Шедевры классической музыки -2 |
Странно и удивительно то, что большинство людей полагает классическую музыку скучной, унылой, непонятной, предназначенной строго для высоколобых интеллектуалов в пенсне. Она прекрасна, она заставляет нашу душу звучать в унисон с мировой гармонией, пробуждает в нас лучшие чувства. Для того, чтобы понимать ее, не нужно иметь консерваторского образования, не нужно знать ничего о контрапункте, форшлагах, мордентах и прочих профессиональных терминах, не нужно помнить на зубок всех композиторов и их «дискографию».
Те, кто говорят, что не любят классику, просто не слушали ее. Не слушали вдумчиво и расслабленно, в подходящей атмосфере и подходящие композиции.
Чтобы не распыляться, мы собрали здесь только ту классику, где не поют. Звучат только рояль, скрипки, виолончели и прочие инструменты, входящие в симфонический оркестр. Не слишком попсово, но и не слишком заумно. Бах, Бетховен и Брамс щедро пересыпаны нашими с вами современниками — для разнообразия и более широкого охвата всего пласта классики.
Впервые материал был опубликован примерно полгода назад, но у нас есть страсть к постоянному улучшению и доработке. Мы внимательно отнеслись к рекомендациям наших читателей, переслушали все, что они предложили, и даже сверх того, а затем обогатили и разнообразили нашу подборку.
Откиньтесь на стуле, кресле или диване, наденьте наушники, закройте глаза и погрузитесь в богатый, невообразимо прекрасный мир классической музыки.
Иоганн Пахельбель — один из важнейших композиторов XVII века, неоценимо много сделавший для музыки барокко. А еще он учил музыке маленького Иоганна Себастьяна Баха. Но большинство знает мастера по Канону в ре-мажор. Считается, что по этому яркому произведению невозможно составить представления о творчестве Пахельбеля, но когда от совершенства и великолепия каждого такта бегут мурашки, и глаза закрываются сами собой, это не так-то уж и важно.
Турецкому композитору и пианисту Фазилю Сэю сейчас всего 43 года. С возрастом он начал тяготеть к крупным формам, но его главным «хитом» остается «Черная Земля». Эмоциональное произведение, наполненное напряжением, тоской и экспериментами с рояльным звучанием. И сбивающее с ног нарастающей экспрессией. После 1:45 начинается НЕВЕРОЯТНОЕ.
Один из четырех скрипичных концертов мастера, объединенных под всем известным названием «Времена года». В «Зиме» Вивальди в безупречной форме передал холод, ветра и состояние природы в предгорье Альп в зимний сезон. А еще это символ угасания человеческой жизни. «Времена года» знают все, даже если не подозревают об этом.
Арию из оркестровой сюиты № 3 Баха часто ошибочно называют «Воздух» за ее невесомое звучание, за пронизанность музыки солнечным светом, за общую негу.
Итальянец Людовико Эйнауди — один из тех, кто упорно продолжает писать классическую музыку и в XXI веке, прививая любовь к ней среди молодых людей. Его произведения, главная роль в которых отведена фортепиано, безупречны и наполнены как традициями, так и современностью.
Джон Шмидт, мормон из Юты, ставший популярным на YouTube благодаря прекрасным видеоклипам The Piano Guys, написал «All Of Me», чтобы передать свое видение себя в музыке. Это до крайности позитивная и оптимистичная пьеса, в которой Джон демонстрирует чудеса беглости пальцев (в партитуре даже есть указание «перебирайте пальцами или умрите») и умение играть локтем в нужные моменты.
А это произведение — плод совместной работы Джона Шмидта и его друга виолончелиста Стивена Шарпа Нельсона. В нем они объединили наследие двух величайших музыкальных фигур — Майкла Джексона и Вольфганга Амадея Моцарта. Получилось очень увлекательно.
Горана Бреговича невозможно причислить к тем, кто сочиняет классическую музыку, однако же в его Underground Tango ему удалось придать симфоническое звучание и выразить в нем всю боль и страдания, пережитые балканским народом.
Если слушать «Утро» Грига по утрам, попивая горячий кофе или чай, то жизнь сразу после пробуждения не будет казаться такой уж унылой и плохой. Внутренний свет и легкость «Утра» не дадут.
Это один из самых известных ноктюрнов Шопена. Как и все его ноктюрны, он пронизан грустью, но очень светлой, спокойной, лиричной и в каком-то смысле даже катарсической.
Ленин как-то назвал «Аппассионату» «изумительной, нечеловеческой музыкой». Мы можем не соглашаться с любым высказыванием лидера революции и большевизма, но с этим утверждением спорить просто невозможно.
Спать под «Колыбельную» Брамса вряд ли захочется, а помечтать о чем-то приятном под ее волшебные звуки — запросто.
Композицию корейского композитора И Рума знают все без исключения поклонники фильма «Сумерки». Даже если у вас идиосинкразия на этот фильм, это не отменяет того, что нежная мелодия «Реки, текущей в тебе» прекрасна.
Первый фортепианный концерт Чайковского в классике — все равно что Yesterday в поп-музыке. Аккорды, которыми начинается произведение, знают во всем мире, а те, кто не очень хорошо относится к России, в этот момент начинают нервно думать о русском великодержавном шовинизме. А зря. Это шедевр, невзирая на частоту исполнения. Пианист Андрей Гаврилов отзывался о первом концерте так: «это музыкальное сочинение, как бы сотканое из мелодических модуляций человеческой души, эта поющая, симфоническая философия жизни, этот сладкий русский симфонический экзистенциализм принадлежит едва ли не к десятку лучших созданий человеческого гения».
Импрессионист от музыки смог в нескольких минутах фортепианных звуков передать всю атмосферу теплой лунной ночи у воды.
Яна Тирсена никак нельзя отнести к композиторам-классикам, но его упражнения по соединению некоторых классических традиций с аккордеоном, безусловно, заслуживают отдельного внимания. Любители фильма «Амели» и музыкальных экспериментов согласятся с нами.
Завораживающая, душераздирающая минималистичная мелодия, проникающая под кожу и заставляющая грустить, была написана южнокорейским композитором под псевдонимом The Daydream в 2001 году.
За музыку к фильму «Список Шиндлера» композитор Джон Уильямс, сумевший так тонко передать настроение фильма, получил «Оскара».
«Реквием по мечте» считается одним из самых тяжелых фильмов. И его атмосфере очень точно соответствует напряженная музыка современного композитора Клинта Манселла. Напряженная, драматическая и бесконечно грустная.
В эту подборку можно было смело брать любое произведение Моцарта, но нам показалось, что именно Адажио из двадцать третьего концерта идеально подходит сюда по атмосфере — печальное, проникновенное и очень вдохновляющее.
Еще один киносаундтрек с «классическим» звучанием. «Начало» Кристофера Нолана не было бы столь впечатляющим, если бы не музыка.
«Болеро» Равеля завораживает своей цикличностью, повторами и все нарастающей громкостью, доходящей к концу произведения до идеала.
Юки Кадзиура пишет музыку в основном для аниме-сериалов. Казалось бы, что может быть более несовместимым, чем аниме-культура и современная классическая музыка, а поди ж ты. Трогательная и проникновенная композиция B.T. была написана к сериалу .hack/SIGN.
На «Фантазии» Шопена можно было бы проверять техничность исполнителя — беглость пассажей в пьесе совершенно нешуточная, но нам оно нравится не за темп и сложность, а за непередаваемой красоты мелодию и меняющееся настроение.
Все великолепие природы бывшей Австро-Венгерской империи в ритме и нотах одного из самых красивых вальсов в мире.
Несмотря на название, Марш Радецкого написал вовсе не Радецкий, а старший из Штраусов (а вот полонез Огинского написал Огинский, не перепутайте). Марш был написан к триумфальному возвращению в Вену фельдмаршала Радецкого с войском из Италии. И впервые исполнялся при торжественном проходе через город. Австрийцы были настолько впечатлены, что не могли удержаться от притоптываний в такт. С тех пор это стало традицией на новогодних концертах Венского Филармонического оркестра. Музыканты заканчивают выступление именно этим Маршем, а сидевшие до этого момента спокойно слушатели ритмично прихлопывают и притоптывают.
Суровая и мягкая, напряженная и спокойная, такая разная в один и тот же момент, до-диез-минорная прелюдия Рахманинова не отпускает от первой до последней ноты.
«Сарабанду» Генделя можно смело называть трагической. Такой надрыв, такой излом каждого нерва редко встречается в музыке.
Под зарисовку «Лебедь» Сен-Санса лучше всего в истории балета «умирала» великая Анна Павлова. Мы умирать не будем, мы лучше проникнемся каждым звуком этой мелодии.
Свиридов, один из ярчайших советских композиторов, передал в своем известном вальсе танец снежинок. Радостный, торжественный и очень стремительный.
Мы выбрали версию красивейшей Серенады великого Шуберта в исполнении другого великого композитора — Сергея Рахманинова.
Итальянец Витторио Монти за 54 года своей жизни написал много всего — от вокальных пьес до балетов. Но миру, в общем-то, плевать. Кроме знатоков, никто не знает у Монти ничего, за исключением знаменитого «Чардаша», венгерского танца, который венгры плясали в своих тавернах. Усидеть и правда трудно.
Композитор венгерского происхождения, пианист-виртуоз, изобретатель жанров «рапсодия» и «симфоническая поэма». Написал более 600 произведений, во многих из которых прослеживается богатое музыкальное наследие Венгрии, но мы сегодня послушаем его третий ноктюрн, под звуки которого так хорошо мечтается о любви.
«Танец феи Драже» из новогоднего балета Петра Ильича Чайковского хорошо знаком тем, кто будучи ребенком в СССР смотрел по телевизору мультфильм на его музыку.
Бодрая бравурная увертюра к комедийной опере Бизе настраивает на воинственный (в хорошем смысле этого слова) лад и позволяет немного снизить градус драмы и мурашек в этом материале.
Филип Гласс — один из главных композиторов направления «минимализм». Его Glassworks действительно звучит как тонкое стекло, поющее на ветру.
Хисаиси Дзё — один из самых известных японских композиторов. Он писал музыку практически ко всем мультфильмам Хаяо Миядзаки, начиная с «Навсикаи из Долины Ветров», ко многим фильмам Такеши Китано. И поэтому хорошо знаком многим в мире, хотя бы по звукам его минималистичной «околоклассической» музыки.
В сценической кантате Carmina Burana, написанной Карлом Орфом в
Закончить эту подборку потрясающей музыки мы предлагаем отхождением от объявленного в начале формата.
Во-первых, это видео, а во-вторых, здесь есть вокал — и очень много, очень. Партию хора исполняет несколько сотен человек. Финальная часть Восьмой симфонии Густава Малера, которую часто называют Симфонией Тысячи Исполнителей, великолепна. Она сбивает с ног, заставляет забывать как дышать и покрывает все тело миллиардами мурашек. Многие полагают, что это один из самых грандиозных и потрясающих финалов в истории всей мировой музыки.
Насладитесь им и вы.
Рубрики: | Классическая музыка |
Комментировать | « Пред. запись — К дневнику — След. запись » | Страницы: [1] [Новые] |