А.И. Кудрявец
ПАЛЕТКА НАРМЕРА
![p_nm (700x537, 410Kb)](https://img0.liveinternet.ru/images/attach/d/2/152/909/152909594_p_nm.jpg)
Палетка Нармера, ок. 3000г. до н.э. Каирский музей.
Палетка Нармера важна тем, что в среде египтологов считается свидетельством объединения двух царств, когда Верхний Египет, якобы, покорил Нижний. Вот что о ней пишут:
Палетка Нармера — алевролитовая пластина культового назначения, которая использовалась для ритуального растирания красок. Датируется концом IV тыс. до н. э. На обеих сторонах палетки имеются рельефные изображения фараона Нармера. Палетка Нармера исполнена в виде победной стелы и повествует о триумфальной победе Верхнего Египта над Нижним. Это подарок царя Первой или Нулевой династии Иераконпольскому храму, который увековечивал его победу над мятежными ливийскими номами в Западной дельте Нила.
Рассмотрим ее поближе, чтобы удостовериться в правоте ученых.
Наверху аверса и реверса изображен серех (srḫ) — геральдический знак с видом дворца фараона, в этот знак обычно вписывается хорово имя, и в данном случае оно выглядит так:
Читается как Нар-мер (Nr-mr), где Nr — «сом», mr — «свирепый».
Вверху, с обеих сторон, изображены головы с рогами. Считается, что это — богиня Бат, которая позже, несколько изменив образ, превратилась в Хатхор. В этом плане представляет интерес прообраз обеих. Голова, с загнутыми во внутрь рогами, явно позаимствована у африканского буйвола:
![p_na (404x304, 96Kb)](https://img1.liveinternet.ru/images/attach/d/2/152/915/152915297_p_na.jpg)
![p_nb (600x400, 165Kb)](https://img0.liveinternet.ru/images/attach/d/2/152/915/152915186_p_nb.jpg)
У Хатхор другие рога: сначала они как бы охватывают шар, а потом расходятся в стороны. Поиски прообраза привели к африканской породе коров ватусси:
![p_nh (333x500, 163Kb)](https://img0.liveinternet.ru/images/attach/d/2/152/915/152915374_p_nh.jpg)
![p_nv (266x422, 14Kb)](https://img0.liveinternet.ru/images/attach/d/2/152/915/152915426_p_nv.jpg)
Теперь перейдем к реверсу (изображение слева), представляющему наибольший интерес. В центре композиции расположен Нармер, в правой руке у него булава, которой он замахнулся, чтобы убить пленника, удерживаемого за волосы. Сзади фараона стоит слуга, держащий фараоновы сандалии. Все говорит о
![p_nr (510x600, 158Kb)](https://img1.liveinternet.ru/images/attach/d/2/152/915/152915607_p_nr.jpg)
сакральном ритуале, совершаемом фараоном без обуви. Отметим ещё то обстоятельство, что фараон надел белую корону хеджет (ḥḏt), означающую обретение им статуса бога Осириса, который, согласно «Книге мертвых», играет главную роль в центральном акте эсхатологических представлений египтян, т.е. вершит суд, носящий название «Суд Осириса». На этом суде следующим символом обозначалось присутствие судьбы подсудимого — Шаи (записано иероглифами):
Нетрудно догадаться, что голова Шаи — это голова подсудимого. То же самое мы видим на палетке Нармера перед фараоном. Причем сама символика Шаи использует написание иероглифа M8 (по Гардинеру):
![p_nsh (94x52, 2Kb)](//img0.liveinternet.ru/images/attach/d/2/152/915/152915980_p_nsh.png)
, читается «ша».
А что же делает бог Хор, изображенный в виде сокола с крюком? Он рвёт ноздри Шаи, предопределяя таким образом незавидную участь пленника в загробном мире. Ведь, согласно представлениям египтян, через ноздри люди вдыхают жизнь. Именно этим объясняется уничтожение носов не только у древних статуй, но и у изображений людей — их таким образом лишали вечной жизни и возможности посещать земной мир в виде коварных духов. Мы выяснили, что центральная тема реверса — это суд Осириса, который вершит фараон Нармер, убивая не только самого пленника, но и наказывая его посмертную судьбу, представленную в образе Шаи.
Возникает вопрос о провинности пленника. Ответ дает надпись из двух иероглифов за его головой, обозначающих водоем, а также багор. Последний — это орудие рыболовов, используемое для поимки сомов. Но ведь имя «Нармер» и означает сома, из чего следует, что сом был тотемом фараона, поэтому за поимку сомов следовала смертная казнь.
В нижнем регистре изображены двое бегущих мужчин, со страхом оглядывающихся в сторону, откуда идет фараон. Очевидно, что это — ловцы сомов, устрашённые приближением фараона, для которого сом —священное животное.
Далее рассмотрим верхний регистр аверса. Слева мы видим фараона, за которым следует слуга, несущий царские сандалии. Это снова говорит о ритуале, совершаемом без обуви. Фараон идентифицирован своим именем (напротив лица) и теперь на нем красная корона дешрет (dšrt), дающая статус земного правителя. Перед фараоном идёт сановник по имени Чет, далее четыре человека несут штандарты номов, на которые, судя по всему, и распространялась власть фараона. Вся процессия направляется к 10 обезглавленным телам. Для их идентификации резчик изобразил сверху большую лодку, над которой летит Хор, держащий в лапах багор. То есть очевидно, что в данной сцене отражена участь 10 рыбаков, находившихся в лодке и занимавшихся ловлей сомов. Присутствие непонятных символов рядом с лодкой в виде какой-то створки и птицы не мешает общему восприятию: аверс, как и реверс, иллюстрирует неотвратимость наказания за ловлю священных сомов в виде казни провинившихся.
![p_no (700x307, 92Kb)](https://img0.liveinternet.ru/images/attach/d/2/152/916/152916116_p_no.jpg)
В среднем регистре аверса две львицы с длинными шеями образуют круглое углубление для растирания красок. Необычный художественный приём, видимо, следует более раннему канону, но никакой смысловой нагрузки не несёт.
Нижний регистр снова посвящен карам, постигшим врагов фараона: он их попрал, приняв образ быка (свидетельством этому является, изображенный на палетке, атрибут фараона — бычий хвост, прикрепленный сзади к набедренной повязке), а также разрушил стены их домов.
Сделанный нами анализ палетки Нармера в корне противоречит надуманным утверждениям о якобы ее свидетельстве в пользу захвата царем Верхнего Египта территории Нижнего. В действительности она всего лишь предупреждает о наказании за непочтительное отношение к сомам и, в особенности, за их ловлю баграми. Источником заблуждения служит неверная интерпретация корон египетского фараона хеджет и дешрет,¹ а также ошибочное представление о Верхнем и Нижнем Египте.
_______________________________
[1] Кудрявец А.В. Символическое значение египетских царских корон дешрет и хеджет.
_______________________________