Свобода любви.
Ни о какой сфере человеческих отношений не сказано и не написано так много, как о любви. И всё же единства во взглядах нет, да и навряд ли оно когда-нибудь появится. Любовь можно рассматривать с позиций искусства и науки. Искусство представляет любовь как явление единичное и поэтому имеет возможность глубоко, взволнованно и образно показать переживания героев.
В любви нет стандартов, нет ничего тоньше и деликатнее интимных человеческих отношений. И ничего - загадочнее. Загадочнее в том смысле, какой вложен в нехитрую древнюю притчу: "Четыре вещи есть в мире, непонятные для меня: путь орла в небе, змеи на скале, корабля среди моря и путь мужчины к сердцу женщины". Первые три загадки давно разгаданы. Четвёртую, как, впрочем, и пятую - путь женщины к сердцу мужчины, - не постигли до сих пор. И постигнут ли когда-нибудь? Если постигнут - станет очень скучно жить. Нет любви без тайны. Жизнь может стать сплошной тоской, если убрать из неё, а тем более из любви, - таинственность.
Наука же подходит к любви как к социальному чувству, т.е. она выясняет то общее, что характеризует отношения между любящими. В.Г. Белинский подчёркивал органическое единство естественного (природного) в любви: "Человек не зверь и не ангел: он должен любить не животно и не платонически, а человечески".
Для А.И. Герцена любовь- это, прежде всего родство душ; поэтому она забывает" различия полов" и она "страстная дружба".
Сущность любви, по Гегелю, состоит в том, чтобы " отказаться от сознания самого себя, забыть себя в другом "я" и, однако в этом же исчезновении и в забвении впервые обрести самого себя и обладать самим собой".
Человеческая любовь - не природное, инстинктивное начало, а результат специфических усилий. Это не физические или психические усилия, никакими усилиями нельзя заставить себя полюбить кого - нибудь. Это усилие во что бы то ни стало остаться живым. Человек постигает, чаще всего бессознательно, что живет он, только когда любит, что только любовь вырывает его из монотонной механической повторяемости повседневного быта. Причем живет сам свою собственную жизнь. Очень часто люди живут не своей жизнью - подчиняют себя стандартам мышления и стереотипам поведения, авторитетам. Часто они не сами живут, а что - то через них живется, не сами любят, а что - то через них любится.
Любовь не под какие стандарты и стереотипы не подпадает, это оригинальная жизнь, где, как и в творчестве, нет никаких правил и авторитетов. И по - видимому, как подлинное творчество, так и подлинная любовь встречается довольно редко, так же редко, как и человек, всегда и во всем поступающий только по совести. Широко распространенные равнодушие, апатия, злоба, зависть говорят об огромном дефиците любви в современном цивилизованном обществе.
назад
Говорят: "Ревность - это тень любви", "Чем сильнее любовь - тем больше ревность". Увы, довольно часто грубая, навязчивая и тем более беспричинная ревность убивает любовь, подталкивает к измене. Сколько страданий приносит ревность! Врач - психиатр, кандидат медицинских наук Э.Э.Линчевсакий на основании длительных наблюдений выделил следующие четыре типа ревности:
1. Тиранический тип ревности возникает у людей упрямых, деспотичных, самодовольных, мелочных, эмоционально холодных и отчужденных. Такие люди склонны предъявлять окружающим очень высокие требования, выполнить которые бывает крайне трудно и даже не возможно. Однако лица с подобными чертами редко бывают самокритичными. Они не способны понять, почему к ним относится не так, как они того бы хотели. Мысль об их собственной вине для них неприемлема. Вот почему они перекладывают всю ответственность на недостаточное (с их точки зрения) внимание и почти к себе других людей. Особого труда для них это не составляет. Тиранический тип ревности - самый мрачный.
2. Ревность от ущемленности является уделом людей с тревожно - мнительным характером, слабых и неуверенных в себе, с низким уровнем самооценки, легко впадающих в тоску и отчаяние, склонных преувеличивать неприятности и опасности. Они настороженно и напряженно ожидают подтверждения своим подозрениям. Вот почему малейшее изменения отношения к ним или охлаждение моментально улавливается и нередко порождают необоснованные подозрения и, что хуже, категорические выводы. Плюс к этому неуверенность в себе и чувство собственной неполноценности заставляют видеть соперника чуть ли не в каждом встречном человеке.
3. Обращенная ревность представляет собой результат собственных тенденций к неверности. Человек как бы обращает на окружающих свой образ мыслей и в соответствующем ключе расшифровывает смысл поступков. Он полагает, что у других людей "психология" точно такая же, как и у него. Обычно обращенная ревность возникает на месте угасшей любви или там, где ее вовсе не было. Этот тип ревности довольно широко распространен в повседневной жизни.
4. Привитая ревность зарождается под влиянием жизненного опыта. Если человек воспитывается в духе недоверия к другим людям или ему исподволь внушают, что "все женщины (мужчины) одинаковы", если ему приходится быть свидетелем неверности родителей, друзей, то нет ничего удивительного в том, что он начинает ожидать подтверждения этой мысли.
Конечно, в жизни трудно встретить названые выше четыре вида ревности в "чистом виде", ибо каждый жизненный случай ревности в той или иной степени включает в себя элементы разных типов, но знание типов, умение увидеть их признаки, позволяет глубже вникнуть в суть каждого человека, разобраться в человеческих отношениях. У ревности, как правило, три причины: комплекс неполноценности, предыдущие контакты, сплетни и наговоры завистливых людей. Лучшее лекарство от равности - откровенность.
(c)