-Я - фотограф

 -Поиск по дневнику

Поиск сообщений в Milagros200

 -Подписка по e-mail

 

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 09.09.2009
Записей: 1258
Комментариев: 107
Написано: 1532


Галикарнасский Мавзолей - одно из 7 чудес света

Вторник, 15 Сентября 2009 г. 01:09 + в цитатник

Галикарнасский Мавзолей - одно из 7 чудес света.

Ассоциации со словом Мавзолей для рядового обывателя, всё больше связаны с дедушкой Лениным и Красной Площадью в Москве. Однако этот мавзолей далеко не первый в своём роде, хотя бесспорно, один из самых известных в мире.

Немного истории:

Прежде, чем вести рассказ о Мавзолее следует немного углубиться в историю и поведать ряд интересных фактов.

 

Во времена правления Мавсола, Кария уже являлась колонией персидской Империи, однако царь неоднократно предпринимал попытки мятежа. Сила и влияние Мавсола были настолько крепки, что даже после подавления волнений он остался на троне. Согласно историческим данным, Мавсол царствовал с 377 по 352 (353) год до н.э. В 377 году он сменил на троне отца – Гекатомна из Миласа.

 

Галикарнас (в настоящее время принято называть Халикарнас) во времена Мавсола стал столицей провинции - и одним из красивейших городов региона. Правитель обожал всё греческое, поэтому обустраивал Карию по образу и подобию элиннских поселений. Поданные, впрочем, как и царь, говорили на греческом языке, на монетах были выгравированы греческие надписи, а сам Мавсол применял на практике некоторые принципы демократического управления.

 

 Столица Карии, Галикарнас являлась столь же безопасной, сколь и великолепной. Галикорнас был практически недосягаем с моря. Флот Мавсола мог легко при необходимости заблокировать небольшой канал, который вёл в гавань. Кроме того, рабочие углубили городскую бухту, а песок использовали для того, чтобы соорудить защитные волнорезы перед каналом.

 

 Талантливые архитекторы спланировали город - проложили улицы и площади, построили жилые дома. На одной стороне гавани возвели массивный, укреплённый дворец для Мавсола. Он был расположен так, чтобы с вышек открывался вид как на сушу, так и на море, это позволяло вовремя отреагировать в случае приближения неприятеля. Дворец и часть поселения для пущей защиты обнесли каменными стенами, периметр которых достигал 6 км.

В царский комплекс помимо хором, входил ещё театр в греческом стиле, храм греческому богу войны Аресу, святилища Афродиты и Гермеса.

 Женой Мавсола была его родная сестра Артемисия В наше время это кажется дикостью, но тогда подобные браки в знатных семьях практиковались нередко, причём не только, среди карийских правителей, но а также в  римских, и египетских…

 Брат и сестра (муж и жена) управляли Карией совместно в течение 24 лет. Артемисия по словам современников очень любила Мавсола, впрочем, как и он её. Царь не отстранял супругу от государственных дел, хотя бесспорно, лидирующая роль принадлежала в этом тандеме ему. Проспер Мериме, говоря о Галикарнасе, писал: "Мавсол умел выжимать соки из подвластных ему народов, и ни один пастырь народа, выражаясь языком Гомера, не умел глаже стричь своё стадо. В своих владениях он извлекал доходы из всего: даже на погребение он установил особый налог... Он ввёл налог на волосы. Он накопил огромные богатства.

Мавсол и Артемисия тратили колоссальные суммы на обустройство города. Галикарнас украшали статуи, строения и храмы, многие из которых были отделаны мрамором. В центре города незадолго до кончины царя отвели место под Мавзолей. Строительство возглавляла любимая жена Мавсола. Она не считалась с издержками и бросила все силы и средства на возведение усыпальницы, которой доселе свет не видывал. Царица хотела показать миру, насколько богата их семья, возможно, именно тщеславие двигало Артемисией, а вовсе не любовь, однако, истинные мотивы от нас скрыло время.

 

Строительство гробницы было начато ещё при жизни царя Мавсола, ориентировочно в 353 году до н.э. и длилось не менее трёх лет. К проектированию Мавзолея привлекли знаменитых греческих архитекторов Сатира и Пифея, а в роли скульпторов выступали Скопас, Леохар, Тимофей, Бриаксид. Кстати, Скопас учавствовал в отделке второго Храма Артемиды в Эфесе (к слову, ещё одного Чуда Света античного времени), восстанавливаемого после пожара. В строительстве Мавзолея Артемисия задействовала сотни мастеров, чьи имена, к сожалению, не дошли до наших дней.

 

Формально говоря, этот мавзолей памятник любви, как Вавилонские сады или индийский Тадж-Махал. Само же слово «мавзолей» произошло от имени правителя Мавсола, что ещё раз подчёркивало его величие.

 Когда процарствовав двадцать четыре года, Мавсол умер, Артемиссия была убита горем.

"Говорят, что Артемисия питала к своему супругу необыкновенную любовь, - писал Авл Геллий, - любовь, не поддающуюся описанию, любовь беспримерную в летописях мира... Когда он умер, Артемисия, обнимая труп и проливая над ним слёзы, приказала перенести его с невероятной торжественностью в гробницу, где он и был сожжён. В порыве величайшей горести Артемисия приказала затем смешать часть пепла с благовониями и истолочь в порошок, порошок этот затем высыпала в чашу с водой и выпила, чтобы навеки не разлучаться со своим возлюбленным, и благодаря столь эпатажному поведению ненамеренно прославила себя в веках. Неудивительно, что подобная страсть вылилась в столь грандиозное строительство, и, по мнению некоторых историков, попытку утереть нос строителям египетских пирамид.

Гробница, не имевшая аналогов.

В отличие от храма Артемиды Эфесской, Галикарнасский мавзолей, сохраняя во многом греческие традиции и строительные приёмы, несёт в себе явное влияние восточной архитектуры - прототипов ему в греческой архитектуре нет, зато последователей у мавзолея оказалось множество: подобного рода сооружения впоследствии возводились в разных районах Ближнего Востока.  

Архитекторы Сатир и Пифей построили усыпальницу галикарнасскому тирану в виде почти квадратного здания, на первом этаже которого покоились золотые погребальные урны с прахом Мавсола, а потом, там же нашла свой покой и Артемиса.. Помещение это, охранявшееся величественными каменными львами, находилось внутри камеры площадью 5000 кв. метров и высотой около 20 метров, которая была облицована плитами белого мрамора, отполированными на персидский манер. По верху первого этажа шёл фриз с изображением битвы эллинов с амазонками - «Амазономахия» работы великого Скопаса (восточный фриз). Кроме Скопаса, по свидетельству Плиния, там работали Бриаксис, который создал северный фриз, Тимофей (южный фриз) и Леохар (западный фриз). Последний служил придворным скульптором у Александра Македонского, его творчество высоко ценил древнегреческий философ Платон.

Во втором этаже, окружённом 36 колоннами, между которыми помещались мраморные скульптуры, хранились жертвоприношения, крышей же мавзолею служила пирамида, состоящая из 24 ступеней и увенчанная мраморной квадригой. В колеснице, запряжённой четвёркой коней, стояли статуи Мавсола и Артемиссии. Вокруг гробницы располагались статуи львов и скачущих всадников.

Плиний утверждает, что целиком мавзолей достигал в высоту ста двадцати пяти локтей, то есть шестидесяти метров, другие авторы дают либо большие либо меньшие цифры.

 (699x455, 29Kb)

 

Мавзолей стоял в центре города, в непосредственной близости от храмов греческим богам, а с моря мавзолей был виден из далека.  Сами храмы, возведённые в честь богов  Афродиты и Гермеса, располагались чуть выше на холме. По тем временам было удивительным, что гробница царя земного по убранству и внешнему виду гораздо превосходила святилища правителей небесных. Возможно, именно это несоответствие привлекало внимание современников к Галикарнасскому Мавзолею, оно же и послужило поводом для занесения усыпальницы в список Семи Чудес Света античного мира.

По всему античному миру строились копии и подражания мавзолею в Галикарнасе, но, как и положено копиям, они были менее удачны и поэтому вскоре забыты. Он стал так знаменит, что римляне называли мавзолеями все крупные усыпальницы.

Артемисия сменила на троне супруга и правила ещё 2 года, пока смерть от тоски (либо болезней) не настигла её. Последние месяцы  царствования Артемисии прошли в непрерывных войнах, где она показала себя отличной военачальницей и, несмотря на сложность положения маленькой Карии, окружённой врагами, смогла сохранить царство мужа.

Тело царицы также было сожжено, а затем похоронено рядом с мужем. После того, как супруги нашли свое последние пристанище, вход в гробницу замуровали камнями. Существует версия о том, что и тогда гробница была достроена не до конца, отделочные работы завершились лишь в 350 году до Рождества Христова. Исторические источники путаются в датах, да это и понятно, слишком много воды с тех пор утекло.

Что же случилось с гробницей, и какая участь постигла город Галикарнас?

Мавзолей простоял много веков. Он пережил и завоевание города Александром Македонским в 334 году до н.э., и нападение пиратов в начале первого тысячелетия нашей эры. Галикарнас уже был разрушен и превратился из роскошного города в небольшое прибрежное поселение. Мавзолей, не смотря на это, продолжал простираться над руинами, горделиво, помпезно как и раньше. Шестнадцать столетий памятник тщеславия и любви восхищал взоры завоевателей и обывателей. Редкий путешественник не заезжал в бывшую столицу Карии, чтобы воочию увидеть одно из Чудес Света. Построен мавзолей был столь прочно, что, хотя и обветшал, простоял 19 веков. В XIII веке он рухнул от сильного землетрясения.

"В 1522 году, когда султан Сулейман готовился к нападению на родосцев, великий магистр ввиду предупреждения опасности послал нескольких рыцарей, чтобы привести в порядок укрепления и насколько возможно воспрепятствовать высадке неприятеля. Прибыв в Мезину (так именовался тогда Галикарнас), рыцари тут же принялись за укрепление замка. За неимением подходящих материалов они воспользовались мраморными плитами и глыбами, из которых состояла древняя, полуразрушенная постройка вблизи гавани. Снимая глыбу за глыбой, они спустя несколько дней добрались до какой-то пещеры. Они увидели прекрасную четырёхугольную залу, украшенную мраморными колоннами, карнизами и различными орнаментами. Промежутки между колоннами были заполнены украшениями из различных мраморов, по стенам и на потолке виднелись мраморные рельефы, изображавшие различные сцены и даже целые сражения. Подивившись всему этому, рыцари, однако, воспользовались и этим материалом, так же как наружными глыбами. За этой залой они нашли ещё другую, меньшую, в которую вела низенькая дверь. В этом зале они увидели четырёхугольный мраморный надгробный памятник со стоящей на нём урною. Памятник этот был сделан очень искусно из белого мрамора, дивно светившегося в темноте. Вошедшие рыцари не имели возможности оставаться там дольше, так как в это время ударил призывный колокол. Вернувшись на другой день, они увидели памятник разрушенным и могилу открытой. На земле были разбросаны кусочки золотой парчи и золотые пластинки. Это заставило их предположить, что пираты, сновавшие у побережья, ночью проникли туда и нашли много драгоценностей..."

Так до нас дошло единственное достоверное описание погребального зала мавзолея, сделанного со слов археологов "наоборот" - последних, кто видел мавзолей стоящим, и сделавших всё, чтобы от памятника ничего не осталось.

В середине XIX века путешественники по Малой Азии обращали внимание на то, что стены турецкой крепости Бодрум, перестроенной из ионнитского замка святого Петра, сложены не столько из каменных глыб, сколько из мрамора. Это неудивительно: остатки античных городов всегда служили строительным материалом сначала византийцам, а потом арабам и туркам. Но уж очень красивы и необычны были мраморные плиты стен Бодрума: неизвестный гений населил их барельефы неистовыми людьми и богами.

Когда слухи об этом дошли до английского посла в Турции, он приехал в Бодрум и после долгих переговоров и множества взяток купил разрешение выломать из стен двенадцать плит и перевезти их в Британский музей. Английские учёные по сохранившимся описаниям и отзывам современников вскоре догадались, что перед ними часть знаменитого фриза Скопаса - "Амазономахии".

Убедившись в том, что Галикарнасский мавзолей надо искать в Бодруме, сэр Ньютон, хранитель Британского музея, поспешил туда. Первое, что он увидел, высадившись на берег, были два мраморных льва, вставленные в стену крепости мордами к морю. Львы тоже были когда-то позаимствованы крестоносцами для военного строительства. Ньютон не тратил времени даром. Он облазил всю крепость, отыскивая и определяя "ворованные" плиты и статуи. В ожидании, как всегда нескорого, разрешения на изъятие плит он начал искать то место, где когда-то стоял мавзолей, который должен был находиться недалеко от крепости. Иначе бы ионнитам не было смысла таскать оттуда плиты и глыбы.

За девять месяцев, проведённых в Бодруме, Ньютон отыскал обломки мавзолея, а под слоем земли и мусора - ещё четыре плиты Скопаса. Когда же раскопки подходили к концу, обнаружили самую главную находку - расколотые на множество частей двухметровые статуи Мавсола и Артемиссии, стоявшие прежде в колеснице, на верху мавзолея, и разрешавшую все сомнения почти целую мраморную лошадиную голову почти в метр длиной, с бронзовой позолоченной уздечкой и подвесками - украшениями. Удивительно то, что голова оказалась деформированной. Ньютон догадался, что лошади, запряжённые в колесницу карийских монархов, стояли на шестидесятиметровой высоте. Этим-то и объяснялась несоразмерность: на лошадей следовало смотреть издали и снизу.

Современные архитекторы претворяют в жизнь задумки древних зодчих. Так, Мавзолей в Галикарнасе послужил прототипом Зданию Муниципалитета в Лос-Анджелесе, Зданию Гражданского Суда в Сант-Луи, Мемориалу воинам в Индиане, Церкви Св. Джорджа в Лондоне и Храму Памяти в Мельбурне.

 

 (486x698, 60Kb)

Кроме того, в Стамбуле находится уменьшенная копия Усыпальницы, построенная уже в наши дни.

 (479x699, 49Kb)

Подобных примеров заимствования идей, в современной архитектуре можно привести немало, и это лишний раз доказывает гениальность античных мастеров.

В настоящее время мавзолей представляет из себя территорию, на которой разбросаны обломки колонн, куски мраморных плит. Это место превратили в музей под открытым небом, и каждый желающий может его посетить. 

Работает с вт-вс. 8.30-12.00, 13.00-17.30,  Вход - 3 лиры

 

 (700x454, 69Kb)

 

 (699x449, 86Kb)

 

 (699x449, 61Kb)

 

 (502x698, 60Kb)

 

 (512x699, 81Kb)

 

 (490x698, 94Kb)

По словам Мазлум Апана, мэра турецкого города Бодрум, турецкие власти планируют воспроизвести копию Галикарнасского мавзолея в натуральную величину.  Так что остаётся немного подождать  J

Рубрики:  BODRUM

 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку