Золото Трои
В 1829 году, сын бедного немецкого пастора, семилетний Генрих Шлиман, получил замечательный рождественский подарок – иллюстрированную книгу «Всемирная история для детей». Иллюстрация, изображавшая горящую Трою, так поразила мальчика, что он решил непременно найти этот легендарный город. И, по мнению некоторых ученых, это ему удалось - в апреле 1870 года Шлиман, при раскопках холма Гиссарлык, находит богатый золотой клад, который объявляет «Сокровищами Приама».
Увы, «Троянская война» продолжается и сейчас.
Археологи не знают, ругать им Шлимана или хвалить – ведь он нарушил все девять культурных слоев Трои, и золотой клад является собирательным – в нем находятся предметы из всех троянских слоев. Некоторые археологи даже утверждают, что золотой клад является подделкой! На чем же строятся эти гипотезы?
С находкой клада связано много странного. Шлиман утверждал, что как только заподозрил точное местонахождение золота, как немедленно отпустил всех рабочих и достал клад с помощью жены Софии, которая потом вывезла его из Турции контрабандой (по одним слухам – в складках шали, по другим – в корзине с овощами). Однако во всей этой истории есть очень слабое место, на которое и указывают современные скептики. Когда смотришь на массивные сокровища Трои, приходит мысль, что юная гречанка должна была обладать воистину силой Ахиллеса, чтобы поднять и куда-то перевезти такую корзинку. А так же хочется посмотреть на шаль, в которой можно успешно спрятать довольно большие золотые сосуды и древние каменные топоры…
Слева - София Шлиман в "Уборе Елены Троянской", справа - золотая серьга из клада, с подвесками-"корзиночками" и зернью.
Первоначально Шлиман пытался продать «Сокровища Приама» разным странам, однако ни одна страна не согласилась его приобрести. (Россия вообще была настроена резко против Шлимана после его некрасивой истории с разводом с русской женой, потому русский царь даже запретил Шлиману раскопки Колхиды; иронией судьбы сокровища Трои осели именно в России!) Турция, разумеется, немедленно подала в суд, но Шлиман выплатил отступные в размере 50.000 франков и в конце концов подарил клад Берлину. Из берлинского музея клад попал в СССР как трофейный, и сейчас остается в ГМИИ им. Пушкина в качестве компенсации за утерянные Россией сокровища во время Второй Мировой Войны. Принадлежность клада и сейчас остается спорной. Однажды, при моем посещении музея, я обнаружила, что экспозиция сменилась – клад куда-то перенесли, а в зале проходила выставка «Истории античных войн». На мое бессвязное восклицание старушка-смотрительница гордо ответила: «Не дождутся! Трою мы им никогда не отдадим!!! Пусть сначала отдадут все наше!» Так что Троя в надежных руках и теперь желающие могут посмотреть даже более полную экспозицию – в прошлом декабре коллекция была расширена.
Археологи гадают о том, что же представляют собой драгоценности Трои.
Всего в кладе было 8.800 различных предметов.
В одном российские археологи убеждены совершенно точно – это не сокровища Приама, а неизвестная цивилизация 2.600 – 2.300 года до н.э., раннего Бронзового Века.
Был ли это богатейший погребальный инвентарь или храмовые сокровища?
Есть предположение, что это найденная ювелирная мастерская, т.к. есть и готовые предметы, и заготовки.
Самые значительные сокровища клада находятся в Москве.
Это, прежде всего, две роскошные диадемы (возможно, это были ритуальные украшения, либо жриц, либо храмовых статуй). «Большая» диадема интересна тем, что тысячи ее деталей не штамповались, а резались вручную. Малая диадема содержит любопытные подвески в форме пешки (возможно, это идолы).
Бусы из золота, хранящиеся в музее, имеют произвольную нанизку, сделанную самим Шлиманом, и до сих пор имеют в качестве «замков» красные печати Шлимана.
Еще из украшений в кладе есть серьги, тяжелые витые браслеты, булавки с орнаментальными украшениями и разнообразные височные кольца.
Самые интересные находки – это шаровидная фляга (возможно, для благовоний), кубок-ладья (так называемый «соусник») в двумя ручками (скорее всего, для ритуальных церемоний и возлияний), странные предметы из хрусталя (крупные – навершия жезлов или рукояти мечей, мелкие – украшения пояса/шкатулок/игровые фишки/маленькие лупы) и ритуальные топоры.
Слева - так называемый "соусник", справа - диадема
На топорах хочется немного остановиться. Они поражают с первого взгляда своей удивительной красотой и совершенством архаичной формы. Поверхности топоров поразительно гладкие, чудо, что они так хорошо сохранились. Гладкость поверхностей представляет загадку для археологов еще и потому, что зеленый нефрит, из которого сделаны два топора, очень трудно поддается обработке. Два других топора сделаны из иных камней – один из жадеита, другой – из лазурита.
Разумеется, клад содержит не только драгоценные предметы, но и различные сосуды и барельефы, о которых нужно писать отдельно - не говоря уже о самих улицах древней Трои - возможно, именно ее все же открыл Генрих Шлиман!
Витрины с самими сокровищами производят ошеломляющее впечатление, потому я лучше посоветую всем взглянуть на них своими глазами – все равно я не смогу их описать! :)