-Поиск по дневнику

Поиск сообщений в vissarion

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 15.03.2012
Записей:
Комментариев:
Написано: 747


СЕТ

Пятница, 21 Сентября 2012 г. 22:05 + в цитатник
Сет (Сетх, Сутех, Сута, Сети; егип. Stẖ, Stš, Swty) — бог пустыни и песчаных бурь, чаще всего изображавшийся в облике человека с головой салавы — пустынной собаки. Сет может представать и полностью в форме w_ag (250x142, 7Kb)животного — с телом собаки, высоко поднятым раздвоенным хвостом. Сет также может принимать облик осла, свиньи или гиппопотама.

Самое раннее изображение Сета сохранилось на резном предмете из слоновой кости, обнаруженном в одной из гробниц эль-Махасны, датированной эпохой Нагада I (4000 – 3500 гг. до н. э.) Фигура священного животного Сета также сохранилась на булаве архаического царя Скорпиона (ок. 3150 г. до н. э.)

Согласно сохранившимся мифологическим текстам, Сет был сыном небесной богини Нут, братом Осириса, Исиды и Нефтиды, которая одновременно была его супругой. Сет никогда не воспринимался египтянами Sth_e (232x235, 14Kb)как божество зла, разрушения, хаоса, войны и смерти. Он, с одной стороны, является противостоящей силой, созданной и упорядоченной вселенной, а с другой выступает в качестве необходимого дополнения к божественному порядку. В египетском мировоззрении, идеальным всегда считалось равновесиеSth_f (265x278, 25Kb) между двумя противостоящими началами.

Противоборством Гора и Сета описывался приход сезона засухи, когда временную победу над Гором брал Сет. Но затем Гор брал верх над Сетом, что знаменовалось разливом Нила. Убывание и возрождение луны каждый месяц также описывалось противостоянием Сета и Гора. Однако, традиционно противостоящие друг другу, Гор и Сет, могут сливаться в единое двухголовое божество Херуифи.

Несмотря на проигранный спор за престол Осириса, Сет остался повелителем южных областей Египта и «спутником Ра», источником штормов и плохой погоды, песчаных бурь, затмений, полных или частичных. Вместе с солнечным божеством Сет участвует в ночном странствии Ладьи Вечности и защищает Ра, сражаясь с Апопом.

И тогда Сет, великий силой, сын Нут, сказал:
Я могуч и непобедим. Я стою впереди Ладьи Вечности и ежедневно поражаю врагов Ра!
Я уничтожаю Апопа. Ни один из богов не может со мной сравниться!
st (356x277, 38Kb)Ramses_II (634x638, 715Kb)

После победы Гора над Сетом:

— Ты благой царь Египта, — торжественно провозгласили боги Девятки, обращаясь к Хору.
— Ты добрый Владыка — да будешь ты жив, невредим, здрав — всех земель во веки веков.
— Но как нам поступить с Сетом? — спросил Птах-Татанен.
— Пусть отдадут его мне, — ответил Ра-Хорахте, — Да будет он восседать вместе со мной и станет мне сыном, пусть он гремит в небесах и устрашает всех.

Сет был глубоко почитаемым божеством с самых отдаленных эпох существования древнеегипетской цивилизации. Основные центры почитания Сета располагались на территории Верхнего Египта. В Нижнем Египте культ Сета появляется только во времена II династии. Его культ процветал в Коптосском Sth_a (356x700, 27Kb)номе, ряде мест Среднего Египта, а также в XI номе Верхнего Египта, в городах Омбос, Гипселе, оазисах Дахла и Харга. Считалось, что земля оазисов Ливийской пустыни впитала в себя кровь Сета, пролитую в борьбе с Гором. Именно по этому в оазисе Дахла вплоть до эпохи XXII династии процветал оракул бога.

Самым древним центром его культа, местом его происхождения являлся Омбос (Нубт, др.-егип. nbwt — «золотой»), близ Негады, на западном берегу Нила, напротив Коптоса. Здесь в ходе раскопок Флиндерсом Петри в 1895 году был открыт древний некрополь и храм, найденные в котором многочисленные письменные послания были адресованы Сету Нубти (Сету из Нубта, Сету Омбосскому), сыну Нут (богини неба), Владыке Верхнего Египта (nb tȝ-šmˁw). Эти тексты не старше XVIII династии, но сам обычай древнее. На пирамидах мы читаем: «Сет, обитающий в Нубте, Владыка Верхнего Египта». На каменном сосуде времени правления царя Сехемиба (II династия) выписан эпитет nbwt(y) — «Омбосский» (или дословно, «златоградный»).

На символах Тинитского периода Сет изображался как четвероногое животное, возможно, борзая или муравьед. Это животное сохраняется на эмблеме XI нома Верхнего Египта. Сет также является богом и покровителем V нома (Два Бога). Он уподоблялся богу в XI номе, где позднее его заменили Гор и Хнум, а также в XIX номе (Скипетр, Уабу), где он изображался в виде остроносой рыбы. В прочих формах — Крокодила (VI ном), Белый Орикс (XVI ном).

В Раннединастический период и в начале Старого царства, Сет — бог-покровитель власти фараонов. Это представление впервые фиксируется в титулатуре фараонов II династии. Имя царя II династии Перибсена выписывалось в традиционном «серехе», увенчанном изображениями не столько традиционного Гора, сколько Сета; его преемник Хасехемуи помещал над своим именем обоих богов. Имя Джосера — Сену (Snw), буквально переводится как «Два брата», т.е. Гор и Сет.

Во II Переходный период Сет был избран объектом почитания гиксосами в их столице Аварисе (егип. ḥw.t wr.t, Hut-waret, греч. Αὔαρις, совр. Телль эд-Даба); здесь он ассимилировал культ финикийскогоClip (479x651, 57Kb) бога Баала. О том, что Аварис был центром культа бога Сета вполне определенно повествуется в известной сказке о ссоре между гиксосским царем Апопи, сидевшим в Аварисе, и правителем Фив Секененрой. В сказке говорится:

«Царь Апопи — да будет он жив, невредим и здрав — сделал Сутеха своим владыкой и не служил никакому другому богу по всей стране, исключая Сутеха. Он построил [ему] храм отличной работы, навеки, рядом с царским дворцом Апопи — да будет он жив, невредим и здрав — и появлялся ежедневно [в храме], чтобы приносить жертвы Сутеху, а вельможи … несли венки цветов, как это делается для храма Ра-Харахти».

Сет особенно почитался Рамессидами — правителями XIX и XX династий (14-13 вв. до н.э.), двое из них даже носили в его честь имя Сети (Сети I, Сети II). Рамессиды часто ссылались на Сета, как на владыку воинской доблести, смелости. Один из полков Рамсеса II в битве при Кадеше был также назван в его честь. Некоторые храмовые рельефы показывают Сета обучающим фараона стрельбе из лука и вообще воинскому искусству.

Цари XIX династии чувствовали особую связь с культом бога Сета, причем это была семейная традиция, восходившая к очень отдаленным временам. Неоднократно высказывались предположения, что предки Рамсеса I каким-то образом связаны с гиксосскими правителями Египта, как известно почитавшими Сета, или с тем слоем азиатов,Сетх (322x454, 29Kb) которые остались в долине Нила после изгнания гиксосов и были ассимилированы местным населением.

Восторженное описание резиденции Рамсеса II (в Пи-Рамсесе) сохранилось в папирусах Анастаси II и Анастаси IV. В обоих папирусах говорится, что западная часть Пи-Рамсеса представляет собой «поместье Амона», а южная — «поместье Сета» (Анастаси II, 1, 4; Анастаси IV, 6, 4). Итак, Сет упоминается наравне с великим Амоном. Сам Рамсес II уподоблялся Сету. В сознании египтян Сет, несомненно, был великим божеством Египта. Во времена того же Рамсеса II, как показали раскопки П.Монте, главными богами в Танисе были Амон, Ра, Пта и Сетх (Сутех), причем в текстах они названы богами Рамсеса II.

От грандиозных храмов Сета в Пер-Рамсесе и Танисе остались лишь развалины. Вероятно, аллеи к этим храмам украшались не сфинксами, а изображениями сидящего животного Сета, под подбородком которого стоит фигура правящего царя. Одна такая статуя эпохи XIX династии хранится в собрании египетского музея в Каире. Знаменитое изображение бога сохранилось в скульптурной группе Гора и Сета, возлагающих короны на фараона Рамсеса III; памятник происходит из заупокойного храма последнего в Мединет Абу (Фивы). В Пер-Рамсесе существовало грандиозное празднество юбилеев «эры Сета»; стела «400-летия эры Сета» была воздвигнута здесь Рамсесом II.

Начиная с III Переходного периода (ок. 800 г. до н.э.) отношение к Сету начинает меняться. Если ранее он воспринимался как противоречивое, амбивалентное божество, то теперь он стал символизировать силы зла. В эту эпоху некоторые его статуи были разбиты или переделаны в изображения других богов. С VIII в. до н.э. Сет отождествляетсяOryx (221x234, 13Kb) с Апопом и упоминается только как злое божество. При последних династиях Сет как бог-покровитель завоевателей ассоциируется с персидским игом, его изображения уничтожаются, а иероглифы осла, жирафа и других животных Сета рисуются с вонзёнными в спину ножами. Со времени Позднего царства к празднику G_sa (226x341, 17Kb)Осириса относится ритуал, при котором «осел Сета» закалывается копьем. В Бусирисе удовлетворялись символической жертвой, когда образ осла печатали на жертвенных лепешках. Чтобы сделать безвредной тифоническую силу этого животного, иероглиф «осел» изображался с ножом, вонзённым ему в загривок.

Согласно Плутарху, день рождения Сета — третий предновогодний день — считался в Египте несчастливым: фараоны не занимались в этот день государственными делами, не принимали ответственных решений и никого к себе не допускали. СетGor (170x221, 12Kb) изображался в виде стилизованного животного с длинными ушами, обычно красноглазого и с красной гривой, или в виде человека с головой такого животного; реже — в виде крокодила, гиппопотама или змея. В эпоху Птолемеев особую популярность приобрели мистерии Гора в Эдфу, детально рассказывающие о повержении и уничтожении теперь уже ставшего ненавистным рыжеволосого бога песков пустыни. Плутарх в трактате «Об Исиде и Осирисе», рассказывая об отношении египтян к Тифону (Сету), повествует следующее:

…«силу Тифона, сломленную и ослабленную, но еще бунтующую в агонии, унимают и усмиряют всевозможными жертвами. И, напротив, в определенное время, в праздники, египтяне, глумясь, унижают и оскорбляют рыжих людей, а жители Копта, например, валят с ног осла, потому что Тифон был рыжийSth_b (216x406, 17Kb) и это — ослиный цвет. Бусириты же и ликополиты совсем не пользуются трубой, потому что она ревет как осел. И вообще считается, что из-за сходства с Тифоном осел — животное нечистое и колдовское, и египтяне, приготовляя в месяцы Пауни и Фаофи к празднику жертвенные лепешки, вылепляют на них изображение связанного осла. А при совершении обрядов в честь солнца они предписывают священнодействующим не носить на теле золотых вещей и не давать корма ослу».
«Египтяне, считая, что Тифон был красным, приносят также в жертву рыжих быков, при этом осмотр они производят так тщательно, что, если попадется хоть один белый или черный волос, они считают животное негодным: правильно отобранная жертва должна быть не любимой богами, но ненавистной им, поскольку она приняла в себя души нечестивых и неправедных людей, переселившиеся в другие тела. Поэтому египтяне призывали на голову жертвы проклятия и, заколов ее, раньше бросали в реку, а теперь отдают чужеземцам»…

О том же свидетельствует и Диодор Сицилийский в своем трактате «Историческая библиотека»:

«Рыжих быков решено приносить в жертву из-за того, что такого цвета был Тифон, злоумышлявший против Осириса и наказанный Исидой за убийство мужа. Говорят, что в древности и людей, похожих по цвету волос на Тифона, по царскому приказу приносили в жертву перед гробницей Осириса»…

Ритуальные практики, направленные на уничтожение Сета, известны еще с эпохи Древнего царства. Впервые такие ритуалы фиксируются в «Текстах пирамид», где включенность Сета в формировавшийся осирический цикл мифов предопределила негативизацию его образа. Посмертное воскресение царя, отождествлявшегося с Осирисом, предполагало необходимость проведения защитных действий, которые переносились и в ритуальную практику. Одной из главных форм уничтожения, которая будет применяться к Сету в последующих ритуалах — это расчленение его тела:

«Осирис-Мерира, принесен тебе убивший тебя (Сет), используй нож его; Осирис Пепи этот, принесен тебе убивший тебя, разрежь три раза»
(Pyr. 1337c-d: Wsir Mry-Rˁ inw n.k zmȝ kw ir nm.f Wsir Ppy pn inw n.k zmȝ kw šˁ m sp 3)

В изречении 580 описывается принесение красного жертвенного быка, которого в данном контексте можно идентифицировать как Сета:

«Отец, Осирис Пепи, поразил я для тебя (того), кто поразил тебя в качестве быка; зарезал я для тебя (того), кто резал тебя в качестве быка; убил я для тебя (того), кто убил тебя в качестве быка…; отрезал я голову его, отрезал я хвост его, отрезал я руку его, отрезал я ноги его… Ешь, ешь красного быка для плавания по озеру»…
(Pyr. 1544 a-c, 1545 c-d, 1550 a: it Wsir Ppy ḥwi n.k ḥwi tw m iḥ zmȝ.n(i) n.k zmȝ ṯw m zmȝ ngȝ n n.k ngȝ ṯw m ngȝ… šˁ n tp.f šˁ n sd.f šˁ n ˁ.f šˁ n rdwy.f… wnm wnm iḥ dšr n nḫmt š…)

Это обряд жертвоприношения, в результате которого отдельные части тела быка в качестве еды преподносятся различным богам (Pyr. 1546-1549). Однако несомненно, что этот обряд имеет также и магическое значение, в результате которого уничтожается враг умершего, отождествляемого с Осирисом.

Папирусы Louvre 3237 и Louvre 3239 птолемеевского времени изображают Сета в образе змеи. Папирусы представляют собой описание защитного ритуального обряда. Ниже текст из Louvre 3239.

Это он подобен Сету, «Яростному»,šw mi Stš pȝ nšny
урею, змее коварной.i(ˁ)rt ḏdft bint
Вода во рту которого (яд) в качестве пламени. Тот, кто приходит,mw m rȝ.f m ḫt pȝ nty m iw(t)
(причем) лицо его обращено с враждебностью, глаза его окружены iw ḥr.f ḥs iw irtyfy inḥw
ложью. Совершено зло великое в качествеm grg ir ḳn ˁȝ m
повторения подобно тому, (что) сделал он деяние свое против Осириса раньше,wḥmy mi ir.n.f irt.f r Wsir tȝ
когда сделал он (Сет), (так что) он (Осирис) утонул при погружении в воду,ḥȝt m-ḏr di.f mḥ.f ḥr mw ḏȝt
(а) члены его все (были) разрублены.ḥˁw.f nb pšt
Поднимись! Обрати лицо свое позади себя! (поверни назад)ms(n) ḥw.k ṯw imy ḥr.k n ḥȝ.k
Сет, урей, змеяStš irt ḏdft
коварная, вода (яд) в устах его, в пламени (жжёт как огонь). Не приблизишься ты к телу бога!bint mw m rȝ.f m ḫt nn tkn(.k) r ḥˁw nṯr
Это ты, сделавший говорение против четырех черепковntk ir ḏd r tȝ 4 dbwt
из глины, которые находятся в храме великом Гелиополя (и) два из нихn ṯḥnw nty m ḥwt-ˁȝ m Iwnw 2.t n-imw
будут разбиты сегодня. Ударили они голову твою,st m pȝ hrw ḥww tp.k
предотвратили они речь твою, уничтожили ониsȝww ṯswt.k sḥtmw
ба твое в месте твоем всяком, закрыли ониbȝ.k m st.k nbt šriw
глаз твой, запечатали уста твои. Убитirt.k ẖtmw rȝ.k zmȝw
ты. Умираешь ты вtw.k mwt.k m
месте укрытия твоего. Не приблизишься тыst bȝbȝw.k nn ẖnw.k
для лицезрения бога великого. Приди, поднимайся,ir mȝȝ nṯr ˁȝ mi ṯs tw
Осирис Хентиаментиу! Смотри, палиWsir Ḫnty-imntyw mk sḫr
мятежники (4 раза) в атаке твоей против меня (2 раза).sbiw sp 4.m ȝt.k r.i sp 2
Буйно (2 раза) в атаке твоей против меня. Болезнен ḳȝ sp 2 m ȝt.k r.i mḥr
час в атаке твоей против меня, (?) в атаке твоей против меня. Атака твоя против Сета,ȝt m ȝt.k r.i (?) m ȝt.k r.i iw ȝt.k r Stš
урея, того, чья вода в устах в качестве пламени вместе с последователями его, то есть «называемыми» теми, кого повергаетirt mw m rȝ.f m ḫt ḥnˁ zmȝw.f kȝ ḫsf st
Ра относительно их. Приди, поднимайся, Осирис-Сепа! Смотри, пали мятежники (4 раза). Rˁ ḥr.sn mi ṯs tw Wsir-Spȝ mk sḫrw sbiw sp 4

Здесь необходимо обратить внимание на одну деталь, Сет (согласно тексту ритуала) подлежит полному уничтожению. Как сообщается в папирусе Louvre 3239, Сета убивают (zmȝw) и он умирает (mwt) после проведения обряда. Представление о Сете как о «мертвеце» становится, по-видимому, важным политико-религиозным представлением эпохи Позднего периода. Сет уже не полноправный член египетского пантеона богов, а демон, которому отказывается в погребении и чьи сущности должны быть уничтожены без возможности восстановления. В религиозных и ритуальных текстах предшествующих периодов это представление о полном уничтожении Сета отсутствовало, поскольку Сет являлся богом, с чьей силой необходимо было считаться. Теперь же Сет представляет опасную и деструктивную силу, которую необходимо побеждать. В этом отношении образ Сета, сложившийся к середине I тыс. до н.э. можно сравнить с образом змея Апопа, против которого также проводились магические ритуалы, направленные на его уничтожение. Образ Сета, называющегося, к тому же в тексте папируса змеей (ḏdft), определенно начинает тяготеть к уподоблению с Апопом, который, как известно, представляет опасность не только для миропорядка, но и для умершего в загробном мире.

Ниже фрагмент еще одного магического текста с описанием защитного «ритуала четырех шаров» (папирус MMA 35.9.21).

Сделайте защиту его (Осириса) навечно подобно Ра. Дадите вы горячее дыхание вашеiry.tn zȝ.f r nḥḥ mi Rˁ rdit.tn hh.tn
в качестве пламени против Сета подлого с последователями его.m ḫt ir Stš ẖzw ḥnˁ zmiw.f
Отвратите вы его (Сета) от мест всех, в которых находится Осирис.ˁmḏ.tn sw r bww nbw nty iw Wsir imy
Отрежете вы голову его, уничтожите вы ба его, предадите мясо его,ḥsḳ.tn tp.f sḥtm.tm bȝ.f rdit.tn iwfw.f
кости его, ба его пламени. Не допустите вы внутренности его в места все,ḳsw.f bȝ.f ḥr ḫt nn rdit.tn ẖnw.f r bww nbw
в которых находится Осирис, когда он оживляет вас, когда упрочняет он плоть вашу.nty iw Wsir imw sˁnḫ.f tn srwḏ.f ḥˁw.tn

Основная цель последовательности этих магических действий заключалась в том, чтобы уничтожить все сущности врага. В ходе ритуала происходило уничтожение головы, тела, костей Сета, которые сгорали в ритуальном пламени. Сет должен был погибнуть вместе «с именем своим и образом своим» (ḥnˁ rn.fḳd.f).

Рыбы тоже считались нечистыми существами и соотносились с Сетом. По словам Плутарха, народ верил, что лепидот (нильский карп), оксиринх (мормирус) и фрагос (вид леща) съели фаллос разорванного на куски Осириса. Поэтому в определенные праздничные дни рыб также приносили в жертву, этих тифонических животных сжигали или затаптывали.

Культовые центры Сета: в Раннединастический период — Омбос и область в Низовье севернее Гелиополя. Позднее также — Гипсель (в XI верхнеегипетском номе), Су (в Фаюмском оазисе), Коптос. СвященныеS_ms (454x296, 22Kb) животные: сокол, осёл, антилопа, крокодил, гиппопотам, кабан, жираф, бык, змея. Цвет Сета — цвет пустыни — рыже-красный, Зодиак Бругша (159x76, 13Kb)сторона света — юг, растения — салат-латук, дыни и арбузы, часть тела человека — семенники. Планета Меркурий (Сетх эм уха нечер эм дуаит — «Сет в вечерних сумерках, Бог в утренних сумерках») считалась небесным образом бога Сета, изображалась в виде сокола со змеиной шеей и головой Сета. Другой астрономический объект, связанный с Сетом — Месхетиу (Msḫtyw) — созвездие Большая Медведица. Название переводят как «Тот, кто не знает гибели», т.е. никогда не опускается за горизонт. Другое название этого созвездия — «Бычья нога» (Ḫpš, хепеш), принадлежащая Сету, которую Гор (одолев Сета в образе быка) отсек, и забросил в приполярную область небесной сферы. Бедро быка стережёт Изида Хесамут («Изида, Мать Грозная»), в образе «Великой Гиппопотам», в сопровождении крокодилов.

«Что до этой передней ноги Сетха, то она в северной части неба, привязанная к кремниевым столбам золотой цепью. Вверено было Исиде-Гиппопотам, после того, как он (Хор) отрезал его (Сета) переднюю ногу, он бросил ее в середину неба, поставлены боги хранить ее, Переднюю Ногу северного неба, и Великая Гиппопотам держит ее так, что она не может двигаться среди богов». (Книга Дня и Ночи)


http://gnozis.info/?q=node/1255
Heruifi.jpg
Seth.jpg
Метки:  

vissarion   обратиться по имени Понедельник, 06 Апреля 2015 г. 12:59 (ссылка)
_______________________________
s_msh3 (700x415, 83Kb)
1. Созвездие Месхетиу (Большая Медведица), Храм Хатхор в Дендере.

_______________________________

s_hsb (238x698, 14Kb) s_hs (446x699, 29Kb)
2. Бронзовая статуэтка сокологолового Гора в короне пшент, попирающего изображение антилопы орикс, символ Сета. 712-332 до н.э. Лейденский музей, Нидерланды.
3. Бронзовая статуэтка Гора в короне хемхемет, попирающего изображение антилопы орикс, символ Сета. Поздний период Птолемеев, 664-30 до н.э. Музей Метрополитен (The Metropolitan Museum of Art), Нью Йорк.

_______________________________
Ответить С цитатой В цитатник
vissarion   обратиться по имени Сутех хеттов Воскресенье, 17 Января 2016 г. 12:42 (ссылка)
__________________________
«Важным документом для суждения о хеттской религии, равно как и для изучения политической истории хеттеев, является договор Хета-Сира, заключенный с Рамзесом II. В этом договоре говорится о том, что цари Кхета и Египта обязывались не переходить со своими войсками границ друг друга, не начинать войны в случае каких-либо недоразумений, поддерживать своими войсками друг друга в борьбе с врагами, а все, что было написано на серебряной таблице договора, одобрено союзом богов, божествами мужскими и женскими, божествами земли египетской. Они свидетельствовали о твердости этих слов, которые они одобрили.

Сутех города Тунепа; Сутех города Кхета; Сутех города Арнема; Сутех города Царанда; Сутех города Пилька; Сутех города Кхизазара; Сутех города Сарту; Сутех города Кхилип (Алеппо); Сутех города Сарпина; Астарта страны Кхета; Бог страны Цаият — Кхири; Бог страны Ка; Бог страны Как; Бог страны Кхер; Богиня города Акх; Богиня страны Цаина.

Как видно из приведенной таблицы, главным божеством хеттеев был Сутех.» (С.С.Глаголев «Очерки по истории религий»)
___________________
Вообще-то не очевидно, что Сутех (Сет) был «главным божеством хеттеев». Верховным божеством мог почитаться и Тешуб (Тишуб-Тарку). Более вероятно, что Сутех выполнял функцию хранителя города. Обычно, Сутех предстаёт как бог войны, сопоставимый с греческим Аресом или римским Марсом. Поэтому неудивительно, что договор о военном сотрудничестве подкреплён клятвой воинственным богам, защитникам и покровителям воинов.
__________________________
Ответить С цитатой В цитатник
vissarion   обратиться по имени Сет в образе черепахи Пятница, 04 Августа 2017 г. 16:31 (ссылка)
Ниже заклинание против Сета, в начале года, перед разливом Нила, из «Книги отражения зла» (с.158).

«[Да] не выпьет черепаха Нил, [Не выпьет черепаха воду,] и воды иссушатся. [и река сделается сухой.]» (Urk. VI. 123. 15-18: imi sẖbw štw Ḥˁpi [bw iri tȝ štw swr pȝ mw] wšr nwy [mtw pȝ itrw iry šwi]).
Ответить С цитатой В цитатник
Комментировать К дневнику Страницы: [1] [Новые]
 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку