-Музыка

 -Подписка по e-mail

 

 -Поиск по дневнику

Поиск сообщений в visionary2007

 -Сообщества

Читатель сообществ (Всего в списке: 4) ИМЯ_МОЕ_ЛЕГИОН АРТ_АРТель РОДНО-верие Science_Fiction_Art

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 03.10.2006
Записей: 856
Комментариев: 1343
Написано: 3851


РАССЕЛЕНИЕ ВЯТИЧЕЙ И КЛОНЫ РУССКИХ ГОРОДОВ

Понедельник, 05 Января 2009 г. 19:35 + в цитатник

РАССЕЛЕНИЕ ВЯТИЧЕЙ И КЛОНЫ РУССКИХ ГОРОДОВ

 

"Наиболее показательным фактом переноса старых названий служит пример переселения города Переяславля. Он переселялся дважды и из одного города стало аж три."

"Подобное происходило и с городом Галичем-Волынским. Сохранившись на старом месте на Волыни, он трижды повторился на новом месте в Kocтромской земле, дав имя двум городам — Галич и Солигалич (Соль Галицкая) и Галицкому озеру. Оба Галича сохранили за собой титулы столиц княжеств. "

"Заднепровский Котельнич был разрушен смерчем в 1143 г. Согласно летописи: «бысть буря велика ака же не была николи же около Котельниче и разноси хоромы и товар и клети и жито реши яко рать взяла и не остался у клятях ничего же...». Спустя некоторое время после описанного события черемисский Кокшаров и стал Котельничем.

Напрашивается мысль, что после разрушения Заднепровского Котельнича его жители мигрировали на новые восточные земли, дав Кокшарову имя своего города,оставленного за Днепром в Волынском княжестве.

Почему-то забыли историки, что в тот период (X—XII вв.) очень многие приднепровские города Киевской Руси переселились на новые земли. Переселяясь, города и даже реки сохраняли свои названия на новых местах."


Борис Кисельников

УБЕЖИЩЕ ДРЕВНИХ БОГОВ

 


"В истории русской
нет ничего темнее
истории земли Вятской".
Н. КОСТОМАРОВ

Не хотят историки однозначно четко и ясно признать, что Вятская земля и вятичи неразрывно связаны с племенем вятичей, пришедших на реку Нукрат (Серебряную) из Киевских земель в X — XII вв. и назвавших реку своим племенным именем Вятка, что значит Великая, а земли, прилегающие к этой реке, — Землей Вятской.

 (227x400, 78Kb)

001
Реконструкция (по методу Герасимова) облика славянской женщины по черепу, из захоронений в районе поселения вятичей.


Не очень что-то любят историки вспоминать о реке Нукрат и первых городках Болванском и Кокшарове (Котельниче).

Весь путь миграции вятичей (вендов — венедов) с Дуная от крепости Виндебож (современная Вена) на побережье Днепра в VI—VIII вв. и далее на северо-восток — земли черниговские, брянские, рязанские, московские, суздальские и ярославские, и далее черемисские и вотятские (IX—XII вв.) подробно и убедительно исследовал и описал писатель Владимир Чивилихин в книге «Память».

 

 (699x451, 121Kb)

002
Места поселений вятичей и других славянских народов.


----------ДВА ГОРОДА КОТЕЛЬНИЧА

С упорством, достойным лучшего применения, местные историки протаскивают мнение, что г. Вятка (Хлынов) старше Котельнича, что Котельнич исторический на Украине, а наш — простое совпадение.

Но так ли это?

Заднепровский Котельнич был разрушен смерчем в 1143 г. Согласно летописи: «бысть буря велика ака же не была николи же около Котельниче и разноси хоромы и товар и клети и жито реши яко рать взяла и не остался у клятях ничего же...». Спустя некоторое время после описанного события черемисский Кокшаров и стал Котельничем.

Напрашивается мысль, что после разрушения Заднепровского Котельнича его жители мигрировали на новые восточные земли, дав Кокшарову имя своего города,оставленного за Днепром в Волынском княжестве.

Почему-то забыли историки, что в тот период (X—XII вв.) очень многие приднепровские города Киевской Руси переселились на новые земли. Переселяясь, города и даже реки сохраняли свои названия на новых местах.

---------ТРИ ПЕРЕЯСЛАВЛЯ

Наиболее показательным фактом переноса старых названий служит пример переселения города Переяславля. Он переселялся дважды и из одного города стало аж три.

 (592x379, 29Kb)

003
Переяславль-Залесский.


Переяславль-Хмельницкий на р. Трубеж известен с 906 г., с XI в. как центр Переяславского княжества.

Позднее появляется в 1095 г. Переяславль-Рязанский (теперешняя Рязань) и, заметьте, тоже на р. Трубеж. Город был основан Ярославом Святославичем, князем Киевской Руси. Как и на прежнем месте, Переяславль-Рязанский - столп княжества.

В 1152 г. появляется третий Переяславль-Залесский в Ярославской земле, и тоже в ранге столицы Переяславль-Залесского княжества, и этот "третий Переяславль" тоже находится на реке Трубеж. И озеро получило название Переяславское (теперь Плещеево).


------------ТРИ ГАЛИЧА


Подобное происходило и с городом Галичем-Волынским. Сохранившись на старом месте на Волыни, он трижды повторился на новом месте в Kocтромской земле, дав имя двум городам — Галич и Солигалич (Соль Галицкая) и Галицкому озеру.

Оба Галича сохранили за собой титулы столиц княжеств.


----------СКОЛЬКО БЫЛО НОВГОРОДОВ?


А сколько Новгородов было в истории (от Новгорода Волынского до Нижнего)!

Вернемся к Котельничу.

Те, кто считает, что он возник в XV в., ссылаются на отсутствие древних находок при раскопках городища. Но надо иметь в виду, что современное расположение города не первое.
Археологам известны еще два городища вверх по течению Вятки и одно ниже по течению. Два верхних городища Ковровское и Спицынское, глубоко не исследованы.

Можно предположить, что в давние времена город располагался в северном направлении выше по течению реки — при впадении Моломы в Вятку. А соединение этих рек в древности было иным.

Известно, что многие древние города строились при двух и более реках. И расположение свое меняли вследствие изменения русла Вятки.

Многие города со временем по разным причинам меняли расположение. К примеру, Рязань и Оренбург.

------ГДЕ ПРОТЕКАЛА РЕКА ВЯТКА?

Согласно картам, река Вятка, от городов Орлова до Котельиича, еще столетие назад имела совсем другое русло, о чем свидетельствуют оставшиеся протоки, старицы, озера, бывшие извилинами реки.

А где же было русло реки Вятки 500 - 800 лет назад?

-------ЗАГАДКА ГОРОДА БОЛВАНСКИЙ

Несколько выше теперешнего слияния рек Моломы с Вяткой есть деревенька Болванская. Не тот ли это легендарный городок Болванский, упомянутый в древних источниках?


Названия поселений долго держатся в людской памяти. Однако люди часто возвращают поселениям старые названия. Ближайший пример: Вятка-Хлынов-Вятка.

Прежние летописи относят городок Болванский на место теперешнего с.Никульчино в верховьях реки Вятки.

Но, при проводившихся там раскопках следов древнего города не нашли. Историки, подвергающие сомнению свидетельство Вятского летописца ("Повести о стране Вятской"), тем не менее продолжают относить Болванский на место с. Никульчино.

Логики вроде бы нет. Отсутствует логика и в открытии Болванского. Якобы, ушкуйники (речные люди), достигнув по Волге и Каме реки Чусовой, оттуда по суше(?) через леса и болота пошли в верховья Вятки и обнаружили там самый значительный культурный и религиозный центр с каменными и деревянными идолами — городок Болванский. По летописи, новгородские ушкуйники, придя на Вятку в 1174 г., приступом взяли городок Болванский, капище черемисов со множеством идолов.

Но аборигены Черемиса и вотяки никогда не ставили ни каменных, ни деревянных идолов. Они поклонялись ветру, солнцу, деревьям, камням.

Город Болванский (от слова "болван" - идол) мог быть только славянским — т.е., вятичским городом. Не мог также Бованский находиться в верховьях Вятки (в Слободском районе), на землях вотяков, так как летописец увязывает его с черемисами, ареал расселения которых совсем другой. Они размещались на юго-западе Вятки, к югу от Котельнича - Кокшарова.

Что же касается пешего перехода ушкуйников с Чусовой на Вятку (согласно преданию), то трудно представить, чтобы привыкшие к ладьям - "речные люди" двинулись без дорог, через леса и топи, на такое огромное расстояние. Достаточно взглянуть на карту и понять, что такое совершить непросто и в наши дни.

Если считать, что Болванский — город славян, но на землях черемисов (а северная граница их расселения приходилась на Кокшаров — Котельнич), то логично предположить, что Болванский и Кокшаров — один и тот же город.

Вероятно, основали его первые вятичи из Киевского Заднепровья, перетащившие оттуда своих идолов и основавшие в новых землях свой первый культурно-религиозный центр. Вот откуда на реке Нукрат оказался городок Болванский.

Можно предположить также, что племена черемисов временно вытеснили первых переселенцев — вятичей из Болванского и назвали его своим черемисским именем Кокшаров, пока, в свою очередь, не были изгнаны второй волной вятичей в 1181 г. Вот тогда-то Болванский — Кокшаров и стал Котельничем.

--------ИСТОРИЯ С "БОЛВАНАМИ"

Историю с "болванами"-идолами попробую развить глубже.

Историки знают о Тмутараканском идоле (из "Слова о полку Игореве") и о Вятской золотой бабе.

Напомню коротко что осталось в истории и памяти.
В энциклопедии С.Н. Южакова (изд 1903 г.) слова - "болван" - "болванский" (идол) увязаны только с тремя местностями, это:
-болван Тмутараканский,
-городок Болванский на Вятке

и сочетания
-Болванская губа с Болванским мысом,
-речкой Болвановкой и
-вершинами гор Болвано-Ись

- все эти "болваны", находились к востоку от устья реки Печоры (названия на современных картах не значатся).

Случайна ли такая увязка всех упомянутых идолов?

Кто же не читал о Вятской золотой бабе? О том, как на Вятке в районе Котельнича местное население укрывало от посягательства христиан дорогую реликвию язычников —  золотую скульптуру женщины, у которой между ног появляется другая — новорожденная.

Спасая эту реликвию во времена Ивана Грозного (время завоевания Вятки Московией), ее перетащили вначале на Каму, а когда и там опасно стало хранить, уволокли эту Бабу на Северный Урал в устье реки Печоры под охрану шаманов, где ее следы и затерялись.

Побывавший в Вятской земле путешественник Зигмунд Герберштейн (1715, 1726) также упоминает о Золотой бабе, но отмечает ее нахождение в устье Оби. Но поскольку в повествовании он часто путается с расположением рек и городов, то окончательное местоположение Бабы не определено. Некоторые исследователи допускают, что ее от устья Печоры могли перенести за Урал к устью Оби.

--------------ВЯТИЧИ-ВЕНЕДЫ-ВЕНА (ВИНДЕБОЖ)

Впервые идолы упоминаются в Придунайской крепости Виндебож. Согласно исследованиям писателя-историка В.Л. Чивилихина, колыбелью южной ветви славян и их первым государственным обьединением являются земли по Дунаю.

Еще во II в. до н.э. по соседству с Римской империей находилась древняя Паннония, где в крепости Виндебож (теперь Вена) располагались древние храмы со множеством идолов, которым поклонялись славяне (венды — венеды). Это предки вятичей, само имя "вятичи", как доказано филологом А.А. Шахматовым, происходит от древнего названия «венто».

«Венто» — «вентичи» — «венды» — «венеды» — «вятичи» (в переходной транскрипции подробного исследования Шахматова и Арциховского).

Их столица Виндебож занимала господствующее положение на Дунае. Римляне не раз пытались завладеть этой крепостью. В 167 — 180 гг. н.э. римский император Марк Аврелий осаждал Виндебож, но не смог им овладеть, и в 180 г. н.э. умер под его стенами.

Распространяясь к северо-востоку от Дуная, венды — венеды (они же вятичи) к VI — VII вв. заселились на равнинах по Днестру, Днепру и далее по Дону и Оке. По сути дела, славянские племена стали наследниками скифов, ассимилировав местных аборигенов и сохранив племенные ареалы.

Киевская Русь сложилась из множества народностей (племен). Это поляне, древляне, вятичи, кривичи, дреговичи, радимичи, словене, северяне и др.

Одним из основных племен Киевской Руси были вятичи, потомки вендов — венедов. В пределах Скифии от Приднепровья до Волги они оказались великим племенем, основавшим великое русское государство.

Освоившись в Приднестровье и Приднепровье, вятичи в VII — IX вв. распространились на северо-восток, и в течение короткого времени земли к северо-востоку от Киева стали землями вятичей.

Пронск, Козельск, Брянск, Рязань, Москва, Ярославль, Владимир, Суздаль, Вятка — центры миграции вятичей.

Вятичи дольше всех восточных славян сохранили свое племенное имя. Даже сохранилось имя вождя вятичей — ВЯТКО.

Поляне последний раз упоминаются в летописях  в 944 г.,
древляне — в 990-м,
словене — в 1018-м,
кривичи —  в 1127-м,
дреговичи (древляне) — в 1149-м,
радимичи — в 1169-м,
северяне — в 1183 г.

Однако в «Слове о полку Игореве» все эти племена-сородичи уже не значатся. Как самостоятельные народности они исчезли. Из всех многочисленных славянских племен остались только вятичи!

Концентрируясь в I тысячелетии на среднем Днепре, в конце данного периода они стремительно мигрируют дальше к северо-востоку в верховья Дона, Оки, на Волгу и ее притоки.

Вероятнее всего, миграцию ускорило крещение Киевской Руси.

Вятичи, не признававшие князей и христианства, даже через 100 лет после крещения Киевской Руси Владимиром, в 1113 г. у города Серенска убили миссионера Киево-Печерского монастыря Кукшу, пытавшегося обратить их в христианство.

После принятия Киевской Русью христианства самое большое и мобильное из славянских племен двинулось на Оку, Волгу, Ветлугу (Вятлузу) и Вятку (в то время реку Нукрат).

-----------СВОБОДОЛЮБИВЫЕ ВЯТИЧИ

Вятичи упорно и крепко держались своей веры — язычества.

Известны они и своим свободолюбием. Покоренные Владимиром Красное Солнышко в 981 г., гордые вятичи тут же «заратишися», т.е. восстали, и Владимиру пришлось спустя время предпринять новый поход.

И другие князья еще не раз ходили на вятичей. В XII в. Владимир Мономах дважды ходил на это сильное и непокорное племя.

Вспомним еще, сколько раз впоследствии ходили «воевать» Вятку московские князья Василий II и Иван III.

Вятичи — язычники и идолопоклонники.

Убежденные в своей вере, поклонявшиеся Солнцу, Небу, Земле, Ветру, Лесу, они веками продолжали сохранять ее,избегая насильственного крещения.

Они верили своим богам — Перуну, Яриле, Купале и Даждьбогу. Оказавшись в переходный период на Оке, Жиздре и других реках Верхнеднепровья, освоили там города Черников, Козельск, Брянск, Карачев, перенеся туда своих идолов.

Языческий идол вятичей — "болван", грубо переделанный позднее вхристианский крест, стоит на музейном дворе в г. Козельске.

 (602x699, 72Kb)
004
Идол вятичей в музее г.Козельска.

Следующим этапом расселения вятичей стали все центральные области России: Брянская, Рязанская, Московская, Ярославская, Владимирская и др. Об этом свидетельствуют и раскопки захоронений того времени, характерные именно для вендов-вятичей.

Самые же предприимчивые вятичи ушли дальше на восток на новые земли.

Идеальным местом для обоснования оказались редко заселенные земли по реке Нукрат с аборигенами финно-угорской (черемисами и вотяками) группы со сходной религией (верой в силы природы).

Выбору нового места расселения вятичей послужил и тот факт, что oт христианского Киева эти земли на дежно прикрывало Булгарское царство (позднее — Казанское ханство).

Поскольку берега средней Волги и нижней Камы были плотно заселены булгарами, представляется, что вятичи просто обошли их, поселившись «за их спиной», на более свободных землях, сделав их и реку Нукрат своей новой родиной — Вяткой.

С тех пор земля эта и стала называться "Вятской Землей", а река Нукрат стала Вяткой (Великой).

Вероятно тогда же и один из притоков Вятки был назван рекой Великой (сейчас там знаменитый религиозный центр — село Великорецкое).

Скорее всего, и река Ветлуга (Вятлуза) до прихода вятичей имела другое название. "Ветлуга" и "Вятка" имеют один корень, а название Ветлуга созвучно с Вяткой луговой.
Поскольку Вятка заселялась не одним разом и годом, а в несколько этапов, возникли "белые пятна" в ее истории.

-------------ВЯТИЧИ И ВИКИНГИ

Исход вятичей с Днепра на северовосточные земли находит в последнее время еще одно обоснование.

Историки, занимающиеся вопросами происхождения русского государства, приходят к выводу, что в IX в. власть у коренной княжьей династии Свентояров отобрали норманны-викинги.

Традиционный путь "из варяг в греки" варягов-викингов позволил последним постепенно угнездиться при княжьем Киевском дворе в качестве наемных дружинников, что и позволило им захватить власть.

Впоследствии русская история была сфальсифицирована, и, заметьте, варяжские имена Аскольд, Дир, Рюрик (явно имена иноземные) вдруг внезапно исчезают.

В русской династии появляются совсем другие имена: Владимир, Борис, Глеб, Святослав!

По сути, норманны из Скандинавии, захватившие к тому времени побережье Англии, Франции, Средиземноморья и сам Царьград, были просто варварами-завоевателями. Для утверждения своей власти они силой крестили Русь, безжалостно уничтожая русскую веру и ее символов (идолов).

И когда христианство пришло на смену исконной вере, русы, в первую очередь венды-вятичи, побежали от новой религии подальше.


*     *     *

журнал "Природа и человек. XXI век", №10-2008

 

Рубрики:  Славянская культура
Русским! Узнай СВОЮ историю и культуру


Процитировано 15 раз
Понравилось: 3 пользователям

Аноним   обратиться по имени Среда, 04 Марта 2009 г. 17:39 (ссылка)
Смысл во всем этом есть, но кое-что не так. Существовал некий бродячий христианский (с начала 9 века) орден Вад (Третья группа русов - Арса). От него остались названия: Водь в Новгородской земле. Вятичи на Оке и Вятка. Этому много подтверждений.
Ответить С цитатой В цитатник    |    Не показывать комментарий
Alex_Weisman   обратиться по имени Понедельник, 13 Февраля 2017 г. 22:09 (ссылка)
Ушкуйники - Вольные Люди, некие аналоги "русских" Викингов, происхождение названия от плавательного средства Ушкуй, схожим с Драккаром Викингов, Драккар кстати украшала змеиная или драконья голова ! Ушкуй, с мокшанского Уше - Воля, Куй - Змей или Дракон, т.е. Ушкуй - Вольный Змей или Вольный Дракон ! Получается практически идеальный прямой перевод с мокшанского языка с наилучшей взаимосвязью по смыслу и с Вольными Людьми - Ушкуйниками и со Змеем-Драконом ! Проверяем, например из книги Евгения Кутузова "Варяги. Славяне. Русские". Вот текст с взаимосвязью со Змеем. "Ошкуй (ушкуй). "Ошкуем" называют белого медведя на севере, "ушкуем" - большую деревянную лодку, отсюда "ушкуйники" - новгородские речные грабители в XIV в. Их лодки назывались ушкуями потому, что носовая часть их была украшена фигурой медведя с оскаленной пастью. Фигура медведя на носу лодки - эволюция фигуры водного владыки, имеющего змеиный облик, с оскаленной пастью, - Ящера. В Новгороде Великом змеиный культ существовал до принятия христианства, а пережитки его были сильны в отдаленных местах и столетия спустя. Тем не менее церковные запреты на изображение идолов в конце концов брали верх, не желая рвать до конца с традицией, новгородцы за века видоизменили изображение Ящера в изображение оскаленной медвежьей головы. Название "Ящер" забылось, осталось параллельное название-эпитет "ошкуй" ("ушкуй"). Первый корень ош(уш) - видоизмененный ас/аш - "Змей". Второй корень - куй - разбирался в основном тексте, в главе о возникновении г. Киева. Его значение равнозначно древнегреческому "фалл". Эволюция изображений змеиных идолов в фаллоидную форму разбиралась в главе о змеиных культах. Изображение медведя из светлой древесины ассоциировалось с реальным северным белым медведем, в конце концов термин был перенесен на него."
Ответить С цитатой В цитатник
 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку