-Метки

Деметра Зодиак агатодемон амат амон анубис апис аполлон артемида аттис афина баст бес большая медведица бык велес венок оправдания ветер виктория волк геката гелиакический восход сириуса гемма гений георгий геракл герион германубис гермес герои гор горгона греция дельфиний дионис диоскуры дуат египет единорог жертвоприношение загрей зевс змеевики иакх изида истера капитолийская волчица кастор кирхер лабранды лабрис лев маахес магический квадрат мелькарт менады мистерии митра мозаика нептун нумерология нумизматика обрезание океан оргии орфей орфики осирис пасха персей персефона полидевк посейдон поэтика псеглавцы птах ра рим русалки сатир серапис сет сирены сирин сириус скипетр солнцеворот сотис средневековая астрономия титаны упуаут хапи хатхор хеб-сед хнубис черная мадонна эвмениды эгида эридан этимология этруски юпитер

 -Поиск по дневнику

Поиск сообщений в vissarion

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 15.03.2012
Записей:
Комментариев:
Написано: 746


САБАЗИЙ

Понедельник, 20 Апреля 2015 г. 23:31 + в цитатник

Сабазий (др.-греч. Σαβάζιος, Σαβάδιος, Σαβάσιος, Σαβάνδος, Σεβάζιος, Σεβάδιος, Σάβος) — верховный бог фракийцев и фригийцев. Согласно Страбону, «некоторым образом он дитя» Матери богов. Греки отождествляли его с Дионисом, сыном Зевса, или даже с самим Зевсом. Лукиан сопоставляет Сабазия с фригийскими божествами — Атисом и Корибантом. У других писателей Сабазий сближается с малоазийским и сирийским божеством луны Меном (Μήν). Из Фракии почитание Сабазия рано перешло в Македонию. Во фракийских мистериях Сабазий представлялся в образе толстощекой змеи (греч. όφις παρείας); в том же образе Сабазий перешел и в македонские мистерии, отождествившись с Зевсом. Около времени Пелопоннесской войны (V в. до н.э.) почитание Сабазия как особого божества проникло в Афины.

В греческой религии Сабазий имел титул Спаситель (Σωτήρ, «Сотер»). Сабазия считали подателем благ. На некоторых памятниках Сабазий именуется «владыкой вселенной»; самое имя божества — общего корня с σέβᾰσεως — почитание.

σέβᾰς τό (σέβη)
1) благоговейный страх, благоговение;
ex. σ. τὸ πρὸς θεῶν Aesch. — благоговейное почитание богов; Διὸς σ. Aesch. — благоговение перед Зевсом;
2) предмет благоговейного почитания, святыня;
ex. Ἑρμῆς κηρύκων σ. Aesch.; μητρὸς σ. Aesch. священная матерь (земля); θεῶν σ. Soph. — святые боги;
3) предмет изумления или восторга;

σέβᾰσις (-εως) ἡ почитание Plut.

σεβαστός (лат. augustus) высокий, священный (эпитет римск. императоров); ex. (Καῖσαρ Σ. Luc.)

σέβω
1) совеститься, испытывать стыд;
2) не осмеливаться, страшиться;
3) поклоняться, чтить, почитать; ex. (θεούς Aesch.; ὡς θεόν τινα Plat.);
4) воздавать или оказывать почести, питать уважение;
5) торжественно справлять (ex. ὄργια Arph. священный обряд);
6) одобрительно относиться, одобрять;
7) быть благочестивым.

Отождествление Сабазия с Зевсом выглядит естественным не только в силу того, что оба они были верховными божествами, само имя Сабазий (Σεβάζιος, Σεβάδιος), при разбиении его на составляющие,s_sab (327x510, 72Kb) имеет вид Σέβος Διός (Ζεύς) — Высокочтимый Зевс. Поэтому версию, что Сабазий — всего лишь форма имени Зевса, можно считать вполне рабочей.

Во Фригии Сабазий является паредром великой богини Mά, великой матери богов и всего сущего, вместе с ней образуя верховную божественную двоицу; в этой ипостаси Сабазий носит имя «Отца». Женскую половину диады во Фракии представляла не только Матерь богов (Mά, Кибела), но и юное божество луны (Котис, Коттито, Бендида), которую греки называли то Артемидой, то Деметрой или Персефоной. Как во Фригии, так и во Фракии, главные божества, мужское и женское, образовавшие верховную диаду, в свою очередь двоились: с одной стороны Сабазий и сын его Атис, с другой — Котис (Κότυος, Κοτυττώ) и дочь ее Бендида, так что первоначальный эпитет становился именем другого божества, отдельного от первого, но весьма близкого ему по происхождению и в мифологических сочетаниях.

Символом Сабазия во Фригии служил змей, во Фракии же Сабазий имел вид быка или человека с бычьими небольшими рогами. Чаще всего Сабазия изображали во фригийской одежде s_hos (183x374, 14Kb)и шапке, одной ногой опирающегося на баранью голову и руками, поднятыми для благословения (с тремя поднятыми первыми пальцами и загнутыми остальными). Культ Сабазия носил оргиастический характер, участники празднеств в честь Сабазия плясали со змеями в руках изображая мистическое сочетание Зевса (в образе змея) и Персефоны.

Ревностной участницей оргий в честь Сабазия была мать Александра Великого Олимпиада; отсюда возникла легенда о том, что сам Зевс в образе змея вступал в связь с Олимпиадой и что плодом этих отношений был Александр; ходил даже рассказ, будто царь Филипп потерял глаз за то, что подсмотрел в замочную скважину, как божество в виде змея возлежало с его супругой.

От IV в. до н.э. имеется свидетельство оратора Демосфена о способе публичного чествования Сабазия, в котором Эсхин вместе с матерью не раз принимал участие. Это были уличные оргии (θίασος), дневные и ночные, сопровождавшиеся громким, беспорядочным пением, шумной музыкой на кимвалах и литаврах и своеобразными, слишком вольными плясками. Участники процессии украшали себе голову укропом и листьями тополя, покрывались кровавыми шкурами молодых оленей, сжимали в руках толстых змей и потрясали ими в воздухе и, совершив обряд очищения водою, глиною и отрубями, произносили: «Я бежал от зла и обрел благо». В дневных процессиях слышались восклицания: εὐοῖ σαβοῖ, ὑῆς ἄττης, ἄττης ὑῆς. Вождя (θιασάρχης) процессии одаривали печеньями из муки и меда с изюмом.

Важнейшим актом при посвящении новичков в таинство было пропускание змеи через одежду посвящаемого, причем змея сползала по груди к ногам, как бы символизируя соитие Зевса и Персефоны. По описанию Страбона, те же самые обряды соблюдались и во фригийском культе Сабазия. Самые разнузданные половые отношения и бражничество мужчин и женщин составляли одну из принадлежностей этих оргий. По уверению жрецов Сабазия, души человеческие получали в таинствах божества очищение и отпущение грехов. Есть, к тому же, основание предполагать, что в мистериях Сабазия, как и в элевсинских таинствах, посвященные воспринимали указания на бессмертие души: в культе и молитвах оно знаменовалось умиранием и вторичным рождением Сабазия.

Слияние Сабазия с другими восточными божествами, сирийскими, персидскими, даже с иудейским Саваофом, относят к первым векам христианства, хотя начало этого смешения восходит ко II в. до н.э.: в 139 г. до н.э. евреи были изгнаны из Рима за прозелитизм среди римских граждан в силу закона, обрекавшего на изгнание распространителей почитания Юпитера-Сабазия.


САВАОФ

Иудейское толкование имени Саваоф как «Господь Воинств» — не совсем корректно. Саваоф (Цеваот) — это множественное число от ивритского ‏צבא‏‎‎‎ (цава) — воинство, войско. Т.е. Саваоф — это «воинства». Соответственно, чтобы получить форму «Господь Воинств» — необходимо употребить словосочетание «Яхве Цеваот». Этот факт наводит на мысль о заимствовании евреями эпитета Саваоф у тех же греков.

Имя Саваоф (Σαβαώθ) можно попробовать разложить на составляющие. Например, созвучие σέβᾰς όφις (священный змей) навевает библейские аллюзии о медном змее, воздвигнутом Моисеем, который исцелял, иудеев, ужаленных ядовитыми змеями. А созвучие Σάβος (= Σαβάζιος) όφις (Сабазий-змей), умозрительно, могло бы объяснить попытки синкретизации Сабазия и Саваофа

Имя Саваоф не встречается в древнейших книгах Библии, но оно часто употребляется у пророков и в псалмах. Иногда Саваоф рассматривается как «бог войны»; но это мнение опровергается уже тем фактом, что имя Саваоф совсем не употребляется в то время, когда еврейский народ развивал свою наивысшую воинственную деятельность (при завоевании Ханаана), и, напротив, часто употребляется в ту эпоху, когда воинственность давно уступила место мирному развитию. Правильнее видеть в этом термине идею Бога как всемогущего Владыки всех сил небесных. Именно так, по библейскому представлению, рассматриваются звезды, планеты и другие космические явления (кометы и прочие звездопады) — это суть «воинства небесные», повелитель которых есть Бог Яхве Саваоф — «Господь сил» (1Цар. 17:45; Пс. 23:10, Ис. 1:24 и др.).

С другой стороны, можно задаться вопросом, а откуда вообще взялась «звездная тема» «воинств небесных», если в имени Саваоф (ни в греческой, ни в еврейской этимологии) нет на это никакого намека? Здесь самое время вспомнить про Египет, в который корнями уходят культурные и религиозные традиции всех контактировавших с ним народов. Звезда по-египетски — «себа» (sbȝ), поэтому, видимо, не только семантическая привязка имени Саваоф, но и этимология греческого σέβᾰς (предмет благоговейного почитания) уходит корнями в египетскую астрономическую школу «почитания и поклонения» звездам.

И еще один важный аспект в иудейской традиции — почитание субботы. Легко заметить созвучие слов Σαβαώθ (Саваоф) и σάββατον (суббота). Следовательно можно попробовать разобрать слово σάββατον на составляющие. Первая часть слова — σάβος — уже рассматривалась выше. Попробуем найти возможные варианты прочтения второй половины.

βάθος (-εος) τό
1) глубина;
2) бездна, пропасть;
3) глубина, высота;
4) длина;
5) обилие.

βᾰθύς (-εῖα) (эп.-ион. βαθέη, βαθέα и βαθείη) -ύ
8) богатый;
9) сильный, великий;
10) глубокий, крепкий; ex. (ὕπνος Luc. сон);
11) глубокий, т.е. нерушимый.

Оба слова близки семантически, но есть и нюансы. Если с первым словом (βάθος) можно предложить условное значение «звездная бездна», то со вторым словом, сочетание σέβᾰς+βαθύς имеет более конкретное прочтение: «святыня великая», чем суббота и является для всякого иудея. Почитание субботы — краеугольный и обязательный к исполнению завет народа Израиля с Богом, нарушение которого должно было караться смертью.

Попытка сблизить субботу и Сабазия через сочетание Σάβος βαθύς («Сабазий Великий») выглядит совсем уж нереальной. Однако древнегреческий словарь Дворецкого, ссылаясь на Палатинскую Антологию, дает удивительное созвучие имени Σαβάσιος со словом σάββασι (соотносимое с субботой).

σάββασι Anth. dat. pl. к σάββατον
σάββᾰτον τό (евр.) тж. pl. суббота NT., Anth.

Как легко заметить, слово σάββασι и σέβᾰσις («почитание») также подозрительно созвучны. Если из этих слов собрать главную заповедь иудеев «почитайте субботу» получится интересная игра слов.



_______________________________
Метки:  

newhoros   обратиться по имени Символика возрождения Суббота, 19 Февраля 2022 г. 18:20 (ссылка)
Внизу на запястье изображена могила, из неё поднимается на небеса земная птица-душа.
Наверху два пальца показывают соединение двух душ - земной и небесной, только небесная душа может родиться в небесном теле. Шишка сосны показывает самозачатие своего тела, у этого растения на дереве и мужские и женские шишки участвуют в опылении.
Баран показывает созвездие Овна, в котором происходит возрождение земной души.
Ответить С цитатой В цитатник
Перейти к дневнику

Воскресенье, 20 Февраля 2022 г. 10:34ссылка
Это одна из индуистских мудр (можно посмотреть по ссылке ниже). Позднейшее толкование этого символа имеет значение только для конкретной религиозной школы. Адепты Сабазия наполнили эту символьную фигуру из пальцев своими смыслами, христиане — своими (они разглядели в переплетении пальцев греческие буквы IX, т.е. Иисус Христос). Этот символьный знак был и в ходу у митраистов, не исключено, что они тоже вкладывали какие-то свои особые смыслы в этот знак.

Буддийские мудры в христианстве
_______________________________

Ниже греко-бактрийские монеты, на которых Митра (отождествляемый греками с Зевсом), а также Арес изображены с жестом благословения, как это обычно называют (и называют не напрасно, ибо этот жест явно обращён к адептам, а не в целях медитации).

_______________________________
z_mzha (700x347, 55Kb)
Гермей (Ἑρμαῖος, 105-90 до н.э.). Бактрия. Драхма (AR 17mm, 2.35g).
Av: бюст Гермея в тении; BAΣIΛEΩΣ ΣΩTHPOΣ EPMAIOY
Rv: Зевс на троне, в кирбасии и лучевой короне, со скипетром в руке; легенда на кхарошти: Maharajasa tratarasa Hiramayasa.

_______________________________
z_mzhd (700x329, 55Kb)
Гермей (Ἑρμαῖος, 105-90 до н.э.). Бактрия. Тетрадрахма (AR 27mm, 9.80g).
Av: бюст Гермея в бактрийском шлеме с бычьими рогами и ушами; BAΣIΛEΩΣ ΣΩTHPOΣ EPMAIOY
Rv: Зевс на троне, в кирбасии и лучевой короне, со скипетром в руке; легенда на кхарошти: Maharajasa tratarasa Hiramayasa.

_______________________________
m_an (700x320, 74Kb)
Никий Сотер (90-85 до н.э.). Греко-бактрийское царство. Тетрадрахма (AR 9.76g).
Av: бюст Никия в тении; BAΣIΛEΩΣ ΣΩTHPOΣ / NIKIOY
Rv: Арес с пальмовой ветвью в левой руке; правая рука поднята в жесте благословения; по краю легенда на кхарошти: maharajasa tratarasa nikiasa

_______________________________

Деметра двуперстием благословляющая Метаниру.

s_dem (700x595, 201Kb)
Деметра на троне, перед ней на коленях Метанира с колосьями.
Элевсинская краснофигурная гидрия, ок. 430 до н.э. Берлинский музей.

_______________________________
Перейти к дневнику

Рука правосудия

Суббота, 26 Февраля 2022 г. 19:22ссылка
_______________________________
s_j (700x350, 117Kb)
Франция. Жетон нотариуса округа Руана (AR 36mm, 22.80g), 1877г.
Av: голова Марианны в венке; REPUBLIQUE FRANÇAISE / [сигнатура: LE COMTE 1877].
Rv: Юстиция держит в левой руке жезл с навершием в виде двуперстия; LEX EST QUODCUMQUE NOTAMUS / NOTAIRES DE L'ARRONDISSEMENT DE ROUEN
Lex est quodcumque notamus — Законно всё, что заверено нами.

_______________________________
s_je (650x325, 53Kb)
Франция. Жетон нотариуса Лиона (AR 32mm, 15.47g), 1839г. Гравер Дюран (Amédée Durand).
Av: Кодекс, вокруг него: пальмовая и оливковая ветви, весы, меч, жезл, увитый змеей, с навершием в виде зеркала и жезл с двуперстием, выше — рукопожатие; LES NOTAIRES DE L'ARRONDISSEMENT DE LYON / [сигнатура: DURAND A LYON].
Rv: гномон; LEX EST QUODCUMQUE NOTAMUS / 1839

_______________________________
s_jd (700x341, 113Kb)
Франция. Жетон нотариуса (AR 30mm, 19.50g), 1850г. Гравер Арман Огюст Каке (Armand Auguste Caqué). Жетон в честь двенадцатилетия со дня принятия закона о банкротстве.
Av: Юстиция держит в левой руке жезл с навершием в виде двуперстия, в правой — весы; 28 MAI 1850.
Rv: Кодекс, том III (CODE DE COM-CE LIVRE III); LOI DU 28 MAI 1838 PROMULGUÉE LE 8 JUIN

_______________________________
s_jc (700x350, 115Kb)
Франция. Жетон нотариуса Анжера (AR 30mm, 12.87g). Гравер Пако (Pacot).
Av: Юстиция на троне, в левой руке — Скрижали со сводом законов, в правой — жезл с навершием в виде двуперстия; IN CONSILIIS ÆQUITAS / IN PACTIS LEX
Rv: лавровый венок; CHAMBRES DES NOTAIRES DE L'ARRONDT D'ANGERS
In consiliis aequitas, in pactis lex — честность в консультациях, законность в контрактах.

_______________________________
s_ja (700x350, 55Kb)
Франция. Жетон судебных приставов (Æ 50mm, 74.00g). Гравер Боррель (Alfred Borrel).
Av: Юстиция на троне, в левой руке — Скрижали со сводом законов и весы, в правой — жезл с навершием в виде двуперстия; IVSTITIA / [сигнатура: A. Borrel].
Rv: ETIENNE PARANT (имя обладателя жетона) / CHAMBRE NATIONALE DES HUISSIERS DE JUSTICE
Chambre Nationale des Huissiers de Justice — Национальная Палата судебных приставов.

_______________________________
s_jb (700x348, 99Kb)
Франция. Жетон нотариуса городов Сент-Пол и Па-де-Кале (AR 34mm, 19.61g). Гравер Боррель (Alfred Borrel).
Av: Юстиция на троне, в левой руке — Скрижали со сводом законов и весы, в правой — жезл с навершием в виде двуперстия; [сигнатура: A. Borrel].
Rv: гномон; LEX EST QUODCUMQUE NOTAMUS / COMPAGNIE DES NOTAIRES DE SAINT POL / PAS-DE-CALAIS

_______________________________

Первое зафиксированное свидетельство скипетра с двуперстием относится к 1681 году, когда было опубликовано изображение печати Гуго Капета (Hugues Capet, 987-996), короля Франции. В придворном искусстве французских королей часто сравнивали с библейским царем Давидом. Одно из прозвищ царя — «сильная рука» (manu fortis). Возможно скипетр с двуперстием в навершии показывал духовную связь своего обладателя с библейским царем. С другой стороны, двуперстие на скипетре повторяет древнеримский жест в значении «я говорю», который использовался в том числе и судьями при оглашении приговоров. Таким образом, жезл с двуперстием в руке короля свидетельствовал о его власти судить и миловать, от чего и получил название «руки справедливости» или «руки правосудия» (Manus Iustitiae).
_______________________________
 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку