, фотография не самая лучшая для представления темы “торговых школ” в России. Но тема очень интересная, а этот материал был под рукой.
На фотографии мы видим двух учащихся торговой школы. О принадлежности их этому типу учебного заведения говорят их бляхи на ремнях. У сидящего молодого человека на ремне “классическая” бляха, на которой выгравированы наклонные и перекрещивающиеся буквы “Ш” и “Т”. А у стоящего в середине паренька бляха более интересная. Она прорезная и по виду аналогична изображению аббревиатуры “ТИ” – Санкт-Петербургского Технологического института. Но студенты не носили ремней да и молодой человек совсем не похож на студента. Так, что это вероятнее всего не совсем каноническое изображение аббревиатуры – “ТШ” торговой школы.
Торговые школы в России появились на основании “Положения о коммерческом образовании” утвержденного Императором 15 апреля 1896г.(1):
“1.Для распространения в Империи коммерческих знаний могут быть учреждены, на основании сего Положения, коммерческие учебные заведения следующих разрядов: a)торговые классы, б) торговые школы, в) Коммерческие Училища и г)курсы коммерческих знаний.
2.Коммерческие учебные заведения, за установленными особыми изъятиями, состоять в ведении Министерства Финансов, по Департаменту Торговли и Мануфактур. Означенные учебные заведения открываются с разрешения Министерства Финансов”.
“Положение” предоставляло юридическую основу для создания целой линейки учебных заведений: уровня среднего образования- коммерческие училища (обычно семиклассные), специальных-профессиональных – торговые школы и учебных заведений для работающих взрослых лиц – торговые классы и курсы.
Широкое коммерческое образование появилось в России довольно поздно. Его появление во многом обязано Витте Сергею Юрьевичу, который понимал насущную необходимость подобных учебных заведений. После объявления “Положения” подобные формы учебных заведений стали очень популярны в России.
Торговые школы предназначались для подготовки в короткий срок специалистов низшего звена для торговых предприятий. Это были приказчики, конторщики, бухгалтера и пр. В те годы бизнес в России бурно развивался и существовала большая потребность в квалифицированных кадрах. В школу обычно шли молодые люди (хотя существовали женские коммерческие школы и школы со смешанным контингентом, правда, это были единичные случаи) 10-12 лет. Они должны были иметь начальную подготовку по общеобразовательным предметам. Обычно учебные заведения были трёхклассными (трёхгодичное обучение) плюс подготовительный класс(по необходимости). Обучение было платным. Школы финансировались за счет земств и благотворителей. Казна (Министерство Финансов) могла дать льготный кредит на организацию школы или, в исключительных случаях, принять на себя(частично или полностью) финансирование учебного заведения.
Согласно "Положению" - "В трёхклассных школах преподаются: закон Божий, Русский язык, бухгалтерия, коммерция в связи со сведениями по торговому и промышленному законодательству, коммерческая арифметика в связи с необходимыми сведениями из алгебры, основания геометрии, отечественная история, коммерческая география России, коммерческая корреспонденция, сведения о товарах местного торгового района, каллиграфия. Кроме того, в случае распределения учеников школы на два отделения, на бухгалтерском отделении назначаются дополнительные практические занятия по бухгалтерии, а на товарном отделении приходится более подробный практический курсов товарах местного района в связи с необходимыми сведениями из естествознания. В трехклассных школах могут также преподаваться иностранные языки". Не все торговые школы включали в свои программы иностранные языки. В программах наиболее прогрессивных школ могли быть один и более иностранный язык. Обычно это были немецкий и французский языки. Включались в учебные программы физика и химия “в применении к товароведению”. Позднее появились занятия гимнастикой.
Не простым был вопрос вероисповедания учащихся. Мне встречались следующие формулировки: - “В школу принимаются дети всех сословий христианских вероисповеданий” или “В первый класс школы принимаются дети всех вероисповеданий”.
Так как торговые школы часто имели частные источники финансирования, то могли встречаться следующие формулировки: - “В школу принимаются прежде всего дети лиц участвующих в содержании школы, а также и дети лиц, служащих в торговых и промышленных предприятиях — участников по содержанию школы, дети граждан Иваново-Вознесенска, а затем, если окажется возможным, и дети посторонних лиц”.(2)
По “Положению” торговая школа относилась к учебным заведениям третьего разряда, соответственно выпускники пользовались правами соответствующими этому разряду при отбывании воинской повинности. Через некоторое время разряд торговой школы был повышен до второго разряда. Одновременно с этим выпускники получили право, при поступлении на государственную службу, на производство в первый классный чин без испытаний. В дополнение им было предоставлено право на получение звания личного почетного гражданина при минимальной пятилетней выслуге в торговых или промышленных учреждениях в должностях приказчиков, конторщиков, бухгалтеров и пр.(3)
Как ни странно сегодня в России нет учебных заведений подобных торговым школам. Бухгалтерами становиться люди с высшим экономическим образованием. Хотя для ведения бухгалтерии они не нужно. А в “менеджеры по продажам” идут люди с высшим образованием, которые не смогли реализовать себя в рамках профессии по профилю полученного образования.
Источники:
1. Положение о коммерческих учебных заведениях // Полное собрание законов Российской империи. Собр. III. Т. XVI. № 12774. – СПб., 1889.
2. Устав Иваново-Вознесенской торговой школы. 21 стр. Сенатская типография. Санкт-Петербург. 1901 г.
Комментировать | « Пред. запись — К дневнику — След. запись » | Страницы: [1] [Новые] |