Открытие нового здания частного Музея современного искусства Аструпа-Фернли |
Фото: Astrup Fearnley
18.10.2012
В Осло появился еще один совершенно уникальный музей: 29 сентября при участии Ее Величества королевы Сони состоялось открытие нового здания частного Музея современного искусства Аструпа-Фернли
Текст: Наталия Будур
Наталия Будур – писатель и переводчик, автор биографий Кнута Гамсуна и Фритьофа Нансена. Её материалы регулярно публикуются на сайте Посольства; в течение года вы сможете прочитать здесь целый ряд статей Натальи Будур о Норвегии.
Музей современного искусства Аструпа-Фернли ведет свое официальное существование с 1993 году, но начало истории его создания уходит в 1960-е годы. Именно тогда кораблестроитель и меценат Ханс Расмус Аструп (род. 1939) начал собирать свою коллекцию. К 1989 году ему, при помощи профессиональных искусствоведов и непосредственном участии Инвестиционного фонда имени судостроителя Томаса Фернли (1880 – 1961), удалось создать крупнейшее в Скандинавии собрание работ современных художников, дизайнеров и скульпторов. Причем покупал Аструп всегда произведения, которые нравились ему лично, руководствуясь собственным вкусом, а не выполненные в традициях какого-либо конкретного направления или созданные в определенный исторический период. В результате получились очень яркая и необычная коллекция, которая только за последние 10 лет пополнилась работами таких известных художников как Энди Уорхол и Ричард Принс, Синди Шерман и Мэттью Барни. Однако большое внимание уделяется не только европейскому и американскому искусству, но и полотнам, инсталляциям и скульптурам из Японии, Китая и Индии.
Музей открыл свои двери для широкой публики в 1993 году, хотя подготовка экспозиции началась за четыре года до этого - в 1989, и размещался он тогда в Квадратурен в современном здании, похожем на многопалубный корабль. Площадь музея тогда составляла 2500 квадратных метров. Выставочные залы располагались на двух этажах, а высота потолков и галерей колебалась от 3.5 до 10.5 метров. Одним из самых запоминающихся элементов музея были стальные двери, которые норвежские журналисты неоднократно упоминали и в сентябре этого года в связи с «переездом». Некоторые язвили что в старом здании музея эти двери были самыми «ценными».
Подобного о новом здании никто сказать не сможет и не посмеет!
Музейный комплекс в Тьювхолмене был спроектирован знаменитым итальянским архитектором Ренцо Пиано (Renzo Piano, род. 1937). Именно он вместе с Ричардом Роджерсом создал первое здание в стиле хай-тек — Центр Помпиду в Париже (1971-1977).
Уже много лет он является самым востребованным архитектором музеев в Европе и США, тонко понимающим проблемы экспозиции произведений как древнего, так и актуального искусства. Он не сторонник идеи нейтральных галерей-«коробок», но архитектура его зданий, какой бы оригинальной она ни была, никогда не отвлекает внимание посетителя от произведений искусства.
И вот из моря (или на море?) выросло невиданной красоты здание, напоминающее парус и межгалактический корабль будущего одновременно.
Музейный комплекс состоит их трех частей – трех зданий, практически парящих над морем, потому что они разделены между собой каналом, а переходить из одного в другое можно по стеклянному подвесному мосту. Все три здания накрыты стеклянной крышей причудливой формы, которую уже с чем только не сравнивали и норвежские, и западные, и русские журналисты – от бумажного самолетика до катамарана. В центре здания выстроена стеклянная же башня с лифтом, который поднимает посетителей наверх на смотровую площадку, откуда открывается потрясающий вид на столицу Норвегии с ее уже теперь ставшей знаменитой во всем мире Оперой и старинной крепостью Акерсхюс.
Присутствовавший на открытии комплекса бывший директор Национального музея, известный историк искусств Суне Нурдгрен сказал в одном из интервью, что новое здание – «настоящая примадонна на краю фьорда». Его положительная оценка нового музея очень порадовала всех присутствующих, тем более что известный искусствовед сейчас пишет о коллекции Аструпа-Фернли книгу, которая должна выйти летом будущего года.
Две части музейного комплекса (в них разместились постоянные залы экспозиции и офисы) стоят на самом берегу Осло-фьорда, а третье (двухуровневое, для постоянно меняющихся выставок, музейного магазина и ресторана) – на насыпном острове на месте, где раньше были только небольшие шхеры. Пройти по экспозиции и помещениям можно десятками разных маршрутов - именно этого и добивались создатели, поэтому всяк сюда входящий может пойти в любом угодном ему направлении.
Внутри стены выкрашены в нейтральный белый, а снаружи – обиты панелями из древесины тополя, поскольку дерево, по мнению архитектора, с возрастом лишь приобретает красоту. Сама же планировка музея очень сложна: там великое множество залов самой разной формы – от овальных до ромбовидных, - но все они буквально купаются в свете и воздухе, льющимися через стеклянные стены и потолок. Архитектор позаботился и о деревянных жалюзи, которые помогут музейным работникам регулировать интенсивность солнечного света, и не забыл о витражах, которые поражают воображение посетителей игрой цветов. Как сказал на открытии здания сам Пиано, специально прилетевший в Осло, свет для него был в данном случае одним из важных «строительных материалов», не менее важным, чем осязаемые деревянные панели, бетонные стены и стекло.
Но и на этом чудеса нового здания не заканчиваются. Рядом с комплексом разместился небольшой парк скульптур, в котором пока размещены работы исключительно современных классиков — таких, как Петер Фишли и Аниш Капур — и крошечный общественный пляж.
Предполагается, что в год музей сможет принимать более 200 000 посетителей.
Этот музейный комплекс площадью семь тысяч квадратных метров уникален еще и тем, что является полностью частным. На его создание было потрачено 90 миллионов евро – и все они были выплачены частными инвесторами и меценатами.
Самое удивительное, что и земля, на которой он стоит, - тоже частная, причем принадлежит вовсе не фонду Аструпа-Фернли (со временем оба фонда слились), а семье Сельвог, которая в свое время выиграла конкурс на развитие. Их семейная компания «АО Тьювхолмен» вложила около 600 миллионов норвежских крон в реконструкцию территории, в частности – в создание парка скульптур и пляжа, о которых говорилось выше.
Почти все скульптуры в парке принадлежат семье Сельвог и являются частью их коллекции. В одном из своих интервью братья Сельвог заявили, что инвестиции в искусство – их семейная традиция и что для них было очень важно открыть доступ к скульптурам для большого количества людей.
Работники музея – специально подготовленные специалисты по истории современного искусства, и они готовы провести экскурсии по комплексу как для взрослых, так и для детей.
Музей не только представляет современное искусство, но и старается не отставать от передовых технологий. Специально для подростков создаются специальные мобильные технологии, которые помогут юным гостям побыстрее адаптироваться в музейном пространстве.
Каждый год музей будет организовывать несколько разных выставок, причем не только норвежских, но и международных.
Сейчас на Тьювхолмене открыта выставка "To Be With Art Is All We Ask" («Жизнь с искусством – наша мечта»), на которой представлены «главные» шедевры последнего тридцатилетия из коллекции Аструпа-Фернли. Куратором выставки стал директор музея Гуннар Кваран, исландец по национальности. Все работы, многие из которых имеют явно провокационный характер, сформированы по «хронологическому принципу», и это в большей или меньшей степени позволяет проследить эволюцию современного искусства, почувствовать ритм биения его сердца.
Не все посетителя смогут легко «переварить» представленные работы. Для кого-то позолоченные и усыпанные бутонами роз Майкл Джексон и обнимающаяся с ним его любимая обезьяна Баблз (скульптор Джефф Кунс), купленные в 2002 году по неслыханной в то время цене в 5,1 миллионов долларов, покажутся слишком «попсовыми», а кто-то обомлеет, увидев автопортрет в виде трупа Маурицио Кателлана и заспиртованных в формальдегиде животных Херста.
Но искусство всегда провокационно, тем интереснее на него смотреть! И не забывайте, что в свое время работы великого Мунка называли «галлюцинациями сумасшедшего»!
http://www.norvegia.ru/News_and_events/culture/Nor...re/Transparent-sail-the-fjord/
Серия сообщений "Музеи Норвегии":
Часть 1 - Музей викингов - лучший европейский музей года
Часть 2 - Munch /Мунк, Норвегия (Norway; English, video and movie)
...
Часть 4 - Железнодорожный музей Норвегии
Часть 5 - Музей современного искусства Аструпа-Фернли
Часть 6 - Открытие нового здания частного Музея современного искусства Аструпа-Фернли
Часть 7 - Музей кораблей викингов, Осло, Норвегия
Часть 8 - Lofotr Viking Museum *** Музей викингов на Лофотенах
Серия сообщений "Архитектура и дизайн в Норвегии":
Часть 1 - Музей викингов - лучший европейский музей года
Часть 2 - Дачные домики в Норвегии
...
Часть 7 - Европейская премия по архитектуре досталась норвежскому Tyin Architects
Часть 8 - В Норвегии открылся первый в мире скейт-отель
Часть 9 - Открытие нового здания частного Музея современного искусства Аструпа-Фернли
Часть 10 - Современная норвежская архитектура: опера Осло и виды города с её крыши
Часть 11 - В гостях у Снежной Королевы
Комментировать | « Пред. запись — К дневнику — След. запись » | Страницы: [1] [Новые] |