Для олимпийского чемпиона Вячеслава Екимова в велоспорте нет тайн. И всё же корреспондент PROСПОРТ Сергей Курдюков попробовал озадачить его неожиданными вопросами.
Велосипедисты часто жуют на скорости за 60. Кусок поперёд горла не встаёт?
- Кусок не должен быть крупным - небольшая булочка с джемом внутри или с бананом.
Едите по режиму?
- Придерживаюсь расписания. Есть начинаю уже на первом часу гонки. Если ждать, пока проголодаешься, это закончится совсем не так, как в обычной жизни - мгновенно не останется ни капли сил, чтобы двигаться дальше. Тогда уж ешь - не ешь…
Что пьют гонщики в седле?
- Популярный напиток… вода. Энергетические смеси хороши в холод, в жару ими не напьёшься. А пить приходиться много. Когда в тени 35 градусов, залить в себя 5 литров - нормально.
Говорят, что французы на холодном горном перевале греются коньячком из бачка…
- Не пробовал. Мне кажется, ноги от этого станут ватными. Но некоторые “забодяживают” в 100-гаммовую ёмкость крепкий кофе, коньяк и шампанское. А вот после финиша “Тур де Франс” команды организуют банкеты. Это - Варфоломеевская ночь. Под утро многие приходят в совершенно негодное состояние.
Если приспичит, гонщик бежит в кусты?
- У мужчин с этим просто: малую нужду справляют на ходу. Только желательно подобрать участок попроще, без крутых поворотов. А если кто-то поехал в кусты - значит, дело серьёзное.
За рулём засыпали?
- Иной раз с утра пораньше, туман, усталось от предыдущих этапов, группа едва тащится. Руль в руках, слегка поклёвываешь носом, но кажется, что всё контролируешь. Понимаешь, что спал, уже лёжа на асфальте.
При завале пригодилась бы защита, как у мотогонщиков?
- Так у них всё мотоцикл везёт. А здесь приходится переть на себе, особенно в гору, где каждый грамм на счету. И никакой ручки газа на руле!
Зачем гонщики бреют ноги?
- Для аэродинамики - чувствуешь набегающий воздух, будто ты вообще без кожи. Да и предложите массажисту каждый день работать с волосатыми ногами - ответ лучше не слушать. А велосипедная эстетика. Представьте: красивая форма, классный велосипед, а на нём этакий гиббон!
Как спастись от холода на горных перевалах?
- На старте в холодный день многие утепляются: рукава, велочулки из термоволокна, которые удобно на ходу снимать. Потом всё это начинают снимать…
… и бросать зрителям на сувениры. не накладно?
- Если рядом техничка, то можно и не швырять в толпу. Но, бывает, снимаешь с себя 200 баксов и выбрасываешь. Хотя изготовитель формы доволен. Зритель подберёт, друзьям покажет, сам станет кататься в этой куртке. Вот и адресная реклама!
Порой зрители бросаются под колёса. Не хочется дать в лоб?
- Научился их не замечать. Да и в нашем шоу действует главное правило торговли - покупатель всегда прав. те ненормальные - тоже покупатели.
А между собой разбираетесь?
- То, что гонщики постоянно дерутся исподтишка, - враньё. Как правило, всеё ограничивается обменом “любезностями”. Если кто-то махал руками - проеду и не замечу. Если ударил, отвечу - такие вещи пропускать нельзя.
Какую скорость можно развить на вашем велосипеде?
- Максимальную, которую видел на табло своего велокомпьютера, - 110 км/ч. Ощущение такое, что велосипед сейчас рассыплется. Один велоконструктор признался мне, что сверхлёгкие машины делают с расчётом на скорости до 80 км/ч.
И сколько такой стоит?
- Самый дорогой разработала не то “Ауди”, не то “БМВ” для олимпийской разделки Яна Ульриха. он стоил более 12 000 евро. Профессиональный для групповых гонок обходится в 4000 евро.
Сколько велогонщик накатывает за год?
- Профессионал - 36-40 тысяч километров. Половина приходится на гонки - сто дней. как-то по дневнику проверял - накатал 46 тысяч, но то был явный перебор. В последнее время больше 40 тысяч стараюсь не ездить.