-Поиск по дневнику

Поиск сообщений в vissarion

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 15.03.2012
Записей:
Комментариев:
Написано: 746


ПАЛЕТКА НАРМЕРА

Вторник, 09 Июня 2020 г. 19:22 + в цитатник
А.И. Кудрявец
ПАЛЕТКА НАРМЕРА


p_nm (700x537, 410Kb)
Палетка Нармера, ок. 3000г. до н.э. Каирский музей.

Палетка Нармера важна тем, что в среде египтологов считается свидетельством объединения двух царств, когда Верхний Египет, якобы, покорил Нижний. Вот что о ней пишут:

Палетка Нармера — алевролитовая пластина культового назначения, которая использовалась для ритуального растирания красок. Датируется концом IV тыс. до н. э. На обеих сторонах палетки имеются рельефные изображения фараона Нармера. Палетка Нармера исполнена в виде победной стелы и повествует о триумфальной победе Верхнего Египта над Нижним. Это подарок царя Первой или Нулевой династии Иераконпольскому храму, который увековечивал его победу над мятежными ливийскими номами в Западной дельте Нила.

Рассмотрим ее поближе, чтобы удостовериться в правоте ученых.p_ns (222x181, 51Kb)

Наверху аверса и реверса изображен серех (srḫ) — геральдический знак с видом дворца фараона, в этот знак обычно вписывается хорово имя, и в данном случае оно выглядит так:

Читается как Нар-мер (Nr-mr), где Nr — «сом», mr — «свирепый».

Вверху, с обеих сторон, изображены головы с рогами. Считается, что это — богиня Бат, которая позже, несколько изменив образ, превратилась в Хатхор. В этом плане представляет интерес прообраз обеих. Голова, с загнутыми во внутрь рогами, явно позаимствована у африканского буйвола:

p_na (404x304, 96Kb)p_nb (600x400, 165Kb)

У Хатхор другие рога: сначала они как бы охватывают шар, а потом расходятся в стороны. Поиски прообраза привели к африканской породе коров ватусси:

p_nh (333x500, 163Kb)p_nv (266x422, 14Kb)

Теперь перейдем к реверсу (изображение слева), представляющему наибольший интерес. В центре композиции расположен Нармер, в правой руке у него булава, которой он замахнулся, чтобы убить пленника, удерживаемого за волосы. Сзади фараона стоит слуга, держащий фараоновы сандалии. Все говорит оp_nr (510x600, 158Kb) сакральном ритуале, совершаемом фараоном без обуви. Отметим ещё то обстоятельство, что фараон надел белую корону хеджет (ḥḏt), означающую обретение им статуса бога Осириса, который, согласно «Книге мертвых», играет главную роль в центральном акте эсхатологических представлений египтян, т.е. вершит суд, носящий название «Суд Осириса». На этом суде следующим символом обозначалось присутствие судьбы подсудимого — Шаи (записано иероглифами):

p_ns (612x195, 32Kb)

Нетрудно догадаться, что голова Шаи — это голова подсудимого. То же самое мы видим на палетке Нармера перед фараоном. Причем сама символика Шаи использует написание иероглифа M8 (по Гардинеру): p_nsh (94x52, 2Kb), читается «ша».

А что же делает бог Хор, изображенный в виде сокола с крюком? Он рвёт ноздри Шаи, предопределяя таким образом незавидную участь пленника в загробном мире. Ведь, согласно представлениям египтян, через ноздри люди вдыхают жизнь. Именно этим объясняется уничтожение носов не только у древних статуй, но и у изображений людей — их таким образом лишали вечной жизни и возможности посещать земной мир в виде коварных духов. Мы выяснили, что центральная тема реверса — это суд Осириса, который вершит фараон Нармер, убивая не только самого пленника, но и наказывая его посмертную судьбу, представленную в образе Шаи.

Возникает вопрос о провинности пленника. Ответ дает надпись из двух иероглифов за его головой, обозначающих водоем, а также багор. Последний — это орудие рыболовов, используемое для поимки сомов. Но ведь имя «Нармер» и означает сома, из чего следует, что сом был тотемом фараона, поэтому за поимку сомов следовала смертная казнь.

В нижнем регистре изображены двое бегущих мужчин, со страхом оглядывающихся в сторону, откуда идет фараон. Очевидно, что это — ловцы сомов, устрашённые приближением фараона, для которого сом —священное животное.

Далее рассмотрим верхний регистр аверса. Слева мы видим фараона, за которым следует слуга, несущий царские сандалии. Это снова говорит о ритуале, совершаемом без обуви. Фараон идентифицирован своим именем (напротив лица) и теперь на нем красная корона дешрет (dšrt), дающая статус земного правителя. Перед фараоном идёт сановник по имени Чет, далее четыре человека несут штандарты номов, на которые, судя по всему, и распространялась власть фараона. Вся процессия направляется к 10 обезглавленным телам. Для их идентификации резчик изобразил сверху большую лодку, над которой летит Хор, держащий в лапах багор. То есть очевидно, что в данной сцене отражена участь 10 рыбаков, находившихся в лодке и занимавшихся ловлей сомов. Присутствие непонятных символов рядом с лодкой в виде какой-то створки и птицы не мешает общему восприятию: аверс, как и реверс, иллюстрирует неотвратимость наказания за ловлю священных сомов в виде казни провинившихся.

p_no (700x307, 92Kb)

В среднем регистре аверса две львицы с длинными шеями образуют круглое углубление для растирания красок. Необычный художественный приём, видимо, следует более раннему канону, но никакой смысловой нагрузки не несёт.

Нижний регистр снова посвящен карам, постигшим врагов фараона: он их попрал, приняв образ быка (свидетельством этому является, изображенный на палетке, атрибут фараона — бычий хвост, прикрепленный сзади к набедренной повязке), а также разрушил стены их домов.

Сделанный нами анализ палетки Нармера в корне противоречит надуманным утверждениям о якобы ее свидетельстве в пользу захвата царем Верхнего Египта территории Нижнего. В действительности она всего лишь предупреждает о наказании за непочтительное отношение к сомам и, в особенности, за их ловлю баграми. Источником заблуждения служит неверная интерпретация корон египетского фараона хеджет и дешрет,¹ а также ошибочное представление о Верхнем и Нижнем Египте.
_______________________________
[1] Кудрявец А.В. Символическое значение египетских царских корон дешрет и хеджет.




_______________________________
Метки:  

vissarion   обратиться по имени Нармер Вторник, 14 Июля 2020 г. 15:22 (ссылка)
_______________________________

Прочтение имени этого фараона до сих пор является загадкой. Оно состоит из двух иероглифических знаков. Первый изображает нильского сома и может быть прочтен как nr, второй представляет резец (стамеску) и может быть озвучен как mr.

Столь странное сочетание двух слов в имени фараона «Сом-резец» получило ряд символических интерпретаций. Д.Редфорд считает, что оно означает «Свирепый сом»; В.Хельк переводит имя правителя как «Злобный сом»; Голдвассер как «Сом резец» (Ray, 2003, с. 132). Наконец, в последнее время Гедике была высказана точка зрения, согласно которой вторая составляющая имени, иероглиф, изображающий стамеску, имеет фонетическое значение tp и является эпитетом «превосходный» (Ray, 2004, с. 111). Первый иероглиф, изображающий сома, представляет собой семитское слово, служащее для обозначения «воителя» и употребляемое в таком значении в описании Кадешской битвы Рамзеса II. Целиком имя правителя, по мнению Гедике, должно быть, таким образом, прочитано как «Превосходный Воитель Хора» (Ibid.). В российской египтологии имя Нармера также вызывает разночтения. Его называют и Хором Сомом (Ю.Я. Перепелкин) и даже Хором Сомаком (Д.Б. Прусаков).

Проблема с номенклатурой первого правителя единого Египта определяется тем, что на многих серехах с именем Нармера, начертанных, например, на сосудах и имеющих таким образом исключительно утилитарное значение, знак резца не выписывался. Это означает, что знак mr имел вспомогательное значение и мог быть опущен. Однако и иероглиф, изображающий сома, в имени Нармера порой уступает место другим знакам. Так, на печати, недавно найденной германскими археологами в Абидосе, в серехе, принадлежавшем Нармеру, выписан знак резца, а вместо сома изображена шкура животного с закрученным хвостом (Ray, 2003, с. 134). Проблему выяснения истинного имени первого царя объединенного Египта усложняет и тот факт, что в древности Нил населяло несколько видов сома, каждый из которых, в свою очередь делился на подвиды. При этом все они имели разные названия (Op. cit., с. 137).

(А.А. Крол. «Египет первых фараонов»)

_______________________________
Ответить С цитатой В цитатник
 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку