Баал (общесемит. b’l; др.-евр. בעל или באל — Бел, Балу, Ваал — букв. когнаты «хозяин или господин») — является эпитетом «господь», «владыка» для разных богов и градоначальников у древних западных семитов. Также являлся конкретным божеством в ассиро-вавилонской этнокультуре,
почитавшимся в Финикии, Ханаане и Сирии как громовержец, бог плодородия, вод, войны, неба, солнца и прочего.
Первоначально имя Баал было нарицательным обозначением божества того или иного племени, потом местности (Баал Тира, Баал Сидона и др.), в это
время его святилища приурочивались к источникам, лесам и горам. Титул «Баал» давался князьям и градоначальникам, входил в имя. Например, упомянутый в египетской повести XI в. до н.э. «князь Библа Текер-Баал», Ганнибал, Балтазар, список царей Тира.
В Угарите Баал высоко почитался под именем Балу, имел эпитет «Силач» и «Бык», был сыном бога Дагану, его сестрой и возлюбленной была Анат («источник», богиня источников). Мог изображаться в облике могучего быка или воина в рогатом шлеме, что связывает его с Зевсом, Зевсом-Аммоном, вавилонским Зевсом-Баалом.
В Финикии он именовался Баал-Цафон (угарит. Баал-Цапану, по названию горы) или просто Баал, Бел. Эпитет «Баал» имели и другие финикийские боги, покровительствующие разным областям жизни. Бог проточной воды и родоначальник морских божеств. Сын Эла (угарит. Илу). Его жена — богиня Астарта, аналог шумерской Иштар.
Центр культа был в Тире, отсюда он распространился и в древнем Израильском царстве и в Иудее.
Почитался Баал и в финикийском Карфагене (имя Ганнибал означает «любимец Баала»); через финикийцев и карфагенян постепенно во XX-X веке до н.э. культ Баала распространился далеко на Запад (в Египет, Испанию и др.). Император Гелиогабал (Элагабал) перенес его культ в Рим.
БААЛ-ХАМОН
В Карфаген культ Баал-Хаммона был привезен новой волной переселенцев из Тира в VII-VI веках до н.э. Бетели с его именем встречаются с VI века до н.э., вскоре появляются изображения бога в типичном
переднеазиатском стиле — мощного бородатого старца в длинной, часто плиссированной одежде, восседающего на троне, обычно украшенном керубами. На голове Баала — высокая коническая тиара с пелериной, либо корона из перьев, правую руку он поднимает в благословляющем жесте, в левой держит посох с навершием в виде шишки сосны, либо одного или трех хлебных колосьев. Рядом с головой часто помещается крылатый солнечный диск (Фаравахар), как на египетских барельефах (символ Гора Бехдетского).
Приблизительно с середины V века до н.э. Баал-Хаммон начинает почитаться вместе с Танит, полное имя которой «Таннит перед Баалом», составив с ней божественную пару. В других финикийских колониях (на Мальте, Мотии и в Сардинии) это добавление засвидетельствовано позже — в IV веке до н.э.
Атрибуты свидетельствуют о Баал-Хаммоне как о божестве плодородия и солярном божестве; сосновая шишка — символ бессмертия и мужской плодовитости. На гемме VII-VI века до н.э. трон бога стоит на ладье, плывущей по водам подземного океана, на что указывают стебли растений, растущие вниз, следовательно, он может рассматриваться как владыка небесного, земного и поземного мира.
Греки отождествляли его с Кроносом, образ которого в «Теогонии» Гесиода очень похож на хуррито-хеттского Кумарби, отождествлявшегося семитами с богом плодородия Дагоном, тот же, в свою очередь, почитался в Сирии и Ливане как Баал-Хамон, а в эллинистическое время как Кронос.
В римское время Баал-Хаммон отождествлялся с Сатурном, который в италийской мифологии был божеством плодородия; в римских надписях, посвященных Баал-Хаммону, он именуется senex («старец»),¹ frugifer («плодоносный»), deus frugum («бог злаков») и genitor («родитель»). Изображение бога было отчеканено на денарии Клодия Альбина, боровшегося за императорскую власть в 193-197 годах и происходившего из Гадрумета, где в эпоху Августа чеканились монеты с изображением Баал-Хаммона.
Как и Танит, Баал-Хаммону приносились человеческие жертвы, предпочтительно дети. У греков карфагенские обычаи вызывали отвращение, и Плутарх сообщает, что тиран Гелон, разгромивший карфагенян в битве при Гимере, специально вписал в мирный договор условие, запрещавшее им впредь приносить своих детей в жертву Кроносу.
Одно из крупнейших жертвоприношений было совершено в 310 до н.э., когда Карфаген был осажден Агафоклом. Свои неудачи пунийцы объясняли отходом от старинного благочестия и тем, что вместо собственных детей уже довольно долгое время богу приносили чужих — купленных и тайно выращенных. Чтобы умилостивить гнев божества в жертву принесли 200 детей из благородных семей, и еще 300 человек принесли себя в жертву добровольно [Диодор. XX:14, 4].
_______________________________
[1] …он именуется senex («старец»), frugifer («плодоносный»), deus frugum («бог злаков»)… (Циркин Ю.Б. Карфаген и его культура) — эпитет Баала-Хаммона «старец», в сочетании с другим эпитетом «бог злаков» — удивительно перекликается с такими же эпитетами египетского Осириса, о чем свидетельствуют Фрезер и Элиаде Мирча:
…«египетские жнецы, следуя древнему обычаю, бьют себя в грудь и громко причитают над первым срезанным снопом, обращаясь с мольбой к Исиде. Моление это принимает форму траурного песнопения, которому греки дали название μανέρως. Такого же рода жалобные напевы исполнялись жнецами в Финикии и в других областях Западной Азии. Эти скорбные мелодии были предназначены, видимо, для оплакивания бога зерна, находящего смерть под серпами жнецов. Умерщвляемым божеством египтян был Осирис. Название погребальной песни — Манерос — является, по всей вероятности, производным от греческих слов «Вернись домой!» — слов, которые часто встречаются в причитаниях по мертвому богу.
(…)
Представление о смерти духа зерна во время жатвы нашло свое прямое отражение в обычае, соблюдаемом арабским населением Моаба. Когда жатва близится к завершению и остается убрать зерно на маленьком участке поля, владелец поля берет в руки сноп пшеницы. Затем вырывают яму в виде могилы и, как на обычных похоронах, вертикально ставят в нее два камня: один — в изголовье, а другой — в ноги. После этого сноп погружают на дно могилы и шейх произносит слова: «Старик мертв». Затем сноп засыпают землей, повторяя молитву: «Да ниспошлет нам Аллах пшеницу покойного».»
(Фрезер. Золотая ветвь)
«В Египте XX века ритуальные снопы обвязываются точно так же, как на древних памятниках, которые в свою очередь воспроизводят обычай, унаследованный от доисторических времен. В Аравии Петрее последний сноп закапывается в землю под именем «Старика», т.е. под тем же именем, которое он носил в Египте фараонов.» («История веры и религиозных идей» Элиаде Мирча)
БААЛ-ТАРС
Баал-Тарс («Владыка Тарса») — бог Персидской империи, топонимически привязанный к городу Тарсу, в Киликии. На иконографию Баал-Тарса серьезно повлияла эллинистическая традиция.
На протяжении IV-I веков до н.э. на всем пространстве восточного Средиземноморья шел процесс эллинизации, то есть перенятия местным населением греческого языка, культуры, обычаев и традиций. Механизм и причины подобного процесса заключались, по большей части, в особенностях политической и социальной структуры эллинистических государств. Элиту эллинистического общества составляли преимущественно представители греко-македонской аристократии. Они принесли на Восток греческие религию и обычаи, активно насаждая их вокруг себя.
Через отождествление местных богов с греческими, происходил мягкий процесс их синкретизации (Зевс-Аммон, Зевс-Баал, и др.). Если раньше образ Баала имел откровенно египетское влияние (кеглеобразная корона хеджет, набедренная повязка, сама стилистика в целом), то образ Зевса-Баала имеет уже греческие каноны верховного божества: трон (на котором Зевс обычно восседает), борода, длинный греческий хитон (или гиматий), скипетр, орел.
Началом эллинистической экспансии принято считать создание империи Александра Македонского, ее распад и образование эллинистических государств (336-280 до н.э.). Тем более удивительно наблюдать откровенно греческую иконографию Баал-Тарса на монетах отчеканенных Фарнабазом II, персидским военачальником и сатрапом Фригии и Киликии в 380-375 до н.э. С VI в. до н.э. Киликия входила в состав персидского царства Ахеменидов, и только в 333 до н.э. завоевана Александром Македонским. И тем не менее, даже на закате Ахеменидской империи образ Баал-Тарса весьма далек от персидского, что говорит о серьезном влиянии греческой культуры на Анатолию, и во времена персидского владычества и, конечно же, в доахеменидскую эпоху.
Точно такая же иконография Баал-Тарса отражена на монетах отчеканенных и другими правителями Киликии, например, Датамом, военачальником и сатрапом персидской провинции Каппадокия (граничащей с Киликией) в 385-362 до н.э. Датам был карийцем по рождению. Его отец был сатрапом Киликии и фаворитом персидского царя Артаксеркса II. Датам, будучи одним из телохранителей царя, отличился в войне Артаксеркса против кадусиев, и был назначен на должность сатрапа вместо отца, павшего в этой войне.
_______________________________
Датам (Tarkumuwa), сатрап Каппадокии и Киликии в 385-362 до н.э. Тарс, Киликия. Статер (AR 10.51g), ок. 375 до н.э.
Av: Баал-Тарс, восседающий на троне; в правой руке — скипетр, на навершии которого сидит орел, в левой руке — гроздь винограда и пшеничный колос; за ним — фимиатерион, сосуд для курения благовоний; B'LTRZ (на арамейском языке);
Rv: сатрап Таркумува (Датам) в персидской одежде сидит на троне со стрелой в руке; справа — лук, выше — крылатый солнечный диск (Фаравахар); TRKMW (на арамейском языке).
_______________________________
Датам (Tarkumuwa), сатрап Каппадокии и Киликии в 385-362 до н.э. Тарс, Киликия.
Статер (AR 23mm, 10.30g), ок. 370 до н.э.
Av: Баал-Тарс, восседающий на троне; в правой руке — скипетр, на навершии которого сидит орел; в левой руке — гроздь винограда и пшеничный колос; за ним — фимиатерион, сосуд для курения благовоний; B'LTRZ (на арамейском языке);
Rv: слева бог Ану с поднятой рукой, справа сатрап Таркумува (Датам), между ними — курительница для благовоний; TRKMW (на арамейском языке).
_______________________________
Мазей (Mazday), в 361-328 до н.э. сатрап Киликии при персидском царе Артаксерксе III и Александре Великом. Тарс, Киликия. Статер (AR 10.72g).
Av: Баал-Тарс в хитоне, восседающий на троне; на голове — венок, в правой руке — гроздь винограда, пшеничный колос и орел, в левой руке — скипетр с навершием в виде лотоса; B'LTRZ (на арамейском языке);
Rv: лев, терзающий на быка; MZDY (на арамейском языке).
_______________________________
Фарнабаз II, персидский военачальник и сатрап Фригии и Киликии ок. 380-375 до н.э. Тарс, Киликия.
Статер (AR 10.75g), ок. 370 до н.э.
Av: Баал-Тарс в хитоне, восседающий на троне; в правой руке — скипетр с навершием в виде лотоса; B'LTRZ (на арамейском языке);
Rv: голова Ареса в аттическом шлеме; FRNBZW / HLK (на арамейском языке).
_______________________________
Мазей (Mazday), в 361-328 до н.э. сатрап Киликии при персидском царе Артаксерксе III и Александре Великом. Тарс, Киликия.
Статер (AR 25mm, 10.77g).
Av: Баал-Тарс в хитоне, восседающий на троне; в правой руке — гроздь винограда и пшеничный колос, в левой руке — скипетр с навершием в виде лотоса; внизу — анкх; B'LTRZ (на арамейском языке);
Rv: лев, терзающий оленя; MZDY (на арамейском языке).
_______________________________
Мазей (Mazday), в 361-328 до н.э. сатрап Киликии при персидском царе Артаксерксе III и Александре Великом. Тарс, Киликия.
Статер (AR 23mm, 10.51g).
Av: Баал-Тарс, восседающий на троне; в правой руке — скипетр на котором сидит орел; B'LTRZ (на арамейском языке);
Rv: лев, над ним — символ солнца, ниже — серп луны; MZDY (на арамейском языке).
_______________________________
Мазей (Mazday), в 361-328 до н.э. сатрап Киликии при персидском царе Артаксерксе III и Александре Великом. Тарс, Киликия.
Статер (AR 23mm, 10.81g).
Av: Баал-Тарс в хитоне и с венком на голове, восседающий на троне, в правой руке — скипетр с навершием в виде лотоса; слева фимиатерион, сосуд для курения благовоний, на котором сидит орел; B'LTRZ (на арамейском языке);
Rv: лев, идущий влево.
_______________________________
Мазей (Mazday), в 361-328 до н.э. сатрап провинции Киликия при персидском царе Артаксерксе III и Александре Великом. Мириандр, Киликия. Статер (AR 23mm, 10.33g).
Av: Баал-Тарс в хитоне, восседающий на троне; в правой руке — скипетр с навершием в виде лотоса, слева — двойной топор (лабрис); B'LTRZ (на арамейском языке);
Rv: лев; MZDY (на арамейском языке).
_______________________________
Балакр, сатрап Киликии в 333-324 до н.э. (после ее присоединения к Македонскому царству). Тарс, Киликия.
Статер (AR 10.90g).
Av: Баал-Тарс в хитоне, восседающий на троне; в правой руке — скипетр с навершием в виде лотоса, слева — пшеничный колос; B'LTRZ (на арамейском языке);
Rv: лев терзающий быка, вверху — булава и "B", внизу — два ряда крепостных стен.
_______________________________
Балакр, сатрап Киликии в 333-324 до н.э. (после ее присоединения к Македонскому царству). Солы, Киликия.
Статер (AR 10.94g).
Av: Баал-Тарс, восседающий на троне; в правой руке — скипетр с навершием в виде лотоса, слева — гроздь винограда и пшеничный колос; Σ
Rv: бюст Афины в аттическом шлеме с трехчастным гребнем.
_______________________________
Персия, Империя Александра Великого. Тетрадрахма (AR 25mm, 17.06g), 328-311 до н.э.
Av: Зевс в хитоне, восседающий на троне, в правой руке — скипетр; M
Rv: лев, идущий влево; Г
_______________________________
Александр III Великий (336-323 до н.э.). Тарс, Киликия, Македонское царство.
Тетрадрахма (AR 25mm, 17.21g), ок. 333-327 до н.э.
Av: Александр в образе Геракла;
Rv: Зевс Этофор, восседающий на троне с орлом и скипетром; слева богиня Ника и кадуцей; BAΣIΛEΩΣ AΛEΞANΔΡOΥ
_______________________________
Александр III Великий (336-323 до н.э.). Миласа, Кария, Македонское царство.
Тетрадрахма (AR 25mm, 17.24g), ок. 333-327 до н.э.
Av: Александр в образе Геракла в львиной шкуре;
Rv: Зевс Этофор, восседающий на троне с орлом и скипетром, слева — лабарум; ΑΛΕΞΑΝΔΡΟΥ
_______________________________
Александр III Великий (336-323 до н.э.). Мемфис, Македонское царство.
Тетрадрахма (AR 26mm, 17.04g), ок. 332-323 до н.э.
Av: Александр в образе Геракла в львиной шкуре;
Rv: Зевс Этофор, восседающий на троне с орлом и скипетром; слева голова барана в короне Амона шути; ΑΛΕΞΑΝΔΡΟΥ
_______________________________
С закатом Ахеменидской империи, восстанавливается эллинистическое культурно-религиозное влияние на анатолийские провинции. И Баалы бывших персидских сатрапий обретают, видимо, прежнее имя «Зевс».² Большой популярностью в провинциях Македонского царства пользовался образ Зевса Этофора (Ἀετοφόρος, «держащий орла»), на руке которого сидит орел (священная птица Зевса и его атрибут).
_______________________________
[2] На сколько можно судить по чеканке монет, малоазийские Баалы даже во времена Персидской империи никак не отличимы от греческой иконографии Зевса.
Христианский писатель Евсевий в своих трудах отмечал, что финикийцы боялись произносить имена богов, поэтому называли их «Эл» — бог, «Баал» — владыка, «Адон» — господь. Запрет на произношение священного имени бога финикийцы переняли у египтян, и традиция эта (как мы видим) была также воспринята и другими народами.
Любопытно, что недалеко от Киликии, в Лабранде (Кария), при династии Гекатомна, который был назначен сатрапом Карии в 385 году до н.э. Артаксерксом II, было построено (на месте более древнего) знаменитое святилище Зевса Лабрандейского (Λαβρανδεύς). При раскопках была найдена посвятительная надпись Идрея (351-344 до н.э.), второго из трех сыновей царя Гекатомна: «Идрей, сын Гекатомна из Миласа посвящает андрон Зевсу Лабрандейскому» (IΔPIEYΣ EKATOMNΩ MYΛAΣEYΣ ANEΘHKE TON ANΔPΩNA ΔII ΛAMBPAYNΔΩI). Отличительной особенностью Зевса Лабрандейского является наличие у него двойного топора. По словам Плутарха, собственно, из-за боевого топора Зевс и получил свой эпитет, потому что боевой топор у лидийцев называется «лабрисом».
«У миласийцев есть два святилища Зевса: одно — так называемого Зевса Осого; другое — Зевса Лабрандинского. Первое находится в городе, а Лабранды — селение вдали от города, на горе, вблизи прохода из Алабанд в Миласы. В Лабрандах есть древний храм и деревянная статуя Зевса Стратия, почитаемая окрестными жителями и миласийцами. От святилища до города идет мощеная дорога длиной почти что 60 стадий, называемая священной; по ней движутся священные праздничные процессии. Жреческие должности всегда пожизненно занимают знатнейшие граждане. Эти храмы принадлежат собственно городу, третий же храм — Зевса Карийского — является общим святилищем всех карийцев; в нем имеют долю как братья лидийцы и мисийцы.»
(Страбон. География, Книга XIV, II, 23.)
Феофраст в сочинении «О водах» тоже упоминает храм Зевса-Владыки (Ζηνοποσειδῶν) в Карии. Ζηνοποσειδῶν — греческое имя божества, почитавшегося в Карии под именем Осого (греч. Ὀσόγω, Ὀσόγωα). Самые ранние упоминания об этом божестве в письменных источниках относятся к IV в. до н.э. Сохранились монеты с изображением Зевса Осого; его атрибуты — трезубец, краб, орел. На связь Зевса Осого с морской стихией указывает Павсаний.
«У края горы находится храм Посейдона Гиппия (Покровителя коней), недалеко от стадиона Мантинеи.
(…)
Есть старинное сказание, что морская вода появляется в этом святилище. Нечто подобное рассказывают и афиняне относительно морской воды на Акрополе, и из карийцев те, которые занимают Миласы, рассказывают нечто такое же относительно храма своего бога, которого на своем местном языке они называют Осогоа (Ὀσογῶα). У афинян море у гавани Фалера отстоит от города приблизительно на 20 стадиев; равным образом и у жителей Милас пристань находится стадиях в 80 от города. А ведь Мантинея находится еще дальше от моря, и то, что морская вода появляется у них на столь далеком расстоянии, совершенно явно указывает на божье соизволение.»
(Павсаний VIII. 10.4)
_______________________________
Мавсол (Μαύσωλος), старший сын Гекатомна, сатрап Карии в 377-353 до н.э. Миласа (Μύλασα), Кария.
Тетрадрахма (AR 23mm, 15.28g).
Av: голова Аполлона в лавровом венке;
Rv: Зевс Лабрандейский с двойным топором и копьем; MAYΣΣΩΛΛO
_______________________________
Идрей (Ἱδριεύς), сын Гекатомна, сатрап Карии в 351-344 до н.э. Миласа, Кария. Тетрадрахма (AR 24mm, 14.72g).
Av: голова Аполлона в лавровом венке;
Rv: Зевс Лабрандейский с двойным топором и копьем; IΔPIEΩΣ
_______________________________
Миласа (Μύλασα), Кария. Тетрадрахма (AR 13.46g), III в. до н.э. Магистрат Иреней (Ειρηναίος).
Av: Зевс Лабрандейский с двойным топором и скипетром;
Rv: Зевс Осого с орлом и трезубцем; MYΛAΣEΩN / EIPHNAIOΣ
_______________________________
Гекатомн (Ἑκατόμνος), сатрап Карии в 385-377 до н.э. Миласа, Кария. Тетрадрахма (AR 23mm, 14.65g).
Av: Зевс Лабрандейский с двойным топором и копьем;
Rv: лев; EKATOMNΩ
_______________________________
PS
Еще несколько монет с изображением Баала на анатолийских монетах времён империи Ахеменидов:
Ариарат I (Aριαραθης), сатрап Каппадокии в 350-322 до н.э. Газиура, Каппадокия. Драхма (AR 5.28g).
Av: Баал-Газур (Владыка Газиуры) в хитоне, восседающий на троне; на голове — венок, в правой руке — гроздь винограда, пшеничный колос и орел, в левой руке — скипетр с навершием в виде лотоса; B'L GZYR (на арамейском языке);
Rv: крылатый грифон, терзающий оленя.
_______________________________
Тирибаз (Τιρίβαζος, 385-380 до н.э.). Исс (Ισσός), Киликия. Статер (AR 10.48g).
Av: Баал в хитоне, держит в правой руке орла, в левой — скипетр;
Rv: безбородый Геракл держит в левой руке лук и шкуру льва, в правой — палицу.
_______________________________
Тирибаз, сатрап Лидии в 388-380 до н.э. Статер (AR 20mm, 10.33g), 384/3 до н.э.
Av: Баал в хитоне, держит в правой руке орла, в левой — скипетр; MAP (на греческом) TRBZW (на арамейском языке);
Rv: фаравахар, сочетающий в себе крылатый солнечный диск и торс Ахура-Мазды с венком и цветком лотоса в руках (аналог Гора Бехдетского).
_______________________________
Вызывают интерес монеты с безбородым Баал-Тарсом. Чеканка монеты с Афиной на реверсе точно не определена по времени, однако на следующей монете, рядом с безбородым Баал-Тарсом, стоит имя Мазея. Видимо, выступая в образе Баал-Тарса (т.е. Владыки Тарса), Мазей подчеркивал свою власть, в качестве сатрапа, над Киликией.
_______________________________
Киликия (Uncertain). Обол (AR 0.63g), IV в. до н.э.
Av: безбородый Баал-Тарс на троне, в правой руке — скипетр с навершием в виде лотоса, на левой — сидит орел;
Rv: голова Афины в аттическом шлеме.
_______________________________
Киликия (Uncertain). Обол (AR 0.71g), IV в. до н.э.
Av: безбородый Баал-Тарс на троне, в правой руке — скипетр с навершием в виде лотоса, на левой — сидит орел;
Rv: голова Афины в аттическом шлеме.
_______________________________
Мазей (Mazday), в 361-328 до н.э. сатрап Киликии при персидском царе Артаксерксе III и Александре Великом. Тарс, Киликия.
Обол (AR 10mm, 0.82g).
Av: Мазей (в образе Баал-Тарса) в хитоне, восседающий на троне; в правой руке — скипетр с навершием в виде лотоса; слева надпись MZDY (на арамейском языке);
Rv: лев идущий влево, над ним — крылатый солнечный диск (Фаравахар).
_______________________________
Мазей (Mazday), в 361-328 до н.э. сатрап Киликии при персидском царе Артаксерксе III и Александре Великом. Тарс, Киликия.
Обол (AR 10mm, 0.75g).
Av: Мазей (в образе Баал-Тарса) в хитоне, восседающий на троне; в правой руке — скипетр с навершием в виде лотоса;
Rv: лев, над ним — символ солнца, ниже — серп луны.
_______________________________
Мазей (Mazday), в 361-328 до н.э. сатрап Киликии при персидском царе Артаксерксе III и Александре Великом. Тарс, Киликия.
Обол (AR 10mm, 0.69g).
Av: Мазей (в образе Баал-Тарса), восседающий на троне; в правой руке — колос и виноградная гроздь, в левой — скипетр;
Rv: лев, терзающий оленя.
_______________________________
Несколько особняком стоят монеты чеканенные в Киликии при сатрапе Мазее (Μαζαῖος), на которых Баал изображен в двойной короне Египта. По мнению Фрэнка Ковача (Frank Kovacs), в образе Баал-Тарса изображен Артаксеркс III Ох (359-338), тронное имя которого (др.-перс. Artachšaçá), означает «Владеющий праведным царством». Любопытно, что на обороте монет этой серии, видимо, изображен Мазей (сатрап провинции) также в двойной короне пшент. Возможно, серия подобных монет была выпущена в честь второго покорения Египта в 342 до н.э.
_______________________________
Мазей (Mazday), сатрап провинции Киликия в 361-328 до н.э. Тарс, Киликия. Статер (AR 24mm, 10.76g).
Av: Баал-Тарс на троне, в двойной короне Египта, в правой руке держит цветок лотоса, в левой руке — скипетр; B'LTRZ (на арамейском языке).
Rv: лежащий лев, над ним лук.
_______________________________
Мазей (Mazday), сатрап провинции Киликия в 361-328 до н.э. Тарс, Киликия. Обол (AR 10mm, 0.74g).
Av: Баал на троне, в двойной короне Египта, в правой руке держит скипетр, в левой руке — цветок лотоса.
Rv: голова Мазея в двойной короне Египта.
_______________________________