-Цитатник

Вкусный яблочный пирог: мягкий и пышный, тает во рту - (2)

Давно искала этот рецепт. Вкусный яблочный пирог: мягкий и пышный, тает во рту Мягкое и п...

Узор "Ажурные полосы" спицами. - (0)

Узор "Ажурные полосы" спицами. Автор: Вязаные Идеи https://www.instagram.com/knitideas/ От авт...

Прекрасный узор "Ажурные Волны" - (0)

Вязание-спицы>Прекрасный узор "Ажурные Волны" ...

ДЖЕМПЕР «НАСЛАЖДЕНИЕ» ОТ DROPS DESIGN - (0)

ДЖЕМПЕР «НАСЛАЖДЕНИЕ» ОТ DROPS DESIGN Симпатичный джемпер спицами для женщин, связанный из тон...

Платье - (0)

Платье с диагональным вырезом. Схема моделирования платья  с рукавом ...

 -Приложения

  • Перейти к приложению Я - фотограф Я - фотографПлагин для публикации фотографий в дневнике пользователя. Минимальные системные требования: Internet Explorer 6, Fire Fox 1.5, Opera 9.5, Safari 3.1.1 со включенным JavaScript. Возможно это будет рабо
  • Перейти к приложению Открытки ОткрыткиПерерожденный каталог открыток на все случаи жизни
  • Программа телепередачУдобная программа телепередач на неделю, предоставленная Akado телегид.
  • Перейти к приложению Стена СтенаСтена: мини-гостевая книга, позволяет посетителям Вашего дневника оставлять Вам сообщения. Для того, чтобы сообщения появились у Вас в профиле необходимо зайти на свою стену и нажать кнопку "Обновить
  • Музыкальный плеер

 -Рубрики

 -Помощь новичкам

Всего опекалось новичков: 0
Проверено анкет за неделю: 0
За неделю набрано баллов: 0 (85171 место)
За все время набрано баллов: 7 (44374 место)

 -Всегда под рукой

 -Фотоальбом

Фотоальбом закрыт для неавторизованных. Зарегистрироваться!

 -Поиск по дневнику

Поиск сообщений в Varshan

 -Подписка по e-mail

 

 -Интересы

в особенности крючком вязание дизайн квартир кулинария разние поделки и вообще все что связяно с созданием уюта в доме.

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 09.11.2010
Записей: 2661
Комментариев: 2166
Написано: 8641


КРАСИВАЯ АРМЯНСКАЯ ЛЕГЕНДА

Суббота, 25 Февраля 2012 г. 16:23 + в цитатник
Цитата сообщения hasmikkirakosyan

Ара Прекрасный и Семирамида
Из истории

В «Истории» Мовсеса Хоренаци (V в.) изложен удивительный рассказ об армянском царе Ара Прекрасном, чьей любви добивалась ассирийская царица Шаммурамат (Семирамида, по-армянски Шамирам). Немало историков склонны считать, что под Ара Прекрасным подразумевается сын царя Арама (ок. 880-844 до н.э.), который является одним из эпонимов армян. Другие настаивают на том, что речь идет о самом Араме, действительно бывшем современником Семирамиды. Арам является основателем объединенного Армянского царства и был первым армянским правителем, носившим титул «царя царей», под которым следует понимать сюзеренство над остальными правителями Араратского царства.

В ассирийских памятниках той эпохи Армения называлась Уруатри, Урарту – от слова Арарат (Айрарат). Другое название царства – Биайна, или Ванское. Поскольку истоки двух великих рек Передней Азии – Евфрата и Тигра находятся на Армянском нагорье, то Армения осмысливалась и как «Наири» – «страна рек». Этим аккадским словом обозначался обширный регион от озера Капутан (Урмия) на востоке до верховьев Евфрата и Чороха на западе. Впервые это название, которое не прижилось как топоним, но осталось поэтическим названием Армении, встречается в клинописи ассирийского царя Тукульти-Нинурта I (1243-1221 до н.э.), ведшего захватнические войны на Армянском нагорье. Во время походов против «стран Наири» он столкнулся с сопротивлением объединенных сил 43 местных союзных княжеств, но сломил их сопротивление и к своим титулам добавил титул «царя всех стран Наири». Клинопись Салманасара III (860-825 гг. до н.э.), свекра Семирамиды, уже упоминает не «страны Наири», а единую «страну Наири», что говорит о завершении формирования государственности.

Наслышанная о необыкновенной красоте армянского царя, Шамирам-Семирамида желала добиться его любви и, овдовев, направила посольство в Армению. «Приди, владей мною и моей страной», – пожелала ассирийская царица, задумав путем нового замужества объединить две державы. Послы вручили армянскому царю символы власти – корону, скипетр и меч вместе с предложением Семирамиды прибыть в Вавилон и, женившись на ней, царствовать здесь либо же «исполнить ее сладострастное желание и вернуться к себе с великими пожалованиями». Семирамида уже готовилась надеть свое знаменитое ожерелье из семи рядов крупных розовых жемчужин, которым она изумляла участников самых торжественных дворцовых приемов, но вернувшиеся послы передали царице унизивший ее отказ армянского царя.

Ара стал злейшим врагом Семирамиды, и оскорбленная царица выступила против него во главе своей армии. Углубляясь в Армению, ассирийская армия упорно шла вперед. Семирамида приказала командирам взять Ара живым, но, к ужасу царицы, ее избранник был смертельно ранен в кровопролитном сражении у склона горы, которую народ называет Ара-лер и мало кто помнит другое ее название – Цахкеванк. На том же месте впоследствии было основано село, по сей день называемое Араи-гюх (село Ара).

Семирамида послала на место битвы «грабителей трупов» – мародеров, чтобы те нашли Ара. Угасавшего царя перенесли в шатер Семирамиды, где он испустил дух. Царица велела жрецу Мирасу воскресить любимого, и тот, положив тело на вершине горы, стал вызывать псоглавых духов аралезов, спускающихся с неба зализывать раны убитых воинов и оживлять их.

Мобилизовав свои резервы, армянская армия выступила против ассирийцев, мстя за царя Ара, но военачальники Семирамиды, рассчитав свои силы, убедили ее избежать новых боевых действий, грозивших вылиться в затяжную войну. Тогда Семирамида распустила слух: «Я велела богам зализать его раны, и царь оживет». Но начавшийся через 10 дней процесс разложения отрезвил ее. Хоренаци описывает, как тело убитого царя сбросили в яму и засыпали, а Семирамида, надев на одного из своих любовников облачение армянского царя, распустила слух, будто «боги зализали раны Ара и, оживив его, осуществили наше заветное желание нам на усладу». Таким образом она успокоила армян и добилась прекращения войны. Семирамида покинула Армению, поверив словам Мираса, будто дух Ара взят богами на Кавказские горы и оттуда перенесется в Вавилон к покорившей его сердце царице.

Любопытно, что слепая вера в аралезов сохранялась и среди армян даже в эпоху раннего христианства. Когда царь Вараздат Аршакуни в IV веке казнил противостоявшего его внутренней политике князя Мушега Мамиконяна, семья последнего в отчаянии пришила отрубленную голову к туловищу и вынесла труп на крепостную башню в надежде на могущество аралезов.

Миф об Ара Прекрасном и Семирамиде как один из множества «бродячих сюжетов» схож с рассказами об Осирисе и Исиде, Таммузе и Иштар, Адонисе и Астарте, и мифический Ара выступает как древнеармянское божество умирающей и воскресающей природы. Весьма вероятно, что в изначальной версии сюжета Ара Прекрасный воскресал, но подобный финал постепенно забывался по мере укрепления христианства. В научном мире бытует мнение, что в основу легенды, изложенной Платоном в его книге «Государство», лег миф именно об Ара Прекрасном. Платон рассказывает о некоем Эрусе (Арэус), сыне Армения, родом из Памфилии, который побывал в подземном царстве. Трудно сказать, действительно ли рассказ Платона имеет отношение к Ара Прекрасному. Тем не менее, изложим фрагмент его повествования о том, как воскрес Эрус–Эр (в некоторых переводах – Ар, Ир).

«Он был убит на войне; когда через десять дней стали подбирать тела уже разложившихся мертвецов, его нашли еще целым, привезли домой, и когда на двенадцатый день приступили к погребению, то, лежа уже на костре, он вдруг ожил, а оживши, рассказал, что он там видел.

Он говорил, что его душа, чуть только вышла из тела, отправилась вместе со многими другими, и все они пришли к какому-то чудному месту, где в земле были две расселины, одна подле другой, а напротив, наверху в небе, тоже две. Посреди между ними восседали судьи. После вынесения приговора они приказывали праведным людям идти направо, вверх на небо, и привешивали им спереди знак приговора, а неправедным – идти налево, вниз, причем и эти имели – позади – обозначение всех своих проступков. Когда очередь дошла до Эра, судьи сказали, что он должен стать для людей вестником всего, что здесь видел, и велели ему все слушать и за всем наблюдать».

Видел же он многое и многих – Орфея, пожелавшего стать лебедем, видел Аякса, не пожелавшего возродиться вновь в человеческом обличье, Одиссея, выбравшего жребий обычного смертного... Затем Эру разрешили утолить жажду, и он, испив из реки забвения, тут же забыл, где и каким образом его душа вернулась в тело. Очнувшись на рассвете, он увидел себя на ритуальном погребальном костре.

Аналогичными чертами угасающей и воскресающей природы наделен и внук Ара Прекрасного – «высокоодаренный и искуснейший в делах и речах Анушаван Сосанвер», как характеризует его Хоренаци. Этимология прозвища говорит о том, что в армянском сознании он ассоциировался с вечной цикличностью возрождения флоры. Анушаван был посвящен платанам и считался духом священной платановой рощи близ столичного Армавира. К духу платана жрецы обращались, предсказывая будущее, по шелесту листвы и направлению ее движения при дуновении ветра совершались гадания.

Живший во II-III вв. первый христианский богослов Египта епископ Климент Александрийский в своих «Строматах» делится мнением о том, что некоторые ученые почитают Ара-Эра не кем иным, как Зардоштом (Заратуштрой). Нет-нет, здесь бессмысленно искать хронологическую путаницу! Дело в том, что свидетельства древних авторов о времени жизни Заратуштры очень сильно расходятся: от 600 года до н.э. (мнение Апулея) и до 5000 лет до падения Трои (по Гермиппу Александрийскому). Аристотель, к примеру, настаивал, что Заратуштра жил за шесть тысяч лет до Платона. Будь Климент Александрийский далеким от науки рядовым пересказчиком, мы не задерживались бы на изложенном. Но речь идет о блистательном ученом, который вместе со своим учителем Пантеном возродил в египетской Александрии знаменитую богословскую школу евангелиста Марка, основанную в I веке. Пантен и Климент превратили древнее училище «святых словес» в высший очаг просвещения и духовности, заложив основы научной разработки христианства в совокупности его идей.

Пробыв некоторое время на юге Араратской страны, Семирамида поднялась в гористые области, желая насладиться чистым воздухом и прозрачными родниками. Полюбив эти края, она решила построить здесь дворец «для обитания в местах со столь умеренной погодой и чистой водой, дабы проводить в усладе лето в Армении, а остальные три времени года с прохладной погодой – в Ниневии».

Ара Прекрасный в армянской историографии

Следует отметить, что большинство армянских историков склонны считать, что Ара Прекрасный — реальное историческое лицо. Одни из армянских авторов предполагают, что он был сыном царя Арама (ок. 880—844 до н. э.), имя которого стало одним из эпонимов армян. Другие авторы настаивают на том, что речь идет о самом Араме, действительно бывшем современником Семирамиды. Согласно этим авторам, Арам являлся основателем объединенного Армянского царства и был первым армянским правителем, носившим титул «царя царей», который, скорее всего, обозначал сюзеренство над остальными правителями Араратского царства[5].

Вместе с тем, в ассирийских памятниках той эпохи Армения называлась Уруатри или Урарту — от слова Арарат (Айрарат). В клинописях эпохи Царства Урарту страна называется Биайнили или Биайна по названию озера, название которого впоследствии трансформировалось в «Ван». Поскольку истоки двух великих рек Передней Азии — Евфрата и Тигра находятся на Армянском нагорье, то в некоторых клинописных источниках Армения называлась «Наири» — «страна рек». Этим аккадским словом обозначался обширный регион от озера Капутан (Урмия) на востоке до верховьев Евфрата и Чороха на западе. Впервые это название, которое не прижилось как топоним, но сохранилось, как поэтическое название Армении, встречается в клинописи ассирийского царя Тукульти-Нинурта I (1243—1221 до н. э.), ведшего захватнические войны на Армянском нагорье. Во время походов против «стран Наири» Тукульти-Нинурта I столкнулся с сопротивлением объединенных сил 43 местных союзных княжеств, но сломил их сопротивление и к своим титулам добавил титул «царя всех стран Наири». Клинопись Салманасара III (860—825 гг. до н. э.), свекра Семирамиды, уже упоминает не «страны Наири», а единую «страну Наири», что может свидетельствовать о завершении формирования объединенного государства.

Отголоски легенды в иноязычных источниках

Миф об Ара Прекрасном и Семирамиде как один из множества «бродячих сюжетов» схож с рассказами об Осирисе и Исиде, Таммузе и Иштар, Адонисе и Астарте, и мифический Ара выступает как древнеармянское божество умирающей и воскресающей природы. Весьма вероятно, что в изначальной версии сюжета Ара Прекрасный воскресал, но подобный финал постепенно забывался по мере укрепления христианства. В научном мире бытует мнение, что в основу легенды, изложенной Платоном в его книге «Государство», лег миф именно об Ара Прекрасном. Платон рассказывает о некоем Эрусе (Арэус), сыне Армения, родом из Памфилии, который побывал в подземном царстве. Трудно сказать, действительно ли рассказ Платона имеет отношение к Ара Прекрасному. Тем не менее, изложим фрагмент его повествования о том, как воскрес Эрус-Эр (в некоторых переводах — Ар, Ир).

«Он был убит на войне; когда через десять дней стали подбирать тела уже разложившихся мертвецов, его нашли еще целым, привезли домой, и когда на двенадцатый день приступили к погребению, то, лежа уже на костре, он вдруг ожил, а оживши, рассказал, что он там видел.

Он говорил, что его душа, чуть только вышла из тела, отправилась вместе со многими другими, и все они пришли к какому-то чудному месту, где в земле были две расселины, одна подле другой, а напротив, наверху в небе, тоже две. Посреди между ними восседали судьи. После вынесения приговора они приказывали праведным людям идти направо, вверх на небо, и привешивали им спереди знак приговора, а неправедным — идти налево, вниз, причем и эти имели — позади — обозначение всех своих проступков. Когда очередь дошла до Эра, судьи сказали, что он должен стать для людей вестником всего, что здесь видел, и велели ему все слушать и за всем наблюдать».

Видел же он многое и многих — Орфея, пожелавшего стать лебедем, видел Аякса, не пожелавшего возродиться вновь в человеческом обличье, Одиссея, выбравшего жребий обычного смертного… Затем Эру разрешили утолить жажду, и он, испив из реки забвения, тут же забыл, где и каким образом его душа вернулась в тело. Очнувшись на рассвете, он увидел себя на ритуальном погребальном костре.

Аналогичными чертами угасающей и воскресающей природы наделен и внук Ара Прекрасного — «высокоодаренный и искуснейший в делах и речах Анушаван Сосанвер», как характеризует его Хоренаци. Этимология прозвища говорит о том, что в армянском сознании он ассоциировался с вечной цикличностью возрождения флоры. Анушаван был посвящен платанам и считался духом священной платановой рощи близ столичного Армавира. К духу платана жрецы обращались, предсказывая будущее, по шелесту листвы и направлению ее движения при дуновении ветра совершались гадания".

Ссылки

Шамирам

Серия сообщений "АРМЕНИЯ(про Армению и армян, кулинария, рукоделие":
Часть 1 - Толма (Долма) по-Еревански
Часть 2 - Давайте молимся за душ невинных жертв!
...
Часть 17 - Армянское национальное блюдо ХАШ
Часть 18 - Маэстро озвучки
Часть 19 - КРАСИВАЯ АРМЯНСКАЯ ЛЕГЕНДА
Часть 20 - Кобайр Монастырский Комплекс
Часть 21 - Караундж(Зорац Карер) – древняя обсерватория
...
Часть 43 - Спасибо за приезд,добрые слова и искренность.
Часть 44 - Армянский кафедральный сабор в Москве
Часть 45 - Торт "Микадо"

Метки:  

 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку