-Поиск по дневнику

Поиск сообщений в kap-3

 -Подписка по e-mail

 

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 26.12.2008
Записей: 1628
Комментариев: 970
Написано: 3085


Пермская деревянная скульптура («Пермские боги»)

Воскресенье, 11 Июля 2010 г. 20:11 + в цитатник
Посетил сегодня пермскую галерею, ее экспонаты собираются вскоре перенести, а здание кафедрального собора вернуть церкви
Пермская деревянная скульптура («Пермские боги») — храмовая скульптура, получившая распространение на территории Пермского края в XVII—XIX веках.

Пермская деревянная скульптура уникальна тем, что, являясь, по сути, искусством восточно-христианским, сохранила отчетливые черты языческой культуры, вдобавок испытав влияние западно-европейского барокко.

Запрет православной Церкви на объемное изображение Божества, не помешал развитию деревянной скульптуры на Урале. И хотя было несколько постановлений Синода, направленных местному духовенству, о запрещении «деревянных идолов» в церквях, искоренить традицию вырезать «богов» из дерева они не смогли. Уральские священники предпочитали мириться с присутствием в храме скульптур, чем вовсе лишиться паствы. К тому же сами лица скульптур говорят о глубоком «внутреннем» понимании безвестными художниками идей христианства. Лики Спасов выражают кротость, смирение, жертвенность, мученичество — те качества, которые вряд ли были присущи языческим идолам. Используя старые традиции сакральной пластики, уходящей в глубину веков, пермские мастера придали ей новое духовное содержание. Черты лиц на скульптурах, очевидно, в зависимости от национальной принадлежности самого художника, чаще всего соответствуют коми-пермяцкому или башкирскому типу. Наиболее распространенный образ Христа в пермской скульптуре — Спас в темнице или Спас Полуночный. В русской иконографии этот сюжет появился лишь в XVII веке и, как считается, был заимствован из католической живописи. Он изображает Христа до восхождения на Голгофу, когда Он был поругаем римскими стражниками.

Тогда воины правителя, взяв Иисуса в преторию, собрали на Него весь полк и, раздев Его, надели на Него багряницу; и, сплетши венец из терна, возложили Ему на голову и дали Ему в правую руку трость; и, становясь пред Ним на колени, насмехались над Ним, говоря: радуйся, Царь Иудейский! Евангелие от Мафея.

По воспоминаниям Н. Н. Серебренникова — первого собирателя Пермской деревянной скульптуры, фигуры Спасов даже ставили внутри храма в некоторое подобие темниц, тоже сделанных из дерева. Прихожане одевали скульптуры и обували, приносили им дары. Легенды приписывали фигурам способность ходить, отчего обувь приходилось менять часто — она снашивалась. Безусловно, все это элементы языческого восприятия, когда образ Божества становится в какой-то мере самим Божеством.

Помимо Христа, особой любовью пермских мастеров пользовался св. Николай Можайский. Кроме того сохранилось немало скульптурных сцен Распятия со множеством фигур.
 (700x467, 98Kb)


00hrc9z6 (699x484, 122 Kb)
 (699x482, 140Kb)
 (699x466, 113Kb)
 (699x466, 96Kb)
 (700x466, 131Kb)
00hrpqtk (700x700, 216 Kb)
 (496x698, 170Kb)
00hrrc07 (699x466, 145 Kb)
 (466x699, 166Kb)
00hrz8qt (466x699, 89 Kb)
 (699x466, 115Kb)
 (699x462, 93Kb)
 (700x525, 47Kb)
Рубрики:  Церковь (православие)
Метки:  

Процитировано 1 раз

 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку