История обуви: со средних веков до XIX века Дневной пиарИстория обуви насчитывает не одно тысяче...
Курьезы моды и парикмахерского искусства. Высокие прически 18-го века. - (0)Курьезы моды и парикмахерского искусства. Высокие прически 18-го века. Про эти фантастические при...
Мужская одежда Индии - (2)Мужская одежда Индии Читайте по теме: Украшения индийских женщин * Свадьба. Стиль Индии. * Традиц...
Забавная шутка с армянским матнакашом. - (1)Матнакаш (арм. մատնաքաշ) Из Википедии - армянский...
Шальвар камиз - национальная одежда Индии - (0)Шальвар камиз - национальная одежда Индии Читайте по теме: Украшения индийских женщин * Свадьба. ...
Комитас. Несмолкаемая колокольня. |
«Пусть вечно живет мой народ, в его памяти я всегда буду жить»
Комитас
В тысяча восемьсот шестьдесят девятом году
Какие плоды наливались в армянских садах,
Какой урожай созревал на армянских полях? -
Сказать нелегко...
Я ответа уже не найду...
...А в том же году, от лорийских ущелий вдали,
В глубинах затерянных анатолийской земли
Еще один мальчик явился на свет.
В честь него
Надел архалук, сняв передник, сапожник Гево.
И - каждый с бутылкою водки - соседи пришли,
Чтоб в доме отца вместе с ним разделить торжество.
В 1881 году священник из города Кутины турецкой провинции Анатолия Г.Дерцакян уехал в Эчмиадзин - принимать сан епископа. По просьбе католикоса он должен был привезти с собой голосистого мальчика-сироту - на учебу в Эчмиадзинской духовной семинарии. Из 20 сирот был выбран 12-летний Согомон Согомонян. Поскольку в это время в Кутине запрещалось говорить по-армянски, мальчик говорил только на турецком и на приветствие католикоса Геворка IV ответил: "Я не говорю по-армянски, если хотите - спою". И своим красивым сопрано спел армянский шаракан (духовный гимн), не понимая слов.
Этому мальчику суждено было стать Великим Комитасом - Маштоцем армянской музыки, основоположником армянской национальной композиторской школы.
Согомон Согомонян приняв сан священника получает имя католикоса Комитаса - выдающегося поэта VII века, автора шараканов.
Где песни звон, Там был и он... ...Печальна жизнь, как стон, Иль весела - Одной судьбой с народом песнь жила... ...И вот теперь, когда не отложил Он без ответа ни один вопрос, Он, Согомон, ученье завершил |
И Комитасом стал. Комитасом, Чье имя он отныне принимал, В нем чувство преклоненья вызывал - Ведь это им в далекие года, Пусть с краю, но проложена была Мелодии армянской борозда, Чтоб урожаем будущим цвела. Он был поэтом, Песен был творцом, И музыкантом был он, И певцом... |
Ученый-фольклорист, певец, хоровой дирижер, педагог, музыкально-общественный деятель, им была собрана богатейшая антология армянской крестьянской и древнегусанской песни (искусство певцов-сказителей).
Всю свою творческую жизнь Комитас Вардапет /архимандрит/ посвятил изучению, очищению, возрождению и профессиональной обработке образцов армянского народного музыкального искусства.
Ведь это им в далекие года,
Пусть с краю, но проложена была
Мелодии армянской борозда,
Чтоб урожаем будущим цвела.
Он был поэтом,
Песен был творцом,
И музыкантом был он,
И певцом...
Для расшифровки хазов (армянских нот) Комитас занялся углубленным изучением духовной музыки, а также близких к ней народных песен. Перед ним встал вопрос - в чем оригинальность армянской песни, армянской музыки. Необходимо было основательное европейское музыкальное образование. И 27-летний Комитас отправляется в Берлин, где поступает в частную музыкальную школу Рихарда Шмидта и одновременно в Королевский университет.
На экзамене у ректора Берлинской высшей музыкальной школы Йозефа Иоахима Комитас показал превосходное знание восточной музыки и композиции. Но он не умел играть на фортепьяно...
Чудом сохранилась сделанная в 1912 году в Париже запись, где мы можем услышать голос самого Комитаса.
Сделав несоизмеримо много для отечественной культуры, совершив неоценимый вклад в армянскую культуру своими композиторскими обработками, Комитас оставил после себя чрезвычайно мало образцов собственного творчества, среди которых Литургия ("Патараг"), миниатюры для фортепиано, сольные и хоровые обработки крестьянских и городских песен, отдельные оперные сцены ("Ануш", "Жертвы деликатности", "Сасунские богатыри"). Но даже их анализ составляет достаточно полную картину его творческих принципов и стилистических особенностей его мышления.
"Господи, помилуй" -отрывок из "Литургии" Комитаса.
Творческую деятельность Комитаса прервали трагические события геноцида - массовой резни армян, организованной турецкими властями. 11 апреля 1915 г. Турки воплощают в жизнь свой давно уже задуманный и подготовленный план уничтожения армянской нации, и начинают свои кровавые действия с интеллигенции. Комитас, вместе со многими своими друзьями и коллегами, был арестован и сослан. Но месяцами тянувшийся этот путь на голгофу был чреват ужасными физическими и моральными потрясениями, от которых мог сойти с ума любой, не говоря уже о музыканте, который не знал иного мира, кроме музыки и песни.
"... Явись, справедливость,
|
"...Так нация, древнейший род,
|
"Дле яман" - армянская народная песня в обработке Комитаса. Исполняет Дживан Гаспарян.
Волею судьбы Комитас явился и очевидцем и невероятным чудом выжившей жертвой армянского Геноцида 1915 года. Этой трагедией пропитано все его последующее творчество, и эта же трагедия предопределила дальнейшие 20 лет чудовищных душевных мук постепенно угасающего гения армянской музыки.
Последние 20 лет он провел в Виль-Жуифе - предместье Парижа в больнице для душевнобольных.
"...Искусные пальцы забыли рояль,
Безмолвна заброшенных клавиш печаль!
он вновь в Панкалты в своем доме живет,
Ианкырской тюрьмы удручающий свод
Уже далек от него, но в мозгу...
В мозгу к оболочке клок тьмы прилипал...
Последними словами Комитаса были: "Пусть вечно живет мой народ, в его памяти я всегда буду жить". Скончался Комитас 22 октября 1935 г. Через год его прах был перевезен в Ереван, где покоится в Пантеоне деятелей культуры.
"И пока есть земля армянская,
Да звучит песнь твоя,
Как огненный зов весны,
Наша Песнь-песней - Комитас!"
"Крунк" -Журавль. Исполняет струнный квартет им. Комитаса
стихи - отрывки из поэмы Паруйра Севака "Несмолкаемая колокольня".
P.S. Предвосхищая вопрос Такахаши Омояра "Кто Комитас лично для тебя?", попытаюсь выразить свое отношение к нему.
Для меня Комитас – бесконечность. У него нет начала и конца, он вечен. Он вечен, как дух моего народа, как и все Великие, посланные Богом на нашу многострадальную землю.
Это Великий Музыкант, который возродил армянскую культуру, достав из-под наносимой столетиями инородной пыли ту музыку и то слово, которые были рождены армянским народом.
Великий Мастер, который огранил алмаз, проделав большую и кропотливую работу ювелира-фольклориста. Который восстанавливал, созидал и сохранял.
Служитель Господа и своего народа, который всю жизнь постигал, и который совершенно непостижим.
Великая Личность и скромный Человек, который вобрал в себя Армянство, приняв всю красоту культуры, и, умер в старадниях, вместив в себя всю непостижимость боли своего народа.
Человек, который, когда-то воскресив в себе музыкальную традицию армян, сам воскрес через свой народ - выживший и сохранивший Память о нем и его деле.
Рубрики: | Искусство |
Комментировать | « Пред. запись — К дневнику — След. запись » | Страницы: [1] [Новые] |
Исходное сообщение okprofi
А современная оранжировка литургии понравилась?
Исходное сообщение Такахаши_Омояра
а насчёт "освежить" -
это бокалы надо "освежать" -
перед очередным хорошим тостом)..
Комментировать | « Пред. запись — К дневнику — След. запись » | Страницы: [1] [Новые] |