Художник-керамист Уильям Френд Де Морган |
Портрет написан женой художника Эвелин де Морган в 1909 году.
Уильям Френд Де Морган (William Frend de Morgan) - выдающийся английский художник-керамист. За свою карьеру он работал над множеством проектов, от величественных домов до яхты для русского царя, его плиткой украшены общественные помещения и коридоры нескольких лайнеров компании P&O. Будучи другом Уильяма Морриса, он разрабатывал плитку, витражи и мебель для компании Morris & Co с 1863 по 1872 годы. Де Морган был также изобретателем и химиком, а после того, как в 1907 году карьера керамиста была закончена, началась карьера романиста. В последние годы перед смертью он опубликовал семь романов, которые пользовались огромным успехом и принесли автору финансовую обеспеченность, до сих пор ускользавшую от него.
Де Морган также занимал активную позицию в вопросах своего времени, таких как образование, реформа пенитенциарной системы, движение суфражисток, пацифизм и спиритизм.
Уильям Френд Де Морган родился в Лондоне 16 ноября 1839 года в интеллигентной семье французского происхождения. Его родители были передовыми людьми своего времени. Отец Уильяма, Август де Морган, был первым профессором математики в недавно основанном Университетском колледже в Лондоне, и он является важной фигурой в истории его создания. Мать, Елизавета София Френд, вела кампанию вместе с Элизабет Фрай в начале 19-го века по содействию тюремной реформе и занимала решительную позицию по вопросу о религиозной свободе и избирательном праве для женщин. Родители всегда поддерживали сына в его желании стать художником.
В 1859 году Де Морган был принят в Королевскую Академию (the Royal Academy Schools. Его соучениками были Фредерик Уолкер (Frederick Walker), Симеон Соломон(Simeon Solomon) и Генри Холидей (Henry Holiday). Именно Генри в 1863 году представил Де Моргана Уильяму Моррису. С Уильямом Моррисом они остались друзьями на всю жизнь, разделяя увлечение средневековьем, желание учиться и обладая прекрасным чувством юмора. Примкнув к кружку Морриса, Де Морган вскоре оставил живопись и увлекся декоративным искусством, начав экспериментировать с витражами, а к 1872 году его интересами полностью завладела керамика.
Витраж церкви Св. Михаила, Рочестер, Стаффордшир
Это древнейшее искусство, при кажущемся процветании, находилось в то время в состоянии глубокого кризиса. К середине XIX столетия фарфор перестал быть чудом, сделался слишком привычным. Его белизна исчезает под позолотой или сплошным цветным крытьем, его тонкость и хрупкость скрываются в имитациях металла, дерева и т. д. Фаянсовое производство по большей части подражало изделиям XVIII века или впрямую работало "под фарфор". Другие виды керамики были прочно забыты либо существовали в виде антикварных поделок (например, итальянские фирмы, работавшие в стиле майолики XVI века).
Не приемлющий современного ему фарфорового "уродства", Де Морган обратился к глине. Он увлекается средневековой восточной керамикой. В подвале дома на Фицрой-сквер, где жил художник, он устраивает керамическую печь, соединив ее с дымоходом камина, чтобы экспериментировать над составами и способами обжига керамических масс и глазурей. В 1872 году один из его экспериментов привел к пожару - сгорела крыша здания. Пришлось искать более подходящее место. Де Морган переехал в тихий пригород Челси, где устроил печи прямо в саду. Здесь он основал свою собственную фирму, которая производила украшенные плитки и декоративные вазы. Излюбленной темой для оформления в этот период были животные и птицы. Популярный гениальный дизайн Аист и лягушка датируется этим периодом.
В Челси Де Морган продолжал свои эксперименты. Ему удалось раскрыть секрет люстровой керамики (lustreware). Это покрытие керамических изделий многоцветной глазурью с металлическим отблеском или перламутровым отливом. В состав люстра входят соли смоляных кислот, окислы металлов (золота, серебра, платины и др.). Различные металлы дают разные оттенки, например, медь — медно-красный. Наивысшее свое воплощение эта технология нашла в испано- мавританской майолике. Производство люстровых изделий — трудный процесс, и уже около 1600 года они повсюду, кроме Испании, вышли из моды. В 1856 году на итальянской керамической фабрике в Доччиа (близ Флоренции) способ нанесения люстров был найден вновь. Несколько итальянских мастеров приезжали к керамистам Стаффордшира (традиционного керамического центра Англии) для обучения их этому процессу, но результаты были незначительны. Среди английских художников и знатоков ходила фраза, что "секрет люстра - это своего рода философский камень керамистов". Самостоятельное открытие люстров Де Морганом и высокие художественные достоинства его изделий считались в художественных кругах высшим достижением английской керамики, о чем было упомянуто даже в Британской Энциклопедии.
Между 1875-76 годами Де Морган разработал так называемую «персидскую» гамму красок: глубокие, насыщенные оттенки синего, красного, желтого, фиолетового и зеленого. Этот стиль был навеян яркой керамикой шестнадцатого века из древнего города Изник (территория современной Никеи, Турция).
Его слава ширилась, и в 1879 году он получил заказ от Фредерика Лейтона (Lord Leighton). Лейтон во время своих путешествий собрал бесценную коллекцию турецкой, персидской, сирийской плитки и решил разместить её в арабском зале своего дома. Де Морган смог восстановить недостающие части многих панелей и полностью изготовил плитку для лестницы и холла с орнаментами переливчатого синего цвета.
Спрос на его керамику увеличивался, и в 1882 году Де Морган переводит свою фабрику в Мертоновское аббатство (Суррей), по соседству с мастерской Морриса. Производство декоративных ваз, чаш и других керамических изделий значительно увеличилось. Благодаря влиянию Морриса, звери Де Моргана и цветочные узоры стали более сложными и изысканными.
В 1887 году , будучи уже в зрелом возрасте, Уильям Де Морган женился. Его избранницей была известная художница Эвелин Пикеринг. Это был, по воспоминаниям друзей, очень гармоничный союз. Они разделяли не только художественные вкусы друг друга, но и взгляды на социальные проблемы того времени. Эвелин оказала финансовую и моральную поддержку керамическому бизнесу мужа, хоть и успешному, но требующему больших вложений.
В 1888 году фабрика вновь переехала, на этот раз в Фулхэм, где было положено начало десятилетнего партнерства с архитектором Рикардо Халси. Примерно в это же время де Морган стал участвовать в выставках общества Искусства и ремесла.
По причине пошатнувшегося здоровья Уильяма чета Де Морган с 1892 года решает проводить зимы во Флоренции. Там они вели идиллическую жизнь художников. Эвелин созданы многие из её лучших фотографий, а Уильям работал над своими дизайнами, вдохновляясь работами итальянских художников. Выходные они проводили в горах, на вилле дяди Эвелин, художника-прерафаэлита Джона Роддэма Спенсера Стэнхоупа (John Roddam Spencer Stanhope).
Во Флоренции была организована мастерская, где Де Морган делал рисунки и модели керамики, посылая их в Лондон. Но из-за его долгого отсутствия дела на фабрике пошатнулись. В 1907 году, после нескольких лет финансовой борьбы, фирма Де Моргана перестала существовать.
Умер Уильям Френд Де Морган в 1917 году, вероятно, от гриппа. Сегодня он почти забыт как писатель, но его великолепные и уникальные керамические работы известны миру.
Источники
Г.Есипова в кн.: Сто памятных дат. Художественный календарь.1989.
Серия сообщений "Керамика":
Часть 1 - Керамика Анны Стасенко и Славы Леонтьева.
Часть 2 - Художник-керамист Уильям Френд Де Морган
Часть 3 - Волшебство керамики. Юрий Новиков.
Серия сообщений "художники, иллюстраторы":
Часть 1 - <strong>Картины Галины Соколовской</strong>
Часть 2 - Легенда..
...
Часть 40 - Lars Carlsson
Часть 41 - Maria Likarz (1893–1971)
Часть 42 - Художник-керамист Уильям Френд Де Морган
Часть 43 - Иллюстрации Эммы Харрисон
Часть 44 - Maud Humphrey (1865-1940) художник-иллюстратор
...
Часть 46 - Путешествие по России французского художника Андре Дюранда (1838г.)
Часть 47 - Династия голландских художников Куккук. Йоханнес Херманус Куккук (1778-1851).
Часть 48 - Польский художник Гжегож Врубель (Grzegorz Wrobel). Акварель
Комментировать | « Пред. запись — К дневнику — След. запись » | Страницы: [1] [Новые] |