-Рубрики

 -Поиск по дневнику

Поиск сообщений в Viaceslav

 -Подписка по e-mail

 

 -Сообщества

Участник сообществ (Всего в списке: 1) Неизвестная_Планета

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 25.03.2017
Записей: 5826
Комментариев: 262
Написано: 6106


Без заголовка

Пятница, 08 Января 2021 г. 21:58 + в цитатник
Цитата сообщения Bo4kaMeda РОМАНОВЫ. Коллекция Государственного Русского музея

Bo4kaMeda


01. Неизвестный художник
Портрет царя Алексея Михайловича
С гравюры К. Мейсенса (1646 – ?) для книги «Historia di Leopoldo caesare», изданной в Вене в 1670 году.. Не позднее 1670 (?)
Холст, масло
126 х 95
Экспонирование: Михайловский замок


Алексей I Михайлович Тишайший (19 марта 1629, Москва - 8 февраля 1676, Москва) — второй русский царь из династии Романовых, сын Михаила Федоровича и его второй жены Евдокии. Был активным участником составления Соборного уложения 1649, создавшего законодательную базу для российского общества на долгие десятилетия. Активно привлекал на службу в России иностранных специалистов, оказывал поддержку полкам «иноземного строя». При нем произошел церковный раскол, приведший к усилению борьбы церкви и государства со старообрядцами. Вел активную внешнюю политику. Все царствование было ознаменовано почти непрерывными войнами, многочисленными массовыми выступлениями: крестьянская война Степана Разина, Медный и Соляной бунты. В его правление значительно выросли границы России за счет вошедших в ее состав Украины, Восточной Сибири, Дальнего Востока и других территорий. Был отцом 16 детей от двух браков. Первая жена — Мария Ильинична Милославская — родила ему 13 детей, вторая — Наталья Кирилловна Нарышкина — 3-х детей. Трое из его сыновей впоследствии царствовали: Федор, Иван и Петр (Великий). Царствовал с 14/24 июля 1645 по 29 января/8 февраля 1676.




02. Чоглоков М. И. (?) [Около 1650 — около 1710]
Портрет царя Иоанна V Алексеевича
Последняя четверть ХVII века.
Холст, масло
127 х 100,5
Экспонирование: Михайловский замок, Зал 209. Помещение лейб-гвардии


Иоанн (Иван) V Алексеевич (1666–1696) – сын царя Алексея Михайловича Тишайшего и царицы Марии Ильиничны, урожденной Милославской. С раннего детства был болезненным и "слабоумным". После смерти старшего брата, царя Федора Алексеевича, вместе со своим младшим братом Петром I – царь-соправитель при регентше царевне Софье Алексеевне. После падения регентши Петр I формально сохранил двоевластие, хотя сам Иван не принимал никакого участия в государственных делах, ограничиваясь выполнением церемониальных обязанностей. 19 января 1684 вступил в брак с Прасковьей Федоровной Салтыковой (1664–1723); имел от нее пять дочерей, одна из которых – Анна Иоанновна стала императрицей. Царствовал с 25 июня 1682 по 29 января 1696.



03. Неизвестный художник
Портрет царицы Натальи Кирилловны
Конец января – начало февраля 1694 (?)
Холст, масло
126,5 x 95,5
Экспонирование: Михайловский замок, Зал 209. Помещение лейб-гвардии


Наталья Кирилловна Нарышкина (1651–1694) — дочь боярина Кирилла Полуектовича Нарышкина (1623–1691), постриженного в 1682 по требованию восставших стрельцов в Кирилло-Белозерский монастырь под именем Киприана. Воспитанница (до 1671) боярина А. С. Матвеева. С 1671 — царица, вторая жена царя Алексея Михайловича, мать Петра I и царевен Натальи и Феодоры.

Изображена во вдовьем покрывале, которое могло появиться лишь после смерти царя Алексея Михайловича в 1676 году. Однако существует обоснованное предположение, что портрет царицы мог быть исполнен живописцем Оружейной палаты Михаилом Чоглоковым сразу после ее смерти, последовавшей 25 января 1694, и закончен 9 февраля. Автор версии ссылается на обнаруженную И. Е. Забелиным челобитную художника, в которой сказано: «...писал я образ во успении государыни благоверной царицы и великой княгини Натальи Кирилловны на полотне персону живописным письмом...». Из челобитной, опубликованной исследователем раннего русского портрета Е. С. Овчинниковой, также следовало, что «Чоглоков работал над портретом Натальи Кирилловны у себя дома 9 дней, с 25 января по 6 февраля 1694 года» (Овчинникова. С. 123).

В последней трети XVII века живописный портрет «во успении» получает широкое распространение. Как писала автор атрибуции, «...в отличие от надгробного изображения, помещенного в среду храма и исполненного в традициях иконописного образа, живописный портрет „во успении", написанный на холсте, в новой технике маслом, должен был находиться в светских хоромах для памяти потомков. Главным в нем была передача сходства, жизненного подобия, именно поэтому <...> портретируемые на персонах „во успении" пишутся живыми» (Эпоха парсуны. С. 128, 249). Авторская живопись на лице, платье и руках сохранилась достаточно хорошо, наличие в ней авторских правок подтверждает оригинальность портрета.



04. Неизвестный художник
(Иоганн Готфрид Таннауер?)
Портрет Шарлотты Кристины Софии, рожденной принцессы Брауншвейг-Вольфенбюттельской, жены царевича Алексея Петровича 1710-е
Холст, масло
79 х 66 (овал)


Шарлотта Кристина София Брауншвейг-Вольфенбюттельская (2 июля 1694 – 22 октября 1715). Третья дочь герцога Людвига Рудольфа Брауншвейг Вольфенбюттельского и Кристины Луизы Эттингенской. Жена царевича Алексея Петровича. Умерла через несколько дней после рождения сына Петра, будущего императора Петра II.

Портрет экспонировался на выставке 1870 года с пометкой «взят из Петергофского дворца». В каталоге «Юбилейной выставки в память державного основателя С.-Петербурга» имеется примечание: «с оригинала Дангауера». В каталоге выставки 1973 также было высказано предположение об авторстве И. -Г. Таннауера (?).



05. Таннауер И. Г. [1680, Саксония (?) – 1737(3?), Санкт-Петербург]
Портрет царевича Алексея Петровича
Первая половина 1710-х
Холст, масло
80 х 60
Экспонирование: Михайловский замок, Зал 210. Галерея Антиков императрицы Марии Федоровны


Царевич Алексей Петрович (1690–1718) – старший сын Петра I и Евдокии Федоровны Лопухиной. В качестве наследника престола неоднократно выполнял поручения отца в годы Северной войны. В 1709–1712 путешествовал по Европе, учился в Дрездене. В 1711 по настоянию отца женился на принцессе Шарлоте Христине Софии Брауншвейг-Вольфенбютельской, от брака с ней имел дочь Наталью и сына Петра (впоследствии императора Петра II). Находился в оппозиции к реформам Петра I. В конце 1716 года тайно уехал в Вену под защиту австрийского императора Карла VI. Жил в замке Эренбург (Тироль), с мая 1717 – в Неаполе. В январе 1718 года, поддавшись уговорам П. Толстого и А. Румянцева, вернулся в Россию. Был арестован и заключен в Петропавловскую крепость. После следствия приговорен Верховным судом к смертной казни. В конце июля 1718, через несколько дней после вынесения приговора, умер в Петропавловской крепости при невыясненных обстоятельствах.

Отсутствие на портрете ордена Св. Андрея Первозванного (получил в 1711 и лишен только в 1718 году) и возраст модели позволяют предположить датировку портрета периодом сватовства и знакомства с будущей женой (Шарлоттой Кристиной Софией, рожденной принцессой Брауншвейг-Вольфенбюттельской), которое состоялось весной 1710 года в Шлакенверте (Карловы Вары).



06. Каравак Л. [1684, Марсель – 1754, Санкт-Петербург]
Портрет царевен Анны Петровны и Елизаветы Петровны 1717
Холст, масло
76 х 97
Экспонирование Михайловский замок, Зал 232. Столовый зал


Портрет упоминается в «Записках» Якоба Штелина: «При нем [Петре I] Каравак <…> написал императорских принцесс Анну и Елизавету в юности» (Штелин, 1990, с.45).

Царевна Анна Петровна (1708-1728), (на картине изображена слева) — старшая дочь Петра I и его второй жены Екатерины Алексеевны (урожд. Марты Скавронской; с 1725 года императрицы Екатерины I), царевна (1712), цесаревна (1721). С 1725 года была замужем за герцогом Голштейн-Готторпским Карлом Фридрихом. Мать герцога Карла Петра Ульриха (в православии великий князь Петр Федорович, позднее правил под именем Петра III).

Справа — Елизавета Петровна (1709–1761/1762) — российская императрица с 1741, дочь Петра I и его второй жены Екатерины Алексеевны (урожд. Марты Скавронской; с 1725 года императрицы Екатерины I).



07. Неизвестный художник первой четверти XVIII века
Портрет Екатерины I
(тип Натье). XVIII в.
Холст, масло
80 x 60,5


[n]Екатерина I Алексеевна Романова[/n] (1684 – 1727) – урожденная Марта Скавронская. Вторая супруга Петра I (с 19 февраля 1712). Коронована Петром I как императрица и соправительница 7 мая 1724. С 28 января 1725 – императрица.



08. Адольский И. Г. [После 1686 (1691?), Москва — около 1758, Москва]
Портрет Екатерины I с арапчонком
Не позднее декабря 1725 (?)
Холст, масло
264 х 200


Екатерина Алексеевна (рожденная Марта Скавронская (15 апреля 1684 – 6 мая 1727). Вторая супруга Петра I (с 19 февраля 1712). Коронована Петром I как императрица и соправительница 7 мая 1724. С 28 января 1725 – императрица.

Петр I встретил Катерину в 1703 ( в девичестве Марту Самуиловну Скавронскую, вдову драгуна Иоганна Крузе), захваченную в качестве военной добычи при штурме шведской крепости Мариенбург. Официальное венчание Петра с Екатериной Алексеевной состоялось 19 февраля 1712, после Прутского похода. Имели детей: Екатерину (28 декабря 1706 – 27 июля 1708), Анну (7 февраля 1708 – 15 мая 1728), Елизавету (18 декабря 1709 – 25 декабря 1761), Наталью (3 марта 1713 – 27 мая 1715), Маргариту (3 сентября 1714 – 27 июля 1715), Петра (29 октября 1715 – 25 апреля 1719), Павла (2 января 1717 – 3 января 1717), Наталью (20 августа 1718 – 4 марта 1725).

Изображена с лентой и звездой ордена Св. Андрея Первозванного. Авторский размер полотна меньше (190 х 133), на более поздних надставках дописаны архитектура и пейзаж. Портрет традиционно датировался 1725–1726 годами по гравюре А. Ф. Зубова. В документе от 22 декабря 1725 года отмечено, что «по указу Е. И. В. <…> выдано живописцу Ивану Адолскому» сто рублей в уплату за исполнение именно двух портретов императрицы Екатерины I, этого и принадлежащего ГМЗ «Царское Село», отличающихся в деталях.



08. Людден И. П. [?, Брауншвейг (?) — 1739, Санкт-Петербург]
Портрет Петра II 1728
Холст, масло
80 х 64,5
Экспонирование Михайловский замок, Зал 210. Галерея Антиков императрицы Марии Федоровны


Петр II (1715—1730) — сын царевича Алексея Петровича и Евдокии (урожденной Шарлотты Христины Софии, принцессы Брауншвейг-Вольфенбютельской), умершей вскоре после его рождения; внук Петра I. На престол вступил 7 мая 1727 после смерти Екатерины I. Юный император постоянно находился под чужим влиянием, являлся орудием в руках какой-либо из многочисленных дворцовых партий: сначала Меншикова, который для усиления своего влияния хотел женить Петра II на своей дочери Марии; затем Долгоруких, решивших женить его на старшей дочери Алексея Григорьевича Долгорукого княжне Екатерине. 30 ноября 1728 года произошло обручение Петра II с Екатериной Долгорукой, однако он заболел оспой и умер в день своей предполагаемой свадьбы. С его смертью прервался род Романовых по мужской линии. Изображен в горностаевой мантии с цепью ордена Св. Андрея Первозванного.



09. Неизвестный художник
Портрет императрицы Елизаветы Петровны (?)
Первая половина XVIII века
Холст, масло
66 х 53 (овал)


Елизавета Петровна Романова (1709 – 1761) – царевна, вторая дочь Петра I и Екатерины Алексеевны. С декабря 1721 года – цесаревна. С 1741 года – императрица. Коронована 25 апреля 1742 года.



10. Неизвестный художник
Портрет царевны Анны Петровны
Первая половина XVIII века
Холст, масло
79,5 x 64


Анна Петровна Романова (1708 – 1728) – царевна, с 23 декабря 1721 года – цесаревна. Старшая дочь Петра I и Екатерины Алексеевны. В 1725 вступила в брак с герцогом Карлом Фридрихом Голштейн – Готторпским (1700 – 1739). Имела сына Петра (1728 – 1762), будущего императора Петра III, сменившего на престоле императрицу Елизавету Петровну.



12. Неизвестный художник
Конный портрет Елизаветы Петровны с арапчонком
Копия портрета 1743 работы Г. К. Гроота (ГТГ). 1740-е
Холст, масло
45, 5 х 36


Елизавета Петровна Романова (1709–1761) – царевна, вторая дочь Петра I и Екатерины Алексеевны. С декабря 1721 года – цесаревна. С 1741 года – императрица. Коронована 25 апреля 1742 года.



13. Неизвестный художник
Портрет Иоанна VI (Иоанна Антоновича) 1742
Холст, масло
74 х 64
Экспонирование Михайловский замок, Зал 232. Столовый зал


Император Иоанн VI Антонович (1740–1764) – сын принца Антона-Ульриха Брауншвейг-Люнебургского (1714–1774) и принцессы Анны Леопольдовны Мекленбург-Шверинской (1718–1746), племянницы Императрицы Анны Иоанновны. Объявлен наследником престола, не достигнув двух месяцев, а через 11 дней стал Императором Всероссийским. За него правили регенты, сначала герцог Курляндский Иоганн-Эрнст Бирон, затем мать – Анна Леопольдовна. 25 ноября 1741 произошел государственный переворот, на престол вступила Елизавета Петровна, и Иоанн до конца жизни оказался под арестом, пребывая в различных крепостях (Динамюнде, Раненбург, Холмогоры и Шлиссельбург). В ночь с 4 на 5 июля 1764, уже при Екатерине II, был убит в 23-летнем возрасте своими конвоирами при попытке его освобождения, предпринятой поручиком В. Я. Мировичем. Тело его было тайно похоронено в Шлиссельбургской крепости. Портретов Иоанна Антоновича сохранилось немного, поскольку по приказу императрицы Елизаветы Петровны тщательно уничтожалось все, что связано с именем свергнутого младенца.



14. Гроот Г. К. [1716, Штутгарт – 1749, Санкт-Петербург]
Портрет великого князя Петра Федоровича и великой княгини Екатерины Алексеевны 1745 (?)
Холст, масло
129 х 100
Экспонирование Михайловский замок, Зал 210. Галерея Антиков императрицы Марии Федоровны


Великий князь Петр Федорович (1728–1762) – немецкий принц Карл Петр Ульрих, сын герцога Голштейн-Готторпского Карла Фридриха и дочери Петра I Анны Петровны, с 1761 – российский император Петр III. Свергнут с престола в результате дворцового переворота 1762 и убит в Ропшинском дворце под Петербургом.

Великая княгиня Екатерина Алексеевна (1729–1796) – немецкая принцесса София Августа Фредерика Ангальт-Цербстская, с 1762 – российская императрица Екатерина II. Петр Федорович изображен в официальном мундире лейб-драгунского полка Голштинских войск с орденом св. Андрея Первозванного (лента и звезда). Екатерина Алексеевна – с орденом св. Екатерины Большого креста (лента, крест и звезда). Стилистические признаки, а также отсутствие архивных документов о создании двойного портрета заставляют усомниться в авторстве художника. В августе 1745 состоялось бракосочетание Петра Федоровича и Екатерины Алексеевны. Вполне вероятно, что парный портрет был написан именно в этом году как портрет жениха и невесты. Их сын, будущий император Павел I, родился 20 сентября (1 октября) 1754 года.



15. Антропов А. П. [1716, Санкт-Петербург – 1795, Санкт-Петербург]
Портрет Петра III. Около 1762
Холст, масло
263 х 205
Экспонирование Михайловский замок, Зал 231. Тронная и Предтронная императрицы Марии Федоровны


Петр Федорович (1728—1762) — сын цесаревны Анны Петровны и Карла Фридриха, герцога Гольштейн-Готторпского. Внук двух непримиримых врагов: российского императора Петра I и шведского короля Карла XII. С 1742 года — наследник российского престола. С 25 декабря 1761 по 28 июня 1762 года — император Петр III. Не короновался. В подражание Петру I предполагал провести серию реформ. «Манифест о вольности дворянства», Упразднение Канцелярии тайных розыскных дел, секуляризация церковных земель, предполагавшиеся им, стали фундаментом для последующей законодательной деятельности Екатерины II. В традиционной историографии характеризуется, и не без оснований, как невежественный, слабоумный русофоб. Свергнут в результате дворцового переворота, возглавляемого собственной супругой, будущей императрицей Екатериной II. Отец императора Павла I.

Изображен в мундире лейб-гвардии Преображенского полка, в треуголке, с офицерским нагрудным знаком и орденом Св. Андрея Первозванного (лента и звезда).



16. Рокотов Ф. С. [1732/5?, с. Воронцово, Московская губ. – 1808, Москва]
Портрет великого князя Павла Петровича в юности
Конец 1760-х – начало 1770-х
Холст, масло
84 x 67


Великий князь Павел Петрович (1754 – 1801) – сын великого князя Петра Федоровича, будущего императора Петра III и великой княгини Екатерины Алексеевны, будущей императрицы Екатерины II. С 1796 года — российский император. Убит в 1801 году в результате дворянского заговора в Михайловском замке в Петербурге.

Отзывы современников о внешности Павла были диаметрально противоположными. Тем интереснее зрительный ряд его портретов, исполненных крупнейшими портретистами второй половины XVIII века. Ф. С. Рокотов исполнил несколько портретов наследника цесаревича Павла Петровича. Этот портрет создавался, когда Павлу было около семнадцати лет. В нем, как и в других произведениях художника, так же сильно очарование неповторимой «рокотовской» живописной манеры и трактовки образа.

Модель как бы выступает из мерцающего сумрака, черты освещенного лица слегка размыты, словно окутаны дымкой. Портрет, кажущийся почти монохромным, тем не менее, отличается богатством и изысканностью цветовых сочетаний. Мягкие, приглушенные тона создают атмосферу интимности, где нет ничего показного, внешне эффектного. Лирическое настроение не нарушает точно изображенные официальные регалии – высшую награду Российской империи Орден Св. Андрея Первозванного (голубая лента через плечо и усыпанная бриллиантами звезда) и крест Ордена Св. Анны.

Портрет долгое время находился в Романовской галерее Зимнего дворца, а в 1920-е годы был передан из Эрмитажа в Русский музей.



17. Эриксен В. (1722, Копенгаген – 1782, там же)
Портрет Екатерины II перед зеркалом
Уменьшенное повторение портрета (1762; ГЭ). 1779
Холст, масло
72 х 55


Изображена с орденом св. Андрея Первозванного (лента, звезда и крест).
Повторение меньшего размера – Китайский дворец (Ораниенбаум).
Гравирован (по плечи) А. Радигом (1768), И. М. Стоком, Е. Хенне и др. (cм.: Ровинский. Портреты, т. 2, стб 785–786).



18. Рокотов Ф. С. [1732/5?, с. Воронцово, Московская губ. – 1808, Москва]
Портрет великой княгини Марии Федоровны. Конец 1770-х
Холст, масло
79,5 x 64


Великая княгиня Мария Федоровна (1759, Штеттин (Померания) — 1828, Санкт-Петербург) — принцесса Вюртемберг-Штутгартская, до перехода в православие — София Доротея Августа Луиза. Дочь Фридриха Евгения, герцога Вюртемберг-Монбельярского и Фридерики Доротеи Софии (дочери маркграфа Бранденбург-Шведского). В 1776 сочеталась браком с великим князем Павлом Петровичем (с 1796 император Павел I). С 1796 императрица. Обладала незаурядными художественными способностями. Занималась глиптикой, резьбой по кости, лепила из воска, также писала маслом. Брала уроки у известного медальера К. -А. Леберехта. Выполнила портреты своих детей, Павла I, Екатерины II. Создала целый ряд благотворительных и воспитательных организаций (Мариинское ведомство).

Датируется по форме прически.



19. Левицкий Д. Г. [1735, Киев – 1822, Санкт-Петербург]
Екатерина II – законодательница в храме богини Правосудия 1783
Холст, масло
261 x 201
Экспонирование Михайловский дворец, Зал 10


Екатерина II (Великая; 1729–1796) — урожденная принцесса София Августа Фредерика Ангальт-Цербстская. Родилась в немецком городе Штетине. В 1744 году прибыла в Россию как невеста великого князя Петра Федоровича, будущего императора Петра III. В том же году приняла православие с именем Екатерины Алексеевны и венчалась с Петром Федоровичем в августе 1745. В 1754 году родила наследника, будущего императора Павла I. Отношения с мужем у нее не сложились, и Петр III намеревался отправить жену в монастырь. Летом 1762 года возглавила заговор гвардейцев и свергла Петра III, став императрицей. В первые годы правления придерживалась политики "просвещённого абсолютизма", но после крестьянской войны под предводительством Емельяна Пугачева (1773–1775) и Великой французской буржуазной революции (1789) была вынуждена ужесточить режим. Вела победоносные войны с Турцией (1768–1774; 1787–1792) и Швецией (1788–1790). В годы ее правления в состав России вошли Крым (1783), Северное Причерноморье, Прибалтика, восточные части Польши, Алеутские острова, созданы русские поселения на Аляске, взята под покровительство Восточная Грузия. Престиж России в Европе многократно вырос.

Инициатором написания парадного портрета Екатерины II был известный поэт, архитектор и музыкант Н. А. Львов. Содержание картины раскрывается через целую систему аллегорий. Екатерина изображена в Храме богини Правосудия – Фемиды. Императрица сжигает на алтаре маковые цветы, которые, согласно античной традиции, считались символом сна и покоя, тем самым выражая готовность пожертвовать собственным покоем ради процветания России. Орден Святого Владимира подчеркивает заслуги перед Отечеством. У ног Екатерины – книги (свод государственных законов) и орел с оливковой ветвью в клюве, олицетворяющие просвещенную, сильную и мирную Россию. В картине отразились представления дворянской интеллигенции об идеальном монархе.



20. Лампи старший И. Б. [1751, Ромено (Южный Тироль) - 1830, Вена]
Портрет императрицы Екатерины II с аллегорическими фигурами Сатурна и Истории. Не позднее 1793
Холст, масло
60 х 50


Эскиз портрета 1793, находящегося в ГЭ (ГЭ-2755), копированный в 1796 году А. Белоусовым и Ф. Богневским (ГРМ). Не позднее 1797 года художником было создано аллегорическое изображение императрицы с фигурами Крепости и Истины (Архангельский музей изобразительных искусств).

Екатерина II Великая (Екатерина Алексеевна Романова (1729–1796) – урожденная принцесса София Августа Фредерика Ангальт-Цербстская. Родилась в немецком городе Штетине. Старшая дочь герцога Кристиана Августа Ангальт-Цербстского (1690–1747) и герцогини Иоганны Елизаветы Гольштейн-Готторпской (1712–1760). В 1744 году прибыла в Россию как невеста великого князя Петра Федоровича, будущего императора Петра III. В том же году приняла православие с именем Екатерины Алексеевны и венчалась с Петром Федоровичем в августе 1745. С 1745 – великая княгиня, В браке родился сын – великий князь Павел Петрович, будущий император Павел I (1754–1801). Отношения с мужем у нее не сложились, и Петр III намеревался отправить жену в монастырь. Летом 1762 года возглавила заговор гвардейцев и свергла Петра III, став императрицей. В первые годы правления придерживалась политики "просвещённого абсолютизма", но после крестьянской войны под предводительством Емельяна Пугачева (1773-1775) и Великой французской буржуазной революции (1789) была вынуждена ужесточить режим. Вела победоносные войны с Турцией (1768-1774; 1787-1792) и Швецией (1788-1790). В годы ее правления в состав России вошли Крым (1783), Северное Причерноморье, Прибалтика, восточные части Польши, Алеутские острова, созданы русские поселения на Аляске, взята под покровительство Восточная Грузия. Престиж России в Европе многократно вырос.

Изображена с лентами орденов св. Андрея Первозванного, св. Георгия 1-й степени и св. Владимира 1-й степени.



21. Боровиковский В. Л. [1757, Миргород –1825, Санкт-Петербург]
Портрет Павла I 1800
Холст, масло
266 х 202


Павел I (1754–1801) - российский император с 1796 г. Сын Петра III и Екатерины II. «Русский Гамлет», как его называли, – одна из трагических фигур на Российском престоле. В ночь на 11 марта 1801 года был убит в своей только что построенной резиденции – Михайловском замке.

Павел I изображен в большой императорской короне и горностаевой мантии, в одеянии (далматике) Гроссмейстера Мальтийского ордена, с орденами св. Андрея Первозванного (цепь и звезда) и св. Иоанна Иерусалимского (крест).

На портрете Боровиковского, написанном примерно за год до гибели императора, Павел I изображен в большой императорской короне и горностаевой мантии, в одеянии (далматике) Гроссмейстера Мальтийского ордена, с орденами святого Андрея Первозванного (цепь на груди и звезда на мантии справа) и святого Иоанна Иерусалимского (белый крест на груди).

В сентябре 1798 года, после занятия острова Мальта французами, Павел I издал манифест о принятии Мальтийского ордена под свое покровительство. Торжественное вступление императора в должность Великого магистра состоялось 29 ноября того же года. Петербург таким образом стал столицей католического духовно-рыцарского ордена, основанного крестоносцами в XI веке.

Попытка Павла I утвердить в России орденскую практику имела глубокие цели – придание светским государственным реформам сакрального, освященного церковью смысла, и была своеобразным возвращением в область духовных ценностей после долгой череды лет екатерининского светского Просвещения.

У самых ног императора, как основание всего возводимого им теократического государства, изображен циркуль, инструмент вольного каменщика. В данном случае он также, скорее, атрибут средневековой ритуально-символической картины, чем действительная поддержка императором масонской организации. Циркуль лучше всего характеризует роль императора как создателя новой государственности, в которой духовная составляющая едва ли не важнее экономического процветания. Павел здесь - мастер средневекового строительного цеха, то есть, Гроссмейстер Мальтийского Ордена. Чистота помыслов, служение Отечеству, защита христианства и опора в государственных вопросах на религию, объединение под одним царским венцом светской и религиозной роли правителя, – так прочитываются программы российского императора на огромном парадном портрете на исходе XVIII века, таков образ императора Павла I в искусстве, созданный Боровиковским.



22. Бовин В. Н. [1815, г. Моршанск Тамбовской губ.- 1870, Санкт-Петербург]
Портрет великой княгини Александры Федоровны с детьми — великим князем Александром Николаевичем и великой княжной Марией Николаевной
Копия с оригинала Дж. Доу 1823 года, хранящегося в Государственном Эрмитаже. 1847
Холст, масло
262 х 199
Экспонирование Михайловский замок, Зал 231. Тронная и Предтронная императрицы Марии Федоровны


Александра Федоровна (урожденная принцесса Фридерика Шарлотта Вильгельмина, Шарлотта Прусская; 1798–1860) — дочь прусского короля Фридриха Вильгельма III и королевы Луизы, сестра прусских королей Фридриха Вильгельма IV и Вильгельма I. 13 июля 1817 вышла замуж за великого князя Николая Павловича. Брак преследовал в первую очередь политические цели: укрепление политического союза России и Пруссии, однако оказался счастливым и многодетным. В 1826 стала российской императрицей, а с 1828 — попечительницей благотворительных учреждений, перешедших в ее ведение после смерти свекрови — жены Павла I императрицы Марии Федоровны. Ее именем назван Александринский театр в Петербурге. Ей посвящена строка В. А. Жуковского «Гений чистой красоты», повторенная затем А. С. Пушкиным.

Великий князь Александр Николаевич (1818–1881) – старший сын Николая I, 1855 – император Александр II.

Великая княжна Мария Николаевна (1819–1876) — старшая дочь императора Николая I. В 1839 вышла замуж за герцога Максимилиана Лейхтенбергского. После смерти мужа состояла в браке с графом Г. А. Строгановым. С 1852 — президент ИАХ, председатель ОПХ.



23. Трифонов (?) Н. И. [? – ?]
Портрет принцессы Шарлотты-Софии (1694–1715)
Не позднее 1847
Холст, масло
80 x 59,5


Шарлотта Кристина София Брауншвейг-Вольфенбюттельская (1694–1715). Третья дочь герцога Людвига Рудольфа Брауншвейг-Вольфенбюттельского и Кристины Луизы Эттингенской. Жена царевича Алексея Петровича. Умерла через несколько дней после рождения сына Петра, будущего императора Петра II (1715–1730).



24. Бовин В. Н. [1815, г. Моршанск Тамбовской губ.- 1870, Санкт-Петербург]
Портрет царевны Екатерины Иоанновны
с оригинала Г. Таннауера (?). Конец 1710-х – начало 1720-х. Не позднее 1847
Холст, масло
96 х 71,5


Екатерина Иоанновна Романова (1691–1733) – царевна, старшая дочь царя Иоанна V Алексеевича, старшая сестра императрицы Анны Иоанновны и царевны Прасковьи Иоанновны. В 1716 вступила в брак с герцогом Карлом Леопольдом Мекленбург-Шверинским (1678–1747). В 1722 вернулась в Россию вместе с дочерью Анной Леопольдовной (1718–1746), матерью будущего императора Иоанна VI (1740–1764) и регентом в период его царствования (с 17 октября 1740 по 25 ноября 1741).



25. Нефф Т. А. (К. Т. фон) [1804, усадьба Пюсси Эстляндской губернии — 1876, Санкт-Петербург]
Портрет царицы Евдокии Лукьяновны. Не ранее 1865
Холст, масло
88 x 71


Евдокия Лукьяновна Романова (1608 – 1645) – урожденная Стрешнева, дочь мещовского дворянина, затем окольничего и боярина Лукьяна Степановича Стрешнева (? – 1650) и Анны Константиновны. С февраля 1626 – вторая супруга царя Михаила Федоровича. Мать царя Алексея Михайловича (1629 – 1676).


rusmuseumvrm

.
Рубрики:  Россия./Музеи России.

 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку