Данилов Евгений Сергеевич
«БЫК ЮЛИАНА» КАК СИМВОЛ SECURITAS PUBLICA
Греческий глагол συμβάλλω («накоплять, добавлять, соединять») и существительное σύμβολον («знак, символ») указывают на совпадение, соединение, слияние, встречу двух начал в чем-то одном.¹ Развитие символов отражает как развитие менталитета человека, так и специфику отдельных цивилизаций. Особую роль приобретают символы в культурах древних обществ, в которых они расширяют свое значение, становятся ядром самоидентификации человека, общества, государства. Одним из таких символов являлось изображение быка.
_________________________________
[1] συν- (перед γ, κ, ξ и χ — συγ-; перед β, μ, π, φ и ψ — συμ-; перед σ с согласным и ζ — συ-) приставка со знач.:
1) совместности действия, соучастия (συμπάσχω);
2) собирательности (σύμφυτος, σύνδυο);
3) одновременности (σύγχρονος);
4) завершенности, полноты действия (συγκαλύπτω).
βολή ἡ {βάλλω}
1) метание, бросок (κύβων Soph.; πέτρων Eur.; ἀκοντίου Xen.; ἀγκίστρου Plut.);
2) удар [нанесенный издали] (πληγαὴ καὴ βολαί Hom.).
Общеизвестно, что бык — символ божественности, царственности, стихийных сил природы, изменявший свое значение в различные эпохи и в различных культурах. В этом отношении «бык Юлиана», последний зверь на имперской монете античного Рима, представляет собой многозначный символ. Попытаемся раскрыть основные значения этого знака на чеканке времен императора Юлиана Отступника (361-363 гг.).
Зарегистрировано несколько разновидностей чеканки монет с изображением быка. К сожалению не найдены монеты с изображением быка, приносимого в жертву перед алтарем, о котором упоминали Сократ Схоластик (III.17.5) и Созомен Саламинский (V.19.2). Зато найдено множество бронзовых майорин,² на аверсе которых — драпированный бюст, повернутый вправо, а на реверсе — изображение быка и двух звезд, а также надпись SECVRITAS REIPVB (Securitas Reipublicae — «Безопасность государства»).
1. Юлиан II (361-363). Антиохия, Писидия. Æ 26mm (9.01g) ок. 361-363. Av: бюст Юлиана II в диадеме из жемчуга; D N FL CL IVLIANVS P F AVG. Rv: одногорбый бык, выше — две звезды; SECVRITAS REIPVB / ANT Δ (4th officina).
2. Юлиан II (361-363). Антиохия, Писидия. Æ 26mm (9.94g) ок. 361-363. Av: бюст Юлиана II в диадеме из жемчуга; D N FL CL IVLIANVS P F AVG. Rv: одногорбый бык, выше — две звезды; SECVRITAS REIPVB / ANT A (1st officina).
Что мог означать сам бык? Не исключено, что это мог быть солярный символ (Macrob. Sat. I.21.20). Зосим сделал пропагандистский акцент (III.9.6) на том, что о скорой смерти Констанция Юлиану во сне объявило Солнце (Ἥλιος). В своих сочинениях Юлиан выказал себя истинным слугой и последователем (ὀπαδός) божества, которое он превозносит в гимне «К Царю Солнцу». В этом произведении содержится множество идей из религиозно-философского учения Ямвлиха.³ Небесные светила — это зримые боги; а Солнце, величайшее из божеств, выступает как связующее звено между видимым и умопостигаемым мирами, как отец всех людей. Поэтому главной заботой Юлиана было прославление Солнца. Даже находясь на смертном одре, Юлиан, как передает Филосторгий, черпал руками кровь из раны и, подбрасывая ее к солнцу, громко восклицал: «Насыться!» (VII.15).
_________________________________
[2] maiorina (maiorina pecunia) f позднеримская бронзовая монета, впервые чеканенная при императоре Магненции (350-353 гг.). Буквальный перевод maiorina pecunia — «более крупная монета» (в противоположность более мелкой монете или монетам).
[3] Юлиан был представителем пергамской школы неоплатонизма, основанной Эдесием, учеником Ямвлиха (Eunap. V. Soph. 461, 465).
В солнечный пантеон включались боги множества религий, и каждый из них был ипостасью Царя Солнца. У Юлиана часто встречаются такие фразы: «един алтарь Гелиоса и Зевса» (ὁ βωμός τοῦ Ἥλιου καὶ τοῦ Δία εἶναι ἑνάς) или «Един Зевс, Един Аид, Един Гелиос, которые суть Серапис» (εἷς Ζεύς, εἷς Ἀίδης, εἷς Ἥλιος ἐστί Σάραπις). В одной из молитв Гелиосу концовка звучит следующим образом: «Един Зевс-Серапис!» (εἷς Ζεὺς Σέραπις).
Юлиан поклонялся солнечному богу под именами Митры и Гелиоса. В Элевсинах Юлиан прошел обряд посвящения в культ Деметры, ипостаси Митры (Eunap. V. Soph. 475-476). Вероятно, он спустился в яму, и на голову ему пролили кровь жертвенного быка. Американский исследователь Роберт Браунинг подчеркивает связь тавроболий Юлиана именно с культом Митры, а не Великой матери или Аттиса. Хотя адептами Митры были некоторые римские императоры (Нерон — Dio Cass. LXIII.5; Коммод — SHA. Comm. IX.5), митраизм не выступал в роли государственного культа, а потому его символ — бык не нашел соответствующего представления в римской нумизматической традиции.
Наряду с Митрой и Сераписом в империи получили распространение и другие солярные культы, в частности, сирийский Элагабал. В эпиграфических и нарративных источниках Элагабал, как и Митра, именуется «Солнце Непобедимое». Несмотря на солярный характер, а также сходство теонимов, Митра никогда не отождествлялся с Элагабалом. Культ Непобедимого Солнца Элагабала стал насаждаться в качестве имперской идеологии Антонином Бассианом (Herodian. V.5.6-7; RIC. IV.28). На базе именно этого культа император Аврелиан создает общеимперский культ Sol Invictus (SHA. Aurel. XXV.4-6; Zos. I.61.2; RIC. V. 200, 384). Аврелиановский Sol Invictus сделался неким подобием обычного императорского культа, более направленного на демонстрацию политической лояльности, чем отвечающего реальным духовным потребностям. Поэтому Sol Invictus Аврелиана, по мнению П.В. Иванова, не c мог стать единой имперской религией.
Изображение быка, таким образом, относилось скорее к официальному культу Юпитера, чем к солярным божествам,⁴ что, однако, не исключает наличия других скрытых мотивов в рассматриваемом знаке.
Среди таких мотивов можно назвать поклонение Апису. Аммиан Марцеллин сообщает, что в период правления Юлиана в Египте после продолжительных и тщательных розысков удалось найти быка Аписа, что, по представлениям египтян, считалось добрым предзнаменованием и предсказывало «хороший урожай и блага всякого рода» (XXII. 14. 6). Некоторые западноевропейские исследователи не сомневаются в том, что «бык Юлиана» — это именно египетский Апис, хотя никак это не подтверждают.
Юлиан, получивший эллинское воспитание, возможно, был знаком с трудами философа Диона Хризостома, у которого бык выступает как символ хорошего правителя (Dio Chrys. Or. II. 66-68).⁵ Мудрый и добродетельный царь, наделенный верховной властью от самого Зевса (Dio Chrys. Or. I. 12, 45), стремится к общему благу (Dio Chrys. Or. I. 23).
Нельзя также исключать вариант зодиакальной символики. Юлиан, как известно, родился в мае, когда солнце находится в знаке Тельца.⁶
Христианские апологеты не упустили возможность по-своему взглянуть на монетные знаки императора-отступника. Их свидетельства, бесспорно, пристрастны, особенно при рассмотрении религиозных вопросов и церковных дел.⁷ Созомен был возмущен языческими обрядами Юлиана (V.2) и отмечал благосклонность Юлиана к иудеям (V.22). Как свидетельствуют Феодорит Кирский (Ecc. Hist. III.20), Руфин Аквилейский (H.E. 37), Феофан Византиец (л. м. 5854, Р.Х. 354) и Филосторгий (VII.9), император даже приказал восстановить храм в Иерусалиме. Сократ Схоластик писал, что принцепс, «беспрепятственно на жертвенниках идольских принося в жертву быков, приказал и на монете своей чеканить жертвенник и быка» (III. 17). Наконец, Ефрем Сирин сопоставлял быка Юлиана с библейским золотым тельцом (II. 17. 1-6).
_________________________________
[4] Юпитер находился в тесной связи с Солнцем. Так, Галльский Юпитер, имевший в качестве атрибута колесо, был богом неба, величественным проявлением которого являлось солнце (Широкова 2008, 357-358). Макробий утверждал, что «Юпитер и солнце суть одно и то же» (Sat. I.23.1. Пер. В.Т. Звиревича).
[5] Бык фигурирует в ряду знамений, указывающих на получение императорской власти и на ее потерю.
[6] Эта версия наиболее вероятна. Две звезды над быком находятся в строго фиксированном положении и, вероятней всего, звезды символизируют солнце и луну. Одна из звезд (солнце) находится над головой, а часто, прямо между рогами, что означает (как верно отмечает автор) «солнце в Тельце» («Бык в силе»).
[7] Объективную картину религиозной политики Юлиана представить затруднительно. Достаточно сказать, что Клавдий Мамертин, автор благодарственной речи 362г. в честь императора, умалчивает об этой проблеме.
Возвращаясь к быку как персонификации Зевса-Юпитера, рассмотрим его изображение как указание на пропагандируемое при Юлиане установление общественной безопасности. У императора были причины заявлять о подобном. На его счету были неоднократные победы над германскими племенами, вторгавшимися в Галлию в 356-361 гг. По меткому выражению Эвнапия Сардийца, «Юлиан обыкновенно начинал не просто войну, а победы». Как раз в рейнских легионах долгое время был весьма популярен Юпитер Долихен, который изображался стоящим на быке. В панегирике Клавдия Мамертина основное внимание уделено заботе Юлиана о провинциалах, защите их от неправых чиновников, восстановлению городов.
Либаний в своем жизнеописании называет Юлиана врагом нечестивцев и упоминает о его правлении как «поре безопасности» (ἀσφάλεια), объединяя в этом понятии возрождение почитания старых богов, расцвет красноречия и возвращение к римлянам отваги в их борьбе с варварами. У Либания мы находим неоднократные упоминания о духовной связи Юлиана и Зевса. Здесь и жертвоприношения, и меры по поддержанию культа Зевса (Orat. XVIII F. 125), и молитвы (Orat. XVIII F. 214), и лицезрение бога и получение от него советов (Orat. XVIII F. 172). Император в своих письмах упоминает эпитеты царя Зевса и принесенную жертву — белого быка (Julian. Ep. 13, 14, 33, 45, 49).
Таким образом, в умах граждан должно было сложиться представление об идеальном царствовании, проходящем под лозунгами внутренней и внешней безопасности.
Юлиан, веривший в переселение душ, считал даже, что он воплощение Александра Великого (Socr. H.E. III. 21). Во время персидского похода император пожелал пройти через Арбелу, чтобы вместе с победой Александра, воспевался и его подвиг (Liban. Orat. XVIII F. 260). Как и Александр, Юлиан на просьбы друзей указать наследника власти, предоставил выбор войску (Liban. Orat. XVIII F. 273), фактически завещав все «сильнейшему». Македонский царь, в свою очередь, объявлял себя сыном Зевса (Liban. Orat. XVIII F. 297; Socr. H.E. III. 23).
Почитание Юпитера было официальным государственным культом.⁸ Юлиан же был верховным понтификом. В речи, посвященной другу Саллюстию, Юлиан произносит слова утешения, похожие на 22 псалом Давида⁹ и обращенные к Зевсу: «Он примет тебя милосердно и поведет в безопасности по земле, а если тебе должно будет путешествовать морем, усмирит волны!» (Julian. Or. VIII. 252c). Цель данного действа — получить защиту верховного бога. Зевса-Юпитера почитали как спасителя и защитника, дарителя безопасности (Cic. De fin. III.66).¹⁰ Поэтому вполне логично, что под изображением быка, символа Зевса (Ovid. Meth. II. 850, Fast. V.603-605; Ampel. Lib. memor. II.2; Claud. C. min. IV.5), на монете Юлиана мы читаем надпись SECVRITAS REIPVB, т.е. «безопасность государства».
_________________________________
[8] Анонимный автор географического трактата «Полное описание вселенной и народов», датируемого серединой IV в., писал: «Римляне до сих пор почитают некоторых богов, в особенности Юпитера и Солнце» (Jovem et Solem) (Expositio 55. Пер. С.В. Поляковой).
[9] Господь — Пастырь мой; я ни в чем не буду нуждаться: Он покоит меня на злачных пажитях и водит меня к водам тихим, подкрепляет душу мою, направляет меня на стези правды ради имени Своего (Пс. 22:1-3. Русский синодальный перевод).
[10] Юпитер имел множество эпитетов охранительного свойства: Conservator — хранитель, спаситель; Custos — охранитель, покровитель; Terminus — защитник границ и др.
Юлиан, отвергнувший христианство, отходит, таким образом, от использования присущей этой религии символов безопасности, среди которых полумесяц, популярный при Константине Великом, а также раннехристианские якорь (Евр.6:18-20) и лодка (Clem. Paed. III. 12). Не случайно Григорий Богослов в «Первом обличительном слове на царя Юлиана» обвиняет последнего в том, что он, покусившись на уже укоренившуюся веру, подвергнул опасности целое государство (Greg. Naz. Or. IV). Полемическое высказывание каппадокийского епископа служит отголоском новозаветного послания Павла: «Ибо когда будут говорить "мир и безопасность" (εἰρήνη καì ἀσφάλεια), тогда внезапно постигнет их пагуба» (1 Фес. 5:3). В этой фразе некоторые исследователи видят вызов властям и выпад против политики римских императоров, утверждавших, что они установили pax et securitas.
3. Юлиан II (361-363). Арелат, Южная Галия. Æ 25mm (7.16g), ок. 361-363гг. Av: бюст Юлиана II в диадеме из жемчуга; D N FL CL IVLIANVS P F AVG. Rv: одногорбый бык, перед ним орел с венком в клюве, выше — две звезды; SECVRITAS REIPVB / P CONST
4. Юлиан II (361-363). Арелат, Южная Галия. Æ 28mm (8.69g), ок. 361-363. Av: бюст Юлиана II в диадеме из жемчуга; D N FL CL IVLIANVS P F AVG. Rv: одногорбый бык, перед ним орел с венком в клюве, выше — две звезды; SECVRITAS REIPVB / S CONST
Здесь стоит вспомнить две восьмиконечные звезды, которые как бы дополняют новым смыслом соседние символы. Во-первых, само по себе понятие звезды тесно связано с понятием «священных» животных (корова, бык). Во-вторых, глаза Зевса и Митры иногда сравнивают со звездами. В-третьих, появившийся рядом с быком на одном из экземпляров монеты орел (Илл. 3; 4) может обозначать как древнюю эмблему сирийских солнцепоклонников, так и священную птицу все того же Юпитера.¹¹
Уникальность данного изображения заключается еще и в том, что на всех римских монетах предшествующего периода с легендами SECVRITAS REI PVBLICAE безопасность персонифицировалась в образе женской фигуры, но никак не животного.¹² Возможно, поэтому не стоит удивляться реакции антиохийцев, которые, по свидетельству самого Юлиана, высмеивали символы на его монетах (Julian. Mis. 355d).¹³
_________________________________
[11] Монеты, на которых рядом с быком изображен орел с венком в клюве, чеканились исключительно в Арелате (Arelate, город в Нарбонской Галлии — ныне юг Франции). Во время правления Лициния (308-324) в Арелате чеканили монету с изображением орла, на котором сидит Юпитер со скипетром и молниями; легенда по краю монеты гласила: IOVI CONSERVATORI AVG — «Юпитер хранитель Августа».
[12] Во время правления Юлиана II, Римский монетный двор не только не произвел ни одного выпуска монет с персонификацией безопасности Секуритас (в женском образе), рассматриваемый стандарт (с быком) так же не чеканился Римским монетным двором. Все монеты с быком на реверсе и легендой SECVRITAS REIPVB отчеканены исключительно в провинциях, в основном, в Антиохии Писидийской и Арелате.
[13] Найдено не мало монет, чеканившихся в Антиохии Писидийской с изображением быка на реверсе и лунного бога Мена на аверсе, которые датируют I в. до н.э. Этот стандарт эллинистической эпохи вышел из употребления, но традиция чеканить быка подобной иконографии в Антиохии Писидийской (как и во всей Анатолии), безусловно, была. Большое количество монет с изображением одногорбого быка найдено на территории бывшей Карии (Малая Азия) с изображением Зевса и Аполлона на аверсе.
5. Антиохия на Меандре (Ἀντιόχεια τοῦ Μαίανδρου), Кария. Тетрадрахма (AR 26mm, 15.98g), ок. 165-145 до н.э. Av: голова Зевса в лавровом венке; Rv: одногорбый бык, перед ним стоит женская фигура; ANTIOXEΩN TΩN ΠPOΣ TΩ / MAIANΔPΩΣ / EYNIKOΣ
6. Антиохия, Писидия (Αντιόχεια τὴς Πισιδίας). Æ 19mm (5.36g), I в. до н.э. Av: бюст Мена во фригийской кирбасии, украшенной лавровым венком, за плечами — лунный серп; Rv: одногорбый бык; [A]NTIOXEѠ[N]
Бык Юлиана — это своеобразный манифест реставрации культа традиционных богов, среди которых капитолийская триада занимала главенствующее положение.
Бык на монетах Юлиана, таким образом, напрямую не выступает в качестве символа общественной безопасности, он скорее фигурирует как собирательный образ тех демиургов, которые потенциально, в силу своей популярности или положения в рамках государственного культа, готовы даровать эту безопасность римским гражданам.
_______________________________