Славянская мифология и знаки европейского гороскопа.
Древние славянские праздники и мифы могут по-своему объяснить название тех или иных знаков Европейского гороскопа. Славянская мифология не менее интересна мифологии греческой или римской, к тому же первична по отношении к ним.
Сравнительная таблица европейского и славянского (Коляды) гороскопов .
знак---------------период--------------планета-покровитель----праздники славян------Боги----
КОЗЕРОГ-------21дек.-19янв.------Сатурн-----------------Велесовы святки-----Велес и Азовушка
ВОДОЛЕЙ------20янв.-17февр.----Уран, Сатурн---------Весновей---------------Стрибог и Погода
РЫБЫ-----------18февр.-19марта---Нептун, Юпитер------*Масленица-------Святогор и Пленка
ОВЕН------------20марта-19апр.----Марс-----------------Лельник-------Леля и Огненный Волх
ТЕЛЕЦ----------21апр.-20мая-------Венера----------------Живина нощь-------Дажьбог и Жива
БЛИЗНЕЦЫ---21мая-20июня------Меркурий---------------*Купала-----------Купала и Кострома
РАК--------------21июня-22июля----Луна---------------Перунов день---------Перун и Дива-Додола
ЛЕВ--------------23июля-22авг.------Солнце-------------Спожинки----------- Хорс и Заря-Заряница
ДЕВА------------23авг.-22сент.------Меркурий-------------*Осенины(Девы)----Сварог и Лада
ВЕСЫ-----------23сент.-22окт.------Венера------------------Таусень----Род и Макошь
СКОРПИОН---23окт.-21нояб.-----Марс, Плутон-----Маренина нощь-----Мара и Кощный Бог
СТРЕЛЕЦ------22нояб.-20дек.-----Юпитер-------*Зимний солнцеворот---Коляда и Радуница
* - дни солнцеворота
Примечание: знаки славянского гороскопа немного не совпадают с европейским гороскопом, и более приближены к дням солнцеворота. (См. Таблицу№1)
Далее приводятся славянские мифы из сборников Александра Асова «Песни Птицы Гамаюн» и «Славянские Боги и Рождение Руси».
Славянские мифы к европейскому гороскопу.
КОЗЕРОГ
21декабря - 19января
Планета-покровитель: Сатурн
24декабря-20января
Славянские боги-покровители: Велес и Азовушка
Славянские праздники:
25декабря-6января – Велесовы Святки
31декабря-1января - Щедрец
6января – Водокрес
-------------------------- -------------------------------------------
Александр АСОВ
Сборник славянских мифов «Славянские Боги и Рождение Руси».
Велес – один из самых первых богов славянского мира, сын Коровы Земун (ее молоко – это Млечный Путь) и Рода (Творца всего сущего), был вскормлен козой Амельфой вместе с Паном. Велес – самый загадочный бог славян, так как единственный из богов имеет сразу несколько воплощений. Велес может быть и в мире Яви, и в мире Нави, и в мире Прави, и везде он разный. Но Велес всегда помогает людям, вот почему почитается как самый мудрый бог.
В мифах Велеса часто называют «рогатым», это из-за того, что изначально Велес был рожден звездной коровой Земун и вскормлен молоком козы Седунь (в былинах ее имя переделали в Амельфу, а вообще коза Седунь – это воплощение Макоши). Вполне возможно, что Козерог должно звучать как Козерогий или просто Рогатый. К тому же созвездие Козерог появляется на европейском небосклоне зимой – в самый разгар Велесовых святок, древнейшего праздника всех славян.
ВЕЛЕС И ВИЛА ПРЕМУДРАЯ
Повелел Сурья своим сыновьям -
Велесу с братом Хорсом
искать себе супруг.
Пустили Хорс и Велес в поле стрелы -
куда стрела упадет, там и искать невесту.
Так Хорс отыскал Зарю-Зареницу,
а стрела Велеса улетела далеко за горы
и попала в болото,
упала прямо перед Царевной Лягушкой.
Принес Велес Лягушку домой.
Стали тогда Сурья и Амелфа
и Лягушку и Зарю-Зареницу испытывать -
какие они хозяйки?
Повелели испечь хлеб, сшить ковер.
Ковер и хлеб Лягушки оказался лучшими.
Тогда Лягушку и Зарю-Зареницу
пригласили на пир,
дабы посмотреть: как они плясать умеют.
Скинула Лягушка свою лягушечью кожу,
обернулась Премудрой Вилой
и пришла на пир в образе красной девы.
Решил Велес сжечь лягушечью кожу,
Чтоб никогда больше его жена
Не принимала облик Лягушки.
Но не Велесом эта кожа была надета -
Ни ему ее и снимать было.
Вот пришел Велес домой
и бросил лягушечью кожу в огонь,
И так нарушил старинное заклятье.
И ушла Вила Прекрасная в Навь,
а сам Велес сам превратился в Чудо-Юдо.
И предсказано было Велесу,
что заклятье спадет только в том случае,
если его в сем ужасном виде
полюбит прекрасная девушка.
В образе Чуда-Юда ходил Велес
по белу свету, маялся.
Велес сватался ко многим девицам,
но все его пугались и избегали.
Сватался он и к Домне - дочери Ра-реки,
Но Домна от ужаса убила себя и стала рекой.
Все же, Велес, как бог любви,
сумел и в сем страшном обличье
влюбить в себя дочь человека - Асю Звездинку.
Прекрасная Ася сняла с него заклятье,
и долго и счастливо жили они
на острове Буяне и в Святых горах.
Но Ася была смертной,
пришел срок, и Ася отправилась в Навь.
Вслед за ней пошел и Велес.
Пришел Велес в Навь
и встретил хранительницу Пути в Навь - Вилу Сиду.
Узнал тогда Велес, что все его жены
были ликами, нисхождениями
в земной мир Вилы Премудрой -
И Азовушка, и Золотая Матерь,
и Ясуня Святогоровна, и Буря-Яга,
и Дива Дыевна, и Домна, и Ася Звездинка.
Впрочем, это не мешало ликам Вилы Сиды
жить отдельной жизнью
и даже ревновать Велеса друг ко другу.
С тех пор Велес не расставался с Сидой.
А когда Кощей похитил Сиду -
он победил и Кощея, и все его войско
с помощью своих друзей.
В той великой битве прославились
духи деревьев и звери,
ведомые Святибором и Велесом.
И с тех пор Велес почитается
владыкой лесов, животного мира,
богатства, мудрости, поэзии,
богом Лунного Света, братом Солнца,
Нисхождением Всевышнего
и Великим Хранителем Прави.
* * *
ВЕЛЕС И АЗОВУШКА
Словно туча Корова Земун по небу движется,
К Рипейским горам высоким приближается,
Богов Ирийских молоком Земун Корова насыщает,
Молочные реки текут от Ирия до Сметанного озера.
Очищает Сметанное озеро от скверны и нечисти
Очищает весь мир небесный и богов Ирийских,
Очищает озеро волшебное всю Вселенную,
Соком Млечным питает всю Вселенную.
То не туча по небу движется,
То не буря к горам приближается,
То Земун - Корова небесная
По горам и долинам шествует.
И идет Корова Земун во чисто полюшко,
Ест траву Земун, молоко дает –
И течет молоко по своду небесному,
И сверкает оно звездами частыми.
И рожден был Небесной Коровой Земун,
от бога Рода, который протек от Белой горы
Солнечной Сурьей, Ра-рекой,
Велес – великий бог мудрый.
Похитил бог Пан -
сын Вия - царя подземного мира
родившегося младенца Велеса.
Поднял Пан люльку с Велесом
и понес над океаном.
Но тут Велес стал расти и тяжелеть.
Пан не сдержал младенца
и уронил вместе с люлькой.
Приплыл Велес в люлечке
к берегам большого острова,
который в память о сем событии
назвали Тавридой -
"тавр», значит "бык»,
а Велес Быкович.
Здесь Велес сразился с Коршуном
и спас Царевну Лебедь -
духа Азовского моря,
кою звали Азовушкой.
Азовушка была дочерью Сварога и Матери Сва.
Полюбили друг друга Велес и Азовушка,
вскоре сыграли свадьбу и стали жить вместе.
Их волшебной обителью
стал остров Буян на Азовском и Черном море.
На том острове стоит дворец,
перед дворцом растут волшебные дуб и ель.
На том дубе висит цепь златая.
Кот Баюн по цепи важно ступает.
Он пойдет направо - песнь напевает,
А налево - сказочку начинает.
* * *
(* Няня Пушкина – Арина Родионовна, видимо, хорошо знала славянские мифы, поскольку в сказках великого поэта множество сюжетов из этих мифов.
У лукоморья дуб зеленый;
Златая цепь на дубе том:
И днем и ночью кот ученый
Все ходит по цепи кругом;
Идет направо - песнь заводит,
Налево - сказку говорит.
....... ......
(А. Пушкин, «Руслан и Людмила»)
К морю лишь подходит он,
Вот и слышит будто стон...
Видно на море не тихо;
Смотрит - видит дело лихо:
Бьется лебедь средь зыбей,
Коршун носится над ней;
Та бедняжка так и плещет,
Воду вкруг мутит и хлещет...
Тот уж когти распустил,
Клев кровавый навострил...
(А. Пушкин, «Сказка о царе Салтане»)
)
* * *
------------------------ ИСТОЧНИКИ --------- Воплощения Велеса --------------------
Велес - великий властитель, основа веры, третий лик Славянской Ведической Троицы.
Вначале он явился как сын Рода и коровы Земун.
Потому его видят Быкоглавым (слово «бык» - способ произношения слова «бог»).
Он же Минотавр у древних греков, Говямард (Гайомард) в Древнем Иране («тавр», «говя» - значит «бык» - ср. русские слова «тавро» (клеймо на быке), «говядина», а также «ман» - «человек», «смерд»).
На Руси его также называли Тавром Бусичем, Гвидоном, то есть Коровичем. Его именем названа Таврида (Крым).
Гвидионом его звали кельты (в валлийской песне о Битве деревьев).
В былинах дела Велеса- Тавра исполняет Ставр Годинович, в сказках делами его занят царь Гвидон.
У Велеса много имен, он имеет множество ипостасей.
Само имя Велес значит «великий властитель». Он же в Малой Азии - Ваал, в Индии - Валу (враждующий с Индрой и убиваемый).
Но он не может погибнуть, сама Смерть для него значит бессмертие.
Он вновь возрождается под иными именами, являет новые свои качества. Он вновь и вновь возвращается на Землю, уходит из Сварги от Вышнего, ибо сострадает людям. Потому он всегда несет людям Ведическую Веру, разрушает чары Чернобога.
В устной русской традиции он являлся под именами, созвучными имени Велес (все герои, носящие эти имена, свершают деяния подобные деяниям Велеса).
Так, наследниками Белеса в былинах стали Василий Буслаев, Алеша Попович (он же в украинских думах Олекса, то же что Велекса).
В русской православной христианской религии место Велеса заняли святой Власий - покровитель скота, святой Василий Великий Кесарийский - покровитель музыкантов, а также мученик Василий Анкирский. Они явили собой как бы три разных ипостаси Велеса.
Велеса также зовут Сильным богом, или Асилой (его детей-богатырей в Беларуси именуют асилками, или волотоманами, то есть велесичами).
Он же бог Асира (Ашшур), давший имя Ассирии.
Он же авестийский Ахура Мазда (Господь Мудрость).
Египтяне именовали его Осирисом, и считали сыном Солнца-Ра и отцом Хора.
(* Осирис и Изида, Велес и Азовушка.)
Связано с именем Асила и другое его имя - Астер, что значит «Звездный».
Он и рождается из Синей Звезды, прилетевшей от трона Вышнего. И Астер и Асила, а также Азов, имеют корень «ас», что значит «бог».
Асы у скандинавов класс богов, также и асуры, охуры в Индии и Иране.
--------------- Азовушка ---------------------
Божественную энергию Велеса - его супругу именуют на Руси Азовушкой.
По ее имени названо Азовское море, гора Азов на Урале.
Изначально она родилась дочерью Сварога и Матери Сва-Славы (духа Ра- реки, Волги).
Она также имеет много ипостасей и в разные времена являлась под многими именами и рождалась от разных родителей.
Она была Азовкой на Урале и на Кавказе.
Также она стала Асей Звездинкой дочерью Садко (из сказки об Аленьком цветочке).
Потом Ясуней Святогоровной (ставшей от горя после ухода и смерти супруга Ягиней, Бурей-Ягою).
Она же была Премудрой Вилой (Василиса Премудрая русских сказок).
Она же -
Славуня (дочь Славы),
Домна из русских баллад (дочь- супруга Дона-Ра),
Сида (что значит Мудрая: седуны - мудрецы и волшебники Русских Вед).
И сам Велес в славянских мифах рождался несколько раз.
В одном из рождений он был богом Доном - духом реки Дон и супругом Ясуни Святогоровны. Тогда они родили русалку Рось, сыном коей стал Дажьбог, породивший русских людей. Потому русские - внуки Дажьбога и правнуки Велеса- Славяне - Дажьбожьи внуки (согласно «Слову о полку Игореве»), причем рождены «через корову Земун":
«Ибо мы - потомки Дажьбога, родившего нас через корову Земун. И потому мы - кравенцы: скифы, анты, русы, борусины и сурожцы...» (Род IV, 4:3).
И рождались славяне так.
Некий муж - «отец Рус» просил у Дажьбога потомство:
"И Дажьбог... дал ему измоленное... И наворожил ясну тучу. И туг бог Велес принес отрока».
То есть и сам Велес, и его праматерь корова Земун участвуют в рождении славян - внуков Дажьбожих.
В следующем рождении Велес стал Рамной - сыном бога Ра и Коровы Амелфы Земуновны. В русских народных балладах он стал князем Романом.
После христианизации Руси Амелфа стала былинной Амелфой Тимофеевной, матерью Василия Буслаева, поклонение ей было вытеснено почитанием Емилии - матери святого Василия Кесарийского.
Велеса-Рамну в Индии именуют ныне Рамой (воплощение Вишну, герой Рамаяны), да и болгары-помаки именовали его также Рамой. А в Иране эту ипостась Велеса именовали Романом (божество скота и хранитель источников).
Его супругу в Малой Азии звали Астартой, в Египте - Исидой, Иштар, отождествляли даже с Венерой и Афродитой (хотя им ближе Лада, Леля).
В Древнем Шумере - с богиней Сидурой, в Индии - с Ситой (супругой Рамы), на Кавказе - с Сатаней-гуаши.
Сида названа супругой Велеса в славянском переводе «Хроники Иоанна Малады»:
«Велос... поча женоу Сидоу».
Был Велес и сыном созвездия Большой Медведицы, в русских сказках - Иваном Медведка (совершенно не отличим от Ивана Быковича), Михаилом Потапычем, в балладах он же князь Михайло, а в легендах русского православного христанства он же святой Микола ( Николай Мирликийский) Микола Водный ( он же Санта-Клаус, Дед Мороз). Потому, кстати, дела Велеса - бога пахарей , свершает в былинах крестьянин, которого зовут Микула Селянинович.
Немало у Велеса существут имен и менее известных - у малых народов, тем не менее сохранивших древнейшие предания и легенды , восходящие к Изначалльной Книге Вед. Так он же нарт Ерюзмек на Кавказе,Ермельчинек на Урале, Гесер и Мерген на Алтае и т.д.
---------------------------- Венедские путаницы о Велесе ----------------------
Иногда, особенно в венедско-балтийских землях, Велеса отождествляют с Вием, а также библейским Вельзевулом, а то и просто с чертом, с коим воюет Пярун ( из "Белорусского сборника " Е.Р. Романова) либо Перкунас.
В балтийской мифологии он является Велсом, или Внелоной, богом загробного мира.
Такой его образ дает польский автор XVI века Я. Ласицкий (Vielona), рассказывая о нем, как о боге умерших, которому приносят жертвы. То же рассказывал и автор XVII века Г. Стендер (Wels).
Такое толкование бытовало и в Киеве после прихода варягов.
И объясняется оно древней венедской ересью.
Об этом же говорит и «Книга Велеса», там написано, что «венеды шаткую верую имеют» ( Троян III, 3:4).
В том-то и заключалась шаткость веры венедов, что они отвергли Велеса, не поняли суть противостояния-единства Перуна и Велеса.
------------------------ Велес и Перун ---------------------------
Само противопоставление культа Велеса и Перуна суть следствие земных причин, может быть даже древних войн.
Но Перун и Велес в своей борьбе также едины. Смысл этой борьбы в единстве.
И не случайно созвездия Велеса (Волопаса) и Перуна (Змееносца) расположены рядом, и они увенчаны созвездием Венца.
Перун и Велес также, по древнейшему учению, сохраненному «Книгой Велеса» являют собой разные лики Единого Бога, которого именуют Триглавом (Дидом-Дубом-Снопом, то есть, Сварогом-Перуном-Велесом).
Мифы о Велесе столь многочисленны, имеют столько смысловых слоев, что здесь они не разбираются.
Интересующимся советую изучить их в «Книге Коляды».
Здесь же расскажу только о некоторых проявлениях его духа, наиболее близких и доступных.
------------------ Велес на границе Яви и Нави -----------------------
По ведическому учению, после смерти людские души поднимаются по лунному лучу к вратам Нави. Здесь души встречает Велес. Чистые души праведников отражаются от Луны и уже по солнечному лучу идут к Солнцу - к обители Всевышнего. Иные души либо остаются с Велесом на Луне и очищаются, либо вновь воплощаются на Земле в людей, в растения или в животных.
Велес - Лунный бог, он в одном из мифов является на Луне - Лунным Зайцем. Но он также Солнечный бог, ибо он сын бога Солнца, в «Книге Велеса» он выпускает на небо коней Солнца-Сурьи (Крынь, 4:1 ).
На границе Яви и Нави стоит Велес. Потому он стоит и на границе мира людей и животных. Он - покровитель домашнего скота и лесных зверей. Ему служит бог Святибор, бог лесов.
Велес передает веления от Всевышнего - людям. Он вдохновляет поэтов, озаряет их Божественным светом, отраженным от Луны, но имеющим истоком Бога-Солнце. Потому Велес - бог поэзии. Велес - посредник между Богом и людьми, а также он - посредник во всех делах, и прежде всего - в торговле.
Велес - велик. В древнем Новгородском Триглаве он - Третий лик Бога, Святой Дух, одухотворяющий мир, несущий божественные искры в смертные тела.
Велес в ночи идет в Сварге по небесному молоку, по Млечному Пути, что излился из сосцов Небесной Коровы Земун. Велес - небесный пастух, он гонит по небу коров - дочерей Земун. И то молоко - суть небесная Ра-река, что течет над земною Ра-рекою, которая суть грань между Явью и Навью, между Русью и миром иным, не ведомым, куда ушли пращуры русичей.
Мифы о Велесе из «Книги Коляды» восстановлены на основе песен о Велесе из:
«Веды славянъ» Верковича,
былин о Ставре Годиновиче,
Алеше Поповиче,
Василии Буслаеве, сыне Амелфы Тимофеевны.
* * *