Цитата сообщения Ермоловская_Татьяна
Потрясающая судьба английской подлодки
4 июня 1919 года - эсминцы "Азард" и "Гавриил" потопили в Копорской губе английскую подводную лодку L-55. Судьба этой подводной лодки поистине уникальна и удивительна. Она была построена в Англии и начала свою службу в английском флоте. Погибла в бою с русскими эсминцами в Копорской губе и 9 лет пролежала на морском дне. Затем была поднята, тщательно изучена для приобретения знаний в области подводного кораблестроения и введена в строй советского флота
Начало 1919 года для молодой Советской республики было очень тревожным. Представители белого движения и иностранной интервенции разработали единый план очередного похода против Советской власти. Главный удар должна была наносить с востока армия Колчака. Войска северо-западного направления готовились к решительному наступлению на Петроград. В этом походе активное содействие частям белогвардейских войск оказывали белофинны, белоэстонцы и английская эскадра адмирала Коуэна (крейсера, эскадренные миноносцы, подводные лодки, а также авиатранспорт, тральщики, минные заградители и торпедные катера). С англичанами взаимодействовали флоты Финляндии и Эстонии.
В начале мая вся эта коалиция двинулась на Петроград со стороны Эстонии. Английские корабли обстреливали фланг Красной Армии и прикрывали высадку десантов в устье реки Луги и в Копорской губе. В этот критический момент задача балтийцев состояла в том, чтобы оказать всемерную помощь войскам Красной Армии и не допустить флот интервентов к Петрограду. Наиболее активно боевые действия на море велись в районе Копорской губы. Уже 17 мая эсминец "Гавриил" вступил там в бой с четырьмя английскими эсминцами и не позволил им расстрелять отряд наших тральщиков. После этого было еще несколько боевых эпизодов.
В очередной боевой поход в Копорскую губу эсминцы "Азард" и "Гавриил" вышли 4 июня 1919 года. В 17 часов 37 минут сигнальщики эсминцев одновременно заметили слева по курсу пенистые следы двух торпед, движущихся прямо на них. Удачно сманеврировав, оба эсминца уклонились от опасности. Спустя считанные секунды прямо по курсу "Азарда" на расстоянии приблизительно 5 кабельтовых неожиданно показалась боевая рубка и часть корпуса подводной лодки. Вероятно, она не сумела удержаться на глубине после торпедного залпа.
Эсминцы полным ходом пошли на таран и тотчас же открыли артиллерийский огонь. Комендор с "Азарда" С. Богов первым же снарядом, выпущенным из 102 - миллиметрового носового орудия, попал в надстройку рядом с рубкой подводной лодки. Спасаясь от таранного удара, лодка быстро ушла под воду. Вскоре послышался оглушительный взрыв. Над водой встал громадный столб воды. Как потом выяснилось, эсминец "Азард" потопил новейшую подводную лодку английского военно-морского флота L-55, за что командира корабля Н. Н. Несвицкого в числе первых моряков наградили орденом Красного Знамени. О гибели своей лодки официально сообщило британское адмиралтейство.
Потопление советскими эсминцами "Азард" и "Гавриил" английской подводной лодки L-55 в Копорском заливе. Н.Е. Бубликов и Г.В. Горшков.
Прошло несколько лет. L-55 по-прежнему лежала на дне моря, и казалось, что о ней все забыли. Но вот осенью 1926 года во время боевого траления в Копорской губе один из тральщиков случайно зацепил и поднял на борт прицельное устройство от 4-дюймовой пушки, принадлежавшее, как было установлено, подводной лодке L-55. Погибшая "англичанка", как шутливо называли ее моряки, сама напомнила о себе и весьма кстати.
В середине 20-х годов, СССР впервые приступил к строительству современных боевых кораблей. Принятой в ноябре 1926 года шестилетней программой военного судостроения предусматривалась постройка 12 подводных лодок новых проектов. Однако советское кораблестроение только начинало возрождаться после длительного периода войн и разрухи. Ощущалась острая нехватка специалистов всех профилей, особенно инженеров-конструкторов. В то время сформировалась сравнительно небольшая группа кораблестроителей-подводников во главе с Б. М. Малининым. Позднее он писал в своей автобиографии: "Приходилось одновременно решать три задачи, тесно связанные друг с другом: вести разработку и постройку лодок, тип которых у нас был до того времени неизвестен; создавать и немедленно практически использовать теорию подводных лодок, которой у нас в Союзе также не было; воспитывать в процессе проектирования кадры конструкторов-подводников". Любопытно, что Б. М. Малинин имел тогда в подчинении всего... 6 человек. Чтобы облегчить работу наших конструкторов, решили поднять L-55 и использовать для получения информации о достижениях в области строительства подводных лодок одной из ведущих морских держав мира.
Сначала требовалось отыскать лодку. Такой приказ в ноябре 1927 года получили тральщики "Змей" и "Клюз", которые сразу приступили к его выполнению. Кроме осеннего ненастья, поиск затонувшей лодки значительно осложняли минные заграждения, щедро выставленные английскими кораблями по всей акватории Копорской губы. К осени 1927 года наши тральщики успели уничтожить лишь мины, установленные на глубинах до 12 метров, но противолодочные мины нижнего яруса остались и представляли большую опасность. Действуя очень аккуратно, умело используя придонные тралы и миноискатели, а также четырехпалые якоря (кошки), "Змей" и "Клюз" 20 ноября обнаружили L-55 на глубине 32 м.
Подъем лодки поручили Экспедиции подводных работ особого назначения (
ЭПРОН). Для выполнения этой задачи ей передали спасательное судно-катамаран "Коммуна" (бывший "Волхов"). Было решено подвести под днище лодки четыре гибкие металлические полотенца и поднимать их специальными кранами. Этот способ был более надежным, простым и, что особенно важно, полностью исключал деформацию поврежденного корпуса лодки. Работы шли очень медленно и были связаны с определенным риском. Например, когда однажды "Коммуна" стояла в заданной точке с опущенными в воду тросами и шлангами и не имела возможности дать ход, вблизи нее вдруг всплыла английская мина. К счастью, она прошла под самым бортом спасательного судна, не задев его. Утром 11 августа 1928 года подводную лодку L-55 подняли на поверхность, а через два дня ввели в один из кронштадтских доков.
При очистке и осмотре отсеков лодки были обнаружены останки 38 погибших английских подводников, которые были отправлены в Англию для захоронения на родине.
Обследование лодки показало, что кормовая часть боевой рубки и треть прочного корпуса с левого борта полностью разрушены. Сильно повреждены многие механизмы, арматура и трубопроводы. В то же время, аккумуляторная батарея, а также снаряды и торпеды, остались целы. Все свидетельствовало о том, что подводная лодка L-55 погибла в результате подрыва на английской мине. "В уцелевшей части надстройки было видно круглое отверстие с рваными краями, пробитое, очевидно, артиллерийским снарядом с одного из эсминцев. Снаряд не повредил прочный корпус", отметил в своих мемуарах конструктор ПЛ С.А. Базилевский, который непосредственно занимался изучением этой лодки.
L - 55 после подъёма
Советские специалисты тщательно обследовали L-55. Полученный при этом опыт и знания были использованы в техническом проекте первого советского подводного минного заградителя "Ленинец" II серии, разработанном в 1929 году, а также в ряде следующих проектов отечественных подводных лодок. Совет Труда и Обороны принял решение о восстановлении подводной лодки L-55 силами Балтийского судостроительного завода и включил эту работу в первый пятилетний план военного судостроения 1928 - 1933 гг.
"Восстановление L-55 было желательно, т.к. в истории еще не было случая, чтобы английский боевой корабль когда-либо плавал под чужим флагом! Это было поводом для национальной заносчивости англичан. А если чужой флаг будет красным, социалистическим! Это перерастало в серьезное политическое событие. Б.М. Малинин справедливо гордился тем, что нам удалось воспроизвести все разрушенные конструкции с большой точностью, хотя никаких чертежей на лодке не было найдено. Помогали лишь схемы, обнаруженные в записных книжках некоторых офицеров, и аналогии с сохранившимися частями корпуса с соседних районах", отметил С.А. Базилевский.
В торжественной обстановке 7 августа 1931 года на бывшей английской подлодке L-55 был поднят Военно-морской флаг СССР. Она вошла в состав подводных сил Балтийского моря с прежним бортовым номером - Л-55. Сделано это было в духе старой морской традиции. Еще Петр I оставлял плененным, а затем зачисленным в состав российского флота, кораблям их прежние названия. И в данном случае, "англичанка" должна была напоминать нашим врагам, что военный флот бдительно стоит на страже границ страны. С 1933 года лодка использовалась для испытаний корабельной аппаратуры и подготовки личного состава, а в годы Великой Отечественной войны ее переоборудовали в плавучую зарядовую станцию. В феврале 1945 года подводная лодка Л-55 была исключена из состава Военно-Морского Флота СССР.
© Додонов В. А.
tatasoz-