-Метки

Деметра Зодиак агатодемон амат амон анубис апис аполлон артемида аттис афина баст бес большая медведица бык велес венок оправдания ветер виктория волк геката гелиакический восход сириуса гемма гений георгий геракл герион германубис гермес герои гор горгона греция дельфиний дионис диоскуры дуат египет единорог жертвоприношение загрей зевс змеевики иакх изида истера капитолийская волчица кастор кирхер лабранды лабрис лев маахес магический квадрат мелькарт менады мистерии митра мозаика нептун нумерология нумизматика обрезание океан оргии орфей орфики осирис пасха персей персефона полидевк посейдон поэтика псеглавцы птах ра рим русалки сатир серапис сет сирены сирин сириус скипетр солнцеворот сотис средневековая астрономия титаны упуаут хапи хатхор хеб-сед хнубис черная мадонна эвмениды эгида эридан этимология этруски юпитер

 -Поиск по дневнику

Поиск сообщений в vissarion

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 15.03.2012
Записей:
Комментариев:
Написано: 746


БЫК ЮЛИАНА

Пятница, 01 Октября 2021 г. 16:23 + в цитатник
Данилов Евгений Сергеевич
«БЫК ЮЛИАНА» КАК СИМВОЛ SECURITAS PUBLICA



Греческий глагол συμβάλλω («накоплять, добавлять, соединять») и существительное σύμβολον («знак, символ») указывают на совпадение, соединение, слияние, встречу двух начал в чем-то одном.¹ Развитие символов отражает как развитие менталитета человека, так и специфику отдельных цивилизаций. Особую роль приобретают символы в культурах древних обществ, в которых они расширяют свое значение, становятся ядром самоидентификации человека, общества, государства. Одним из таких символов являлось изображение быка.
_________________________________
[1] συν- (перед γ, κ, ξ и χ — συγ-; перед β, μ, π, φ и ψ — συμ-; перед σ с согласным и ζ — συ-) приставка со знач.:
1) совместности действия, соучастия (συμπάσχω);
2) собирательности (σύμφυτος, σύνδυο);
3) одновременности (σύγχρονος);
4) завершенности, полноты действия (συγκαλύπτω).
βολή ἡ {βάλλω}
1) метание, бросок (κύβων Soph.; πέτρων Eur.; ἀκοντίου Xen.; ἀγκίστρου Plut.);
2) удар [нанесенный издали] (πληγαὴ καὴ βολαί Hom.).


Общеизвестно, что бык — символ божественности, царственности, стихийных сил природы, изменявший свое значение в различные эпохи и в различных культурах. В этом отношении «бык Юлиана», последний зверь на имперской монете античного Рима, представляет собой многозначный символ. Попытаемся раскрыть основные значения этого знака на чеканке времен императора Юлиана Отступника (361-363 гг.).

Зарегистрировано несколько разновидностей чеканки монет с изображением быка. К сожалению не найдены монеты с изображением быка, приносимого в жертву перед алтарем, о котором упоминали Сократ Схоластик (III.17.5) и Созомен Саламинский (V.19.2). Зато найдено множество бронзовых майорин,² на аверсе которых — драпированный бюст, повернутый вправо, а на реверсе — изображение быка и двух звезд, а также надпись SECVRITAS REIPVB (Securitas Reipublicae — «Безопасность государства»).
jub_a (500x272, 33Kb)jub_b (484x246, 58Kb)
1. Юлиан II (361-363). Антиохия, Писидия. Æ 26mm (9.01g) ок. 361-363. Av: бюст Юлиана II в диадеме из жемчуга; D N FL CL IVLIANVS P F AVG. Rv: одногорбый бык, выше — две звезды; SECVRITAS REIPVB / ANT Δ (4th officina).
2. Юлиан II (361-363). Антиохия, Писидия. Æ 26mm (9.94g) ок. 361-363. Av: бюст Юлиана II в диадеме из жемчуга; D N FL CL IVLIANVS P F AVG. Rv: одногорбый бык, выше — две звезды; SECVRITAS REIPVB / ANT A (1st officina).


Что мог означать сам бык? Не исключено, что это мог быть солярный символ (Macrob. Sat. I.21.20). Зосим сделал пропагандистский акцент (III.9.6) на том, что о скорой смерти Констанция Юлиану во сне объявило Солнце (Ἥλιος). В своих сочинениях Юлиан выказал себя истинным слугой и последователем (ὀπαδός) божества, которое он превозносит в гимне «К Царю Солнцу». В этом произведении содержится множество идей из религиозно-философского учения Ямвлиха.³ Небесные светила — это зримые боги; а Солнце, величайшее из божеств, выступает как связующее звено между видимым и умопостигаемым мирами, как отец всех людей. Поэтому главной заботой Юлиана было прославление Солнца. Даже находясь на смертном одре, Юлиан, как передает Филосторгий, черпал руками кровь из раны и, подбрасывая ее к солнцу, громко восклицал: «Насыться!» (VII.15).
_________________________________
[2] maiorina (maiorina pecunia) f позднеримская бронзовая монета, впервые чеканенная при императоре Магненции (350-353 гг.). Буквальный перевод maiorina pecunia — «более крупная монета» (в противоположность более мелкой монете или монетам).
[3] Юлиан был представителем пергамской школы неоплатонизма, основанной Эдесием, учеником Ямвлиха (Eunap. V. Soph. 461, 465).


В солнечный пантеон включались боги множества религий, и каждый из них был ипостасью Царя Солнца. У Юлиана часто встречаются такие фразы: «един алтарь Гелиоса и Зевса» (ὁ βωμός τοῦ Ἥλιου καὶ τοῦ Δία εἶναι ἑνάς) или «Един Зевс, Един Аид, Един Гелиос, которые суть Серапис» (εἷς Ζεύς, εἷς Ἀίδης, εἷς Ἥλιος ἐστί Σάραπις). В одной из молитв Гелиосу концовка звучит следующим образом: «Един Зевс-Серапис!» (εἷς Ζεὺς Σέραπις).

Юлиан поклонялся солнечному богу под именами Митры и Гелиоса. В Элевсинах Юлиан прошел обряд посвящения в культ Деметры, ипостаси Митры (Eunap. V. Soph. 475-476). Вероятно, он спустился в яму, и на голову ему пролили кровь жертвенного быка. Американский исследователь Роберт Браунинг подчеркивает связь тавроболий Юлиана именно с культом Митры, а не Великой матери или Аттиса. Хотя адептами Митры были некоторые римские императоры (Нерон — Dio Cass. LXIII.5; Коммод — SHA. Comm. IX.5), митраизм не выступал в роли государственного культа, а потому его символ — бык не нашел соответствующего представления в римской нумизматической традиции.

Наряду с Митрой и Сераписом в империи получили распространение и другие солярные культы, в частности, сирийский Элагабал. В эпиграфических и нарративных источниках Элагабал, как и Митра, именуется «Солнце Непобедимое». Несмотря на солярный характер, а также сходство теонимов, Митра никогда не отождествлялся с Элагабалом. Культ Непобедимого Солнца Элагабала стал насаждаться в качестве имперской идеологии Антонином Бассианом (Herodian. V.5.6-7; RIC. IV.28). На базе именно этого культа император Аврелиан создает общеимперский культ Sol Invictus (SHA. Aurel. XXV.4-6; Zos. I.61.2; RIC. V. 200, 384). Аврелиановский Sol Invictus сделался неким подобием обычного императорского культа, более направленного на демонстрацию политической лояльности, чем отвечающего реальным духовным потребностям. Поэтому Sol Invictus Аврелиана, по мнению П.В. Иванова, не c мог стать единой имперской религией.

Изображение быка, таким образом, относилось скорее к официальному культу Юпитера, чем к солярным божествам,⁴ что, однако, не исключает наличия других скрытых мотивов в рассматриваемом знаке.

Среди таких мотивов можно назвать поклонение Апису. Аммиан Марцеллин сообщает, что в период правления Юлиана в Египте после продолжительных и тщательных розысков удалось найти быка Аписа, что, по представлениям египтян, считалось добрым предзнаменованием и предсказывало «хороший урожай и блага всякого рода» (XXII. 14. 6). Некоторые западноевропейские исследователи не сомневаются в том, что «бык Юлиана» — это именно египетский Апис, хотя никак это не подтверждают.

Юлиан, получивший эллинское воспитание, возможно, был знаком с трудами философа Диона Хризостома, у которого бык выступает как символ хорошего правителя (Dio Chrys. Or. II. 66-68).⁵ Мудрый и добродетельный царь, наделенный верховной властью от самого Зевса (Dio Chrys. Or. I. 12, 45), стремится к общему благу (Dio Chrys. Or. I. 23).

Нельзя также исключать вариант зодиакальной символики. Юлиан, как известно, родился в мае, когда солнце находится в знаке Тельца.⁶

Христианские апологеты не упустили возможность по-своему взглянуть на монетные знаки императора-отступника. Их свидетельства, бесспорно, пристрастны, особенно при рассмотрении религиозных вопросов и церковных дел.⁷ Созомен был возмущен языческими обрядами Юлиана (V.2) и отмечал благосклонность Юлиана к иудеям (V.22). Как свидетельствуют Феодорит Кирский (Ecc. Hist. III.20), Руфин Аквилейский (H.E. 37), Феофан Византиец (л. м. 5854, Р.Х. 354) и Филосторгий (VII.9), император даже приказал восстановить храм в Иерусалиме. Сократ Схоластик писал, что принцепс, «беспрепятственно на жертвенниках идольских принося в жертву быков, приказал и на монете своей чеканить жертвенник и быка» (III. 17). Наконец, Ефрем Сирин сопоставлял быка Юлиана с библейским золотым тельцом (II. 17. 1-6).
_________________________________
[4] Юпитер находился в тесной связи с Солнцем. Так, Галльский Юпитер, имевший в качестве атрибута колесо, был богом неба, величественным проявлением которого являлось солнце (Широкова 2008, 357-358). Макробий утверждал, что «Юпитер и солнце суть одно и то же» (Sat. I.23.1. Пер. В.Т. Звиревича).

[5] Бык фигурирует в ряду знамений, указывающих на получение императорской власти и на ее потерю.

[6] Эта версия наиболее вероятна. Две звезды над быком находятся в строго фиксированном положении и, вероятней всего, звезды символизируют солнце и луну. Одна из звезд (солнце) находится над головой, а часто, прямо между рогами, что означает (как верно отмечает автор) «солнце в Тельце» («Бык в силе»).

[7] Объективную картину религиозной политики Юлиана представить затруднительно. Достаточно сказать, что Клавдий Мамертин, автор благодарственной речи 362г. в честь императора, умалчивает об этой проблеме.


Возвращаясь к быку как персонификации Зевса-Юпитера, рассмотрим его изображение как указание на пропагандируемое при Юлиане установление общественной безопасности. У императора были причины заявлять о подобном. На его счету были неоднократные победы над германскими племенами, вторгавшимися в Галлию в 356-361 гг. По меткому выражению Эвнапия Сардийца, «Юлиан обыкновенно начинал не просто войну, а победы». Как раз в рейнских легионах долгое время был весьма популярен Юпитер Долихен, который изображался стоящим на быке. В панегирике Клавдия Мамертина основное внимание уделено заботе Юлиана о провинциалах, защите их от неправых чиновников, восстановлению городов.

Либаний в своем жизнеописании называет Юлиана врагом нечестивцев и упоминает о его правлении как «поре безопасности» (ἀσφάλεια), объединяя в этом понятии возрождение почитания старых богов, расцвет красноречия и возвращение к римлянам отваги в их борьбе с варварами. У Либания мы находим неоднократные упоминания о духовной связи Юлиана и Зевса. Здесь и жертвоприношения, и меры по поддержанию культа Зевса (Orat. XVIII F. 125), и молитвы (Orat. XVIII F. 214), и лицезрение бога и получение от него советов (Orat. XVIII F. 172). Император в своих письмах упоминает эпитеты царя Зевса и принесенную жертву — белого быка (Julian. Ep. 13, 14, 33, 45, 49).

Таким образом, в умах граждан должно было сложиться представление об идеальном царствовании, проходящем под лозунгами внутренней и внешней безопасности.

Юлиан, веривший в переселение душ, считал даже, что он воплощение Александра Великого (Socr. H.E. III. 21). Во время персидского похода император пожелал пройти через Арбелу, чтобы вместе с победой Александра, воспевался и его подвиг (Liban. Orat. XVIII F. 260). Как и Александр, Юлиан на просьбы друзей указать наследника власти, предоставил выбор войску (Liban. Orat. XVIII F. 273), фактически завещав все «сильнейшему». Македонский царь, в свою очередь, объявлял себя сыном Зевса (Liban. Orat. XVIII F. 297; Socr. H.E. III. 23).

Почитание Юпитера было официальным государственным культом.⁸ Юлиан же был верховным понтификом. В речи, посвященной другу Саллюстию, Юлиан произносит слова утешения, похожие на 22 псалом Давида⁹ и обращенные к Зевсу: «Он примет тебя милосердно и поведет в безопасности по земле, а если тебе должно будет путешествовать морем, усмирит волны!» (Julian. Or. VIII. 252c). Цель данного действа — получить защиту верховного бога. Зевса-Юпитера почитали как спасителя и защитника, дарителя безопасности (Cic. De fin. III.66).¹⁰ Поэтому вполне логично, что под изображением быка, символа Зевса (Ovid. Meth. II. 850, Fast. V.603-605; Ampel. Lib. memor. II.2; Claud. C. min. IV.5), на монете Юлиана мы читаем надпись SECVRITAS REIPVB, т.е. «безопасность государства».
_________________________________
[8] Анонимный автор географического трактата «Полное описание вселенной и народов», датируемого серединой IV в., писал: «Римляне до сих пор почитают некоторых богов, в особенности Юпитера и Солнце» (Jovem et Solem) (Expositio 55. Пер. С.В. Поляковой).

[9] Господь — Пастырь мой; я ни в чем не буду нуждаться: Он покоит меня на злачных пажитях и водит меня к водам тихим, подкрепляет душу мою, направляет меня на стези правды ради имени Своего (Пс. 22:1-3. Русский синодальный перевод).

[10] Юпитер имел множество эпитетов охранительного свойства: Conservator — хранитель, спаситель; Custos — охранитель, покровитель; Terminus — защитник границ и др.


Юлиан, отвергнувший христианство, отходит, таким образом, от использования присущей этой религии символов безопасности, среди которых полумесяц, популярный при Константине Великом, а также раннехристианские якорь (Евр.6:18-20) и лодка (Clem. Paed. III. 12). Не случайно Григорий Богослов в «Первом обличительном слове на царя Юлиана» обвиняет последнего в том, что он, покусившись на уже укоренившуюся веру, подвергнул опасности целое государство (Greg. Naz. Or. IV). Полемическое высказывание каппадокийского епископа служит отголоском новозаветного послания Павла: «Ибо когда будут говорить "мир и безопасность" (εἰρήνη καì ἀσφάλεια), тогда внезапно постигнет их пагуба» (1 Фес. 5:3). В этой фразе некоторые исследователи видят вызов властям и выпад против политики римских императоров, утверждавших, что они установили pax et securitas.
jub_c (400x195, 17Kb)jub_e (387x183, 33Kb)
3. Юлиан II (361-363). Арелат, Южная Галия. Æ 25mm (7.16g), ок. 361-363гг. Av: бюст Юлиана II в диадеме из жемчуга; D N FL CL IVLIANVS P F AVG. Rv: одногорбый бык, перед ним орел с венком в клюве, выше — две звезды; SECVRITAS REIPVB / P CONST
4. Юлиан II (361-363). Арелат, Южная Галия. Æ 28mm (8.69g), ок. 361-363. Av: бюст Юлиана II в диадеме из жемчуга; D N FL CL IVLIANVS P F AVG. Rv: одногорбый бык, перед ним орел с венком в клюве, выше — две звезды; SECVRITAS REIPVB / S CONST


Здесь стоит вспомнить две восьмиконечные звезды, которые как бы дополняют новым смыслом соседние символы. Во-первых, само по себе понятие звезды тесно связано с понятием «священных» животных (корова, бык). Во-вторых, глаза Зевса и Митры иногда сравнивают со звездами. В-третьих, появившийся рядом с быком на одном из экземпляров монеты орел (Илл. 3; 4) может обозначать как древнюю эмблему сирийских солнцепоклонников, так и священную птицу все того же Юпитера.¹¹

Уникальность данного изображения заключается еще и в том, что на всех римских монетах предшествующего периода с легендами SECVRITAS REI PVBLICAE безопасность персонифицировалась в образе женской фигуры, но никак не животного.¹² Возможно, поэтому не стоит удивляться реакции антиохийцев, которые, по свидетельству самого Юлиана, высмеивали символы на его монетах (Julian. Mis. 355d).¹³
_________________________________
[11] Монеты, на которых рядом с быком изображен орел с венком в клюве, чеканились исключительно в Арелате (Arelate, город в Нарбонской Галлии — ныне юг Франции). Во время правления Лициния (308-324) в Арелате чеканили монету с изображением орла, на котором сидит Юпитер со скипетром и молниями; легенда по краю монеты гласила: IOVI CONSERVATORI AVG — «Юпитер хранитель Августа».

[12] Во время правления Юлиана II, Римский монетный двор не только не произвел ни одного выпуска монет с персонификацией безопасности Секуритас (в женском образе), рассматриваемый стандарт (с быком) так же не чеканился Римским монетным двором. Все монеты с быком на реверсе и легендой SECVRITAS REIPVB отчеканены исключительно в провинциях, в основном, в Антиохии Писидийской и Арелате.

[13] Найдено не мало монет, чеканившихся в Антиохии Писидийской с изображением быка на реверсе и лунного бога Мена на аверсе, которые датируют I в. до н.э. Этот стандарт эллинистической эпохи вышел из употребления, но традиция чеканить быка подобной иконографии в Антиохии Писидийской (как и во всей Анатолии), безусловно, была. Большое количество монет с изображением одногорбого быка найдено на территории бывшей Карии (Малая Азия) с изображением Зевса и Аполлона на аверсе.

jub_am (406x212, 44Kb)jub_ap (392x209, 45Kb)
5. Антиохия на Меандре (Ἀντιόχεια τοῦ Μαίανδρου), Кария. Тетрадрахма (AR 26mm, 15.98g), ок. 165-145 до н.э. Av: голова Зевса в лавровом венке; Rv: одногорбый бык, перед ним стоит женская фигура; ANTIOXEΩN TΩN ΠPOΣ TΩ / MAIANΔPΩΣ / EYNIKOΣ
6. Антиохия, Писидия (Αντιόχεια τὴς Πισιδίας). Æ 19mm (5.36g), I в. до н.э. Av: бюст Мена во фригийской кирбасии, украшенной лавровым венком, за плечами — лунный серп; Rv: одногорбый бык; [A]NTIOXEѠ[N]


Бык Юлиана — это своеобразный манифест реставрации культа традиционных богов, среди которых капитолийская триада занимала главенствующее положение.

Бык на монетах Юлиана, таким образом, напрямую не выступает в качестве символа общественной безопасности, он скорее фигурирует как собирательный образ тех демиургов, которые потенциально, в силу своей популярности или положения в рамках государственного культа, готовы даровать эту безопасность римским гражданам.


_______________________________
Метки:  

 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку