kazachka_nata, Я очень рада за Вас, что вам было послано общение со Старцем. Меня пока Господь не сподобил, поэтому барахтаюсь сама, как умею. За прошедшее время многое изменилось в видении ситуации. Теперь я мыслю немного другими категориями. И, конечно, я не отрицаю ту мудрость и истину, которая накоплена Церковью.
Но скажите, неужели вы считаете, что желание открыть душу Господу ( я именно это желание подразумевается под любовью к себе, как чаду Господнему, просто слов в повседневном обиходе для этого у нас нет), что благодарность к Всевышнему, которая появляется именно как следствие ощущения любви Бога к чадам своим ( и себе - в том же числе) - это гордыня?
Я писала именно об этих чувствах. И именно их называла "любовью к себе". И именно их же называют "любовью к себе" опытные психологи. А вот неопытные действительно превращают это в самолюбование и гордыню. Именно поэтому разницу очень важно прочертить. Потому что идет жуткая профанизация психологии, я бы даже сказала, демонизация. И это страшно.
Если почитать беседы преп. Антония Сурожского, там мы обнаружим те же мысли.
Кратко сегодня я могу это сформулировать так: если я признаю, что Господь умер за меня на кресте, если я признаю любовь Его ко мне, вот такую, жертвенную, потрясающую, как же я могу до такой степени не любить себя, чтобы позволить себе впадать в отчаяние, или совершать разные неблаговидные поступки? Именно это - есть нелюбовь к себе. Желание пребывать в том плачевном состоянии, где я нахожусь и нежелание менять что-то в моей жизни. А любовь к себе - это как раз готовность с верой Бога в меня (если я понятно изъясняюсь) встать и достойно, изо всех своих силенок стараться делать так, как было Заповедовано. Это - то ощущение, которое исторгает слезы,раскаяние и глубинное желание измениться.
Вот так я понимаю любовь к себе. И это прекрасно укладывается в идеологию психотерапии в том виде, в котором я с ней знакома.
Что же до обольщения, то я очень далека от этого. Но профессия - есть профессия. И сейчас православная психология существует. Это - факт. И существовала она издревле, и в трудах св. Отцов она присутствует. Богатая психологическая традиция.
Ведь человек в своей земной жизни - еще и сочетание эмоциональных порывов (страстей), закостенелых логических структур, штампов и стереотипов (также дающих толчок к развитию страстей), телесных импульсов (ведущих туда же).
Давайте скажем так - все это - крючки, на которые бесы уловляют человечешек. И если человек не любит себя, как творение Божие, откуда же силы противостоять всему этому? Как он откроется для помощи Бога?
Если идти по психологической линии до конца, а не останавливаться на наборе техник в два прихлопа, три притопа, если прочувствовать глубоко всё Православное Святоотеческое духовное наследие, то вы увидите, что это две линии, пересекающиеся.
Я не говорю об альтернативности ни в коем случае. Но о тех тропках, которые могут вывести человека из болота и привести к дороге Покаяния.
Я по-прежнему считаю, что истинное покаяние возможно только при наличии у человека любви к себе, как творению Божиему.
И спасибо, что вы своим коментарием оживили эту тему и дали возможность мне еще раз вспомнить о ней.