-Рубрики

 -Всегда под рукой

 -Поиск по дневнику

Поиск сообщений в VETER-OK

 -Подписка по e-mail

 

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 25.09.2015
Записей: 41509
Комментариев: 531
Написано: 42106


Храм Спаса на Крови, памятник русской архитектуры.

Воскресенье, 14 Августа 2022 г. 12:18 + в цитатник
Цитата сообщения TimOlya Храм Спаса на Крови, памятник русской архитектуры.


Собор Воскресения Христова в Санкт-Петербурге (Спас на Крови) – памятник русской архитектуры и монументально-декоративного искусства конца XIX века. Помимо удивительной красоты, известна необыкновенная история этой замечательной достопримечательности России и Санкт-Петербурга. Он построен на месте, где 1 марта 1881г. был смертельно ранен император Александр II . Это дало собору второе, более часто употребляемое название – «Спас-на-Крови».
Spb 06-2017 img47 Church on the Blood.jpg

Храм Спаса на Крови, собирательный образ православных храмов

В северном направлении от Невского проспекта открывается четкая перспектива верхнего течения канала Грибоедова, где приковывает взгляд пестрый хоровод глав храма Воскресения Христова, часто называемого «Спас-на-крови». Он выделяется живописным силуэтом, ярким многоцветным убранством и своими древнерусскими формами составляет резкий и неожиданный контраст окружающей его классицистической архитектуре. Шатер церкви возносится на высоту 81 метр . Это девятиглавый храм, вмещающий 1600 человек.
 
 
Храм Спас-на-крови был возведен в 1883-1907 годах, на месте, где 1 марта 1881 года смертельно ранили Царя-Освободителя Александра II . Можно сказать, что храм – олицетворение допетровского церковного зодчества Московской Руси на берегах Невы. Храм Воскресения Христова «в чисто русском вкусе» сооружен по проекту Альфреда Парланда, который использовал многие композиционные приемы и формы церквей Москвы и Ярославля XVII века.

 
Здание является крупнейшим памятником русского мозаичного искусства. Живописные композиции из мозаики создавались в мастерской Александра и Владимира Фроловых по оригиналам художников Виктора Васнецова, Николая Бруни и др. Внутри храма мозаика сплошь покрывает стены, столбы и своды. В отделке интерьера использована богатейшая коллекция самоцветов. Над бережно воссозданным местом ранения Александра II установлена шатровая сень.
 
 
Все достижения архитектурного убранства как в зеркале отразили построенный в неорусском стиле музей Санкт-Петербурга Спас-на-крови. Собор привлекает многочисленностью декора – фигурными наличниками, кокошниками, заполненными мозаичными вставками, поясками, изразцами, разноцветной черепицей. Особый интерес представляет покрытие пяти глав собора ювелирной эмалью площадью 1000 квадратных метров. Впервые широко применялось и наружное декорирование здания мозаикой!

Спас на Крови, история возведения
Храм был возведен по указу императора Александра III в 1883—1907 гг. — на месте, где 1 марта 1881 г. взрывом бомбы террориста из «Народной воли» И. Н. Гриневицкого был смертельно ранен император Александр II, возвращавшийся с парада в Михайловском манеже. Проект выполнен в «русском стиле», с подражанием московскому собору Василия Блаженного. Возведенный храм не являлся приходским, в нем проводились отдельные службы, посвященные памяти Александра II. Уже через полмесяца на месте гибели императора была возведена памятная часовня по проекту архитектора Л. Н. Бенуа, в которой ежедневно стали проводиться панихиды. Эта часовня простояла на набережной вплоть до момента начала строительства храма — до весны 1883 г., потом она была перенесена на Конюшенную площадь.

В 1881 г. была создана комиссия по увековечению памяти Александра II и объявлен конкурс на лучший проект собора. Над проектами трудились многие знаменитые архитекторы того времени — А. Томишко, И. С. Китнер, А. Л. Гуна, Л. Н. Бенуа. В марте 1882 г. в Гатчине проекты были продемонстрированы императору Александру III, но ни один из них не получил высочайшего одобрения. Императором было принято решение, чтобы возводимый храм был построен в стиле русских церквей XVI—XVII вв. Второй конкурс на проект храма был объявлен в апреле 1882 г. В нем приняли участие архитекторы: А. Г. Бенуа, Л. Н. Бенуа, Р. А. Гедике, А. М. Павлинов, В. А. Шретер, А. И. Резанов и другие. Все представленные проекты также были отклонены Александром III.
После разработки новых проектов был выбран проект архитектора Альфреда Парланда и настоятеля Троице-Сергиевой пустыни архимандрита Игнатия (в миру И. В. Малышев, выпускник Академии художеств; после трагической смерти императора отцу Игнатию во сне явилась Богородица и показала основы будущего храма). Этот проект был одобрен императором 29 июля 1883 г. с условием его последующей доработки; окончательно проект был утвержден только 1 мая 1887 года. В 1888 г. храму был подарен крест с кусочками камней от Живоносного Гроба, Голгофы, Вифлеемской и Гефсиманской пещер.

 
Торжественная закладка храма состоялась в октябре 1883 г., и, после длительного строительства, собор Воскресения Христова был освящен 19 августа 1907 г. На грандиозной церемонии освящения, которая сопровождалась военным парадом, присутствовали император Николай II и члены его семьи. 27 мая 1908 г. митрополит освятил стоявшую рядом с храмом Иверскую часовню-ризницу, где были собраны иконы, поднесенные в память о кончине Александра II, в том числе «Распятие», приписывавшееся В. Л. Боровиковскому. При строительстве храма были применены новые технологии, здание храма было полностью электрифицировано. Его освещали 1689 электроламп. В начале XX в. территория вокруг Спаса-на-Крови была реконструирована.
 
После октябрьского переворота 1917 г. доступ в храм получили все желающие, постепенно внутреннее убранство храма стало приходить в упадок. В 20-е годы, после закрытия Исаакиевского собора, храм стал кафедральным. 30 октября 1930 г. президиум ВЦИКа постановил закрыть действующий храм Воскресения Христова.
 
В ноябре 1931 г. Областная комиссия по вопросам культов вынесла решение о целесообразности разборки Спаса-на-Крови. В 1938 г. вопрос был поставлен снова и был положительно решен, но, с началом Великой Отечественной войны, ресурсов на снос храма не нашлось. В годы блокады в соборе размещают морг, сюда свозят тела погибших ленинградцев. После войны храм арендован Малым оперным театром, который устраивает в нем склад декораций.

В 1968 г. собор был взят под охрану Государственной инспекцией по охране памятников при Главном архитектурно-планировочном управлении, а 20 июля 1970 г. было принято решение об организации филиала музея «Исаакиевский собор» в здании бывшего храма Спаса-на-Крови. Передача храма-памятника на баланс музея состоялась 12 апреля 1971 г.
 
Большую роль в этом событии сыграл директор музея «Исаакиевский собор» Георгий Бутиков. К этому времени собор находился в аварийном состоянии и требовал срочной реставрации. В 70-х годах XX в. были выполнены инженерные и общестроительные работы, проведена многоплановая подготовка по подготовке к реставрации внутреннего убранства. Большую продолжительность работ было трудно чем-либо объяснить, и по городу пошли слухи, что, дескать, пока стоят леса на храме, будет стоять и Советская власть.
Интересно, что леса сняли в 1991 г., почти перед самыми августовскими событиями в Москве. Таким образом, предсказание оказалось пророческим. Непосредственно реставрация самого храма началась в начале 80-х годов, первый этап которой закончился в 1997 г. 19 августа 1997 г., ровно через 90 лет после освящения, музей-памятник «Спас-на-Крови» открылся для посетителей. Зарегистрированная в 1990 г. община подала документы на возвращение собора верующим, но дирекция музея до сих пор выступает против.

Спас на Крови, архитектура
Архитектура храма представляет собой образец позднего этапа эволюции «русского стиля». Здание представляет собой собирательный образ русского православного храма, ориентированного на образцы Москвы и Ярославля XVI—XVII вв. Большое влияние на внешний облик храма оказала архитектура московского собора Василия Блаженного.В основе композиции храма — компактный четверик, который увенчан пятиглавием, причем место центральной главы занимает шатер высотой 81 метр. В западной части собора находится колокольня, завершенная куполом, что делает ее похожей на колокольню Ивана Великого в Московском Кремле. Всего Спас-на-Крови венчают девять глав, создающих асимметричную живописную группу, причем часть глав имеет позолоченное покрытие, а часть — эмалевое. В декоре здания использован разнообразный отделочный материал — кирпич, мрамор, гранит, эмали, позолоченная медь и мозаика.
 
Внутри храм представляет собой настоящий музей мозаики, площадь которой впечатляет — 7 065 квадратных метров. Мозаика создавалась по эскизам более 30 художников, среди которых были такие талантливые живописцы, как В. М. Васнецов, М. В. Нестеров, А. П. Рябушкин, В. В. Беляев, Н. Н. Харламов. Мозаичная экспозиция Спаса-на-Крови является одной из крупнейших коллекций в Европе. Девятиглавый однопрестольный храм на 1600 человек был заложен 6 октября 1883 г. в высочайшем присутствии, еще до окончательного утверждения проекта, ибо первые три года пришлось вести работы по укреплению грунта и сооружению фундамента.
 

В 1888 г. были начаты гранитный цоколь и стены, облицованные зигерсдорфским кирпичом десяти тонов. Колонки, карнизики, тяги и наличники делались из эстляндского мрамора. На двадцати темно-красных досках, укрепленных на цоколе, были высечены главные события и указы царствования Александра II. В 1894 г. закончилось возведение сводов и парусов, а в следующем году на столичном металлическом заводе изготовлены конструкции глав, пять из которых на фабрике А. М. Постникова покрыли особой разноцветной эмалью. 6 июля 1897 г. на главном шатре высотой 81 метр был водружен крест.

 
Еще раньше, в 1895 г., известная мастерская Фроловых приступила — сперва снаружи, а затем внутри — к мозаичному убранству, которое обошлось казне в полмиллиона рублей. М. В. Нестеров создал эскизы для образов Нерукотворенного Спаса на западном и Воскресения на северном, Н. А. Кошелев — для Христа во Славе на южном, Парланд — для Благословляющего Спаса на восточном фасаде, В. М. Васнецов — для мозаик над входами. В храм вели двери, обитые красной медью с серебряными изображениями святых Царствующего Дома работы костромского мастера Савельева. Снаружи, под колокольней, на месте смертельного ранения, возвышается «Распятие с предстоящими» с крестом из мрамора и гранита, перед которым горела неугасимая лампада. По сторонам размещаются иконы святых, празднуемых в день рождения и кончины убитого Императора, а также сделанные по рисункам акад. П. А. Черкасова медные гербы губерний и областей России. Под золоченым куполом колокольни была написана в мозаике часть молитвы св. Василия Великого, воплощающая покаянную идею храма.

 
Мозаика почти сплошь покрывает и внутренность храма, что делает его единственным в мире примером этого искусства в Новое время. Мозаичные работы на целых десять лет задержали освящение, которое свершил 19 августа 1907 г. митрополит Антоний в высочайшем присутствии. По этому случаю на Монетном дворе была выбита особая медаль. Все строительство обошлось в 4,6 млн. руб. Рисунки для мозаик интерьера выполнили В. В. Беляев, Н. Н. Харламов, А. П. Рябушкин, Н. А. Кошелев, Н. П. Шаховской, А. Н. Новоскольцев и др. В главном нефе представлена, согласно канонам, земная жизнь Спасителя, в западной части — Страсти Господни, Распятие и Воскресение, в восточной — сцены после Воскресения.

 
Все мозаики выполнены на высочайшем художественном уровне и поражают своим органическим единством. Мастерская Дж. Нови в Генуе изготовила из разноцветного мрамора по рисунку Парланда невысокий иконостас, увенчанный тремя крестами из горного хрусталя. Четыре иконы в нем написал М. В. Нестеров, местные образа — В. М. Васнецов.
 
Иконы в Царских вратах, отчеканенные из серебра на фабрике Хлебникова, исполнила из мозаики по эскизам Н. А. Бруни мастерская Фроловых. Фирмы Хлебникова и Фролова, работавшие по рисункам С. Ф. Комарова, поставили богатейшую утварь; в мастерской известного ювелира П. Овчинникова был сделан двухпудовый оклад из серебра с эмалевыми вставками для напрестольного Евангелия. Серебряную дарохранительницу — уменьшенную копию храма, привезли из Костромы, а другую, из яшмы и орлеца,— с гранильной фабрики в Екатеринбурге.
После алтаря главное место в храме занимала великолепная сень, которую поддерживали колонны из серо-фиолетовой яшмы, венчал крест из топаза, и окружала ажурная кованая решетка. Она стояла над сохраненным фрагментом булыжной мостовой, где произошло цареубийство. С сени свисали разноцветные неугасимые лампады, создававшие особое настроение печали и умиротворения. В день убийства здесь служили панихиду, а ежедневно — литию. Известный знаток протоирей Аристарх Израилев руководил изготовлением в Финляндии колоколов храма, главный из которых весил 1100 пудов. От Михайловского сада собор Спас-на-Крови отделяет полукруглая ограда в стиле модерн, сработанная на заводе К. Винклера и выполненная по проекту архитектора Парланда в 1903—1907 гг. Рисунок кованых звеньев с крупным растительным орнаментом напоминает образцы, характерные для раннего модерна.
Сень над местом смертельного ранения императора Александра II. Под ней сохранена часть мостовой и ограждение набережной канала, обагрённые кровью царя. Находится в западной части храма, прямо над ней колокольня с большим золотым куполом.
 
Купола храма покрыты позолоченными листами и разноцветной эмалью, а главка над алтарем — золотой смальтой. Во внутренний объем Спаса-на-Крови включено то самое место, на котором было совершено покушение на Александра II. Хорошо сохранились фрагменты решетки набережной, плит тротуара и даже булыжники мостовой, на которые упал, истекая кровью, император. Сложный живописный силуэт и многоцветное декоративное убранство делают Спас-на-Крови непохожим на большинство архитектурных сооружений Петербурга, отличающихся строгостью пропорций и цветовых сочетаний.
 
Примыкающая к собору территория — одна из наиболее старых частей Петербурга, «ядро» центра города, сформировавшегося в первой трети XVIII века. В этот период складывается городская система коммуникаций, когда Большая и Малая Конюшенные улицы служили транспортным каналом между Придворным конюшенным ведомством и Невским проспектом. Расположение храма в сердце города определило высочайший уровень ценности окружающего пространства.
San Pietroburgo-tempietto.jpg
 "Иверская часовня и ризница (храм Спаса-на-Крови)"
 
Петербург, достопримечательности которого известны во всем мире благодаря историко-культурной среде, представленной такими сокровищницами духовной культуры, как Русский музей, Малый оперный театр, Большой зал филармонии.
Ворота Михайловского сада
 
Пожалуй, в историческом центре Санкт-Петербурга нет другого подобного сооружения, противопоставленного окружающей архитектурно-пространственной среде,— своим силуэтом, композицией, богатым декоративным убранством. Однако он, как ничто другое, дополняет и украшает своим видом окружающие его архитектурные ансамбли. 
 

***********


 

Серия сообщений "***Петербург и окрестности 1":
Часть 1 - Призрак "Белой Дамы" в Петербурге.
Часть 2 - Готическая капелла русских императоров.
...
Часть 24 - «Русский Версаль»: Императорская резиденция Петергоф.
Часть 25 - Петропавловская крепость.
Часть 26 - Храм Спаса на Крови, памятник русской архитектуры.

Серия сообщений "-храмы":
Часть 1 - Храм Александра Невского в Слуцке
Часть 2 - Что означают купола православных церквей (часть 1)
...
Часть 11 - Нижегородская область:Лучшие достопримечательности старинного села - Дивеево!
Часть 12 - Коломна. Ново-Голутвин монастырь
Часть 13 - Храм Спаса на Крови, памятник русской архитектуры.
Часть 14 - САМЫЙ ЗАГАДОЧНЫЙ СОБОР РОССИИ - СОБОР ВАСИЛИЯ БЛАЖЕННОГО - ВМЕСТО УРОКА ИСТОРИИ


 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку