-Метки

Деметра Зодиак агатодемон амат амон анубис апис аполлон артемида аттис афина баст бес большая медведица бык велес венок оправдания ветер виктория волк геката гелиакический восход сириуса гемма гений георгий геракл герион германубис гермес герои гор горгона греция дельфиний дионис диоскуры дуат египет единорог жертвоприношение загрей зевс змеевики иакх изида истера капитолийская волчица кастор кирхер лабранды лабрис лев маахес магический квадрат мелькарт менады мистерии митра мозаика нептун нумерология нумизматика обрезание океан оргии орфей орфики осирис пасха персей персефона полидевк посейдон поэтика псеглавцы птах ра рим русалки сатир серапис сет сирены сирин сириус скипетр солнцеворот сотис средневековая астрономия титаны упуаут хапи хатхор хеб-сед хнубис черная мадонна эвмениды эгида эридан этимология этруски юпитер

 -Поиск по дневнику

Поиск сообщений в vissarion

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 15.03.2012
Записей:
Комментариев:
Написано: 746


КОПТСКИЕ ТКАНИ-МЕДАЛЬОНЫ

Воскресенье, 26 Августа 2012 г. 19:02 + в цитатник
Быстрикова М.Г.
КОПТСКИЕ ТКАНИ-МЕДАЛЬОНЫ В РОЛИ ЗАЩИТНЫХ АМУЛЕТОВ



В собрании коптских памятников Эрмитажа имеется несколько тканей, имеющих форму медальонов. В свое время они были нашиты на тунику. Изображения на этих тканях играли не только декоративную роль, но и выполняли роль охранительных защитных амулетов. Один такой медальон поступил в коллекцию музея в 1938г. из Музея Института истории АН СССР, два других были привезены из Египта хранителем Эрмитажа В.Г. Боком в 1889-1898гг. в составе собранной им коллекции.

В первом медальоне на красном фоне изображен святой воин верхом на белой лошади, с копьем в руке. На нем богатая одежда: темная рубаха, украшенная на груди цветным узорным медальоном иk_ab (645x700, 641Kb) обшитая по вороту цветной узорной каймой. За спиной развевается зеленый плащ. Голова окружена желтым нимбом, по-видимому, имитирующим золото; того же цвета сбруя коня. Под ногами коня — распростертая обнаженная, вероятно женская, фигура с закинутой за голову рукой. Медальон обрамлен тройной узорной каймой: внутренней линейной белой и желтой полосой, средней — ее узор восходит, видимо, к завиткам виноградной лозы (которые теперь имеют вид крестов того же цвета, что общий фон медальона), и внешней цветной полосой, представляющей изменившийся до неузнаваемости меандр.

Работа тонкая, хорошего качества, но прототип был уже сильно схематизирован; расцветка очень условна, например, грива коня — зеленая и желтая, копыта — желтые. На лице святого выделяются только глаза; лоб, нос и рот обозначены треугольниками и полосами. Несмотря на отмеченный схематизм, действия обозначенных персонажей легко читаются. Святой воин стремится пронзить копьем лежащую у ног коня фигуру. По манере выполнения, ткань датируется временем не ранее VIв. Возможность появления таких сюжетов на предметах широкого распространения в этот период может быть связана с данными о деятельности текстильных мастерских — до того, как она была ограничена исламом.

Иконографию образа можно проследить с более раннего времени. Культ святых всадников появился в Египте с распространением христианства и, очевидно, в то же время, когда он возник в Византии; по-видимому, и причины возникновения его первоначально были те же самые — возросшее значение конных армий. Сюжет — святой всадник, убивающий поверженного врага, — известен в христианском искусстве. В Египте он был особенно популярен, — это святые Сисинний, Феодор, Деметрий, Меркурий, Георгий; в Византии — Георгий.

В раннехристианское искусство этот образ пришел не позже IVв. В качестве египетского примера этого сюжета можно указать на рельеф с изображением Гора в одежде римского воина верхом на лошади, гарпунирующего Сета в образе крокодила. Смысл борьбы Гора и Сета — это столкновение доброго и злого начала, борьба света и тьмы. Этот образ в Египте имел космогоническое значение.

Для более точного определения сюжета можно в качестве ближайшей аналогии привести рельеф VIв., хранящийся в Бруклинском музее. На нем, по мнению исследователей, изображен святой воин Сисинний, убивающий свою сестру.

Вторым примером, вносящим ясность, может быть роспись на стене в монастыре Бауит, где представлен тот же сюжет: Сисинний, убивающий свою сестру. В том, что здесь представлены именно эти персонажи, не вызываетАлабасдрия (700x607, 707Kb) сомнения: рядом с женской фигурой, лежащей у ног коня, начертано имя — Алабасдрия (Αλαβασδρία) — одно из имен сестры Сисинния. Рядом с Алабастрией изображены змеи, скорпионы, секиры, меч, птица ибис с длинным острым клювом, крокодил и другие существа и предметы, которые могут причинить вред злому демону и обычно изображаются на защитных амулетах.

Коптская легенда рассказывает, что св. Сисинний пронзил копьем свою сестру Алабастрию, которая была чародейкой, могла превращаться в летучую мышь и в этом образе убивала младенцев и высасывала их кровь.¹ Сестра Сисинния имеет двенадцать с половиной имен,² в большей части означающих различные недуги. Из легенды становится ясно, что распознание «козней», которые заключены в именах, лишает демона силы. Средствами, обезвреживающими демона, считались также заговоры; написание имен святых, поймавших демона; молитва, содержащая рассказ о его поимке — чтение этой молитвы или запись, носимая в качестве филактерия, т.е. защитного амулета.
__________________________
[1] На росписи (справа) изображены помощники демона — ее крылатая, змееподобная дочь, что указано сопровождающей надписью, и кентавр с гарпуном (ἅρπη) в руках.

[2] В житии Сисинния говорится, что святой пытается спасти ребенка своей сестры по имени Мелитини (Μελιτήνη, в эфиопской традиции имя сестры — Латосия) от демона по имени Гиллу (греч. Γέλλως), что на иврите означает Лилит. В эфиопской традиции, демон Гиллу (убивающий младенцев) входит в сестру Сисинния, и заставляет ее убить своего ребенка. Поэтому, Сисиннию не остается ничего другого как заколоть свою сестру. Демона, покинувшего тело Латосии, он загоняет обратно в бездну.


Разумеется, изображениям подвига святого Сисинния приписывалась такая же сила. Костяные амулеты, печати, а равным образом нашитые на туники ткани-амулеты с изображением св. Сисинния, убивающего многоименного злого женского демона, должны были спасать от смерти, от лихорадки и других болезней — прежде всего детей. Ткани-медальоны, таким образом, тоже имели значение охранительных защитных амулетов.

Перевод приведенной выше легенды на образный и наглядный язык изобразительного искусства закономерен и понятен. Разумеется, полного совпадения ожидать не приходится. Эта легенда, рельеф из Бруклинского музея и роспись на стене в монастыре Бауит хорошо помогают осмыслить сюжет изображения на ткани. По нашему мнению, это тот же Сисинний, убивающий Алабастрию.

Легенды о Сисиннии сохранились также в эфиопской, византийской, грузинской, армянской и славянской литературах. Алабастрию знают и арабские источники. Кроме легенд известны молитвы и заговоры против болезней, так или иначе связанные с именем Сисинния, которые находят прототипы или параллели в египетских магических папирусах.

Роль тканей-медальонов с данным сюжетом подтверждается также их родством с амулетами-«змеевиками». Их исследователь М.И. Соколов писал:

«Мы думаем, что голова или фигура, окруженная змеями, представляет не что иное, как то самое демоническое существо, о котором говорится в Сисинниевой легенде и заклинаниях».

Надписи, имеющиеся на «змеевиках», — части заговоров из Сисинниевых молитв.

И.И. Толстой опубликовал «змеевик» с изображением двух воинов на конях. На оборотной его стороне помещена безобразная голова с отходящими от нее змеями. В изображениях двух всадников на этом амулете М.И. Соколов предлагает видеть Сисинния и его брата Синодора. Некоторые амулеты, опубликованные Г.Шлюмберже, имеющие изображение всадника, пронзающего копьем лежащую фигуру, написанное имя Сисинния, а также «змеевика» на оборотной стороне позволяют указать на египетское звено, связывающее сцену подвига Сисинния (например на тканях) с византийскими и славянскими «змеевиками».

М.Соколов пишет, что Шлюмберже при объяснении этих амулетов оставил без внимания такой памятник, как «Завет Соломона» и считает необходимым привлечь его. Без сомнения, изображение на нашей ткани иконографически близко печатям, связанным с именем Соломона. В основе этой близости лежит идейное родство образов. В египетских магических папирусах христианского периода встречаются записи о действиях демонов, известных по трактату «Завет Соломона», и здесь же — заговоров против болезней, обращенные к св. Сисиннию.

Идейные истоки образа Сисинния восходят к культу Соломона, засвидетельствованному в упомянутом выше трактате «Завет Соломона» (IV-VIIIвв.), хорошо известном в Египте. В нем рассказывается, как Соломон при помощи особой печати вызывает к себе духов. Они рассказывают Соломону о своих действиях и о том, какими средствами можно с ними бороться. Соломон спрашивает их также, в какой звезде Зодиака имеют они свое пребывание и получает в ответ или название знаков Зодиака или имена известных планет.

Иосиф Флавий пишет: «Соломон знал средства борьбы против демонов, сложил заговоры от болезней и оставил формулы заклинаний, которыми выгоняются демоны». Вокруг имени Соломона как у иудеев, так и у христиан сосредоточивались самые разнообразные сказания, его образ широко известен в христианской литературе — в представлениях александрийской школы он был великим демиургом. Культ Соломона был распространен в Сирии, Палестине, был известен также и в Египте.

И.Д. Мансветов, исходя, в частности, из трактата «Завет Соломона», объясняет символику числа 12 — двенадцати с половиной имен демона: в основе этого числа лежало древнее представление о 12 знаках Зодиака. Впоследствии в гностических и манихейских сектах 12 знаков Зодиака были поставлены в ближайшую связь с жизнью человека; их считали местопребыванием 12 гениев или духов, которым приписывалось заведывание человеческим телом.

Образ злого женского демона имел глубокие параллели во времени и известен у многих народов. Это Лилит из талмудической легенды, Авизоя — на Синае, Ал — у грузин, армян, турок; Ал-басты, Ал-карысы и Ал-бас у среднеазиатских народов, Эль-арвады — у азербайджанцев, 12 трясавиц у славян и т.д.

В.Ф. Миллер приводит ассирийские параллели этому образу и охарактеризованным выше представлениям по клинописным текстам дворцовой библиотеки Ашурбанипала (VIIв. до н.э.) и считает, что «магия вавилонян и ассирийцев, по крайней мере в своей основе, представляет наследие, полученное от первобытного несемитского населения долин Тигра и Евфрата». Серия табличек направлена против ведьмы, действия которой и средства борьбы против нее во многом совпадают с теми, какие мы видим в Сисинниевых легендах.

В христианский период исследуемый образ вошел в легенды о подвигах святых воинов Сисинния, Сисоя, Арсения, а также Георгия, Михаила и Феодора, и их противостоянии змиям и драконам.

Вторая ткань представляет по форме также медальон, левая часть которого сильно разрушена. Фон, как и в предыдущем медальоне, красный, изображение многоцветное. В правой части медальона сохранилась фигура всадника в богатой пестрой одежде, на белой лошади. Голова его окружена нимбом. У ног коня лежит обнаженная женская фигура с длинными черными волосами. Зеркально по отношению к ним находилось изображение второго всадника, и у ног его коня сохранилась фигура льва естественной масти с большими выпученными глазами, пышной гривой и открытой пастью. Медальон окружен тройной узорной каймой: внутренняя и внешняя полосы содержат испорченный меандр, узор средней полосы восходит к цветочному орнаменту.

По-видимому, и в этом медальоне изображена сцена, связанная с легендами о Сисиннии: святые братья Сисинний и Синодор (Сисинарий и т.п.) убивают Алабастрию — злого женского демона. Аналогию этому иконографическому образу дает молитва св. Сисиннию, в частности ее византийский вариант, легенды на «печатях Соломона» и славянский амулет-змеевик с изображением двух всадников. Остается необъясненным присутствие здесь фигуры льва. Интересующие нас параллели мы находим как в образах, связанных с культом Соломона, так и в молитвах и заговорах, обращенных к св. Сисиннию. Так, например, в «Завете Соломона», в частности, говорится о том, что один из демонов явился по его зову в виде рыкающего льва, также в Сисинниевых заговорах болезнь (т.е. демон болезни) часто сравнивается с рыкающим львом.

Третья ткань представляет собой тоже медальон, на красном фоне которого изображен святой всадник в богатой одежде на коне белой масти. Голова окружена нимбом. Перед ним стоитk_ac (500x700, 705Kb) человекоподобная фигура с извивающимися руками и ногами. Перед нами, видимо, тот же сюжет. Для объяснения фигуры, извивающейся перед всадником, несколько иного, чем предыдущие варианты, иконографического типа, обратимся к легендам, также связанным с именами Соломона и Сисинния.

В «Завете Соломона» говорится о том, что по требованию Соломона к нему является злая фея Овизуд. «Мое дело, — говорит она, — убивать детей, поражать глухотою уши, слепить глаза, смыкать уста уздою, губить рассудок и знобить тело». Цвет лица ее был светло-зеленый, волосы жесткие, как у дракона, и все члены как бы невидимы. Другой демон явился перед Соломоном в виде кружащегося дракона. У него голова и ноги человеческие, а все члены состоят из ног драконов. По легенде о Сисиннии, Хамодракайна — змееподобное чудовище, ползающее по земле — одно из имен злого женского демона.³

Коптские ткани обладают двумя примечательными чертами: они часто содержат повествовательный сюжет и при этом очень декоративны. Но в данном случае на первый план выступает их первое качество. Среди довольно многочисленной группы памятников, связанных с именем св. Сисинния, коптские ткани должны занять свое место. Для понимания идеологической ситуации коптского Египта они имеют исключительное значение ввиду «практического» использования их в быту.

Представления о многоименном злом женском демоне вышли далеко за пределы Египта, Сирии, Византии и Армении и наложились на аналогичные местные понятия и обряды, например у славян и народов Средней Азии.
__________________________
[3] Χαμοδρακαίνα (Χαμο-δρακαίνα) ἡ земляная змея;
χαμαί adv. (арх. locat. к χαμά земля) на земле; ex. χ. ἔρχεσθαι Hom., Luc.; — ходить по земле.
δράκαινα ἡ (f к δράκων) дракон, змея HH., Aesch.; ex. Ἅιδου δ. (аидовы змеи) Aesch. = Ἐρινύες



_______________________________

vissarion   обратиться по имени Гемма-амулет Среда, 28 Сентября 2016 г. 22:21 (ссылка)
_______________________________

large-4 (700x420, 65Kb)
Амулет, черный гематит (21x18x3mm), IV в. Британский музей, Лондон.
Av: Соломон верхом на лошади поражает копьем Овизуд; COΛOMѠ[N]
Rv: ΕΙС ΘΕΟС ΥΓΙΑ (Εἵς θεός ὑγί[ει]α, «В боге — здоровье»).

_______________________________
Ответить С цитатой В цитатник
 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку