Дивы в шляпках. Франческа Гааль и Дина Дурбин. Злой Рок.
Петер и Сестра дворецкого.
Жили-были две молоденькие актрисы, игравшие задорных девчушек-инженю, одна канадка, другая из Венгрии, обе веселого, озорного нрава, замечательно певшие, обе ставшие необыкновенно популярными. А еще их роли и песни в их исполнении очень полюбились в СССР .
Но так случилось, что одна из них перешла дорогу другой возможно и не подозревая об этом. Однако за выбором голливудской киностудии встала страшная трагедия.
В итоге и счастливица была выкинута из Голливуда, не смотря на все её заслуги перед киностудией, стоило ей только повзрослеть и перестать быть милой девушкой.
А еще судьбами этих девушек распоряжался одни и те же люди - превращавшиеся из добрых волшебников в злых гениев в зависимости от суммы дохода, который могли выручить за фильмы с участием этих актрис.
Франческа Гааль
Дина Дурбин
Первая из них в мировой истории кинематографа для всех так и осталась загадочной роскошной Франческой Гааль, а еще - маленьким задорным Петером, поющим с мерцающего киноэкрана веселые песенки.
В 14 лет Фанни Зилбершпиц скрыв свой истинный возраст, поступила в театральную школу.
И уже через два года эта худенькая неприметная девочка просто великолепно вошла в амплуа травести - роли задиристых мальчишек, в кино же она попала под псевдонимом Франчески Гааль из-за своего умения прекрасно петь. Кинокритики называли ее «прелестной малышкой со щепоткой перца в крови».
На обложке журнала 1928 г.
Один из ее фильмов «Петер и Ева» Германа Костерлица стал суперпопулярным и показал, какой огромный творческий потенциал имеет Франческа Гааль.
Ведь в нем она снялась сразу в двух заглавных ролях, объединенных в одном лице.
Все потому, что по сценарию маленькая Ева, облачившись в одежду мальчишки, работает на бензоколонке под именем Петер.
Советские кинозрители, как и кинозрители других стран, тоже были в восторге от героинь, сыгранных этой актрисой. Интересен и такой факт, Видный советский кинорежиссер В. П. Вайншток, готовясь к съемкам "Острова сокровищ", превратил юношу — главного героя романа Р. Стивенсона в переодетую девушку Дженни, рассчитывая пригласить на эту роль Франческу Гааль, для которой композитор Никита Богословский написал песню "Я на подвиг тебя провожала". Однако по каким-то причинам приезд Франчески Гааль не состоялся.
В нашей стране "Песенка Петера" стала популярной после первой же демонстрации фильма.
Танго из Петера
Не меньшей популярностью пользовалось и "Танго Петера" из того же кинофильма. Попав на бал в изысканное общество, переодетая девушка, стремясь выдать себя за элегантного кавалера, приглашает на танец партнершу. Но танцевать как кавалер, то есть "вести", Петер не умеет и старается скрыть это за утрированно-самоуверенными па танго. Гротескность ситуации усугубляется еще и тем, что "кавалер", танцуя, исполняет куплеты, поучая вконец запуганную партнершу, как нужно правильно танцевать танго.
Велика была популярность песенок из кинофильмов с участием Франчески Гааль. До войны у нас, кроме "Песенки Петера" и "Танго Петера", выпускались пластинки с "Колыбельной" из "Маленькой мамы" (в исполнении И. Троянова на гавайской гитаре) и "Песенкой" из "Катерины" (в исполнении вокального джаз-квартета А. Рязанова).
Всем нравились фильмы с Франческой Гааль, но только не доктору Геббельсу и его министерству пропаганды, ведь она сама, как и создатели её фильмов режиссёр Генри Костер (Герман Костерлиц), продюсеру Джозеф Пастернак и сценарист Феликс Джексон (Иохимсон) были евреями. Они бежали от фашизма в США, в Голливуд. Там всё сложилось успешно, у всех, но только не у самой Франчески.
С Бингом Кросби
Афиша фильма Фройлян ЛиЛи 1938 г.
Афиша фильма Флибустьер 1938 г.
Её тщательно готовили для зрителей США, всяческими ухищрениями, в т.ч. и операциями подвели внешность под голливудский стандарт, а потом, потом заменили на другую актрису, причем в фильме, предназначавшемся специально для Франчески (Весенний вальс).
(Немецкий ремейк с Роми Шнайдер под названием Марш для императора показывался у нас по ТВ)
Ещё и близкий друг Франчески, сценарист Иоахимсон, женился на сопернице по кино. Она посчитала, что друзья, бежавшие вместе с ней от фашизма, предали ее и, не смотря на опасность, вернулась домой, в военный Будапешт.
Мать ее к тому времени уже находилась в Будапештском гетто, где и скончалась в мучениях, сестра умерла в концлагере. Во время облавы был убит и ее племянник. Сама Франческа Гааль, добровольная прибывшая в этот ад, во время войны пряталась в подвале собственного дома. И так было долгих четыре года, пока в город не вошли советские танкисты.
Её счастливая соперница Дина Дурбин (Эдна Мей Дурбин) тем временем делала в Голливуде блистательную карьеру и, как уверяла журналистов впоследствии, не знала ни о какой Франческе Гааль.
сценарист Феликс Джексон (Иохимсон),ставший мужем Дины, сама Дина Дурбин и продюсер Джозеф Пастернак
В американском кино каждый занимает свою нишу. Актёры уходят, а амплуа остаются. Дина Дурбин, прийдя в кино в 14 лет благодаря своему прекрасному пению, работала в амплуа «инженю». Её первый полнометражный фильм "Три милые девушки"настолько полюбился зрителям, что спас киностудию от банкротства.
Дурбин появляется в первой же сцене фильма: Швейцария. Три сестры совершают прогулку по озеру на маленькой яхте. Дина поёт: «Моё сердце поёт» — сёстры слушают. Песня заканчивается, с берега доносится звук горна, возвещающего о ланче. Дина восклицает: «Ланч!.. Ланч!..» — и … прыгает в воду, чтобы побыстрей добраться до берега, а значит — до долгожданной еды. В этой небольшой сцене сконцентрировано многое из того, что всегда будет частью экранного образа Дурбин. Она весела, задорна, хорошо поёт, и она… прыгает в воду, торопясь на ланч… Способность и главное — готовность совершать неожиданные поступки, решительность, удивительная быстрота реакции, свойственная уверенным в себе людям — эти черты всегда будут присущи героиням Дины Дурбин, такой её привыкли видеть зрители.
Зрители, однажды полюбив Дину в образе милой девочки, хотели и дальше видеть её на экране ребёнком. В статье 1938 года (она так и называется: «Пожалуйста, Дина, не взрослей! ») напечатали письмо зрителя - «Поклонника из Луизианы»:
"Пожалуйста, ну, пожалуйста, не позволяйте ей взрослеть. В кино есть множество людей, которые могут играть взрослые роли, и есть только одна юная, полная жизни Дина Дурбин."
Огромная популярность и преданная любовь зрителей — это большое счастье для актёра, но плата за это счастье порой бывает весьма высока. В то время как актёр хотел бы разнообразия и новизны в своих ролях, публика всем сердцем жаждет повторения того, что любит.
В 1948 году руководство киностудии прекратило контракт с Диной Дурбин, заявив, что она слишком стара, чтобы играть роли молоденьких девушек, а для более сложных ролей она не слишком талантлива. Мужу-сценаристу она тоже стала ни к чему, тут же и развелись.
Она работала в Голливуде двенадцать лет, сыграв главные роли в двадцати одном фильме. Фильмы Дурбин, полные музыки, юмора, лёгкости и очарования, заслужили огромную любовь зрителей.
В «Сестре его дворецкого» Дина поёт «попурри из русских песен». Длится он 5 минут 14 секунд, и в нём есть всё: и очаровывающее, удивительное пение, и трогательная, сдержанная и глубокая актёрская игра, и пленительная женственность актрисы. Есть внутренняя и внешняя причины, почему вдруг Дурбин запела по-русски. Внутренняя — это день рождения дворецкого Попова — русского эмигранта, а внешняя — желание поддержать Советские войска, чьими союзниками в 1943 (год выхода фильма) были американцы.
Мстислав Ростропович, наряду с миллионами советских граждан смотревший эти картины, говорил, что Дина Дурбин "помогла ему открыть себя", что в музыке он стремился приблизиться к ее чистоте.
Студия грамзаписи выпустила долгоиграющий диск «Поёт Дина Дурбин». В него вошли музыкальные фрагменты из лучших фильмов актрисы.
Поппури из русских песен
от автора ролика:
I love Deanna Durbin! I do not know who could sing Russian songs sensual as it is!
Дина Дурбин никогда больше не снималась и отказалась от концертной деятельности. Умерла в 2013 году в Париже, где жила долгое время. Она была самой дорогостоящей актрисой Голливуда и заработала деньги на безбедное существование до самой старости. До самой старости они повторяла журналистам только одно: «Я ненавижу Голливуд!»
Франческа Гааль (на переднем плане рядом с Серовой) с советскими артистами
У Франчески Гааль судьба сложилась намного печальнее. После освобождения Венгрии, она прибыла с турне в СССР, мечтала здесь играть на сцене, сниматься в фильмах. Но по каким-то причинам её стремление не было осуществлено ни здесь, ни в Венгрии. Она также спонтанно как и прежде сорвалась в США, где и умерла в безвестности и нищете в 1973 году.
Но это не совсем конец истории, Петера исполнила наша Екатерина Максимова в балете "Старое танго", а сценарий был переделан, и забавный мальчишка с бензоколонки там стал слугой - помощником дворецкого у главного героя.