Зависает ноутбук: устранение причин зависания |
Эта заметка будет для тех, кто хочет самостоятельно найти и устранить причину зависания ноутбука. Сразу отмечу, не всегда это легко и быстро: в целом, причин много, и не все из них явные...
Еще один момент, на который хотелось бы обратить внимание: зависания могут быть вызваны как программными ошибками (что обычно можно устранить бесплатно), так и ввиду неисправности железок, на что могут потребоваться доп. расходы (например, если начал "сыпаться" жесткий диск — тут поможет только его замена на новый...).
И так, теперь непосредственно по теме...
Эту статью (на мой скромный взгляд) логично разделить на две части (по времени зависания):
И так, если зависание не "мертвое" (когда кроме кнопки Reset уже ничего не работает) — попробуйте запустить диспетчер задач (сочетание кнопок: Ctrl+Alt+Del) и посмотреть, нет ли в нем не отвечающих приложений.
Если есть такие приложения, как на моем скриншоте ниже (блокнот не отвечает) — просто нажмите по нему правой кнопкой мышки и в появившемся меню выберите "Снять задачу".
Ctrl+Alt+Del — вызов диспетчера задач
Кстати, закрыть также рекомендуется те приложения, от которых идет не обосновано высокая нагрузка на ЦП и жесткий диск (под 90%+).
Отмечу, что очень часто высокую нагрузку создают: торренты, редакторы видео, игры, браузеры (при открытии десятка-другого вкладок). После перезапуска приложений, часто нагрузка от них падает и компьютер перестает зависать и тормозить.
Далее рекомендую с помощью спец. утилит проверить состояние диска (HDD/SSD) и посмотреть показания SMART* (очень часто "мертвые" зависания случаются, когда диск начинает сыпаться). Сделать это можно с помощью утилит: Hard Disk Sentinel, HDDlife, СrystalDiskInfo и пр.
SMART — спец. технология само-диагностики диска (призвана предотвратить внезапный выход из строя диска, и вовремя известить о наличие проблем пользователя).
Вообще, в этом плане мне больше всего нравится утилита HDDLife (она автоматически анализирует все показания SMART и делает на основе них вывод по состоянию "здоровья" диска и дает примерный прогноз по тому, сколько он прослужит). См. скриншот ниже.
Слева — с диском все в порядке, справа — надежность и производительность под вопросом
Разумеется, если утилиты для тестирования диска показывают, что с ним есть проблемы — для диагностики рекомендуется заменить его на другой накопитель и проверить работу ноутбука с ним. Если зависания прекратятся — необходимо приобрести новый диск...
Как правило, если есть проблема с планками ОЗУ зависания случаются внезапно на любом этапе работы ОС Windows, программ. Причем, в ряде случаев, имеют место быть критические ошибки, появление синего экрана и пр.
В любом случае, когда причина проблемы не явная — проверить плашки ОЗУ это одно из первых действий. Важный момент: если у вас их несколько — стоит разобрать ноутбук и оставить только одну из них (т.е. проводить тест конкретной плашки — если с ней все ОК, установить другую плашку, и запустить тест заново).
Как провести тест планки ОЗУ
В Windows уже есть средство для проверки памяти (и в общем-то, оно достаточно не плохое). Чтобы его запустить: нажмите сочетание Win+R, и в окно "Выполнить" введите команду mdsched, нажмите Enter.
mdsched — команда для проверки ОЗУ (Win+R)
Далее выберите вариант проверки (например, провести ее при следующем включении ПК) и перезагрузите устройство.
Средство проверки памяти Windows
Проверка проходит достаточно быстро, если с планкой все ОК — то увидите сообщение, что неполадки не найдены (не обнаружены).
Средство диагностики памяти Windows
Если ошибки будут найдены:
Чистка контактов памяти резинкой и кисточкой
Очень часто причиной зависания и тормозов в ноутбуках является высокая температура ЦП (процессора). Почему?
Дело в том, что так работает спец. "защита" (двух-уровневая) — при достижении определенного порога температуры (у каждого ЦП свои данные) — ЦП начинает сбрасывать частоты работы и его производительность падает (с целью снижения температуры).
Если температура продолжает расти и достигает критического значения — ноутбук просто перезагружается или выключается... Именно поэтому современные процессоры сгорают достаточно редко.
Узнать температуру ЦП и др. компонентов ноутбука можно с помощью спец. утилит. Мне импонирует больше AIDA 64 (см. скриншот ниже).
Aida 64 - датчики
Что касается диапазона температур и что считать перегревом
Здесь многое, конечно, зависит от модели ЦП. Например, сейчас наиболее популярны процессор i3, i5, i7 (8, 9-го поколений) — нормальным рабочим диапазоном для них считается 30÷65°C. Если температура уходит за 70°C — стоит присмотреться более внимательно к системе охлаждения (ее запыленности), термопасте и пр.
Вообще, в целях снижения температуры, порекомендовал бы следующее:
Если ноутбук зависает сразу же после запуска игр, каких-то редакторов — очень вероятно, что у вас не обновлен драйвер на видеокарту (например). Вообще, в целом, отсутствие драйверов (или использование тех, что "подобрала" Windows) нередко приводит к нестабильной работе системы.
Кстати, чтобы посмотреть нет ли у вас устройств, для которых не установлен драйвера — можете воспользоваться диспетчером устройств.
Примечание: для тех устройств, рядом с которыми будут гореть восклицательные желтые знаки (см. скриншот ниже) — драйвера не установлены!
Диспетчер устройств - проверьте, что установлен драйвер
Чтобы обновить драйвера: рекомендую точно определить модель своего ноутбука, а затем на сайте его производителя загрузить родные драйвера (именно под свою ОС Windows).
Драйверы - скриншот с сайта HP
Впрочем, есть и более простой вариант — воспользоваться специализированной утилитой Driver Booster. Она, кстати, не только находит и обновляет в авто-режиме драйвера, по и проверяет недостающие компоненты: Visual C++, NET FrameWork, DirectX и т.д.
Driver Booster - найдено 9 устаревших драйверов, и 4 игровых компонента
Последняя версия Windows 10 очень сильно нагружает жесткий диск (особенно в момент загрузки), и многие пользователи сталкиваются с тормозами и даже зависаниями сразу после появления рабочего стола (после загрузки ОС). Это может продолжаться примерно 2-3 минуты, после — система, как правило, начинает работать относительно стабильно.
Вообще, подобные симптомы могут наблюдаться и при большом количестве программ в автозагрузке Windows, "замусоренности" системы временными файлами и пр.
И так, для начала рекомендую посмотреть: что там в автозагрузке своими глазами. Для этого воспользуйтесь диспетчером задач (Ctrl+Alt+Del), либо утилитой AIDA 64.
Диспетчер задач - автозагрузка
Рекомендация: все незнакомые программы рекомендуется отключить! (Кстати, в целях диагностики можно отключить всё, что есть в автозагрузке — Windows все равно будет загружена).
AIDA 64 - программы, автозагрузка
Что касается очистки Windows от мусора и исправление ошибок — рекомендую воспользоваться утилитой System Care. Чем она примечательна: всё, что потребуется от вас — нажать одну кнопку "ПУСК"...
Очистить и оптимизировать System Care
Далее утилита в авто-режиме найдет ошибки в реестре, мусорные и временные файлы, пустые каталоги и битые ярлыки (и т.д.) — вам останется только подтвердить исправление...
Найденные проблемы после сканирования в System Care
Если ОС Windows не загружается в обычном режиме — попробуйте воспользоваться безопасным режимом (его можно запустить даже в том случае, если ОС не загружается).
Обычно, окно с предложением загрузки в безопасном режиме появляется автоматически после 1-2 раз неудачных попыток загрузить систему (пример на скрине ниже).
Безопасный режим
Если загрузиться в безопасном режиме получилось и ноутбук перестал зависать: удалите все накануне установленные приложения, отключите всё лишнее из автозагрузки. Возможно, есть смысл переустановить систему...
Если предыдущие рекомендации не помогли, обычно, дальше отключают от ноутбука всё лишнее (мышки, джойстики, наушники, накопители (в т.ч. и жесткий диск с Windows), оставляют 1 планку ОЗУ) и начинают тестировать...
Для начала:
Далее обычно переходят к тестированию мат. платы, проверке входных выходных токов, состоянию видеокарты, ЦП и пр. Но эти вопросы уже достаточно сложные, и разбирать их в рамке этой заметке нет смысла...
`````````````````````````````````````````````````````````````
Рубрики: | ПК |
Комментировать | « Пред. запись — К дневнику — След. запись » | Страницы: [1] [Новые] |