Роберт Шекли
Сегодня я попробую рассказать вам о творчестве такого потрясающего писателя как
Роберт Шекли
Так как творчество его обширно, а биография крайне интересна то какой-то полный рассказ в длиннопост вряд ли влезет, поэтому остановлюсь всего на нескольких интересных фактах и идеях. А там, если кто-то заинтересуется, то читайте уже дальше сами.
Первый интересный связанный с ним факт заключается в том, что Шекли хоть и являлся американским писателем ,при этом жил и писал преимущественно в Америке особой популярностью на родине не поль зовался. Зато был крайне популярен в СССР.
Второй интересный факт заключается в его парадоксальных идеях. Впрочем на этом, думаю, стоит остановиться поподробнее.
• Так, например, Шекли во многих своих произведениях описывал в числе универсальных вселенских законов законы бизнеса (собственно упоминания об этом можно встретить во всех его рассказах и романах, например в романе “Алхимический марьяж Элистера Кромптона” или романе “Координаты чудес”).
• Также у него было достаточно оригинальное мнение об утопиях – он считал что нормальному человеку совершенно невозможно жить и существовать в условиях утопии, зато она для него всегда притягательна, так что лучший выход – любоваться утопией издалека (подробнее про это можно прочитать в рассказе “Билет на планету Транай” ).
• Ещё, хоть по признанию автора он использовал при написании своих произведений каких-либо наркотических веществ, тем не менее некоторые его произведения посвящены исключительно описанию галлюцинаций (не всегда наркотических, но тем не менее). Так, например почти полностью описанию глюков посвящён роман “Выбор”(альтернативное название “Варианты выбора”) и многие рассказы (например рассказ с характерным названием “Через пищевод и в космос с тантрой, мантрой и крапчатыми колесами” или рассказы “свалка миров” и “застывший мир”).
• Есть у него в творчестве и рассказы о неудавшихся злых гениях, которых мало того что всё произведение подозревают в совершенно иных преступлениях, так ещё и ему фатально не везёт с выводимыми монстрами (рассказ “Доктор Вампир и его мохнатые друзья”).
• Немало его произведений посвящаются критике каких-то общепринятых терминов а понятий, при чём, стоит признать, ему полностью удалось показать их несостоятельность. Так, например, в рассказе “Человек по платону” автор в пух и прах разбивает устоявшееся определение человек разумного. В рассказе “Из луковицы в морковь” Шекли наглядно иллюстрирует пользу двуличности в личной жизни. В рассказах “специалист” и “О высоких материях»”– что такие вещи как смысл жизни могут оказаться самыми неожиданными. В рассказе “бухгалтер” что с некоторых позиций любая профессия может иметь крайне оккультное значение. А в рассказах “не бабахает” (альтернативное название “Пушка, которая не бабахает”) и “абсолютное оружие” что в оружие главное отнюдь не убойная сила а психологический эффект (конкретно про это в “не бабахает”) и контролируемость последствий (“абсолютное оружие”).
• Есть у него и достаточно экзотичные произведения об иных расах во вселенной, где наглядно демонстрируются самые неожиданные их особенности. Так, например, в рассказе “потолкуем малость” рассказывается о расе, у которой была мода на языки, в следствие чего их язык общения эволюционировал с безумной скоростью. В рассказе “железный стандарт” было приведено общество, которое воистину консервативно и находится под властью корпораций. В упомянутом выше рассказе “билет на планету Транай” – воистину утопическое общество. В рассказе “Стандартный кошмар” – об обществе абсолютных пацифистов. А в рассказе “Извините, что врываюсь в ваш сон..” о цивилизации, которая умудрялась жить на руке главного героя. В вышеупомянутом же романе “Алхимический марьяж Элистера Кромптона” присутствует раса существ, обладающих абсолютным могуществом. Раса представители которой безобидны, но их вещи и инструменты смертельно опасны (в рассказе “Руками не трогать!”) и, наоборот – раса для которой смертельны земные вещи инструменты (в рассказе “То, что в нас заложено”). В рассказе “форма” рассказывается о расе метаморфов... Ну а в рассказах “Охота на мираша” и “Чудовища” о том, как выглядят люди, если смотреть глазами инопланетян.
• Также немало произведений автора посвящены всевозможным филосовским вопросам. Например неуязвимости (увы, забыл название рассказа) , бессмертие (рассказ “кое что задаром”), гарантированная жизнь после смерти (“корпорация Бессмертие”), ответам на все вопросы (рассказ “верный вопрос”). Ну и что всему может найтись применение, включая вечные неудачи (рассказ “человекоминимум”).
• Есть ещё рассказы “Лабиринт“ и “Регулярность кормления” где повествуется о том как выглядит воистину буквальное понимание терминов.
• Ну а закончу я, пожалуй обзор рассказом о рецепте светлого будущего, предложенным Шекли. В отличие от многочисленных утопистов, Шекли считает что для обеспечения успешного будущего человечества никаких глобальных изменений не требуется. А достаточно всего лишь более полно узаконить право на жизнь, добавив туда право на самоубийство. В результате можно будет ввести эдакий громоотвод для главной проблемы развития человечества (Шекли таковой считает агрессию) разрешив всем желающим невозбранно убивать друг-друга.
Собственно сама реализация оного узаконеного убийства Шекли именуется просто и незайтейливо – “охота”. И заключается она в том, что пользуюсь правом на самоубийство формируются списки тех, кто хочет убить или быть убитым. А затем , по лотерейным правилам, они распределяются на произивольные пары и одному поручается убить другого. При этом всё происходит без отрыва от обычной жизни. Плюс одному из пары (называемому “охотник”) сообщается о втором всё, включая адрес проживания, имя и физические особенности жертвы, а второму (называемому “жертва”) только что за ним охотятся. Убийство не того человека жестоко наказывается. В то время как убийство своей жертвы или своего охотника поощряется по прогрессирующей шкале (в смысле что за каждую последующую жертву/охотника даётся всё больше, вплоть до неограниченных гражданских прав и пожизненного содержания от государства за убийство десятой жертвы). Как уже писалось выше – суммарное количество охот в которых может принять каждый равно десяти. При этом половину охот участник будет охотником, а половину – жертвой. После 10 охот, по мнению Шекли, инстинкт убийств будет полностью удовлетворён и человек сможет стать образцовым членом общества.
Все прочие же граждане, не участвующие в охотах извлекают из происходящего выгоду в виде бесплатного и бесконечного шоу. Плюс они имеют право оказывать охотникам/жертвам сопутствующие услуги. Как то установление личности охотника для жертвы, подготовка оружия или способов убийств.
Вот, собственно и всё на сегодня. Если вам понравится, то впоследствии могу рассмотреть вопросы оккультизма в произведениях Шекли.
(Но кошек не обманешь - они прекрасно чувствуют, кто их любит, а кто нет. Вообще человечество делится на "кошатников" и прочих. Причем прочих подавляющее большинство. Даже если они прикидываются из вежливости (или по другим причинам), будто любят кошек, то тут же выдают себя с головой; надо знать как обращаться с кошками! Кошачий протокол гораздо сложнее дипломатического - в его основе чувство собственного достоинства и взаимное уважение. В нем есть что-то от "Dignidad de hombre" (достоинство человека - исп.) латиноамериканцев, на что посягнуть можно только с риском для жизни. Кошки напрочь лишены чувства юмора, они непомерно эгоистичны и очень обидчивы.
- Да, но... ты ласкала его как ласкают собак.
Никогда не похлопывай кошку, а только поглаживай. И не делай резких движений перед самым его носом; когда ты гладишь Пита, ему нужно видеть, что у тебя добрые намерения. Ты всегда должна быть уверена что ему это нравится. Если ему не хочется, чтобы его гладили, он потерпит из вежливости - коты ведь очень вежливы, - но только недолго. Так что важно оставить его в покое прежде, чем у него лопнет терпение.
Той зимой Пит взял за правило подходить к своей двери, обнюхивать ее - и поворачивать обратно. Его видите ли, не устраивало противное белое вещество, покрывающее землю и все вокруг. Он принимался приставать ко мне, чтобы я открыл ему человечью дверь, ибо был убежден: хоть одна из дверей да должна открываться в лето. Поэтому всякий раз мне приходилось обходить вместе с ним все одиннадцать дверей и приоткрывать их по очереди, дабы он убедился, что за каждой из них та же зима. И с каждым его разочарованием росло его недовольство мною.
... когда он возвращался, льдинки на лапах стучали по полу, словно башмаки на деревянной подошве. Он свирепо посматривал на меня и отказывался мурлыкать, пока не слизывал льдинки, после чего милостиво прощал меня - до следующего раза. Но он никогда не прекращал искать Дверь в Лето.
Роберт Хайнлайн «Дверь в Лето»)