-Рубрики

 -

Радио в блоге
[Этот ролик находится на заблокированном домене]

Добавить плеер в свой журнал
© Накукрыскин

 -Поиск по дневнику

Поиск сообщений в Virineya

 -Подписка по e-mail

 

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 10.01.2010
Записей: 5143
Комментариев: 180
Написано: 5761


Микеланджело Буонарроти

Суббота, 11 Февраля 2012 г. 23:02 + в цитатник
Цитата сообщения Александр_Ш_Крылов Микеланджело Буонарроти

Микеланджело Буонарроти (425x500, 63Kb)
Микела́нджело Буонарро́ти (полное имя — Микела́нджело де Франче́ско де Нери́ де Миниа́то де́ль Се́ра и Лодо́вико ди Леона́рдо ди Буонарро́ти Симо́ни, (итал. Michelangelo di Francesci di Neri di Miniato del Sera i Lodovico di Leonardo di Buonarroti Simoni); 1475—1564) — итальянский скульптор, живописец, архитектор, поэт, мыслитель. Один из величайших мастеров эпохи Ренессанса.

Биография

Микеланджело родился 6 марта 1475 г. в тосканском городке Капрезе около Ареццо, в семье Лодовико Буонарроти, городского советника. В детстве воспитывался во Флоренции, затем некоторое время жил в городке Сеттиньяно.

В 1488 г. отец Микеланджело смирился с наклонностями сына и поместил его учеником в мастерскую к художнику Доменико Гирландайо.Он занимался там в течение одного года. Год спустя, Микеланджело переходит в школу скульптора Бертольдо ди Джованни, существовавшую под патронажем Лоренцо де Медичи, фактического хозяина Флоренции.

Медичи распознает талант Микеланджело и покровительствует ему. Некоторое время Микеланджело живёт во дворце Медичи. После смерти Медичи в 1492 г. Микеланджело возвращается домой.

В 1496 г. кардинал Рафаэль Риарио покупает мраморного «Купидона» Микеланджело и приглашает художника для работы в Рим.

Скончался Микеланджело 18 февраля 1564 г. в Риме. Погребён в церкви Санта-Кроче во Флоренции. Перед смертью он продиктовал завещание со всей свойственной ему немногословностью: «Я отдаю душу Богу, тело земле, имущество родным».

Произведения

Гений Микеланджело наложил отпечаток не только на искусство Ренессанса, но и на всю дальнейшую мировую культуру. Деятельность его связана в основном с двумя итальянскими городами — Флоренцией и Римом. По характеру своего дарования он был прежде всего скульптор. Это ощущается и в живописных работах мастера, необычайно богатых пластичностью движений, сложных поз, отчётливой и мощной лепкой объёмов. Во Флоренции Микеланджело создал бессмертный образец Высокого Возрождения — статую «Давид» (1501—1504), ставшую на многие века эталоном изображения человеческого тела, в Риме — скульптурную композицию «Пьета́» (1498—1499), одно из первых воплощений фигуры мёртвого человека в пластике. Однако наиболее грандиозные свои замыслы художник смог реализовать именно в живописи, где он выступил подлинным новатором цвета и формы.

По заказу папы Юлия II он выполнил роспись потолка Сикстинской капеллы (1508—1512), представляющую библейскую историю от сотворения мира до потопа и включающую более 300 фигур. В 1534—1541гг в той же Сикстинской капелле для папы Павла III исполнил грандиозную, полную драматизма фреску «Страшный суд». Поражают своей красотой и величием архитектурные работы Микеланджело — ансамбль площади Капитолия и купол Ватиканского собора в Риме.

Искусства достигли в нём такого совершенства, какого не найдешь ни у древних, ни у новых людей за многие и многие годы. Воображением он обладал таким и столь совершенным и вещи, представлявшиеся ему в идее, были таковы, что руками осуществить замыслы столь великие и потрясающие было невозможно, и часто он бросал свои творения, более того, многие уничтожал; так, известно, что незадолго до смерти он сжег большое число рисунков, набросков и картонов, созданных собственноручно, чтобы никто не смог увидеть трудов, им преодолевавшихся, и то, какими способами он испытывал свой гений, дабы являть его не иначе, как совершенным.

— Джорджо Вазари. «Жизнеописания наиболее знаменитых живописцев, ваятелей и зодчих.» Т. V. М., 1971.

Известные работы
David... (484x700, 133Kb)
David (320x700, 68Kb)
* Давид. Мрамор. 1501—1504. Флоренция, Академия изящных искусств.


Давид, 1501-1504 (525x700, 64Kb)
*Давид. 1501—1504

Madonna of the Stairs (476x700, 113Kb)

* Мадонна у лестницы. Мрамор. Ок. 1491. Флоренция, Музей Буонарроти.
Битва лапифов с кентаврами 1492 (646x600, 103Kb)
* Битва кентавров. Мрамор. Ок. 1492. Флоренция, Музей Буонарроти.

Michelangelo's_Pieta 1499 (668x700, 152Kb)
* Пьета. Мрамор. 1498—1499. Ватикан, Собор св. Петра.

Мадонна с младенцем (423x700, 92Kb)
* Мадонна с младенцем. Мрамор. Ок. 1501. Брюгге, церковь Нотр-Дам.

«Мадонна Тадеи» (573x573, 146Kb)
* Мадонна Таддеи. Мрамор. Ок. 1502—1504. Лондон, Королевская академия искусств.

Св. Апостол Матфей (218x600, 41Kb)
*Св. Апостол Матфей. Мрамор. 1506. Флоренция, Академия изящных искусств.

Святое семейство Тондо Дони 1503—1504 (692x699, 371Kb)
*"Святое семейство" Мадонна Дони. 1503—1504. Флоренция, Галерея Уффици.


*Картина с изображением Мадонны, оплакивающей Христа (623x350, 50Kb)
Мадонна, оплакивающая Христа

Madonna, Tondo Pitti (621x700, 166Kb)
* Мадонна Питти. Ок. 1504—1505. Флоренция, Национальный музей Барджелло.

Моисей, 1515  San Pietro in Vincoli (466x700, 83Kb)
* Моисей. Ок. 1515. Рим, церковь Сан-Пьетро-ин-Винколи.

Гробницa Юлия II (574x700, 106Kb)
* Гробница Юлия II. 1542—1545. Рим, церковь Сан-Пьетро-ин-Винколи.

Умирающий раб 1513-1515. Мрамор. Высота 2,09 м. Лувр, Париж. (334x700, 70Kb)
* Умирающий раб. Мрамор. Ок. 1513. Париж, Лувр.

2438fb33f3ee (469x700, 94Kb)
*Победитель 1530-1534

Victory (316x700, 73Kb)
*Победитель 1530-1534
Восставший раб 1513-1515. Мрамор. Высота 2,09 м. Лувр, Париж (300x526, 54Kb)
*Восставший раб 1513-1515. Лувр

Пробуждающийся раб. ок. 1530. Мрамор. Академия изящных искусств, Флоренция (400x663, 75Kb)
*Пробуждающийся раб. ок. 1530. Мрамор. Академия изящных искусств, Флоренция

Пророки Иеремия и Исайя (700x304, 110Kb)
* Роспись свода Сикстинской капеллы. Пророки Иеремия и Исайя. Ватикан.

СИКСТИНСКАЯ КАПЕЛЛА (600x308, 47Kb)
* Сотворение Адама

СИКСТИНСКАЯ КАПЕЛЛА Страшный   суд (629x700, 236Kb)
* СИКСТИНСКАЯ КАПЕЛЛА Страшный суд

Давид-Аполлон  1530 (434x700, 78Kb)

*Аполлон, вынимающего стрелу из колчана, также известную под именем «Давид-Аполлон» 1530 (Национальный музей Барджелло, Флоренция)

Medici Madonna,detail (504x700, 134Kb)
* Мадонна. Флоренция, Капелла Медичи. Мрамор. 1521—1534.

Biblioteca Medicea Laurenziana scalone di Michelangelo  лестница Лауренцианы  (700x525, 114Kb)
*Библиотека Медичи, лестница Лауренцианы 1524—1534, 1549—1559. Флоренция.
* Капелла Медичи. 1520—1534.

Усыпальница герцога Джулиано Медичи. 1532-1534 (700x525, 122Kb)
* Гробница герцога Джулиано. Капелла Медичи. 1526—1533. Флоренция, cобор Сан-Лоренцо.

Ночь (483x322, 44Kb)
"Ночь"

Когда был открыт доступ в капеллу, поэтами было сочинено около ста сонетов, посвященных этим четырем статуям. Наиболее известны строки Джованни Строцци, посвященные «Ночи»

Вот эта ночь, что так спокойно спит,
Перед тобою - Ангела созданье,
Она из камня, но в ней есть дыханье,
Лишь разбуди - она заговорит.

Микеланджело на этот мадригал ответил четверостишием, ставшим не менее знаменитым, чем сама статуя:

Отрадно спать, отрадней камнем быть,
О, в этот век, преступный и постыдный,
Не жить, не чувствовать – удел завидный.
Прошу, молчи, не смей меня будить. (Перевод Ф.И. Тютчева)

Tomb of Giuliano de-Medici, detail (379x700, 97Kb)
* Гробница герцога Джулиано Медичи. фрагмент

Гробница герцога Лоренцо. Капелла Медичи. 1524— 1531 (489x700, 132Kb)
* Гробница герцога Лоренцо. Капелла Медичи. 1524—1531. Флоренция, собор Сан-Лоренцо.

Статуя Джулиано Медичи, герцога Немурского (358x600, 75Kb)
*Статуя Джулиано Медичи, герцога Немурского, Гробница герцога Джулиано. Капелла Медичи. 1526—1533

Brutus (501x700, 86Kb)
*Брут. После 1539. Флоренция, Национальный музей Барджелло

Christ Carrying the Cross (497x700, 111Kb)
*Христос, несущий крест

Эрмитаж 18 мая 128 (525x700, 76Kb)
* Скорчившийся мальчик. Мрамор. 1530—1534. Россия, Санкт-Петербург, Государственный Эрмитаж.

Скорчившийся мальчик 1530-34 (467x575, 78Kb)

*Скорчившийся мальчик 1530-34 Эрмитаж, Санкт-Петербург

* Атлант. Мрамор. Между 1519, ок. 1530—1534. Флоренция, Академия изящных искусств.

«Оплакивание» для Виттории Колонна (390x600, 105Kb)
«Оплакивание» для Виттории Колонна

«Пьета с Никодимом» Флорентийского собора  1547-1555 (529x549, 125Kb)
«Пьета с Никодимом» Флорентийского собора 1547-1555

1233529042_last-judgment-detail- (355x500, 51Kb)

Обращение Апостола Павла   Вилла Паолина 1542-1550 (650x600, 185Kb)
"Обращение Апостола Павла" Вилла Паолина, 1542-1550

Распятие Апостола Петра  Вилла Паолина 1542-1550 (650x600, 171Kb)
"Распятие Апостола Петра" Вилла Паолина, 1542-1550

Pieta (412x600, 95Kb)
* Пьета (Положение во гроб) собора Санта Мария дель Фьоре. Мрамор. Ок. 1547—1555. Флоренция, Музей Опера-дель-Дуомо.

В 2007 году в архивах Ватикана была найдена последняя работа Микеланджело — зарисовка одной из деталей купола базилики Святого Петра. Рисунок, выполненный красным мелом, представляет собой «изображение детали одной из радиальных колонн, составляющих барабан купола собора Святого Петра в Риме». Считается, что это последняя работа знаменитого художника, выполненная незадолго до его смерти в 1564 г.

Это далеко не первый случай, когда работы Микеланджело находят в архивах и музеях. Так, в 2002 г. в запасниках Национального музея дизайна в Нью-Йорке случайно был найден другой рисунок мастера. Он находился среди полотен неизвестных авторов эпохи Возрождения. На листе бумаги размером 45×25 см художник изобразил менору — подсвечник для семи свечей.
Поэтическое творчество
Микеланджело в наши дни больше известен как автор прекрасных статуй и выразительных фресок; однако мало кто знает о том, что знаменитый художник писал не менее замечательные стихи. Поэтическое дарование Микеланджело проявилось в полной мере только под конец его жизни. Некоторые из стихотворений великого мастера были положены на музыку и уже при его жизни завоевали немалую популярность, но впервые его сонеты и мадригалы были опубликованы только в 1623 г. До наших дней сохранилось около 300 стихотворений Микеланджело.

Духовные искания и личная жизнь

В 1536 году в Рим приехала Виттория Колонна, маркиза Пескара, где эта 47-летняя вдовая поэтесса заслужила глубокую дружбу, вернее даже, страстную любовь 61-летнего Микеланджело. Достаточно скоро «первое, естественное, пламенное влечение художника было введено маркизой Пескара с мягкой властностью в рамки сдержанного поклонения, какое единственно приличествовало ее роли светской инокини, её скорби по умершему от ран супругу и её философии загробного воссоединения с ним». Своей великой платонической любви он посвятил несколько из своих самых пламенных сонетов, создавал ей рисунки и проводил многие часы в её обществе. Для неё художником написано «Распятие», дошедшее до нас в поздних копиях. Идеи религиозного обновления (см. Реформация в Италии), волновавшие участников кружка Виттории, наложили глубокий отпечаток на мировоззрение Микеланджело этих лет. Их отражение видят, например, в фреске «Страшный суд» в Сикстинской капелле.

Интересно, что Виттория является единственной женщиной, имя которой прочно связывают с Микеланджело, которого большинство исследователей склонно считать гомо-, или по крайней мере бисексуалом. Согласно мнению исследователей интимной жизни Микеланджело, его пылкая страсть к маркизе являлась плодом подсознательного выбора, поскольку её святой образ жизни не мог представлять угрозы его гомосексуальным инстинктам. «Он возвёл её на пьедестал, но вряд ли его любовь к ней можно назвать гетеросексуальной: он звал её „мужчина в женщине“ (un uoma in una donna). Его стихи к ней… подчас трудно отличить от сонетов к юноше Томмазо Кавальери, к тому же известно, что Микеланджело сам подчас заменял обращение „синьор“ на „синьора“ перед тем, как пустить свои стихи в народ». (В будущем ещё раз цензуре его стихи были подвергнуты его внучатым племянником перед опубликованием).

Её отъезд в Орвьето и Витербо в 1541 году по причине восстания её брата Асканио Колонна против Павла III не вызывал изменения в её отношениях с художником, и они продолжали посещать друг друга и переписываться как прежде.Она возвратилась в Рим в 1544 году.
Друг и биограф художника Кондиви пишет:
« Особенно велика была любовь, которую он питал к маркизе Пескара, влюбившись в ее божественный дух и получив от нее безумную ответную любовь. До сих пор хранит он множество ее писем, исполненных самого чистого и сладчайшего чувства… Сам он написал для нее множество сонетов, талантливых и исполненных сладостной тоски. Много раз покидала она Витербо и другие места, куда ездила для развлечения или чтобы провести лето, и приезжала в Рим только ради того, чтобы повидать Микеланджело.
А он, со своей стороны, любил ее так, что, как он мне говорил, его огорчает одно: когда он пришел посмотреть на нее, уже неживую, то поцеловал только ее руку, а не в лоб или в лицо. Из-за этой смерти он долгое время оставался растерянным и как бы обезумевшим »
Биографы знаменитого художника отмечают: «Переписка этих двух замечательных людей представляет не только высокий биографический интерес, но является прекрасным памятником исторической эпохи и редким примером живого обмена мыслей, полных ума, тонкой наблюдательности и иронии».Исследователи пишут по поводу сонетов, посвящённых Микеланджело Виттории: «Нарочитый, вынужденный платонизм их отношений усугубил и довёл до кристаллизации любовно-философский склад микеланджеловской поэзии, отразившей в значительной мере воззрения и стихотворчество самой маркизы, игравшей в течение 1530-х годов роль духовной руководительницы Микеланджело. Их стихотворная „корреспонденция“ вызывала внимание современников; едва ли не самым знаменитым был сонет 60, ставший предметом специального толкования».Записи бесед Виттории и Микеланджело, к сожалению, сильно обработанные, сохранились в дневниках Франческо д'Олланда, близкого к кружку spirituali.

ПОЭЗИЯ
Нет радостней весёлого занятья:
По злату кос цветам наперебой
Соприкасаться с милой головой
И льнуть лобзаньем всюду без изъятья!

И сколько наслаждения для платья
Сжимать ей стан и ниспадать волной,
И как отрадно сетке золотой
Её ланиты заключать в объятья!

Ещё нежней нарядной ленты вязь,
Блестя узорной вышивкой своею,
Смыкается вкруг персей молодых.

А чистый пояс, ласково виясь,
Как будто шепчет: «не расстанусь с нею...»
О, сколько дела здесь для рук моих!

***
Дерзну ль, сокровище моё,
Существовать без Вас, себе на муку,
Раз глухи Вы к мольбам смягчить разлуку?
Унылым сердцем больше не таю
Ни возгласов, ни вздохов, ни рыданий,
Чтоб Вам явить, мадонна, гнёт страданий
И смерть уж недалёкую мою;
Но дабы рок потом моё служенье
Изгнать из Вашей памяти не мог, –
Я оставляю сердце Вам в залог.

***

Есть истины в реченьях старины,
И вот одна: кто может, тот не хочет;
Ты внял, Синьор, тому, что ложь стрекочет,
И болтуны тобой награждены;

Я ж – твой слуга: мои труды даны
Тебе, как солнцу луч, – хоть и порочит
Твой гнев всё то, что пыл мой сделать прочит,
И все мои страдания не нужны.

Я думал, что возьмёт твоё величье
Меня к себе не эхом для палат,
А лезвием суда и гирей гнева;

Но есть к земным заслугам безразличье
На небесах, и ждать от них наград –
Что ожидать плодов с сухого древа.

***
Кто создал всё, тот сотворил и части –
И после выбрал лучшую из них,
Чтоб здесь явить нам чудо дел своих,
Достойное его высокой власти...

***
Ночь

Мне сладко спать, а пуще - камнем быть,
Когда кругом позор и преступленье;
Не чувствовать, не видеть облегченье,
Умолкни ж, друг, к чему меня будить?


Пьета Ронданини. 1552—1564  Милан  Кастелло  Сфорцеско (366x666, 36Kb)
Последняя скульптура Микеланджело Буонарроти "Пьета Ронданини" 1552—1564, Милан, Кастелло Сфорцеско



творение Микеланджело Буонарроти. (700x525, 100Kb)
Творение Микеланджело Буонарроти базилика Св. Петра.


Рубрики:  Искусство

 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку