-Поиск по дневнику

Поиск сообщений в vkonst

 -Подписка по e-mail

 

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 26.09.2010
Записей:
Комментариев:
Написано: 443


Мосты повисли над водами... Канал Грибоедова

Вторник, 23 Августа 2011 г. 21:20 + в цитатник

ivan_smelov

Канал Грибоедова ( Кокушкин мост )


***
Мосты, мосты! Они, как руки,
Связуют время и сердца.

Они не просто над водою
То многолюдны, то пусты
Над радостью и над бедою.
Стоят, как радуги, мосты.

По грудь в воде - как ноги студит.
Как ветры спину леденят! –
Связуют берега и судьбы
И одинокие стоят.

- Вячеслав Кузнецов


Канал Грибоедова вытекает из реки Мойки. Его длина около 5 км. До 1923 года канал назывался Екатерининским. Через канал построен 21 мост. В этой записи мы совершим обзорную экскурсию по этим мостам. Каждую фотографию можно увеличить, кликнув по фото.

Канал Грибоедова, его набережные и мосты - одни из самых романтичных мест в Санкт-Петербурге. Поэты воспевали эти места, художники рисовали их на своих полотнах...




Театральный мост

mackeewa.nina

Театральный мост (слева) и ложный мост-дамба (справа)... ( Перед Спасом на крови - Ново-Конюшенный мост )


Самый первый мост на канале - Театральный. Он входит в состав Трёхколенного моста, о котором мы говорили в предыдущей записи про мосты Мойки, поэтому подробнее останавливаться на нём не будем. Фото Трёхколенного моста - здесь


tyre-1

Под Театральным мостом из Мойки берёт своё начало канал Грибоедова... ( Справа Мало-Конюшенный мост через Мойку )


turku12

Театральный мост вечером



Ново-Конюшенный мост


petergid

Ново-Конюшенный мост. Утро


Ново-Конюшенный мост перекинут через канал Грибоедова в районе Конюшенной площади. Первый деревянный мост-перекрытие был построен здесь в начале 1880-х г.г., как вспомогательная площадка при возведении храма Воскресения Христова (ныне Спас на Крови) в память о смертельно раненном на этом месте Александре II. С 1907 г. получил название мост Храма Вознесения Господня. С 1917 г. его называли "мост - перекрытие"

В 1967 г. на месте деревянного был построен железобетонный однопролётный мост (инженеры Ю.Юрков, Л.Соболев, архитектор Л.Носков). В 1975 г. мост получил название моста Гриневицкого в память о народовольце - убийце императора Александра II. Современное название мост носит с 1998 года.

Длина моста 21 м, ширина 34,4 м... Красивый рисунок кованой решётки моста в стиле "модерн" стилизован под рисунок ограды Михайловского сада со стороны канала Грибоедова.
(посмотреть ограду - здесь)


Alexei Kouprianov

Решётка Ново-Конюшенного моста



Итальянский мост


petrovi4

На Итальянском мостике


Итальянский мост является продолжением Итальянской улицы. До середины 1890-х г.г. здесь была лодочная переправа. В 1896 году инженер Л.Н.Колпицын предложил построить здесь пешеходный деревянный мост. Не дождавшись ответа от властей, Колпицын выстроил мост за свой счёт, заплатив за это 3000 рублей. Власти выразили благодарность инженеру, но отказались компенсировать его затраты. В итоге Колпицын просто подарил мост городу.

В 1955 году здесь был построен металлический мост (архитектор В.Васильковский, инженер А.Гутцайт). Стиль оформления моста характерен для архитектуры Петербурга второй половины XIX столетия. На опорах установлены торшеры с ажурными восьмигранными фонарями, которые были так похожи на антикварные, что в 1993 году три из них были украдены. Видимо, безграмотные воры приняли их за предметы старины... Перильные ограждения моста и главные балки богато декорированы.

Длина моста 19,7 м, ширина 3м.



paolaner

Кружево набережной у Итальянского моста



Казанский мост


petrovi4

Казанский мост. Вид на дом Зингера


Казанский мост расположен в створе Невского проспекта. Это один из самых широких мостов в городе. При длине 17,5 метров ширина моста 95,5 метров. К тому же, это самый низкий мост в Петербурге. Это единственный мост, под которым запрещено прохождение любых плавсредств.

Первый деревянный мост построили здесь ещё в 1716 г., а в 1737 г. неподалёку от моста возвели церковь Рождества Богородицы, по которой мост стал называться Рождественским. Позже, по хранившейся в храме чудотворной иконе Казанской Божьей Матери, храм и мост стали называть Казанскими. В 1765-1766 г.г. на месте деревянного был построен каменный мост. А в 1805-1806 г.г. в связи со строительством Казанского собора мост по проекту Луиджи Руска был расширен до современных размеров.



ivanglie

Канал Грибоедова. Казанский мост



Банковский мост


anna163163

На Банковском мосту


Банковский мост перекинут через канал Грибоедова напротив бывшего здания Ассигнационного Государственного банка (ныне здесь находится Университет экономики и финансов). Длина моста 25 м, ширина 1,9 м.... Первый цепной (висячий) мост, отличающийся лёгкостью и особым изяществом оформления, был построен в 1826 году (инженеры В.К.Треттер и В.А. Христианович).

Мост украшен четырьмя скульптурами грифонов - хранителей золота - с огромными позолоченными крыльями (ск. П,П,Соколов). В пастях грифоны удерживают кольца, к которым крепятся цепи. Решётка украшена рисунком из пальмовых листьев и раскрытых вееров. Эта решётка на 125 лет моложе моста. Старая решётка была утрачена ещё в конце XIX столетия и заменена примитивными перилами. Заново изготовлена при реставрации в 1952 году по сохранившимся чертежам. Тогда же были восстановлены и утраченные фонари - бра с белыми круглыми абажурами, размещённые на головах грифонов.



DUSHA

Банковский мост. Златокрылые грифоны



Мучной мост


dic.academic

Мучной мост. Невесомость


Мучной мост расположен в створе Мучного переулка, в котором в XVIII в. напротив Апраксина переулка были построены мучные склады, позже перестроенные в каменные мучные лавки. Мост же здесь появился только в 1931 г. для переброски теплофикационных труб. Сначала он был деревянным и трёхпролётным.

В 1951 г. мост перестроили в однопролётный стальной (инженер П.В.Баженов). Мост - теплопровод стал ещё и пешеходным. Длина моста 22,5 м, ширина 2,3 м.



kool3p

Мучной мост. Изящество



Каменный мост


petrovi4

Каменный мост


Каменный мост расположен в створе Гороховой улицы. Первый деревянный свайный мост, называвшийся Средним, был построен здесь в 1939 г. (или в 1952 г. - в разных источниках данные отличаются). В 1774-1778 г.г. на его месте возвели однопролётный арочный мост из гранита (инженеры В.И.Назимов, И.Н.Борисов). В гранитной облицовке моста гладкие блоки чередуются с обработанными на четыре грани - так называемый "брильянтовый руст". Перильное ограждение то же, что и на набережной канала Грибоедова. Длина моста 19,7 м, ширина 13,6 м.

Мост вошёл в историю тем, что летом 1880 г. революционеры заложили под него динамит, чтобы произвести взрыв, когда по мосту должен был проезжать император Александр II. Однако царская служба безопасности предотвратила покушение.



mil3173

Каменный мост



Демидов мост



dic.academic


Демидов мост


Демидов мост расположен по оси переулка Гривцова. Название происходит от Демидова переулка (ныне Гривцова), получившего своё название по фамилии известных русских горнозаводчиков Демидовых, владевших в этом районе большим земельным участком. Первый деревянный мост появился здесь в начале XVIII в. В 1834-1835 г.г. здесь построили однопролётный арочный чугунный мост (инженеры Е.А.Адам и П.П.Базен). Мост назывался Банковским, так как он располагался вблизи здания Заёмного банка. Современное название известно с 1912 года.

Элементы декора и чугунные конструкции моста были изготовлены на Александровском казённом чугунолитейном заводе. Ажурные литые перила - настоящий шедевр художественного чугунного литья, столбы с кронштейнами и фонарями придают мосту лёгкость и выделяют его из числа подобных сооружений. Длина моста - 33 м, ширина 16 м.



petrovi4

Демидов мост. Решётка



Сенной мост



tol-spb


Сенной мост.


Сенной мост расположен около Сенной площади, от которой и получил название. Первый деревянный мост был построен здесь в 1931 г для переброски теплофикационных труб. В 1952 г. его заменили новым металлическим (инженер П.В.Баженов). Помимо теплопроводных функций, Сенной мост взял на себя и роль пешеходной переправы.

Сенной мост интересен красивым изгибом сварной металлической арки и простым, но изящным рисунком решётки. Пожалуй, это один из немногих мостов в городе, который практически не бывает пустым из-за близости Сенной площади - центральной торговой точки Петербурга. Длина моста 23 м, ширина 2,3 м.




dic.academic


Сенной мост, Вид с набережной



Кокушкин мост



alexankb


Кокушкин мост


Кокушкин мост соединяет Кокушкин и Столярный переулки. Названия моста и переулка происходят от фамилии домовладельца купца М.С. Кокушкина, дом которого находился в середине XIX в. на углу этого переулка и Садовой улицы. В конце XVIII в. здесь существовал однопролётный деревянный мост. В 1872 г. мост был капитально отремонтирован. В дальнейшем неоднократно перестраивался. А в 1946-1947 г.г. мост был перестроен в однопролётный металлический (инженер Б.Б.Левин, архитектор Л.А.Носков). Мост примечателен оформлением фасадов арки, перекликающимся с рисунком литой чугунной решётки моста.
Длина моста 19 м, ширина 13 м.

Этот мост можно назвать "литературным". В конце 1829 г. в доме купца Зверкова у Кокушкина моста поселился Н.В.Гоголь. Здесь он писал своё бессмертное произведение "Вечера на хуторе близ Диканьки". А.С.Пушкин в эпиграмме упоминает Кокушкин мост. В романе Ф.М.Достоевского "Преступление и наказание" события разворачиваются в районе Кокушкина моста. Сам писатель жил поблизости, когда создавались первые главы романа.




elmaspb


Кокушкин мост. Решётка



Вознесенский мост



sergei


Вознесенский мост


Вознесенский мост является продолжением Вознесенского проспекта (бывший пр. Майорова). В 1735 г. здесь был построен деревянный мост. Название мосту дали по расположенной поблизости церкви Вознесения Господня (взорвана в 1936 г.). В 1790 г., когда набережные канала Грибоедова (тогда ещё Екатерининского) одевали в гранит, опоры моста заменили на каменные, облицованные гранитом. В 1930 г. мост перестроили в связи с прокладкой трамвайных путей по пр. Майорова.

В 1957-1958.г.г. мост перестроили в металле (инженер Б.Б.Левин, архитектор Л.А.Носков). На мосту установлены перильные ограждения, такие же, как на Итальянском мосту, и торшеры с фонарями, как на Могилёвском мосту. Длина моста 19,3 м, ширина 20 м.




Alexei Kouprianov


Вознесенский мост



Подьяческий мост



fotosee


Подъяеский мост. Вид с набережной


Подьяческий мост соединяет Большую Подьяческую улицу и Фонарный переулок. Улица получила название от подьячих (помощников дьяков) - писцов в приказах, проживавших в XVIII в. в этом районе Петербурга. Мост был построен в 1910-ые г.г.и до 1972 г. оставался пешеходным. В 1971-1972 г.г. здесь построили железобетонный транспортный мост (инженер Н.Л.Соболев, архитектор Л.А.Носков). При въездах были установлены гранитные обелиски с фонарями , снятые с Александровского моста Введенского канала, к тому времени засыпанного. Длина моста 19 м, ширина 20 м.



sergei


Подъяческий мост



Львиный мост



Ирина


Львиный мостик


Львиный мост соединяет Львиный переулок и Малую Подьяческую улицу. Построен в 1825-1826г.г. (инженеры В.А.Христианович и В.К.Треттер). Мост прославился благодаря фигурам четырёх чугунных львов, выполненным скульптором П.П.Соколовым и установленным у входа на мост. Фигуры львов окрашены под мрамор. На мосту также установлены чугунные ограждения с двумя фонарями посреди пролёта.

В 1880 г. фонари сняли, а ограждения заменили неудачными по рисунку коваными решётками.Белую окраску фигур заменили тёмной, мрачной, из-за чего львы практически растворялись в сумерках, становясь невидимыми. В таком неприглядном виде мост просуществовал до середины 20-го века. В 1954 году Львиному мосту был возвращен его исторический облик – прежняя ограда и фонари вернулись на свои места, а скульптуры львов приобрели белую окраску. Одновременно был отремонтирован настил моста и его скрытые детали, превратившиеся из деревянных в металлические.

Львиный мост является одним из знаковых пешеходных мостов Петербурга и стал неизменным местом паломничества туристов. Это сравнительно маленькое строение, длиною в 28 метров и шириною всего в 2,2 метра, открывает потрясающий вид на берега канала, где до сих пор сохранились старые, живописного вида, деревья. Неудивительно, что Львиный мост по праву считается одним из самых романтичных мест в городе.




sergei


Белые львы



Харламов мост



red-gavrik


Харламов мост


Харламов мост расположен по оси пр.Римского-Корсакова.В середине XVIII в. здесь находился деревянный балочный мост на сваях. Название известно с 1764 г. и происходит от фамилии домовладельца статского секретаря Е.С.Харламова. В 1880 г. мост был капитально перестроен и поставлен на каменные, облицованные гранитом, опоры.

В 1927 г., в 10-ю годовщину Ленинградской организации комсомола, мост переименовали в Комсомольский. В 1934 г. на месте деревянного был построен железобетонный мост (инженеры М.И.Жданов и А.Д.Саперштейн). Ограждения моста сделаны металлическими, имеющими простой рисунок и гранитные парапеты на открылках. В 1991 г. мосту вернули историческое название. Длина моста 32,8 м, ширина 22,5 м.

Харламов мост приобрёл литературное значение в русской классике 19 века. В находящемся рядом с мостом доме, жил А.С.Грибоедов. А для Ф.М.Достоевского, как считают многие исследователи его творчества, именно этот дом послужил прототипом дома старушки-процентщицы в романе «Преступление и наказание».



mil3173

Харламов мост



Ново-Никольский мост



mil3173


Ново-Никольский мост


Ново-Никольский мост соединяет Никольский переулок с Никольской площадью. Первый однопролётный чугунный мост (инженеры И.С.Завадский и М.Е.Кларк - директор Александровского чугунолитейного завода), был построен здесь в 1835-1837 г.г. Однако, в день открытия мост обрушился. Специальная комиссия установила ряд просчётов в проекте, после чего распоряжением Николая I инженер И.С.Завадовский подвергся домашнему аресту, а затем арестовали недвижимое имущество авторов проекта и взыскали часть убытков из их жалования.

В 1841 г. пролётное строение заменили на арочное из котельного железа. Это был первый металлический мост Петербурга. Автором проекта стал всё тот же М.Е.Кларк. Строительство велось под наблюдением инженера Е.А.Адама и архитектора К.И.Росси. Название моста известно с 1844 г. и связано с тем, что поблизости был расположен Никольский мост (ныне Старо-Никольский) через Крюков канал.

В 1880 г. мост перестроили на трёхпролётный, а в 1934 г. - в однопролётный со сплошным железобетонным сводом и железо-бетонными парапетами. В 1981 г. парапет был заменён металлической решёткой. Длина моста 30,2 м, ширина 22,2 м.




red-gavrik


Ново-Никольский мост, Вид сверху



Красногвардейский мост



mvk-10


Соединение канала Грибоедова и Крюкова канала. Справа Красногвардейский мост. Слева вдали Кашин мост. Видны купола Никольского морского собора и колокольня.


Красногвардейский мост является продолжением набережной Крюкова канала (чётная сторона). Построен в 1957 г.для переброски теплофикационных труб (инженер П.А.Куликов, архитекторы В.С.Васильковский и П.А.Арешев). Авторам проекта удалось добиться сочетания функциональных свойств моста с исторически сложившейся архитектурной композицией вокруг.

Мост пешеходный, однопролётный. При входах на мост установлены четыре гранитных обелиска с фонарями по типу фонарей на мостах Крюкова канала и низового участка канала Грибоедова. Назван в память о Петроградской Красной гвардии, организованной в апреле 1917 г. Длина моста 21,5 м, ширина 4,5 м.




АлексАна


Красногвардейский пешеходный мост



Пикалов мост



Света Света


Пикалов мост. Видны купола Никольского морского собора.


Пикалов мост является продолжением набережной Крюкова канала (нечётная сторона). Первый трёхпролётный деревянный мост построен здесь в 1783-1785 г.г. (авторы неизвестны). На средних опорах были установлены гранитные обелиски на фигурных пьедесталах, на которых закреплены кронштейны с овальными фонарями. Мост назывался Перешивкиным по находившемуся рядом питейному дому Перешивкина. Современное название известно с начала XIX в. и происходит от фамилии подрядчика строительных работ.

В 1906 г.деревянные пролёты заменили стальными. А в 1982-1984 г.г. был произведён капитальный ремонт моста - металлические пролётные строения заменили железобетонными плитами.
Мост знаменит тем, что лучше других сохранил свой первоначальный облик, являясь одним из ценнейших памятников города, а также тем, что, стоя на нём, можно увидеть семь других мостов : Красногвардейский, Могилевский, Ново-Никольский, Кашин, Смежный, Старо-Никольский и Торговый. Длина моста 23,2 м, ширина 10,6 м.




Света Света


Пикалов мост. Видны купола Никольского морского собора и колокольня.



Могилёвский мост



alexdark


Канал Грибоедова. Могилёвский мост. Вид на Свято-Исидоровскую церковь.


Могилёвский мост расположен в створе Лермонтовского проспекта, называвшегося ранее Могилёвской улицей, отсюда происходит его название. Первый деревянный свайный, трёхпролётный мост был здесь построен в 1911-1912 г.г. Он сгорел в 1941 г. от попадания фашистского снаряда. В 1951-1953 г.г. на этом месте построили однопролётный железобетонный мост (инженер В.В. Блажевич и архитектор С.Г.Красиков).

Перильные ограждения представляют собой чугунные литые решётки, подобные решёткам набережной реки Мойки, но с чугунными тумбами. Мост украшен литыми торшерами с шестигранными фонарями. Рядом с мостом находится Свято-Исидоровская церковь. Длина моста 28,3 м, ширина 24 м.




sergei


Могилёвский мост



Аларчин мост



Александр Алексеев 881


Набережная канала Грибоедова и Аларчин мост


Аларчин мост расположен по оси Английского проспекта. Название моста связано с неправильным произношением фамилии корабельного мастера Аладчанина, владевшего домом поблизости от моста. Возведенный в 1753 году, мост первоначально был деревянным. При облицовке берегов канала гранитом в 1783-1787 годах мост перестроили по типу Пикалова моста в трёхпролётный на каменных, облицованных гранитом опорах. Средний пролёт был разводным. Мост был украшен четырьмя гранитными обелисками со стеклянными овальными фонарями.

В 1840. разводное строение заменили новым. В 1906-1907 г.г. мост был реконструирован (инженеры А.П.Пшеницкий, А.П.Становой, В.А.Берс, архитектор А.И.Зазерский). В период с 1953 по 1969 годы, на Аларчином мосту вновь произошла реконструкция по проекту архитектора А. Л. Ротача, при которой утраченные гранитные торшеры с фонарями были возвращены на свои места. Длина моста 26,5 м, ширина 15,8 м.



sergei


Аларчин мост



Коломенский мост



paolaner


Коломенский мост. Лёгкость


Коломенский мост расположен в створе улицы Володи Ермака. Первый пешеходный деревянный мост был здесь построен в 1906 г. и назван Коломенским по району, в котором расположен. В 1968-1969 г.г. вместо деревянного здесь был построен новый пешеходный мост из сварных алюминиевых труб (инженеры И.Н. Артемьева, В.И. Крыжановский, Б.Э. Дворкин и Н.Г. Бонч-Осмоловский). Это был первый подобный мост в СССР.

Мост украшают простые, но изящные высокие торшеры на гранитных пьедесталах и раскрытые пятиступенчатые лесенки. Лаконичное ограждение моста - секции из часто расставленных стержней квадратного сечения. Длина моста 27 м, ширина 2,8 м.




romaspb


Коломенский мост. Ступени



Мало-Калинкин мост



sergei


Мало-Калинкин мост


Мало-Калинкин мост является продолжением набережной Фонтанки. Первый деревянный мост с каменными опорами был здесь построен в 1780-1790 г.г. Он получил название по находившейся прежде на левом берегу Фонтанки финской деревне Калина или Кальюла.

В 1808 г. мост был капитально отремонтирован, а в 1907-1908 г.г. в связи с прокладкой по мосту трамвайных путей деревянные балки заменили металлическими. В 1952 и 1970 г.г. во время ремонта были восстановлены торшеры с фонарями и обелиски на рустовых опорах. Длина моста 27,7 м, ширина 16,2 м.




Ирина


Мало-Калинкин мост. Место, где канал Грибоедова впадает в Фонтанку


Мало-Калинкин мост - последний мост через канал Грибоедова, который впадает в Фонтанку. Он замыкает канал. Мойка, из которой вытекает канал Грибоедова (там, где Театральный мост) сама берёт начало из Фонтанки. Таким образом, воды канала - это воды Фонтанки, которая сначала отдаёт их, а потом забирает обратно.



сеня


Фонтанка


P.S. В размерах мостов могут быть неточности - в разных источниках (и печатных, и в интернете) они сильно разнятся... Замечания с благодарностью принимаются...

 



Источники:
1. Над каждой фотографией слева указан адрес источника фото (кликабельно). Для увеличения фото нужно кликнуть на фотографию.
2. Книга "Мосты Санкт-Петербурга" изд. "П - 2",Санкт-Петербург,2010
3. Книга "Санкт-петербург, Реки, Мосты, Острова" изд. "Паритет" Санкт-Петербург 2011
4. Альбом "Прогулки по рекам и каналам. Путеводитель, изд. "П - 2",Санкт-Петербург,2010



 

Серия сообщений "Мосты повисли над водами...":
Серия сообщений о мостах Санкт-Петербурга
Часть 1 - Разводные мосты Санкт-Петербурга
Часть 2 - Мосты повисли над водами... Зимняя канавка
Часть 3 - Мосты повисли над водами... Мойка
Часть 4 - Мосты повисли над водами... Канал Грибоедова
Часть 5 - Мосты повисли над водами... Фонтанка

Метки:  

Процитировано 15 раз
Понравилось: 4 пользователям

KaterinaAverian   обратиться по имени Суббота, 23 Марта 2013 г. 18:02 (ссылка)
Спасибо, очень интересно!!
Ответить С цитатой В цитатник
Перейти к дневнику

Суббота, 23 Марта 2013 г. 21:40ссылка
И Вам спасибо за отзыв !...
Luzia7   обратиться по имени Суббота, 23 Марта 2013 г. 23:24 (ссылка)
Большое спасибо! Очень интересно!!!
Ответить С цитатой В цитатник
vkonst   обратиться по имени Суббота, 23 Марта 2013 г. 23:37 (ссылка)
Благодарю за добрые слова !...
Ответить С цитатой В цитатник
Комментировать К дневнику Страницы: [1] [Новые]
 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку