Древний город Перга (Πέργη) располагался на холме, окруженном плодородной поймой реки Кестрос. Основали его, якобы, микенские колонизаторы, двигавшиеся в сторону Киликии и Сирии. Древнее
название города — Парха, этимологизируется с помощью хетского от parcu — «высокий», что логично для города расположенного на холме.
После 1200 года до н.э. Перга был городом ахейцев. В VII в. до н.э. город переходит к лидийцам, а затем в VI в. до н.э. к персам. С покорением Персидской империи Александром Великим, Перга (с 333г. до н.э.) — в составе Македонского царства. После смерти Александра и распада империи, город был под властью Селевкидов, Пергама, и наконец, со II в. до н.э., — римлян.
Наибольшая часть руин античных памятников принадлежит римскому периоду, когда город достиг наибольшего развития и процветания, и считался самым крупным городом в Анатолии.
Река Кестрос была судоходной, по ней в Пергу заходили морские суда. Находясь в 11 км от моря, Перга служила в качестве лимана, и была защищена от пиратских нападений.
В Византийский период, в результате обмеления реки, город утратил свое первенство. Земли вокруг города превратились в засушливую болотистую местность, что вынудило население покидать город. В VII в. к этому добавились набеги арабов. И уже к приходу сельджуков, от роскошного и богатого города, осталось лишь небольшое селение.
Город Перга был известен своим храмом Артемиды (Дианы) — покровительницы города, соперничавшим со знаменитым Эфесским храмом, к которому устремлялись паломники со всей Малой Азии. Великолепный по размерам и архитектуре храм Артемиды высился на вершине холма, за стенами города.
На монетах ниже, отчеканенных в Перге, изображен Храм Артемиды с ксоаном внутри. Ксоан (ξόανον) представляет из себя культовую стелу, которую венчает голова Артемиды Пергской в модиусе.
1. Траян (98-117). Бостра, Аравия Петрейская (Arabia Petraea). Тридрахма (AR 22mm, 10.40g), ок. 113/4г. Av: бюст Траяна в лавровом венке; AYTOKP KAIC NEP TPAIANOC CЄB ГЄPM ΔAK. Rv: дистильный храм с ксоаном Артемиды Пергской; ΔHM APX ЄΞ IH YПATOC
2. Максимин I Фракиец (235-238). Перга (Πέργη), Памфилия. Æ 35mm (23.65g). Av: бюст Максимина в лавровом венке; AY K Г IOYΛ YH MAΞIMЄINOC CЄ. Rv: внутри тетрастильного храма, стела с рельефами, которую венчает голова Артемиды Пергской в модиусе, покрытая пеплосом; по бокам символы солнца и луны, фронтон храма украшает изображение орла; APTЄMIΔOC ПЄPГAIAC
3. Корнелия Салонина (Augusta 254-268), жена Галлиена. Æ 31mm (16.39g). Av: бюст Салонины, окаймленный снизу полумесяцем; KOPNHΛIA CAΛΩNINA CЄ. Rv: внутри дистильного храма, стела с рельефами, которую венчает голова Артемиды Пергской в модиусе; по бокам символы солнца и луны; APTЄMIΔOC ПЄPГAIAC / ACYΛOY (на фронтоне храма)
4. Филипп I Араб (Imperator Caesar Marcus Iulius Philippus Augustus, 244-249). Перга (Πέργη), Памфилия. Æ 27mm (12.37g). Av: бюст Филиппа I в лавровом венке; AY K M IOYΛ ФIΛIППOC ЄY CЄ. Rv: внутри дистильного храма, стела с рельефами, которую венчает голова Артемиды Пергской в модиусе; по бокам символы солнца и луны, фронтон храма украшает изображение орла; APTЄMIΔOC ПЄPГAIAC / ACYΛOY
5. Нерва (96-98). Рим. Тетрадрахма (AR 10.14g), 97г. Av: бюст Нервы в лавровом венке; IMP NERVA CAES AVG PM TR POT P P. Rv: внутри дистильного храма священный ксоан Дианы Пергской; COS III / DIANA PERG (на фронтоне храма).
6. Траян (98-117). Рим. Тетрадрахма (AR 10.54g), 98г. Av: бюст Траяна в лавровом венке; IMP CAES NERVA TRAIAN AVG GERM P M. Rv: священный ксоан Дианы Пергской; TR POT COS II
Ксоан Артемиды Пергской, покрытый барельефами и с модиусом на голове, перекликается с каноническим изображением Артемиды Эфесской. Разница лишь в том, что в Эфесе Артемиду изображали в полный рост. На монетах подобная иконография Артемиды Пергской появляется только в римское время, и, вероятно, весьма популярный
образ Артемиды из Эфеса оказал значительное влияние на новый образ Артемиды Пергайи.
Артемида Пергайа была покровительницей Перги и в эллинистические времена. Тогда ее изображали в классическом греческом стиле, как Артемиду Агротеру, охотницу, в короткой тунике, с луком и колчаном за плечами. В римский период атрибутика Артемиды охотницы частично сохраняется. И на рельефах, и на монетах римского времени можно видеть в руках Артемиды лук, хотя держит она его уже не как охотница, а, именно, как атрибут, чтобы у зрителей не возникало сомнения в том, кто перед ними изображен. Небольшой факел греческой
Артемиды охотницы превращается в длинный факел-скипетр. Иногда даже, рядом с Артемидой, по старой памяти, римляне изображали оленя, наверное, не особенно понимая для чего. Иногда олени запряжены в колесницу, на которой Диана скачет с горящими факелами.
Около I-II вв. н.э., в Перге появляется новая деталь в образе Артемиды — лучевая корона, такая же как у ее брата Аполлона. Собственно, лучевая корона над головой Артемиды (Дианы) возникла в качестве демонстрации ее лучезарного и часто употребляемого эпитета «Светоносная» (Ἄρτεμις Φωσφόρος, Σελήνη, Diana Lucifera). Этот образ остался запечатленным на рельефах и монетах, чеканившихся в Перге. Лучевая корона пришла на смену пулумесяцу над головой Артемиды. Нередко лунный серп и лучевая корона совмещаются.
Позднее, новый образ богини был востребован, набиравшим силу, христианством. Еще в I веке в Перге проповедовали апостол Павел и Варнава, которые основали здесь христианскую общину.
Вторично к образу светоносной богини обратились просвещенные масоны во времена Французской революции. Собор Парижской Богоматери был превращен в «Храм разума», и статуи Девы Марии
были заменены статуями Свободы, которая во Франции именовалась Марианной. Образ
Марианны в лучевой короне был даже помещен на Большую печать Франции.
Комичность ситуации в том, что и имена Марии и Марианны удивительно созвучны; и в том, что образ новой богини в лучевой короне не особенно противоречит иконографии Девы Марии, которая имеет те же корни; и в том, что богиня Свободы, обретя новый атрибут, потеряла при этом свой отличительный «символ Свободы» — фригийский колпак; и в том, что новый образ не нашел широкого отклика в массах. Даже на монетах богиня
Французской революции чеканилась по старинке, во фригийской шапке. И если бы не гигантская статуя Свободы, установленная у берегов США, кто знает, как сложилась бы судьба этого образа?
О самом храме Артемиды Пергской известно немного. Страбон в «Географии» мельком упоминает о том, что «вблизи Перги на возвышенном месте находится святилище Артемиды Пергейской, где ежегодно справляют общенародный праздник» (XIV, IV, 2). Надпись ACYΛOY на фронтоне храма означает, что он обладает правом или статусом убежища.¹ Сакральное право на убежище — один из наиболее древних институтов, существующий с самых ранних, доисторических форм человеческого общества. Оно предполагало существование священных мест (в первую очередь — святилищ, храмов, могил героев), неприкосновенных для людского суда, которые давали гарантированную безопасность всякому преследуемому — убийцам, преступникам, неприятелям. Увести силой из такого места, оторвать от статуи бога или алтаря лицо, ищущее защиты, считалось преступлением. В эллинистическую эпоху эта практика была широко распространена, и, например, одними из самых известных убежищ считались храм Артемиды в Эфесе, храм Тесея в Афинах, куда спасались рабы от жестокого обращения господ, храм Афродиты в Смирне.
______________________________
[1] ἄσυλον τό неприкосновенное убежище Plut.
ἄσυλος (ἄ-συλος) не могущий подвергнуться разграблению, т.е. неприкосновенный (γῆ Eur.; ἱερόν Polyb., Plut.).
Римляне поначалу тоже охотно предоставляли это право отдельным храмам, но в 22 году Тиберий поручил сенату пересмотреть список храмов, имевших право убежища, и уточнить перечень провинностей, на которые оно распространялось. В результате количество святилищ, обладавших правом убежища, было значительно сокращено. «Был издан сенатский указ, которым с соблюдением полного уважения к религиозным чувствам, но и со всею решительностью ограничивалось число убежищ; вместе с тем было велено прибить в храмах медные доски с этим указом, чтобы память о нем сохранилась навеки и чтобы не допустить в будущем прикрывающихся благочестием честолюбивых стремлений», — пишет в «Анналах» Тацит (III, 60-63), который приводит перечень таких храмов. Святилища Артемиды Пергской в нем нет, однако, право убежища сохранялось за ним, как минимум, до времен Галлиена, то есть до 60-х годов III века.
Вместе с тем и сами священные места, охраняемые богами и почитаемые императорами, зачастую были бессильны перед произволом римских наместников. В I веке до н.э. печальную известность получил некто Гай Лициний Веррес. В 73-71 годах он управлял Сицилией, где прославился своей тягой к коллекционированию — он вымогал и похищал понравившиеся ему произведения искусства (статуи богов, украшения, столовую утварь) не только у частных лиц, но и у городов, и у храмов, и даже у союзных правителей. До этого, в 80-79гг., он был легатом в Азии, где не только боролся с киликийскими пиратами, но также стремился к прекрасному, и, в частности, ограбил храм Артемиды в Перге. Что за реликвии он оттуда увез, доподлинно неизвестно — этот случай без подробностей в длинном перечне злоупотреблений бывшего наместника упоминает Цицерон в своей речи «Против Верреса», когда в 70 году тот, все-таки, угодил под суд. «Оскорбил в Перге Диану», — так называет случившееся Цицерон (IV, О предметах искусства, XXXII, 71).
_______________________________
АЛТАРЬ ЮЛИИ ВИКТОРИНЫ
Алтарь Юлии Викторины (Iulia Victorina) датируется 75-90гг. Эпитафия, выгравированная на лицевой стороне памятника, гласит, что девушка умерла в возрасте десяти лет и пяти месяцев. Посвящение — от родителей Юлии Викторины Гая Юлия Сатурнина (Gaius Iulius Saturninus) и Луциллы Прокулы (Lucilla Procula). Юлия Викторина изображена увенчанной серпом луны, т.е. в образе Дианы. На противоположной стороне изображена сама Диана в лучевой короне. На боковых сторонах — лавровые деревья, с сидящими на ветвях воронами.
АРТЕМИДА ПЕРГСКАЯ В НУМИЗМАТИКЕ
______________________________________________________________
Перга (Πέργη), Памфилия.
Тетрадрахма (AR 28mm, 16.91g), 260-230 до н.э.
Av: бюст Артемиды в лавровом венке, за плечом колчан;
Rv: Артемида Агротера с лавровым венком в правой руке и копьем в левой, за плечом лук и колчан, рядом олень; APTEMIΔOΣ ΠEPΓAIAΣ
______________________________________________________________
Гордиан III (238-244). Фиатира, Лидия. Æ 30mm (17.68g).
Av: бюст Гордиана в лавровом венке; AY K MAP ANT ГOPΔIANOC
Rv: Артемида в радиальной короне; в левой руке держит лук, правой достает стрелу из колчана; у ног — собака; Ο ΔΥΑ ΤΙΘЄ (ὁ δύα τίθε — «та, что прекращает страдания»).
______________________________________________________________
Марк Аврелий (как цезарь, 139-161). Перга (Πέργη), Памфилия. Æ 15mm (2.19g).
Av: бюст Марка Аврелия; ΚΑΙСΑΡ ΑΥΡΗΛΙΟС
Rv: Артемида Пергская в лучевой короне, с луком в левой руке и длинным факелом — в правой; ΑΡΤЄΜΙΔΟС ΠЄΡΓΑΙΑ
______________________________________________________________
Требониан Галл (252-253). Перга, Памфилия.
Æ 23mm (6.93g).
Av: бюст Требониана Галла в лавровом венке; AY K Г OYЄI TPЄ ГAΛΛON
Rv: Артемида Пергайа в лучевой короне с луком и стрелой в руках, за спиной — полумесяц; ΠЄPΓAIΩN
______________________________________________________________
Люцилла Августа (164-182). Перга, Памфилия.
Æ 23mm (9.42g).
Av: бюст Люциллы; ΛOYKIΛΛA CЄBACTH
Rv: Артемида Пергская в лучевой короне, с луком в левой руке и длинным факелом — в правой; ΠЄPΓAIΩN
______________________________________________________________
Гордиан III (238-244). Сидон (Σιδών), Памфилия. Гомоноя (ὁμόνοια, содружество) с Пергой.
Медальон (Æ 38mm, 25.02g).
Av: бюст Гордиана в лавровом венке; AYT KAI M ANT ГOPΔIANOC CЄB
Rv: Афина в коринфском шлеме, с копьем, стоит напротив Артемиды Пергской; у Артемиды в руке длинный факел, на голове лучевая корона; между богинями — алтарь, выше — плод граната; CIΔHTΩN ПЄPГAIΩN OMONOIA
______________________________________________________________
Гордиан III (238-244). Сидон (Σιδών), Памфилия. Гомоноя (ὁμόνοια, содружество) с Пергой.
Медальон (Æ 36mm, 32.29g).
Av: бюст Гордиана в лавровом венке; AYT KAI M ANT ГOPΔIANOC CЄB
Rv: Афина в коринфском шлеме, с копьем, стоит напротив Артемиды Пергской; у Артемиды в руке длинный факел, на голове лучевая корона, у ног — олень; между богинями — алтарь, выше — плод граната; CIΔHTΩN ПЄPГAIΩN OMONOIA
______________________________________________________________
Гордиан III (238-244). Сидон (Σιδών), Памфилия. Гомоноя (ὁμόνοια, содружество) с Пергой.
Медальон (Æ 39mm, 28.04g).
Av: бюст Гордиана в лавровом венке; AYT KAI M ANT ГOPΔIANOC CЄB
Rv: Афина в коринфском шлеме, с копьем, стоит напротив Артемиды Пергской; у Артемиды в руке длинный факел, на голове лучевая корона, у ног — олень; между богинями — алтарь, выше — плод граната; CIΔHTΩN ПЄPГAIΩN OMONOIA
______________________________________________________________
Филипп II (как цезарь, 244-247).
Æ 32mm (16.34g), стандарт Гордиана III.
Av: бюст Филиппа; MAPKON IOYΛION CЄYHPON ΦIΛIΠΠON KAICAP / Є
Rv: Афина в коринфском шлеме, с копьем, стоит напротив Артемиды Пергской; у Артемиды в руке длинный факел, на голове лучевая корона; между богинями — алтарь, выше — плод граната; CIΔHTΩN
______________________________________________________________
Траян Деций (Gaius Messius Quintus Traianus Decius 249-251). Аспендос (Ἄσπενδος), Памфилия. Æ 30mm.
Av: бюст Траяна Деция в лавровом венке; AYT KAI Г MЄCC KY TPAIANOC ΔЄKIOC CЄB
Rv: Артемида Пергская в лучевой короне, в левой руке держит длинную ветвь; слева — амфора; ACПЄNΔIΩN
______________________________________________________________
Транквиллина (Augusta, 241-244), жена Гордиана III.
Æ 26mm (11.96g).
Av: бюст Транквиллины в образе Дианы, на голове — диадема, за плечами — лунный серп; CΑΒЄΙ ΤΡΑΝΚYΛΛЄΙΝΑ Ν CЄB
Rv: Артемида Пергская в лучевой короне стоит напротив Афины в коринфском шлеме, с копьем и щитом, между ними — олень; ПЄPГAIΩN CIΔHTΩN OMONOIA
______________________________________________________________
Галлия, римская провинция. Римский монетный двор, монетарий Люций Гостилий Сазерна.
Денарий (AR 18mm, 3.91g), 48 до н.э.
Av: персонификация Галлии, слева карникс (carnyx);
Rv: Диана в лучевой короне, с копьем в левой руке, правой рукой держит оленя за рога; L.HOSTILIVS SASERNA
______________________________________________________________
Галлия, римская провинция. Римский монетный двор, монетарий Люций Гостилий Сазерна.
Денарий (AR 18mm, 4.11g), 48 до н.э.
Av: персонификация Галлии, слева карникс (carnyx);
Rv: Диана в лучевой короне, с копьем в левой руке, правой рукой держит оленя за рога; L.HOSTILIVS SASERNA
______________________________________________________________
Деметрий III (95-88 до н.э.). Государство Селевкидов. Тетрадрахма (AR 15.65g), ок. 91/90 до н.э. Дамаскский чекан.
Av: бюст Деметрия III в тении;
Rv: культовая статуя Артемиды-Атаргатис в лучевой короне, за плечами — колосья ячменя; BAΣIΛEΩΣ ΔHMHTPIOY ΘEOY ФIΛOПATOP ΣΩTHPOΣ
______________________________________________________________
Калигула (Gaius Iulius Caesar Germanicus, 37-41). Кидрам (Κίδραμος), Кария. Æ (19mm, 6.74g). Магистрат М. Калликрат (Mousaius Callicratus Pr.).
Av: бюст Калигулы; ΣEBAΣTOΣ
Rv: Артемида Пергская в лучевой короне; ΚΙΔΡΑΜΗΝΩΝ / MOYΣAIOΣ KAΛΛIKPAT ПP
______________________________________________________________
Родос, Кария. Æ 4.22g, ок. I в. до н.э.
Av: голова Гелиоса в лучевой короне;
Rv: Артемида в лучевой короне; POΔIΩΝ
______________________________________________________________
Деметрий I Аникет. Бактрия.
Æ 23 mm (8.28g, Double Unit), ок. 200-185 до н.э.
Аv: голова Геракла, слева — палица, на шее подвязана шкура льва;
Rv: Артемида Агротера в лучевой короне, в левой руке — лук, правой тянется к колчану; BAΣIΛEΩΣ DHMHTPIOY
______________________________________________________________
Родос, Кария. Æ 1.65g, ок. 190-150 до н.э.
Av: голова Артемиды в диадеме и лучевой короне;
Rv: роза в квадратном поле.
______________________________________________________________
Родос, Кария. Æ 18mm (4.04g), ок. 125-88 до н.э.
Av: голова Артемиды в диадеме, серьгах и лучевой короне;
Rv: крылатая Ника держит в правой руке афластон (ἄφλαστον, украшение верхней части кормы), в другой — эмболон (ἔμβολον, острый конец корабельного носа для тарана); слева внизу — прора корабля; PO
______________________________________________________________
Родос, Кария. Æ 18mm (5.67g), I в. до н.э. - I в. н.э.
Av: голова Артемиды в диадеме, серьгах и лучевой короне;
Rv: крылатая Ника держит в правой руке афластон (ἄφλαστον, украшение верхней части кормы), в другой — эмболон (ἔμβολον, острый конец корабельного носа для тарана).
______________________________________________________________
Родос, Кария. Четверть статера (AV quarter stater 12mm, 2.10g), ок. 125-88 до н.э. Магистрат Диогнет (Διόγνητος).
Av: голова Артемиды в диадеме, серьгах и лучевой короне;
Rv: роза; PO [сигнатуры: коринфский шлем и ΔIOΓNH (имя магистрата)].
______________________________________________________________
Родос, Кария. Четверть статера (AV quarter stater 12mm, 2.18g), ок. 125-88 до н.э. Магистрат Архин (Ἀρχῖνος).
Av: голова Артемиды Пергской в диадеме, серьгах и лучевой короне;
Rv: роза; PO / APXINOΣ
______________________________________________________________
Вместо постскриптума.
ОСТРОБРАМСКАЯ ИКОНА БОЖИЕЙ МАТЕРИ
Название Остробрамская икона Божией Матери получила благодаря месту своего нахождения, в надвратной часовне Острая Брама, или Острые Ворота в Вильнюсе. О происхождении иконы существует
несколько версий, свидетельствующих о большом почитании святыни как в православном, так и в католическом мире.
Согласно православному преданию, Остробрамская икона Богородицы именовалась в древности Корсунской Благовещенской. Привезена в Вильно из Корсуни (Херсонеса) в XIV в. великим князем литовским Ольгердом Гедиминовичем, после одного из крымских походов на татар. Князь подарил икону первой супруге Марии, а вторая жена Иулиания передала образ Троицкой обители.
По другой версии, Остробрамская икона прислана Ольгерду греческим императором Иоанном Палеологом, после принятия князем христианства.
Образ Остробрамской иконы византийского происхождения глубокой древности. В 1829 году, при снятии ризы в процессе реставрации, на иконе выявлена древняя славянская надпись — хвалебная песнь Богородице «Честнейшую Херувим».
Изначально икона была частью композиции Благовещения, отчего образ в древности назывался Корсунским Благовещенским. Икона относится к достаточно редкому типу изображения Богоматери без Младенца на руках.
Фигура Богоматери закрыта позолоченным серебряным платьем (около 1671г). Внизу иконы помещена большая серебряная вота в виде полумесяца с выгравированным текстом: «Благодарность Тебе приношу, Матерь Бога, за выслушивание моих просьб, и прошу Тебя, Мать милосердная, сохрани меня по-прежнему, в любви и опеке Твоей Пресвятой» (1849г). Нимб Богоматери окружен острыми лучами сияния со звездами.
_______________________________