Вспомнилось: был несколько недель назад на одном собрании. Люди в большинстве довольно
известные и пишущие, из числа тех, кто ещё в 80-е активно начинал возрождать традиции, и
сейчас совсем небезразличные к тому, что происходит. Среди всего меня поразила вскользь
брошенная фраза одного человека: да разве чего-то хорошего можно ждать от РПЦ? Не по
содержанию это удивило, слишком часто последнее время приходится слышать подобное, а в
устах человека, много лет защищающего Церковь и православную веру.
Неудивительно, что структура оттеснила в маргиналы тех, кто был с ней во времена гонений, а
позже - поддержал финансами и трудом, часто в ущерб своему бизнесу и политической
карьере. Люди ведь делали это не из-за власти или материальных благ, а те, кому
было интересно последнее, получили то, что хотели и сейчас рулят. Неудивительно даже, что тот или
иной чиновник ради мелкой временной выгоды, желания показать, кто в доме хозяин, или
абсурдных доносов, разгоняет верных себе людей.
Но вот как насчёт общей тенденции: кем надо быть, чтобы в то время, когда общество жаждет
найти авторитет, национальную идею и т.п. не только разменивать нравственный капитал на
подверженное гибели материальное добро (хрен бы с ней, с нравственностью), но и
сознательно выходить из сакрального, не подверженного борьбе за существование мира на
поле, где господствует конкуренция, и где любая деятельность, не дающая быстрой
материальной отдачи заведомо проигрывает?
Если это ответ на "вызов времени", то во всяком случае должен быть некий баланс
нематериальных и материальных интересов, а не ЗАО по зарабатыванию денег, как некоторые
сейчас расценивают РПЦ. А ещё ответом на вызов вторгающихся консолидированных
сообществ, должна быть братская взаимопомощь, а не с подавление тех, кто слабее или
честнее.
При этом настоящий "вызов времени", т.е. необходимость смены способа мышления, уже 100 с
лишним лет, со времен Ницше, пожалуй, так и остаётся без ответа: те немногие активные
люди, кто не вполне поражен болезнью накопления "добра", ответа на свои вопросы не
получают, более того - оставшиеся ещё ресурсы нравственного и культурного авторитета
Церкви фанатичные или просто тупые ревнители обрушивают на тех, кто что-то пробует найти
самостоятельно, не следует стандартному сценарию, когда шаг вправо или влево под
запретом. Но как раз эти ревнители, борющиеся с собственной тенью, могут в некоторый
момент развернуться на 180 градусов из-за самого ничтожного внешнего повода.