Продолжаю серию "Секреты литературы". И в сегодняшней статье хотела бы разобрать вопрос от моих читателей, который несколько раз уже повторялся: как (технически) писать рассказ, чтобы он хорошо выглядел и хорошо читался?
Сама я начинала как раз с рассказов, и могу с полной ответственность сказать: короткую форму писать не легче, а тяжелее, чем длинную! Не в последнюю очередь и поэтому начинающие писатели чаще всего стремятся создать сразу "роман" (беру в кавычки, поскольку жанрово у них скорее получается большущая повесть).
Ибо в романе можно размазывать сюжет, который вы не можете внятно и коротко рассказать, по двумстам страницам, можно постепенно создавать характер героя, если он сразу почему-то не вырисовался, можно выражать главную мысль десятью способами, и на одиннадцатом читателя наконец осенит, и он поймет, к чему это вы ведете. Собственно, ничего этого нельзя делать в рассказе, поскольку за все про все у вас несколько страниц, на которых надо и внятно представить героев, и внятно донести главную мысль, и еще позаботиться о том, чтобы это все не было сухо... И все твои огрехи сразу на виду, их не утопишь в куче текста: это в романе героя можно в начале назвать Васей, а в конце - Валерой, и процентов 50 читателей не заметит, потому что к концу уже подзабудут и как и их самих-то звать. А уж если у вашего героя волосы вначале русые, а потом рыжие - этого обычно вообще никто не замечает. А в рассказе - заметят.
Неудивительно, что при таких жутких условиях у неопытных авторов рассказы скорее похожи на эссе. То есть в них описывается какое-то состояние, может быть, идут какие-то философские рассуждения, но законченного сюжета обычно либо не бывает, либо он вдруг резко обрывается на середине. Попробую, как обычно, составить несколько пунктов того, что важно помнить, если вы хотите написать именно хороший рассказ (не эссе!).
1) Рассказ происходит от слова "рассказывать", то есть в основе его должен лежать интересный случай, увлекательная история с началом, серединой и концом. Все ружья, которые вы повесили на стену в первых строках, должны выстрелить, все конфликты разрешиться ровно так же, как в романе, только в десять раз быстрее.
2) Тем не менее, сюжеты рассказа и романа не могут быть идентичными. Распространенная ошибка - когда автор пытается запихать "Войну и мир" в пять страниц, и в результате получает что-то типа текстов в кратком изложении, которые выручают несчастных школьников в минуту жизни трудную, перед экзаменами и контрольными: "Была семья Безуховых, у них умер отец, а все досталось Пьеру, а была семья Болконских, у них там князь Андрей, который хотел славы, и беременная усатая женщина, его жена, а он ее не любил, а была еще семья Ростовых, а у них была Наташа, которая вначале играла в игрушки, а потом поцеловала Бориса, а еще там была Соня, и Петя, который потом вырос и погиб, и Николай, который вырос, не погиб и женился на некрасивой княжне Марье Болконской..." Короче, количество имен и событий, которые можно упоминать на страницу без взрыва мозга, примерно одинаковы и в короткой, и в длинной форме. Поэтому в рассказе и героев, и событий должно быть просто меньше.
3) Кстати о событиях: глобальность и эпичность в форме рассказа смотрятся обычно плохо. Может, и не как пересказ "Войны и мира" в кратком изложении, но примерно как цитата из раздела "сюжет" в статье Википедии об очередном фильме-катастрофе. "После того как люди веками забывали выключить свет в туалете и пользовались полиэтиленовыми пакетами, природа ополчилась на них. Поднялись ураганы, бури, смерчи. Северный полюс столкнулся с Южным, В Америке снесло Статую Свободы, а в Москве - Кремль, в одном полушарии началось глобальное потепление, а в другом - Ледниковый период. Кстати, именно в это время кто-то из стран под шумок кинул ядерную бомбу, поэтому на улицах городов появились радиоактивные зомби. Наш герой, простой парень с огромными мускулами и набором разного красивого оружия, хочет выжить в этом хаосе"... В общем, про глобальные события пишите с осторожностью: пусть они будут где-то в экспозиции, за кадром: например, у нас сразу есть мир после катастрофы, и больше ничего ново-катастрофного не происходит.
4) Изложение в рассказе желательно вести от одного устойчивого лица. Перескакиванье с персонажа на персонажа, периодическая смена третьего лица на первое и проч хороши для романов, но в рассказах должно использоваться с осторожностью, только как специфический прием.
5) У рассказа должна быть завязка, кульминация и развязка, как и у любого произведения. Если вы не придумали, как закончить, и оборвали конец в надежде, что читатель сочтет это загадочной недосказанностью, оставьте надежды: именно в жанре рассказа неумение строить композицию или незнание, что дальше делать с сюжетом, видно как на ладони. Что делать, если вы действительно не знаете, чем закончить? Просто не пишите, пока все не продумаете. Крепкий, четкий сюжет держит рассказ, как скелет.
6) У рассказа, как и у романа, и у повести, должен быть хотя бы короткий, но план, включающий героев (с коротким описанием их характеров), самой коллизии (что случилось и почему), вариантов развития и развязки (иногда их может быть несколько, потом по ходу написания выбирается подходящий), а также, ОБЯЗАТЕЛЬНО, та самая главная мысль, ради которой вы затевали этот рассказ. Про главную мысль мы писали раньше, повторяться не будем, но сформулирована она может быть очень просто и незатейливо: "Нельзя быть равнодушным к чужим несчастьям, это приведет к беде" (Чехов, "В аптеке"), "Смерть всех уравняет" (Бунин, "Господин из Сан-Франциско") и др. Главную мысль нигде не надо писать - ее надо выражать посредством всего текста.
7) Черты личности героев в рассказе стоит подавать в относительно концентрированном виде: то есть немного более утрированно, чем в повести и романе. Аналогично нужно резче разграничивать манеры речи, если вы хотите, чтобы ваши герои хорошо запоминались и отличались друг от друга. Следите, чтобы они говорили не только пользуясь разными словечками, но и даже желательно с разной длиной предложений. Не стесняйтесь вводить яркие детали и характеристики, а вот имена особо выдумывать не обязательно: лысый коротышка и бледный юноша в очках гораздо лучше разграничиваются в сознании, чем два каких-то имени, пускай даже оригинальных типа Елизар и Калистрат, которые читатель увидел только что и не имеет возможности как следует запомнить из-за длины произведения.
8) И, наконец, поговорим про обязательную, на мой взгляд, вещь при написании рассказов. Каждый рассказ должен иметь свою "изюминку". Заключаться она может в чем угодно: в очень оригинальной основной идее, в неожиданной развязке, в очень проработанном и привлекательном образе главного героя (вспомним рассказы о Шерлоке Холмсе), в специфическом стиле написания, в интересной форме (рассказ в письмах, например) и т. д. В общем, нужно придумать что угодно, но чтобы рассказ чем-то выделялся на фоне кучи произведений на ту же тематику: не формой, так содержанием, не содержанием, так оригинальным языком.
Мои рассказы, опубликованные в разных журналах и написанные по этим самым правилам, можно прочесть вот здесь:
http://divcot75.wixsite.com/books/news-and-events