Вчера в Пермском театре оперы и балета посмотрел и послушал мировую сценическую премьеру оперы Антона Рубинштейна «Христос». Замысел этого грандиозного сочинения композитор вынашивал долгие годы, а написал в последние месяцы жизни в Германии. Первое и единственное концертное исполнение фрагментов оперы состоялось в Штутгарте в 1894 году. После смерти Рубинштейна партитура считалась безвозвратно утерянной. Микрофильмы с ее копиями обнаружил в Берлинской национальной библиотеке правнук композитора, дирижер Антон Шароев. Пермский театр выполнил сложную задачу: вернуть к жизни итоговое сочинение Антона Рубинштейна и осуществить первую в России постановку духовной оперы.
Двенадцать лет Антон Шароев искал оперу Рубинштейна «Христос», которую композитор написал в конце XIX века в Германии. «Прошло две войны – Первая и Вторая мировая. Меня все искусствоведы Германии уверяли, что вряд ли удастся найти после этих событий», – вспоминает дирижер. Однако в архивах Берлина ему повезло. Старая микропленка сохранила одно из главных сочинений Антона Рубинштейна. Это лишний раз подтверждает знаменитую Булгаковскую максиму, что рукописи не горят.
Спектакль шел на пяти языках: русском, немецком, древнееврейском, армянском и латыни. Семь картин оперы – это главные сюжеты Евангелия. Второе название оперы – «Семь попыток познания божественного». «Мы пытаемся понять, что с нами сделало время, что с нами две тысячи лет происходило и как так получилось, что все больше и больше мы теряем то божественное, что в человеке заложено изначально», – поясняет художественный руководитель Пермского театра оперы и балета Георгий Исаакян.
В спектакле задействована вся оперная труппа, оркестр, хор, детская группа. А вот сам Христос на сцене не появился –звучал только его голос. «Я пытался это спеть просто, как одну из партий, не беря на себя ответственность, что вот сейчас я буду вещать со сцены великое слово», – говорит солист Пермского театра оперы и балета Павел Брагин, один из исполнителей партии Христа. Эта роль поделена между двумя тенорами. Их голоса звучат из разных точек зала (с балкона и из ложи).
Библейские истории, с одной стороны, вполне конкретны, с другой – абстрактны. Создать объемный визуальный образ – такая задача стоит и перед художником. «Некий куб, который раскрывается, как земля – некий символ жизни. Потом внутри возникают свои истории развития театра, науки, космоса. В финале все возвращается на круги своя», – замечает художник-постановщик оперы Елена Соловьева.
Ставить неизвестное произведение, с одной стороны, легко, так как не сложилось никаких традиций, а с другой – сложно, ведь на постановщиках лежит ответственность первооткрывателей великого оригинала