-Метки

2013 2014 2015 2016 2017 2018 2023 flower dome singapore август азалии азалия азия апрель архитектура бёдинг бединг ботанический сад буддизм в мире животных весна весна в корее вмиреживотных вода вьетнам гид в сингапуре гнездо год дракона год кролика голуби голубь город городской городской пейзаж горы декабрь деревья детство джунгли дикая природа дневник достопримечательность дракон жанр животное животные животные сингапура жизнь зима зимородок змеи змея иллюминация ичхон июль июнь кёнггидо кёнгидо кара-даг китайский новый год колибри корейская корейская деревня корейский корея красивые птицы красивые цветы крокодил крым лёвино лес лето листья лунный новый год люди май март минсокчон мои стихи мои фото монастырь море москва музей мысли натуралист натуралиста национальный день сингапура нектарница новый год ночной город ноябрь о птичках обезьяны октябрь оранжерея орел орхидеи орхидея осень остров отдых отражения парад парк парк птиц парки парки сеула парки сингапура пейзаж пейзажи питта пляж погода поездки православие праздники праздники сингапура предметная композиция природа природа сингапура природасингапура прогулка психология птенец птица птицы птицы кореи птицы мира птицы сингапура птичка птички путешествие в сингапур путешествия растения редкие птицы религии рододендрон рождество рыбы сакура сентябрь сеул сингапур сингапур с высоты смотровая площадка снег сова совы сонг нам сонгнам состояния спорт стихи стихии стриж техника традиции фауна февраль фестиваль филин флаг сингапура флора фонарики фото фото природы фото птиц фотограф природы фотографии фотографии природы хохлатый древесный стриж храм христианство цапля цветы церковь чайнатаун экзотика экзотические животные эпизоды юннат юный натуралист юный натуралиста январь ящерица

 -Рубрики

 -Подписка по e-mail

 

 -Поиск по дневнику

Поиск сообщений в Venda1

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 11.06.2007
Записей:
Комментариев:
Написано: 69388


Православно-психологический толковый словарь. Любовь к себе или гордыня?

Четверг, 12 Июня 2008 г. 06:54 + в цитатник
Иногда мой внутренний психолог начинает активно взаимодействовать со становящимся на ноги верующим человеком внутри меня, вместе они разрешают некоторые кажущиеся противоречия. Это мне необходимо, т.к. по опыту жизни и работы знаю, что известные мне вещи в области психологии на практике приводят к благотворному развитию личности и совершенствованию души. Но вот часто звучат такие высказывания, которые вроде бы низводят психологическую практику до уровня чуть ли не ереси. Не могу с этим согласиться, верю, что основа едина, важно только иметь глубину понимания.Поэтому время от времени пишу психолого-православый словарик для себя. Вот и сейчас хочу развить одну такую мысль,речь пойдет о любви к себе. Если эта тема вам не близка, просто не читайте (буковок и зауми будет очень много). А если интересно, жду коментариев.

 (699x619, 139Kb)

Картина Кустановича



У многих людей есть свое слабое место, ахиллесова пята, которая не только блокирует развитие, мешает счастью, не дает радоваться жизни. Можно сказать, что именно за такое слабое место "цепляются" потусторонние губительные для человеческой души силы. Можно даже пойти дальше и сказать, что именно эти силы и способствуют созданию таких клейм на человеке, это своеобразные порталы в человеческую душу. Человек создает их в себе, конечно сам, имея возможность другого выбора; но добровольно или под натиском обстоятельств, осознанно или бессознательно выбирает грех. Ибо эти слабости - и есть наши потенциальные грехи. Часто они идут из детства, будучи сформированы родителями, ибо сказано, что грехи отцов падут на головы детей. Механизмы такого формирования широко известны, тут не будем их обсуждать.

Одним из самых важных пунктов в работе психолога является помощь в регуляции самоотношения человека. Низкая самооценка, привычка к самобичеванию не является добродетелью, как считают многие православные, судя по некоторым репликам на форумах и в дневниках, по буквальной трактовке "самобичевания" фанатиками от религии. И наоборот, высокая самооценка на фоне самопринятия и любви к себе сама по себе еще не является гордыней, а напротив - необходимой почвой для работы над собой и своим характером, для приближения к Отцу нашему.

Заниженная самооценка, нелюбовь к себе обычно базируется на неприятии в себе неких негативных черт (вернее оцениваемых как негативные), нежелании их видеть, работать с ними, на страхе их. И поэтому нелюбовь к себе, неспособность принять себя безусловно, порождающая низкую самооценку, - есть аналог непризнания греховной природы человека, обратная сторона гордыни, а вовсе не добродетель. Только после признания своих слабостей (грехов) появляется возможность работать с ними.

В Православии для этого есть покаяние и исповедь. И тут нам тоже встречается враг в виде гордыни, который пугает прихожанина, говоря ему, что грех этот слишком велик, или что грехов слишком много чтобы каяться. Это - страх увидеть и обнажить неприглядные стороны своего существа. Истинно верующий человек, имеющий веру в Божественную любовь, знает, что покаяние благотворно, что Господь Всеблаг, его Любовь всепроникающая. Поэтому он не боится смотреть в глаза своим слабостям. Осутствие же такой веры затрудняет покаяние, ибо покаяние должно быть действенным, меняющим жизнь человека. Нет веры - нет и работы с грехами, нет развития, снова и снова совершаются неверные выборы.

Что означает "полюбить себя"? Некоторые православные, и даже неверующие люди путают это понятие с понятиями "гордости" и "самовлюбленности", и поэтому сразу отворачиваются от такой формулировки (т.к. хотим мы этого или нет, но Христианство сильно изменило самосознание людей, независимо от веры, неверия или полуверия).

Именно неправильная трактовка приводит к недоразумениям. Наротив, полюбить себя безусловно, это - поверить в свои силы изменять себя и духовно расти, делать более правильные выборы, которые не будут блокировать верный путь - путь любви, созидания, развития. Если человек не умеет полюбить себя, он не умеет любить в принципе, ему неведомо на самом деле, что такое безусловная любовь. А ведь это и есть земное проявление любви Божественной. Любящий Отец заботится о своих чадах, понимая и принимая их несовершенство. Значит можно сказать, что человек, не любящий себя (в таком вот понимании), не может иметь и свободного контакта с Богом. Развивая способность человека любить себя, верить в себя, не бояться своих недостатков, не бояться боли и страданий, ибо они могут быть изменены и преодолены, психолог, на мой взгляд, способствует развитию у человека вообще способности любить, доверять миру, Верить.

Конечно, это - недостаточное условие для истинной веры, но как мне кажется, необходимое. Прекрасно, если оно появляется в результате духовно-религиозной практики, или некоего духовного опыта, но неплохо для начала или параллельно и его развитие на базовом уровне в рамках психологической работы. Можно сказать, что грамотная психотерапия - это черный ход к Вере, в то время, как дорога к Храму - парадный подъезд.

Я приведу пример примирения с самим собой (вернее - начала такого примирения) одного клиента из книги В.Стюарта "Работа с образами и символами в психологическом консультировании". Здесь очень наглядно, именно в силу метода работы, представлено, как ужасно осознавание собственной греховности, слабости на фоне нелюбви к себе и низкой самооценки, к каким страхам она ведет, как блокирует рост; и напротив - как благотворно, какие перспективы для развития души представляет способность примириться со своими слабостями через безусловное их принятие как своей неотъемлемой части (то, что мы и называем безусловной любовью к себе).

"Джим ходил ко мне для работы над личным ростом в течение двух лет, и за это время работал со многими различными темами и образами. Одной темой, которая постоянно возвращалась было то, как, с его точки зрения, воспринимают его другие люди. Он был высокий, внешне привлекательный, крайне добродушный человек лет двадцати пяти, выпускник математического факультета, сменивший сферу деятельности — он стал медбратом. Его самовосприятие и самооценка были низкими, и это была область, на которой он часто сосредоточивался.





На одном сеансе, к концу нашего общения, он сказал: “У меня предчувствие, как будто я подошел к решающему моменту, и я знаю, что это как-то связано с интеграцией”. Он был человеком, который много читал и говорил о психологических понятиях с большой точностью и проницательностью. Многие месяцы Джим смотрел на вероятность проявления некоторой части самого себя, с которой он не находился в настоящем контакте, и я инстинктивно чувствовал: мы близки к тому, чтобы противостоять ей, чем бы она ни была. Если клиент чувствует себя в неполном контакте, то полезно дать ему образ зеркала, именно это я и сделал.





“Представьте себе, что вы идете по большому универмагу и вдруг оказываетесь лицом к лицу с самим собой в зеркале в полный рост. Что вы видите?” Его лицо медленно сморщилось, и он зарыдал. Сквозь слезы Джим произнес: “Я вижу этого ужасного человека, всего покрытого гноящимися язвами, как проказой, или нарывами, безобразного, разрушенного болезнью и пренебрежением, и с таким злым выражением ненависти и отвращения. Не может быть, что это я, правда?”





Даже теперь, два года спустя, когда я пишу эти слова, меня опять охватывает горе Джима. Я видел плачущих клиентов и плакал вместе с ними; я видел их разгневанными, испуганными и сломленными, но никогда я не видел человека, настолько потрясенного, каким был Джим, когда он противостоял презираемой части самого себя. Реальность не проникала сюда; и бесполезно было бы говорить что-нибудь вроде: “Но на самом деле вы не такой”. Он-то чувствовал себя именно так. Я спросил: “Вы можете интегрировать этого другого Джима?” “Я попробую”, — ответил он.





Обычно я прошу: “Держите меня в курсе того, что происходит”, — в данном случае прошло много времени, прежде чем Джим заговорил, но в этом не было надобности, потому что его лицо и обычный язык его тела сообщали мне, что происходит, когда он начал расслабляться. Вот что он в конце концов сказал: “Именно тот, другой Джим вышел из зеркала, и это было действительно жутко, он стоял на расстоянии вытянутой руки от меня. Я не был уверен, хочет ли он интегрироваться, но я знал, что он должен. Я вступил в разговор с ним и обнаружил, что, хотя мы говорим на одном языке, он очень груб и много ругается. Я знал, что он — моя тень, знал также, что виню его во многих плохих вещах, которые чувствую, поэтому я сказал ему: “Все в порядке, ты не должен был знать, но что ты намерен с этим делать? Теперь ты не можешь меня игнорировать”. Я подошел к нему поближе и протянул руку, чтобы коснуться его, это потребовало большой смелости, потому я чувствовал, что он заразит меня. Итак, я сумел слегка коснуться его руки, что было не так уж плохо, и когда коснулся, то как будто прикоснулся к миражу, и кожа на его руке начала заживать. Я еще приблизился к нему, обхватил его руками, не зная, чего ожидать, но, конечно, ожидая не того, что произошло. Действительно, странно себя чувствуешь, говоря об этом, как если бы я наблюдал за происходящим, но это действительно происходило со мной. Вы знаете, как это бывает, когда два образа сводятся вместе, чтобы получился один. Это было вполне похоже. Мы сближались, а потом мы больше не были двумя. Мы интегрировались”.





Я не приношу извинений за то, что привел столь подробный рассказ, потому что это один из самых ясных рассказов о примирении, которое я испытал. Я знаю, что для Джима это было поворотным пунктом в его опыте, так как он стал принимать эту другую часть самого себя. Все время, пока второй Джим отделялся, Джим не мог чувствовать себя целостным. Ему мог не нравиться тот, кто противостоял ему в зеркале, но если он хотел добиться успехоа, он должен был принять того, кто ему не нравился, и он мог сделать это только так и только тогда, когда был готов к примирению."

Яркий эпизод, не правда ли? Конечно, это - действительно лишь эпизод. И очень важно, чтобы черным ходом психотерапии не прокрались другие силы, поэтому особенно актуально не только прояснить понятия а отношении любви и самопринятия, но выбрать удачную модель личности. Модель Фрейда мне представляется слишком уязвимой с точки зрения созидания, и при определенной подаче может стать кормушкой для грехов. Она подходит для тяжелых клинических случаев, для которых, собственно, и была разработана.

Модель Юнга, безусловно, позитивнее, но всилу некоторой размытости и туманности я ее пока оставляю в стороне.

Мне нравится модель Р.Ассаджиоли, его подход, называемый психосинтезом. Он предполагает рассматривать отдельно и как бы со стороны те проявления, которые
связаны с телесными импульсами, с эмоциональными проявлениями, с интеллектуальными структурами. При этом в центре всегда остается возможность выбора на фоне безусловного принятия себя, которое, как уже говорилось, не есть гордыня, но есть первый шаг к пониманию любви Божественной, на пути к росту, к изменениям. Конечно, вы можете сказать, что выбор человека спонтанен, и всилу греховной природы часто изменения также будут греховны. Неисповедимы пути. Но знаете, что показывает практика? Человек стоит в духовном тупике именно тогда, когда чувствует греховность своих выборов, но одновременно не чувствует сил к их изменению.

А в ходе терапии, постепенно учась
- любить себя (как создание Божие),
- принимать без страха недостатки (признавать грехи),
- не отвергать их и всилу этого видеть такими, какие они есть, без прикрас,
- лучше осознавать вытесняемые или оцениваемые как невозможные выборы (которые способствуют росту, в том числе - покаяние как осознанный отказ от повторного совершения греха)

человек начинает

- действовать осознанно в выбранном направлении,
- чувствовать, что жизнь меняется, становится более осмысленной, духовной.

Тут есть одна ловушка,обойти которую, необходимо помочь клиенту, Ассаджиоли называет этот феномен кризисом личностного роста. Это связано с ощущением всемошущества на начальном этапе изменений. Безусловно, это есть тот перегиб в трактовке понятия любви к себе, с которого мы и начали. Когда мы понимаем, что в силах изменить греховные привычки, можем больше не чувствовать себя зависимыми, появляется небывалое ощущение свободы и радости, подобное тому, которое появляется у воцерковленного человека при совершении некоторых таинств. Если духовность человека не предполагает христианского стержня, говорящего, что на все - воля Божия, человек не чувствует благодарности к Богу, приписывая продвижение себе и тольео себе, возникает искушение самообожествления. Человека может прямо-таки распирать от чувства собственной значимости. Это искушение очень важно помочь пройти успешно. Очень важен параллельный рост Духа, чтобы успели установиться новые нормы общения с миром. Как правило, люди справляются сами, ибо процесс терапии включает некоторую специальную технику безопасности. Однако, в ряде случаев важно особо подчеркивать возрастание ответственности при освобожении выборов, отличие "свободы от" от "свободы для" и прочие тонкости.

Безусловно, качество и свойства терапевтического процесса кардинально могут измениться, если в центр поместить нечто иное, чем осознанный выбор. Очень часто делаются попытки поместить туда пустоту, именуемую "осознанностью", а на самом деле являющуюся следствием растворения сознания, смещением ВСЕХ критериев, их полным растворением (т.е. по сути - распространение опыта медитативной практики на всю личность). Такая тенденция, несомненно, опасна, т.к. давая человеку иллюзию свободы выбора, она на самом деле лишает его всех ориентиров, превращая, по сути в зомби (речь не идет об истинном буддизме, но о различных течениях, широко привлекающих к сотрудничеству психологов, особенно - молодежь, пребывающую в профессионально-творческом поиске.) Это - отдельная большая тема, которую можно обсуждать, а можно и поставить на этом месте многоточие...

Сегодня для меня важнее всего именно утверждение,что любовь и принятие себя таким, какой ты есть, открывают человеку путь к действенному покаянию, изменению своей жизни, не противоречат Православным канонам.

... ??? ...
Рубрики:  Размышлялки между делом
Метки:  

Процитировано 1 раз

Serge_   обратиться по имени Четверг, 12 Июня 2008 г. 07:05 (ссылка)
Мне тема близка. Если отбросить религиозные наваждения, то можно найти путь к себе. Но надо много думать и работать над собой. Немногие на это способны.
Тот кто любит и уважает себя, не спесив и не заражён гордыней, открыт, того тоже будут любить и уважать. Лично я так и живу... :)
Ответить С цитатой В цитатник
Heler   обратиться по имени Четверг, 12 Июня 2008 г. 07:31 (ссылка)
меня во-первых очень порадовало твоё возвращение к психологическим темам, так как это я люблю больше всего в твоём дневнике, а во вторых мне эта тема неизменно актуальна(это про умение учиться себя любить) про грань между любовью к себе и самовлюблённостью у меня неясностей нет и с тобой я согласна, что мне особенно понравилось в приведённом посте? Заставило ещё раз подумать о том что всё неоднозначно и имеет оборотную сторону..
-распирание от собственной важности, это не что иное как обратная сторона медали неприятия себя, это тоже своего рода комплексы, ну или как вариант может быть в самом начале на пути к принятию себя, потом это либо разрастается до уродливых масштабов, либо всё устаканивается помогает человеку в любви к себе, не переходя в стабильное самолюбование.
-понравился очень предпосследний абзац про "осознанность" так как я на эту тему задумывалась, но пока не продумала до нужной кондиции.

отдельное спасибо вообще за тему и метод зеркала
Ответить С цитатой В цитатник
Venda1   обратиться по имени Четверг, 12 Июня 2008 г. 07:33 (ссылка)
Serge_, Да, я понимаю тебя. Вот только в "наваждении"-то и дело. ))) Все остальное - оно на поверхности, но не всегда появляется желание подняться над этим, ибо это требует многих духовных сил. Именно поэтому способны немногие. То, что ты назвал наваждением при правильном понимании дает огромные силы. Но ничего не хочу навязывать.
Просто "путь к себе" - это первая ступенька пути к Богу. (ну, это - мой личный опыт, у каждого он свой, это и понятно).
Степень открытости является мерилом, это правда.
А тебе спасибо за коментарий. Подумаю над этим. Потому что ты на самом деле, мне кажется, привел и аргумент и контраргумент к тому, о чем я тут писала.)))

PS. на тему коментариев тоже можно высказаться. Пусть будет дискуссия. Мне каждое мнение интересно, особенно - что православные скажут. Потому что по части психологии у меня все схвачено (хи-хи), чего нельзя сказать о другой стороне, которую я только начинаю осознавать.
Ответить С цитатой В цитатник
Heler   обратиться по имени Четверг, 12 Июня 2008 г. 07:37 (ссылка)
и ещё картина!!!очень понравилась!!
Ответить С цитатой В цитатник
Serge_   обратиться по имени Четверг, 12 Июня 2008 г. 07:43 (ссылка)
Venda1, я бытовой философ. :)))

Я не очень люблю разговоры о Богах. Последнее время я много читаю о ведичестве славян. Или язычестве. Так вот, наши предки считали себя детьми Богов. А дети, ясное дело, во всём похожи на родителей и, по моему мнению, ничего не должны им. И я ничем не обязан Богу. Конечно, каждый человек должен вести себя адекватно, соблюдать определённые заповеди и законы. Иметь высокую мораль и ставить на первое место не материальное. Но, это уже я вышел за рамки темы. :)
Ответить С цитатой В цитатник
Abigel   обратиться по имени Четверг, 12 Июня 2008 г. 07:44 (ссылка)
Venda1, но ведь не все эта тематика близка. Чем обычный человек гордиться, тем люди вооцмрковленные считают грехом. Да грань между гордыней и гордостью такая тонкая. И где найти свой путь, как постичь истину? Если сам глуп а советов не принимаешь?
тонкая материя она всегда,как жизнь на грани фола.
А картина потрясающая. только автора указывать большими буквами))
Ответить С цитатой В цитатник
Venda1   обратиться по имени Четверг, 12 Июня 2008 г. 07:49 (ссылка)
Heler, Да, вот, время появилось, появились и размышлялки. ) Когда пишешь, мысли лучше формулируются.


Про последний абзац - это очень животрепещуще. Когда я смотрю, в какой духовной мешанине болтаются наши современники (я, кстати - не исключение,только в последнее время начинаю немного разбираться), мне становится жутко, именно всилу знания психологии. Так что к этой теме буду возвращаться, т.к. она очень больная. В частности - когда начинаешь говорить об ориентирах, то все воспринимается в штыки, ибо сектантами ориентиры через "якорение" связываются с дискомфортом, а во главу угла ставится принцип наслаждения, вернее - гистерезиса, равновесия. Дальше - все просто, надо только извлечь "морковку", и ослик сам побежит к ней. А от хлыста в виде ориентиров будет убегать. Это - единственный выбор, без выбора, который им остается, а они этого не видят. Это очень серьезно. Масштабы этого явления в России огромны.
Ну, не буду сейчас про это. Надо очень хорошо над этим подумать. Я пока не готова.

Меня очень радует, что по основным понятиям мы совпадаем. Я еще буду публиковать интересные материалы на эту тему.

Метод с зеркалом приводится здесь как иллюстрация, на самом деле - это частность психотерапевтического процесса в технике школы символ-драмы. Так что самостоятельно использовать можно, конечно, но лучше, чтобы рядом был терапевт - проводник.
Ответить С цитатой В цитатник
Venda1   обратиться по имени Четверг, 12 Июня 2008 г. 07:59 (ссылка)
Serge_, Да, Сережа, я так тебя и поняла, и ты не вышел за рамки, а очень даже по теме высказался.

Моя точка зрения такая: Просто мы не отдаем себе отчет, насколько изменилось человечество за годы Христианства. И то, что ты называешь моралью - это бытовое понимание Христианских заповедей.
Я тоже долгое время была бытовым философом, как ты выразился. А потом много читала по истории культуры и философии.
Теперь вижу - Христианство - та сила, которая единственная сколько-нибудь серьезно повлияла на человека.
Но у нас за плечами почти столетие тотального безверия, и христианские устои упростились, интегрировавшись в обычную мораль.
Кстати сказать, современная "ведическая литература" - более поздние трактовки.
О вопросах Веры спорить-то бессмысленно, к этому просто приходишь, или нет.

Разницу между богами и Богом можно понять, только углубившись в это. К чему, я, естественно, тебя не призываю.

Мне твоя точка зрения понятна. Спасибо за откровенность.
Ответить С цитатой В цитатник
Venda1   обратиться по имени Четверг, 12 Июня 2008 г. 08:04 (ссылка)
Abigel, Конечно, не всем близка тематика. Насильно мил не будешь, и двойная глупость давать совет тому, кто не желает его слушать. Я ничем подобным тут не занимаюсь, а размышляю и приглашаю к беседе тех, кому это интересно.
Что же до грани между гордыней и гордостью, ее нет. Гордыня - это усугубленная гордость.
Лечится радостью за содеянное и благодарностью за то, что такая замечательная штука получилась! (кому благодарность - Богу, вообще,то. Но на бытовом языке это называют миру).
С психологической точки зрения оценка смещается с личности человека на его действие.
Ответить С цитатой В цитатник
Heler   обратиться по имени Четверг, 12 Июня 2008 г. 08:11 (ссылка)
Venda1, про равновесие:

в этом собственно страшного то ничего нет, главное чтобы к моменту "якорения" у человека были сформировавшиеся понятия о том "что такое хорошо и что такое плохо", потому что и в случаях с вооцерквлёнными православными перегибов не меньше...Я думаю здесь вопрос именно в ориентирах и личностных особенностях каждого, потому что отличные и вроде бы вполне положительные со всех сторон теории(не важно секта или не секта) понимаются (или закладываются кем то нам) индивидуально и разночтения имеют место быть.Я вчера даже пост в кои то веки хотела написать, но остановило что тона близкую тему..О том что в последнее время очень часто, особенно на ЛиРу вижу активное навязывазывание христианской морали..Я не имею ничего против православия, напротив, но навязыавние чего бы то ни было вызывает оттторжение, особенно когда что то пытаются доказывать чуть ли не с пеной изо рта и это при наличии православной веры, подразумевающей терпимость как одну из главных добродетелей..Да, все мы люди, все человеки, но просто напоминает фанатизм какой то..

p.s.Всё сказанное к твоему посту и вообще к твоему дневнику отношения не имеет:)
Ответить С цитатой В цитатник
Heler   обратиться по имени Четверг, 12 Июня 2008 г. 08:13 (ссылка)
Исходное сообщение Venda1
Abigel, Конечно, не всем близка тематика. Насильно мил не будешь, и двойная глупость давать совет тому, кто не желает его слушать. Я ничем подобным тут не занимаюсь, а размышляю и приглашаю к беседе тех, кому это интересно.
Что же до грани между гордыней и гордостью, ее нет. Гордыня - это усугубленная гордость.
Лечится радостью за содеянное и благодарностью за то, что такая замечательная штука получилась! (кому благодарность - Богу, вообще,то. Но на бытовом языке это называют миру).
С психологической точки зрения оценка смещается с личности человека на его действие.


а ещё это лечится "извне":))) происходят события, дающие понять человеку что и кто он на самом деле, лечится "на ура":))) вот тут и самое место покаянию:)
Ответить С цитатой В цитатник
Venda1   обратиться по имени Четверг, 12 Июня 2008 г. 08:20 (ссылка)
Venda1, Кстати, ты затронул слово "обязанность". На мой взгляд, суть Христианства как раз в противоположном - в том, что каждый человек, как любимый сын, достоин любви. Он свободен выбирать и учиться. И расти. Вот в этом основное.

А часто сыновний долг понимается как нечто обременительное, как тяжкую и нежеланную обязанность и потому отвергаемое. Особенно - когда давят моралью. Это неправильно, это - следствие как раз ошибочного понимания добра и зла. Истинные отношения базируются на радости, но всилу недопонимания (и, прости уж :-) - греховной природы) этому пути надо очень помогать, чтобы он осуществился.

Добро - оно в развитии, в созидании и творчестве (в самом широком понимании). И Любовь (вот как я и написала) - это необходимое условие для реализации этих всчеств.
Зло - во всем, что блокирует проявления любви, рождая злобу или равнодушие. Зло - не самостоятельноная сила, это - отсутствие добра.

Насколько мне кажется, я привела Христиансткое понимание. Ты уж, прости, Сергей, что я опять про то же. Ну такой у меня сегодня ракурс зрения, просто это мне интересно. Именно взаимосвязи. Можно не обращать внимания, можно поспорить. )
Ответить С цитатой В цитатник
Serge_   обратиться по имени Четверг, 12 Июня 2008 г. 08:43 (ссылка)
Venda1, кстати, мы должны с тобой выделить Православное Христинство в отдельную ветку древа религий. :)
Христианские проповедники-захватчики Руси были очень умными людьми. Они 90% (на мой скромный взгляд) взяли из Православия (дохристианского). В т.ч. и заповеди. Очень умело интегрировали свою религию в Ведическую. Например, был ведический праздник Купала, стал новый праздник Ивана Купала. И так во всём. Я не говорю, плохо это было и нет для нас... Скорее, плохо...

Зло - отсутствие добра. Я согласен, конечно! Например, воюя с врагом, не нужно быть добрым. :)))

К сожалению, мне надо ехать. Продолжим разговор в следующий раз. :)
Ответить С цитатой В цитатник
Олежка_Х   обратиться по имени Четверг, 12 Июня 2008 г. 08:43 (ссылка)
Venda1, С точки зрения логики всё безупречно: "Возлюби ближнего своего как себя..." подразумевает, что не любящий себя человек не будет любить и других.
Но христианство это и идеология. В центре её Любовь и любовь эта имеет иерархию.
1) Любовь к Богу;
2) Любовь к ближнему;
3) Любовь к себе.
Если эту пирамиду перевернуть, не окажется ли под угрозой сам принцип? Повторю, что я говорю об идеологии)
Ответить С цитатой В цитатник
Heler   обратиться по имени Четверг, 12 Июня 2008 г. 08:46 (ссылка)
Олежка_Х, а понятие ""Возлюби ближнего своего как себя..." тоже можно толковать по-разному...например там не сказано "возлюби больше себя", а сказано "как":)) исходя из этого порядок иерархии уже может сместиться:)

эту тему можно и дальше продолжать сделав акцент на том что Бог есть в каждом из нас(как и вообще во всём) и любить себя можно как создание, творение божье, имеющее божественное начало, что тоже способствует принятию себя и иерархия тоже может сместиться
Ответить С цитатой В цитатник
Venda1   обратиться по имени Четверг, 12 Июня 2008 г. 08:58 (ссылка)
Heler, Леныч, (только пожалуйста, внимательно до конца дочитай, я тут поразмышляю еще чуток) я тебе хочу сказать про терпимость Православия, она неверно понимается как беззащитность. Слова "Христос терпел и нам велел" сейчас трактуются (особенно сектами) так: дескать, поносите нашу Веру, мы все должны стерпеть. Происходит ложь, подмена понятий.

Как я теперь это понимаю (теперь - потому что совсем недавно я думала точно то же самое). Веротерпимость подразумевает право свободы выбора каждого человека, с кем ему быть в вопросе веры (при этом имеются в виду все-таки не секты) при условии его осведомленности о том, что такое Православие (возможно - и без этой осведомленности).

Христианское терпение подразумевает умение терпеть любые поношения личного характера, если ты выступаешь в защиту своего вероисповедания, отказываешься лукавить, предавать (прежде всего - веру и Бога). Именно так страдал Спаситель.

Но понять, что Веру надо проповедовать именно личным примером, демонстрируя любовь и принятие, живя по этим принципам, очень трудно новопосвященным. Особенно, когда они столько всего нового узнали и у них открылсь глаза, и они увидели Путь. Так и хочется показать Дорогу Истины. И это - искушение, это - своеобразная болезнь роста. В ней - большая опасность. Она рождает бурю страстей, агрессию. Я считаю, вообще надо запретить неофитам миссионерство лет 10 с момента воцерковления. Одно дело, когда апостолы проповедуют по схождении на них Духа Святого. Из современности - когда, например, Кураев жестко , но четко, красиво, аргументированно, со знанием литературы и истории религий, расставляет точки над Й. За этим стоит немалый духовный опыт и работа над собой. Да и то кое с чем можно поспорить в интоннациях автора.
Совсем другое, когда за дело берутся Олечки да Леночки (сорри:-)). Пылу много, знаний и духовного опыта мало. Поэтому я и прошу консультации по своим размышлялкам у тех, кто давно стоит на этом пути.

А насчет того, секта или не секта вкладывает нечто в душу, я с тобой не соглашусь, т.к. это "нечто" бывает очень в красивой упаковке, вуалирующей скрытый мотив любой секты. А какой мотив у секты? Очевидный: деньги и власть. Вот и все на этом. Все "благие" мысли - суть лукавство одно. Но с горением во взоре, потому как через страсти происходит заражение. Для меня этот огонь в глазах - сигнал. Он может выглядеть как страсть и увлеченность, как отстраненность и полное счастье, как у обкурившегося (сколько раз подходили в эпоху перестройки на улице такие люди и говорили очень красивые слова). Сейчас они стали умнее - выставляется некий авторитет, желательно восточного происхождения, ибо - мода (кстати, тоже не случайная, а подготовленная долгими годами, весьма целенаправленно). Публикуются его книжки, которые содержат в себе весьма правильные вещи. Такие, которые с точки зрения молодежи ( а электорат - молодежь, как ты понимаешь, во все века так было, ничего в этом нового нет) содержат несколько прописных истин, которые "хорошо ложатся" на их чаяния и с поверхностной точки зрения не противоречат канонам религий (причем - всех сразу). И главное - рецепт счастья!!! это - основное, это - якорь. И все. Дальше с ними можно делать, что хочешь. А на деле то, что им преподносится - это извращение Мировых Религий. Причем - всех, т.к. нельзя одновременно проповедовать, скажем, Буддизм и Христианство. Это - суть совсем разные вещи. Но люди этого не знают. Как только звучат слова "любовь, свобода, равенство, братство", они склонны верить всему последующему. )))

Я также читала на ЛиРу впечатления (не буду упоминать, у кого, если захочет, сам отзовется), что практикующие просветление друзья стали производить впечатление, что у них крыша в пути. Ну и т.д.
Самое страшное, что при этом происходит подмена, которую ты не замечаешь. Я не говорю, что в этих словах нет ничего правильного, но оно так общо, надергано и замешано, что со временем ты перестаешь замечать разницу. И кончается все печально. Я знаю несколько случаев из личной практики, об одном передача даже недавно была. Страшно это...

Это - очень глубокая тема. Дальше ее развивать тут я не берусь. Когда-нибудь ...
Ответить С цитатой В цитатник
Venda1   обратиться по имени Четверг, 12 Июня 2008 г. 09:08 (ссылка)
Serge_, Сергей, прежде чем дальше говорить, объясни мне, пожалуйста, что такое "дохристианское православие" и кто такие "Христианские проповедники-захватчики Руси" А то мы можем до такого договориться!

Счастливого пути. Жду возвращения.
Ответить С цитатой В цитатник
Heler   обратиться по имени Четверг, 12 Июня 2008 г. 09:15 (ссылка)
ну я поняла о ком ты(порповедях и книжках), я кстати не во всём что читаю у него соглашаюсь.но тут мы действительно с тобой расходимся, например в том что нельзя одновременно порповедовать и зристианство и буддизм:)..Проповедовать может и нельзя,а относитьяс как просто философии, идеологии можно(ну я так считаю).Для меня не важно какогшо вероисповедания человек или атеист вовсе если он имеет моральные устои или наоборот если он их не имеет, то никакая религиозность не является оправданием и не прекроет это.Про красивую упаковку соглашусь в общем и целом, только на практике я пока этого не вижу, я имею ввиду подоплёку(я не о себе, а о тех кто "активно верующий"), к слову сказать, секты имеют не только буддийскую направленность, я вот когда упоминала имела ввиду как раз разновидность христианских сект(есть знакомые оттуда), глаза блестят и проповедуют регулярно, это как еженедельная работа по плану, в специально отведённый день:)) Так вот я к тому что неважно для меня в секте он или нет если конкретно его дела "благие"(ну если не брать навязчивые потуги приплести подо всё релегиозную основу к слову и не к слову, что утомляет)и если нет этих самых денежных вытягиваний..Они может и есть на другом уровне, но простые смертные с коих взять нечего там не задействованы, во всяком случае материально...

терпимость я в данном случае использовала как понятие терпимости к чужому выбору, поношений христианства со стороны аппонентов не было в тех случаях, но было наоборот преподнесение как истина в последенй инстанции, что Христианство это единственно верный путь, всё остальное мусор, с переходом на личности..сразу оговорюсь, это было не вмой адрес, я участвовать даже не стала, потому как (как ты уже отмечала) спор о вере бессмысленен.
Ответить С цитатой В цитатник
Venda1   обратиться по имени Четверг, 12 Июня 2008 г. 09:20 (ссылка)
Олежка_Х, Спасибо, вопрос об иерархии очень интересен. Может быть, он коренной...
Я думаю, что для человека религиозного он просто не встает. И Heler, в этом отношении тоже права.

Это - очень важный вопрос для меня в процессе работы с человеком.

Мне кажется, что нет противоречия, потому что нет дилеммы: кто первее.
Потому что пребывание в безусловной любви - есть состояние, приближающее нас к Богу. Как бы один из нескольких ключей от ворот. Но, наверное, невоцерквленный человек не будет этого осознавать.

Очень интересно, что думают опытные люди.
Ответить С цитатой В цитатник
Serge_   обратиться по имени Четверг, 12 Июня 2008 г. 09:34 (ссылка)
Venda1, я ещё не уехал. Есть 5 минут. Быстро пишу.

До христианства (любят нам говорить) не было никого, только дикие племена бегали! :))) И тут пришли проповедники и принесли Веру. Это стандартное надувательство. Об этом в школе на уроках истории говорят.
Так вот, кажется, всё было совсем не так! Была замечательная страна (как хочешь её назови), в которой люди жили по своим законам. Славили Правь - Православие. Пришли и подкупили Владимира. Волхвы его прокляли. Далее имеем 1000 лет мрака и ужасов...
Вот здесь немного в искажённом виде про это: http://www.pravoslavie.ru/arhiv/040426150034

Ну и надо ещё вспомнить о староверах (не старообрядцах). Это и есть они.
Ответить С цитатой В цитатник
Venda1   обратиться по имени Четверг, 12 Июня 2008 г. 09:40 (ссылка)
Heler, Да, нет, я не только о нем. :-) Сект "христианской" направленности не меньше. Я согласна.

Благие дела в сектах? Ты серьезно? Расскажи, я не знаю про такое. Есть видимость благих дел. Например: когда для вербовки приглашают на какие-то совместные акции, когда с целью поборов, а заодно - и вербовки приглашают на курсы, концерты, вроде бы - в благотворительных целях. Пример - моя дочь пела в хоре, и я попала на концерт Рождественский. Это была Церковь Христа, как потом оказалось. Я смотрела на происходящее с интересом психолога, и т.к. не была залействована, увидела очень много интересного. Прежде всего - лица людей, по всей видимости по большей части одиноких (квартира!!! в на первый взгляд - очень благотворительно), пожилых, больных. Их глаза были пусты, а на лицах застыло выражение зомби или наркомана, который сейчас будет получать свою дозу. Знаешь, так бывает, когда трезвый попадает в компанию пьяных и на чем-то своем таком узком зацепленных людей.
Потом на сцену вышли трогательные детки. Сыграли рождественскую сценку, хор спел рождественский гимн, все прослезились.

Потом на сцену вышел рок-певец и с надрывом спел, как он любит Христа. Люди стали вставать и воздевая руки, раскачиваться в такт. В конце песнопения выскочили полуобнаженные девицы, этакие вакханки с бубнами и начали буквально вводить в транс (я как раз тогда на это обращала внимание) тех, кто еще туда не вбухнулся. И потом - внимание: пошла круговая "шапка" - и в полночь ваши денежки заройте в землю там...

И посыпались пенсии в эту шапку.

А потом им налили пепси-колы в банкетном зале.

Вот такое доброе дело.

(я, конечно, не склонна отождествлять доброе дело конкретного человека и то, о чем я тут написала, не пойми неверно.)

Я не говорю о том, что не надо делать приношений, но тут налицо было такое открытое вымогательство, так это все не соответствовало религиозности, что даже не будучи в то время особо церковным человеком, я пришла в шок.

А философия - да сколько угодно. Но только надо себе четко понимать, что это - не есть Вера. Это - совсем другая вещь.

Трудная тема. Она уже несколько за рамками.
Ответить С цитатой В цитатник
Heler   обратиться по имени Четверг, 12 Июня 2008 г. 09:59 (ссылка)
ООООООО!!!!! и я о ней!!!!об этой же секте!!я с ней сталкивалась дважды, один раз меня туда реально пытались втянуть, одногрупница вцепилась клешнями, покая не сходила на очередное их сборище не успокоилась:)) Ощущения такие же у мен ябыли- да, всё именно так и было, качание в такт, огромный зал народа, все друг другу братья-сёстры, пластилиновые улыбки и бесконечные целования со всеми при встрече..всё оно замечательно, но не поукидало ощущение пребывания в сумасшедшем доме..И "якорьки" я тоже приметила тогда..не было там ни бубнов ни девиц, но была разбивка в перерыве на группы и "делились проблемами", мне это было дико тогда..Я не готова изливать душу первым встречным, даже если они мне все мило улыбаются и мы держимся за руки:))Согласна, что вероятно там наибольшее число именно одиноких(но это моё предположение так как я не знаю деталей жизни каждого) и иллюзией такой большой семьи они и цепляют к себе народ и вероятно выявление проблем при таких встречах, одна из составляющих затягивания..Второй случай-у меня сейчас знакомые состоящие в этой секте, мы не так часто и много общаемся(только в силу того что тот человек с кем я наиболее знакома как раз любит церковную подоплёку подо всё подводить, а я это не могу долго слушать), но народ реально друг другу помогает, и не только друг другу, но это отдельная тема.Повторюсь опять же деньги наверно имеют место быть, но эти люди не имеют к вытягиванию из них отношения и квартир там не поимеешь с них, потому как квартирный вопрос элементарно не решён..Осуществляется помощь детским домам и интернатам(это я ещё с первого случая знаю), помощь реальная и постоянная(а вот вопрос что с этого имеют организаторы и имеют ли -это отдельный вопрос, мне неизвестный) и организован благотворительный фонд, который используя деньги инвесторов организует различные мероприятия..С одинокими людьми -пенсионерами имеющими к этой христианской организации я не знакома, так как не видела их попросту, массовое сборище я видела только в первом случае и там была сплошь молодёжь-студенты и лица лет эдак до 35-40(ну отнесём к зрелости)..Ну и конкретные дела конкретных людей с кем я общаюсь мне знакомы разумеется, в целом хорошие ребята, если без всей этой христианской стадности..
Ответить С цитатой В цитатник
Venda1   обратиться по имени Четверг, 12 Июня 2008 г. 10:13 (ссылка)
Serge_, Да, нет, Сереж, если ты про это, так это все - факты известные. И даже в школьном учебнике истории писано (я его недавно повторно изучила невольно) - никаких тебе диких племен. Княжества были. Города. Свой жизненный уклад, свои тяготы и радости. Жизнь, очень тесно связанная с природой. Своя культура, свои верования. Многобожие вот - в частности. Христиане тоже были кое-где, связи с Византией в то время были обширны достаточно. Но в целом жизнь суровой была. (не читать "плохой" :-))

Потом произошел такой политический момент, как крещение Руси ( Крещатик, повержение идолов). Чтобы наше инертное население приняло нововведение, политической властью было решено не искоренять некоторые привычные обычаи, связанные с поклонением природе. Конечно,волхвам это не понравилось. А дальше происходило врастание, слияние, подобно тому, как окультуриваются фруктовые деревья, на одну культурную среду попал черенок другого дерева. Частью связывание новых религиозных канонов в сознании людей с привычками (ведь натуральное хозяйство, представь себе только! Надо быть ближе к природе), приметами и пр. произошло спонтанно по мере привыкания. Люди так объясняли себе , это вообще свойственно людям - объяснять новое с позиций известного. Власти и церковь этому не противились, а даже поощряли, иначе был бы бунт. Именно поэтому в сознании людей остались языческие стереотипы. Русский народ, живя на бескрайних просторах вообще очень тесно связан с природой. Гораздо теснее, даже в сегодняшние дни, чем многие другие народы.
А потом, в современности 70 лет безверия низвели сознание целого народа на уровень язычества. Почему низвели? Потому что исторически язычество - это первое, что появляется на почве врожденного религиозного чувства. Первое потому, что силы природы очевидны и материально ощутимы. Но скажи, ты б сейчас упал на колени перед портретом дикого вепря? Наверное, не всерьез. И не стал бы в бубен на полном серьезе стучать, дождь призывая? Разве что из экзотики. Уровень сознания не тот. Поэтому то, что уместно на ранних этапах истории, не всегда подходит к последующим.

А человек - существо в корне отличное от всего, что есть на нашей планете. Ему дано осознавание, способность отображать в сознании действительность и творить новую. Вот сколько уже натворили :-). Интересный факт, не правда ли, если вдуматься.

Поэтому я - за веру в Человеческого Бога.

Я тут - не о политике, не об институтах власти. Я - о Вере, если ты меня понимаешь. Ну а вопросы веры, они очень индивидуальны и тонки.

А то, что в последние годы нас активно тянут за уши назад - так это тоже вопрос политический, потому важно ничего не принимать слепо на веру, а все анализировать, во все вдумываться и всю информацию тщательно проверять.
Ответить С цитатой В цитатник
Venda1   обратиться по имени Четверг, 12 Июня 2008 г. 10:20 (ссылка)
Heler, Да, друг другу идет помощь, и то, о чем я рассказывала, было лет 12 назад. Общество меняется, меняются и способы работы. Сейчас есть информация, что они финансируются снаружи. Возможно. Я не знаю, но в этом случае цели, очевидно политические. Тем более, что пришли они из Штатов. Тут в Корее таких тоже полно, ну тут вообще влияние Америки огромно. Мне бы не хотелось касаться таких аспектов, которых я не могу доказать и не знаю на личном опыте.
Поэтому давай уж про это больше не будем.
Пока беру тайм аут на реальную жизнь. )

И жду новых коментариев по существу вопроса.
Ответить С цитатой В цитатник
Heler   обратиться по имени Четверг, 12 Июня 2008 г. 10:21 (ссылка)
Venda1, давай, тем более что я тоже не очень глубоко в теме:)

кстати моё первое столкновение с ними тоже было 10 лет назад)
Ответить С цитатой В цитатник
G_i   обратиться по имени Четверг, 12 Июня 2008 г. 11:09 (ссылка)
спасибо за тему. сейчас не готова комментировать. заберу в цитатник, если ты не против.
Ответить С цитатой В цитатник
Venda1   обратиться по имени Четверг, 12 Июня 2008 г. 11:25 (ссылка)
Нет, не против.
Ответить С цитатой В цитатник
Mistress_M   обратиться по имени Четверг, 12 Июня 2008 г. 13:36 (ссылка)
Olya, vot ssilka o kotoroy ty prosila http://vidno.com/mp3/Audio%20Bible/index.php
Ответить С цитатой В цитатник
Unico_Unicornio   обратиться по имени Четверг, 12 Июня 2008 г. 15:47 (ссылка)
Не стоит, может, вообще просто слишком сильно застревать на том вопросе, стоит ли любить самого себя? Тут уже непроизвольно у нас какое-то самолюбование начинается подспудно - хочешь-не хочешь. Как ни глянь, а тема - все равно любимая. Если с ближними выровняешься и научишься их любить, думаю, и с самим собой проблема не возникнет, а если возникнет, то будет достаточно легко разрешими (ведь не о клинике же разговор?). Ну вот такое мое имхо. Абсолютно непрофессиональное.
Ответить С цитатой В цитатник
Venda1   обратиться по имени Четверг, 12 Июня 2008 г. 16:37 (ссылка)
Missis_Mickey, Спасибо, Иринка!
Ответить С цитатой В цитатник
Комментировать К дневнику Страницы: [1] 2 [Новые]
 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку