Реймсский собор-вершина готической архитектуры |
В самом сердце провинции Франции Шампань находится шедевр готической архитектуры – Реймский собор (Cathédrale Notre-Dame de Reims)
Согласно легенде, накануне крещения Хлодвига случилось чудо: с небес спустился голубь и принес в своем клюве миро для помазания короля. Хлодвиг стал первым королем, коронованным в Реймсе.
Реймсский собор является одним из самых известных католических соборов — и как яркий артефакт готической архитектуры, и как символ важнейших событий европейской истории. Со времён позднего Средневековья до XIX века собор был местом коронации практически всех французских монархов. Входит в список всемирного наследия ЮНЕСКО.
История строительства собора насчитывает не один век...
Святой Никасий был одиннадцатым епископом Реймса. Им был воздвигнут городской собор в честь Пресвятой Богородицы, на месте которого был воздвигнут впоследствии Реймсский собор. Он принял смерть либо от вандалов, либо от гуннов. |
Началось оно в V веке: первый собор, построенный святым епископом Никазием (Saint Nicaise) на месте галло-римских терм. Уже тогда он был посвящён Богоматери.
Хлодвиг и Генрих 1
Около 498: святой Ремигий крестил в Реймсском соборе Хлодвига I.1027: коронация Генриха I. Легенда о Святой Стекляннице (сосуде с миром) и политическое могущество Реймсского архиепископства стали причинами того, что собор стал постоянным местом коронации французских правителей.1210 году собор полностью сгорел. Строительство нового здания было начато в 1211г. и продолжалось до 1481 года.
Святая Стеклянница в своём первоначальном ковчежце (литография, 1843 год)
Строители, в отличие от зодчих Шартрского собора, совершенно не считались с остатками романской постройки. Таким образом, новый собор представляет собой целостное, построенное по единому плану здание.
Надписи разрушенного в 1779 г. «лабиринта» пола, выложенного около 1290 г., сохранили имена зодчих и дают довольно определенные сведения о ходе строительства.Нотр-Дам де Реймс
История собора в Реймсе — это история и нескольких поколений зодчих, возводивших храм, по словам летописца, «с великим тщанием и заботой». Архитекторы, художники и ремесленники, поколение за поколением работавшие над строительством собора, создали памятник, в котором с великой силой воплотился истинный дух французского народа.
План собора принадлежит архитектору Жану д’Орбе. По его проекту собор должен был представлять собой трехнефную базилику, пересеченную трехнефным трансептом. Но на смену Жану д’Орбе пришел Жан де Лу, а затем Готье де Реймс, Бернар де Суассон, последним принадлежит идея окна-розы на западном фасаде собора. «Галерею Королей» и башни строил до 1311 года Робер де Куси.
Верхние ярусы башен были завершены около 1427 года, но предусмотренные проектом высокие шатры над башнями так и не были построены. По замыслу строителей, их должны были венчать гигантские остроконечные шпили. Остались в проекте и еще пять башен собора — первоначально храм задумывался семибашенным.
Собор в РеймсеНесмотря на затянувшиеся сроки строительства и разных архитекторов, собор сохранил свое единство замысла: многообразие талантов строивших собор зодчих слилось в настоящую каменную симфонию.
На сегодняшний день Реймский собор – это гордость французского народа, его драгоценная реликвия, одна из достопримечательностей Франции.
Вы не можете не заметить, что здание будто растет из земли, поднимаясь, ярус за ярусом, дробясь множеством остроконечных арок, крутых треугольных фронтонов, пирамидальных острых шпилей. Массивность собора куда-то улетучивается и гигантский храм длиной 150м с двумя 80-ти метровыми башнями стремительно взлетает к небу.
Собор украшают более 2300 скульптур, недаром его так часто называют «царством скульптуры», среди них изображения королей, рыцарей, святых, ремесленников и даже дьявола.
Северный фасад
Перед фасадом статуя Жанны да Арк
Перед фасадом остатки первого собора
Самая знаменитая скульптура Реймского собора – это «Улыбающийся ангел» или «Улыбка Реймса». А фигура Атланта с искаженной гримасой – прототип Квазимодо из романа Виктора Гюго. На порталах изображены различные сцены: Страшный Суд, коронование Богоматери и Страсти Христовы. В галерее французских королей находится 56 громадных статуй. В центре – король Хлодвиг со Святым Ремигием и своей женой Клотильдой.
Южный фасад
К сожалению, многие скульптуры Реймского собора не сохранились, часть из них безвозвратно канули в лету, а часть была замененаУлыбающийся ангел копиями. Но все же от XIII века сохранилась большая часть рельефов.
Среди них первое место занимает композиция «Встреча Марии с Елизаветой», расположенная справа от центрального входа. Из-за удивительной близости к памятникам Древней Греции ее называют «греческим мгновением готической скульптуры». Имя гениального автора этих изваяний неизвестно.
Исследователям удалось установить, что он был одним из первых художников, участвовавших около 1220 года в украшении собора. Вероятно, он возглавлял скульптурную мастерскую, и многие статуи Реймского собора несут на себе печать его оригинального таланта.
Реймский собор представляет собой непревзойденный архитектурный комплекс. Удивительные витражи окон-роз являются прекрасными образцами средневекового искусства. К примеру, большая роза на северном фасаде повествует о Сотворении мира: в центре находится Христос, на лепестках – изображения Адама и Евы, Каина и Авеля, ангелов и животных.
К сожалению, Реймскому собору пришлось пережить массу изменений со времени его создания. Сооружение сильно пострадало не только от бесчисленных нападений и Французской революции, но и от событий Первой мировой войны.
Здание практически превратилось в руины. Его реставрация завершилась только в 1938 году, однако витражи удалось восстановить лишь в 1974 году по эскизам Марка Шагала. По этой причине посетители чаще всего могут любоваться лишь копиями знаменитых статуй и витражей. Благодаря тому, что Нотр-Дам де Реймс — наиболее высокий собор во Франции (его высота составляет 82 метра), а также в силу его исключительной уникальности, он находится в реестре Всемирного наследия ЮНЕСКО с 1991 года.
Недошивин Г. А. Реймский собор. М.—Л., 1946.
Всеобщая история искусств. Том 2. Искусство средних веков. Книга первая. — Академия художеств СССР. Институт теории и истории изобразительных искусств.
http://www.cathedrale-reims.com
Серия сообщений "Соборы и церкви Франции":
Часть 1 - Аббатство св.Петра(часть 2)
Часть 2 - Живописная Франция:Семюр-ан-Брионне-жемчужина романского стиля
...
Часть 21 - Кафедральный собор Руанской Богоматери
Часть 22 - Средневековая часовня Сент-Мари-дю-Менез-Хом
Часть 23 - Реймсский собор-вершина готической архитектуры
Серия сообщений "Франция":
Часть 1 - Замок Серран.Франция.Замки Луары
Часть 2 - Замок Блуа
...
Часть 18 - Нотр Дам де Пари - Собор Парижской Богоматери
Часть 19 - Великие тайны истории:Загадка замка Жизор
Часть 20 - Реймсский собор-вершина готической архитектуры
Рубрики: | Архитектура/Соборы Города и страны/Франция |
Комментировать | « Пред. запись — К дневнику — След. запись » | Страницы: [1] [Новые] |