-Подписка по e-mail

 

 -Поиск по дневнику

Поиск сообщений в VeronichKa9

 -Сообщества

Читатель сообществ (Всего в списке: 8) Бизнес_сообщество АРТ_АРТель -Italia- novate solnechnolunnaya Wandelhalle WiseAdvice Work_of_art

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 11.02.2007
Записей:
Комментариев:
Написано: 1878


Без заголовка

Пятница, 24 Октября 2008 г. 10:56 + в цитатник
Цитата сообщения SadaaShiwa_Brahman Без заголовка




Опровержение Н.К. Рериха
ЛЕГЕНДА АЗИИ

Время от времени ко мне доходят нелепые слухи о том, что будто бы среди наших хождений по Азии мною открыт какой-то подлинный документ, чуть ли не от времен Христа. Не знаю, кому нужно и с какой целью выдумывать эту версию, но, со своей стороны, мне хотелось бы утвердить мою точку зрения на этот замечательный предмет, занявший умы не только христианского, но и мусульманского, и буддийского, и индусского миров.
Каждый, соприкасавшийся с различными народами Азии, действительно, в часы сердечности и доверия, слышит многообразные, но всегда благостные сказания о великом Иссе, о Божественном, о Величайшем, о Пророке, о Лучшем из сынов человеческих - каждый по-своему, все о том же, близком сердцу его. Все знают, что существует обширная литература, связанная с именем Христа в Азии, как по Несторианским, так и по мусульманским и индусским источникам. Много написано о Христе и о Кришне, много известно о, так называемых, христианах Св. Фомы. Длинны и прекрасны сказания и песни Кашмира и всего Туркестана о великом Иссе.
Мусульмане хотят иметь гробницу Христа в Шринагаре и мазар Богоматери около Кашгара. Опять-таки, каждый по-своему и все о том же. Мусульмане нам говорили, что они всеми мерами ищут все списки сказаний о Христе и готовы заплатить за них любую пену. Не буду приводить все те многочисленные книги, часто написанные духовными лицами христианства, о "Христе в Исламе", все Аграфы, трактующие о Христе в Персии и Индии.
Действительно, и на юге Индии вы можете слышать замечательные слова индуса о Христе. И Вивекананда в Бенгалии находит в себе незабываемую этому характеристику; и Шривас Свами в Синде говорит слушателям своим о заветах Иисуса. Тибетский лама, вместе со священными своими книгами, полагает в субургане заветы Христа; и сартский бакша тоже славословит по пустыням; и князь карашарский удивляет вас знанием многих летучих сказаний.
Среди многообразной литературы статьи сэра Аалубай Шамладаса и пресловутая книга Нотовича, вероятно, составлены по разным сказаниям. Конечно, было бы гораздо ценнее, если бы отрывочные сказания были сохранены, хотя бы и несвязно, но в своем недлинном характере. Об этом очень хорошо замечает архимандрит, написавший к этой книге замечания свои.
В "Алтай Гималаях", говоря о Кашмире, вспоминалась арабская песнь "Когда Христос возносился, славословили все узревшие". И указывалась Кашмирская песнь: "Славословят Христа в лучших словах. Превыше был Он солнца и луны". Итак, на красном ковре восемь мусульман, никем не принуждаемые, славят Христа до полуночи.
Там же указывалось: "Заметны намеки о втором посещении Христом Египта. Спрашивают, почему Христос не мог быть и в Индии? Кто усумнится, что легенды о Христе существуют в Азии, тем покажет, что ему незнакомо огромное влияние Несториан по всей Азии; и какое множество апокрифических легенд они распространили от древнейших времен". "Никогда не откроются источники легенд этих. Но если даже они произошли от Несторианских апокрифов, то как поучительно видеть их живое распространение и глубокое к ним внимание. Знаменательно слушать, как местный индус повествует, как Христос проповедовал у небольшого водоема недалеко от базара под большим, уже несуществующим, деревом. В этих чисто конкретных указаниях можно видеть сердечное отношение к предмету".
Далее указывается, как "Славословит бакша турфанский, с бубном и ситарою, на гнедом коне: "Божественный Исса в хождении своем повстречал большую голову. На пути лежит мертвая голова великанская. И подумал Исса: от большого человека голова сия великая. И задумал Исса дело доброе — воскресить великую голову. И покрылась голова кожею. И наполнились очи. А и выросло тело, и побежала кровь. И наполнилось сердце. И восстал богатырь-великан, и поклонился он Иссе за воскресение для подвигов во спасение всего человечества".
И в "Сердце Азии" упоминалось: "В Шринагаре впервые достигла нас любопытная легенда о пребывании Христа. Впоследствии мы убедились, насколько по Индии, Ладаку и Центральной Азии распространена легенда о пребывании в этих местах Христа во время Его долговременного отсутствия, указанного в Писаниях. Шринагарские мусульмане рассказывают, что распятый Христос, или, как они говорят, Исса, не умер на кресте, но лишь впал в забытье. Ученики похитили его и скрыли, излечив. Затем Исса был перевезен в Шринагар, где учил и скончался. Гробница Учителя находится в подвале одного частного дома. Указывается существование надписи, что здесь лежит сын Иосифа; у гробницы, будто бы, происходили исцеления, и распространялся запах ароматов. Так иноверцы хотят иметь Христа у себя".

Спрашивается, какой же злонамеренный ум из этих замечаний выводит легенду о нахождении мною какого-то манускрипта времен Христа? Вместо того, чтобы вместе с нами порадоваться широкому всеобъемлющему проникновению великого понятия Христа-Искупителя, вместо того, чтобы подивиться в сердце своем, какими незапамятными и необъятными путями облетело имя Христа все пустыни, кто-то хочет только затемнить что-то и умалить в каком-то элонамерении.
В последнем номере индусского журнала Шривас Свами "Заря" читаем: "Храм Шри Иссы, Пури, является значительным местом индусского паломничества. В Пури находится священный храм, к которому во множестве стекаются индусы. Недалеко от него катятся волны Бенгальского залива. Между храмом и морем — прекрасный сад, расположенный в прекрасном месте и посвященный Христу.
В центре сада — небольшой "мандир". В нем стоит Крест! И каждый вечер Ачарйа Мандира читает отрывки из Псалмов и Нового Завета; и в течение дня из соседних святилищ приходят садху и сидят, и беседуют с членами этого ашрама, посвященного Шри Иссе".
Опять не знаю, насколько точно формулирована действительность, но, даже в намеке своем, она содержит элементы благости, которым можно порадоваться, если чье-то сердце не засохло и не раскалилось на угольях озлобления.
Поучительно встречать в самых неожиданных местах сердца Азии Несторианские кладбища с крестом надгробий. Интересно видеть ханские монеты с изображением креста и знакомиться с обширною литературою о пресвитере Иоанне. Во всяком случае, мы должны быть признательны даже выдумщикам об открытом мною манускрипте, ибо они клеветою своею опять дают возможность, хотя бы и обратным подходом своим, вызвать еще одно внимание к этим жемчужинам духа, живым в претворении веков.
Мне уже приходилось писать о том, что у каждого благожелательного сердца не найдется камня, чтобы бросить в певца-мусульманина, по-своему поющего самые высокие слова о Христе, не найдется желания остановить иноземную легенду, собирающую вокруг себя глубоко внимающих сердцем слушателей.
Наука не может содержать в себе ничего разрушительного. Ученые заботливо собирают все крохи предмета, которые когда-то, в чьих-то руках, откроют новые пути историй народов. Путь невежественного отрицания приводит лишь к разложению, а честное познание, прежде всего, строительно в существе своем, и, в благородстве духа своего, не может заниматься никакими бессмысленными умалениями. Мы можем проверять, можем накоплять отрывочные искры народной памяти, которая, в своей возвышающей легенде, дает истинный всеобъемлющий смысл, в свое время неоцененный.
Было бы непозволительною невежественною трусостью скрыть эти благостные легенды, открывающие драгоценные тайники души народной и соединяющие то, что было разделено по скудоумию. С истинною радостью вспоминаю суждение по этому предмету некоторых римско-католических и греко-католических пастырей. Конечно, и светские ученые найдут в себе и справедливость, и добросовестность обратиться к предмету не с уничтожающим желанием, а так же беспристрастно, справедливо и тепло, как согрела легенда Азии бесчисленные сердца народов.
Еще раз спасибо клеветникам, дающим мне возможность вновь произнести эти слова во Благо.

Н.К. Рерих

Гималаи, 1931

Рубрики:  очень интересно
христианство

 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку