-Рубрики

 -Видео

 -Я - фотограф

 -неизвестно

 -Поиск по дневнику

Поиск сообщений в Vanteeva

 -Подписка по e-mail

 

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 24.09.2009
Записей: 6612
Комментариев: 758
Написано: 8099


СЛОВАРЬ ЯЗЫЧЕСКОЙ МИФОЛОГИИ СЛАВЯН.(Продолжение).

Суббота, 02 Января 2010 г. 22:31 + в цитатник
Цитата сообщения Владолия ДОМОВОЙ - как много в этом слове...(продолжение).



СЛОВАРЬ ЯЗЫЧЕСКОЙ МИФОЛОГИИ СЛАВЯН.(Продолжение).

Змея — один из ключевых персонажей народной зоологии, воплощающий все характеристики гадов. Родственные названия и поверья объединяют Змею со змеем. Важнейшая характеристика Змеи — ее хтоническая природа. Змея сочетает в себе мужскую и женскую, водную и огненную символику, отрицательное и положительное начала. Ей присущи апотропейные и вредоносные свойства; она ядовита и целебна; нечистая тварь, источник зла и в то же время наделяет человека чудесными способностями и имеет покровительственные функции. Змее соответствует ряд предметных символов. Это длинные, чаще гибкие предметы: нитка, веревка, бусы, волосы, ветка, палка, веретено, пастушья свирель, фаллос.

Мужской образ Змеи тесно связан с ее фаллической символикой (ср. русскую поговорку о мужчинах: «Галавища в маслище, сапажища в дегтище, а партки набиты змеей»). Женская символика Змеи отражена в южнославянских поверьях о превращении Змеи в девушку, в легендах и заклинаниях.

Отождествление Змеи с дьяволом обусловлено христианским взглядом на Змею как воплощение сатаны. По народным легендам, Змеи попадали с небес при свержении в преисподнюю нечистой силы, произошли из крови Каина, из тела дьявола, из чрева убитого дракона, из пепла побежденного змея. За убийство Змеи прощается несколько грехов.

Хтоническая символика Змеи (связь с подземным мраком и миром мертвых) отражена в родстве слов «змея» и «земля», в южнославянских заговорах от змеиного укуса: прикладывая землю к месту укуса, произносят: «Земля землю (пусть) целует!» Способность Змеи влиять на дождь и град сближает ее с мертвыми. Домовую Змею отождествляют с душой предка, а могильную — с душой погребенного. Хтонической природой обусловлен и антагонизм Змеи и солнца: в южнославянских легендах Змея поглощала солнце, его лучи, высасывала его глаза, а в поверьях других славян солнце радуется убитой Змее или не может зайти, меркнет от взгляда Змеи, высасывающего его силу. Поэтому убитую Змею зарывают или вешают в тени, иначе солнце будет багроветь, «болеть» или плакать. Хтонизм Змеи достигает космических масштабов в поверьях апокрифического происхождения об огромной Змее в основании Земли, о гигантском уже в море посреди Земли.

Змея связана с водой, грозой, ветром. Известны южнославянские поверья о крылатых Змеях, обитающих в озерах, о Змеях — покровителях водоемов. Вода из источника, в котором живет Змея, считается целебной. Убиение Змеи способно вызвать дождь. Змея может «запирать» воду в источнике и вызывать засуху. По польским поверьям, град на людей насылают Змеи, а украинцы связывают появление вихря и бури со Змеей, у которой выросли крылья.

У змей есть царь или царица — укр. «гадячий царь», бел. «царь-уж», рус. «змеиная мать» и др. У такой Змеи на голове корона, драгоценный камень, звезда, рога, петушиный гребень; ее отличительными признаками могут быть белый цвет, золотая или кошачья голова, петушиные ноги и т.п. У южных славян в роли царя Змей известны также носатая гадюка, крылатая Змея, змей, у лужичан — домовая Змея. Царь Змей обитает в подземном мире на краю света (у болгар), в недрах земли (у поляков), под корнями лещины с омелой (у поляков, сербов), под белым камнем (у украинцев). В определенные дни года он собирает всех Змей: пробуждает их от зимнего сна, назначает каждой Змее ее жертву, выслушивает исповедь о проведенном лете.

Змее приписывают ряд фантастических особенностей. Так, разрубленные части Змеи способны срастаться, убитая Змея может оживать от мочи лягушек, от осины, особого змеиного камня, корня или травы. Распространено представление о змеиных ногах. Змея показывает их, когда ее бьют (у русских, македонцев, сербов) или испытывают огнем (у украинцев, хорватов, боснийцев). По южнославянским поверьям, девять или 12 пар скрытых ног Змеи можно увидеть только в Юрьев день; человек, увидевший их, умрет. Легенды объясняют причину утраты Змеей ног тем, что солнце прокляло ее за укус в глаз (у болгар), Бог— за искушение Евы (у далматинцев, сербов, болгар), Богородица — за то, что Змея испугала ее (у поляков), и т.п. Особо опасны Змеи, которых считают слепыми. Так, медянка, по мнению украинцев, получает зрение лишь в Иванов день (24 VI) и тогда может пробить человека насквозь. Особо ядовита слепая веретеница — вид гадюки или безногая ящерица, причисляемая к Змеям. На Украине происхождение Змеи-веретеницы связывают с выброшенным веретеном, которым пряли в святочные вечера.

Всем славянам известны представления о домовой Змее — покровительнице. Она оберегает, приносит достаток и благополучие, благодаря ей хорошо ведется скот. Ей оставляют молока, остатки ритуального ужина. Нередко в ней видят воплощение души предка, бывшего хозяина дома. Верят, что она присутствует (часто незримо) в каждом доме, живет под порогом, под печью, в подполье и показывается лишь перед смертью кого-либо из домашних. По болгарскому поверью, на Благовещение домовая Змея пересчитывает членов семьи, а кого не досчитается, тот умрет в течение года. Южнославянские поверья приписывают Змее роль покровителя и других локусов: источника, земельного надела, целой местности. Охранительницей старого дерева болгары считают двуглавую или старую большую Змею. Полевая Змея у болгар и сербов охраняет межи, оберегает поле от града. У сербов убитую в поле Змею закапывают и ставят крест, чтобы не умер хозяин поля. К чудодейственным атрибутам Змеи относятся камень, золотое яблоко, перстень, корона, гребень на голове и рожки. Обладание ими дает человеку счастье, защиту от Змей, болезней и града, богатство, неистощимые запасы зерна или денег, способность видеть клады, лечить людей, понимать язык животных, насылать порчу. Завладеть этими атрибутами можно, когда Змея оставляет их у водопоя или купается в реке на Петра и Павла (29 VII), поставив перед 3. миску с молоком, расстелив платок или пояс. Змеи могут указывать людям охраняемые ими клады. Сам клад может обращаться в Змею. Змея наделяет человека также «живой травой», оживляющей людей, целебной травой, «разрыв-травой», открывающей любые запоры. Человек, отведавший Змеи, будет понимать язык животных или трав (у южных славян), станет ясновидящим (у украинцев, русских).

Змею используют в магических целях. Язык Змеи дают съесть собаке, чтобы она была чуткой и злой (у поляков), носят под языком, чтобы выиграть суд (у мораван), голову кладут в семена во время сева для богатого урожая (у хорватов) и т.д. Растения (чеснок, лук, бобы и др.), проращиваемые через голову Змеи, используют в любовной магии (у южных славян), для распознания ведьмы (у украинцев, сербов и хорватов) или черта (у болгар, сербов), для оберега от нечистой силы (у украинцев, болгар, сербов), для лечения скота (у болгар). Палкой, которой разогнали Змею и лягушку или двух Змей, разгоняют тучи (у белорусов, украинцев, поляков); помогают при родах разрешиться от бремени (у сербов, боснийцев); усмиряют пургу (у белорусов) или пожар (у украинцев).

Змеи выходят из нор 25 III, на Благовещение (у украинцев, поляков, южных славян), на Сорок мучеников (у южных славян), в Юрьев день (у хорватов, чехов, словаков), в Тодорову или Лазареву субботу (у сербов), после первого весеннего грома (у русских). У македонцев известна обрядовая встреча Змеи на Евдокию (1. III) или на Сорок мучеников. До Юрьева дня, пока из недр земли не выйдет яд, укус Змеи, по верованиям хорватов и чехов, не опасен. Особенно значим момент летнего солнцестояния (Иванов и Петров дни), когда Змеи в лесу собираются вместе во главе с их царем, а затем перестают жалить. Змеи уходят в норы на св. Марину 17 VII (у болгар), Ильин день (у украинцев), Преображение (у болгар), Успение Богородицы, 15 VIII (у болгар), св. Варфоломея, 24 VIII (у словаков), Усекновение главы Иоанна Крестителя, 29 VIII (у русских, болгар), Рождество Богородицы, 8 IX (у сербов, поляков, мораван), Воздвижение (у хорватов, восточных славян), Покров Богородицы (у болгар, украинцев). Перед уходом залезают на деревья, чтобы последний раз взглянуть на небо (у украинцев), услышать церковный звон (у белорусов). Змею, которая кого-нибудь укусила, земля не принимает. Змеи уходят на зимовье на край света в пещеру змеиного царя (у болгар), в Ирий, куда улетают и птицы (у украинцев, белорусов), в яму или нору, соотносимую с миром мертвых.

Специальные дни посвящены изгнанию Змей и оберегам от них, особенно у южных славян («змеиный день» у сербов и болгар): первый день марта, Сорок Мучеников, Благовещение, Юрьев день, Еремия (1.V) и др. Обереги и запреты, связанные со Змеями, направлены на защиту скота и людей. Оберегами служат огонь костра, угли, печная утварь (у южных славян); металлические и острые предметы, особенно игла (у южных славян); освященные предметы (у поляков); змеевидные хлебцы (у болгар); папоротник (у словенцев), колючий шиповник (у поляков), пахучие чеснок (у южных славян) и хрен (у поляков); ритуальный шум, окуривание дымом, бросание камня (у южных славян), вынесение веников подальше от дома (у украинцев) и др. Запреты касаются чесания волос (у сербов), прядения (у болгар, поляков), использования ниток (у южных славян, украинцев), веревок (у болгар, сербов), бус (у русских) и др. гибких предметов (у сербов, македонцев), веток (у поляков), выступающих в этом случае как символы Змеи; пользования острыми колющими или режущими предметами, символизирующими жало Змеи (у южных славян, украинцев); раскрывания ножниц, складных ножей, гребней и сундуков, напоминающих раскрытую пасть Змеи (у сербов, македонцев); пахоты, и копания (у болгар, поляков, украинцев) земли как змеиного локуса.

А. В. Гура
38484243_snake002 (700x525, 93Kb)

Лягушка, жаба— нечистое животное, родственное змее и другим “гадам”. Жабу в некоторых местах считают матерью ужа, верят, что она играет с ужом, как муж с женой, и спаривается с ним. ЛЯГУШКА, семь лет не видевшая солнца, превращается в летающего змея, у ЛЯГУШЕК есть свой царь (с короной на голове). ЛЯГУШКА способна оживить мертвого ужа, а куски разрубленной ящерицы срастаются под воздействием жабьей мочи. Как и змей, ЛЯГУШЕК считают ядовитыми. Яд их сильнее змеиного, но кусать человека им запрещено от сотворения мира. Они способны поглощать змеиный яд и очищать отравленный змеей источник.

ЛЯГУШКАМ присуща женская символика. Из-за сходства лап ЛЯГУШКИ с человеческими руками счигают, что ЛЯГУШКА в прошлом была женщиной. Увидев весной первую ЛЯГУШКУ, называют ее “панной”. Существует примета, что в доме будет много ЛЯГУШЕК, если первым посетителем на Рождество, Новый год, Пасху, Благовещение и другие большие праздники окажется женщина.

По народным представлениям, ЛЯГУШКИ — обращенные люди. Происхождение их, в частности, связывают с людьми, утонувшими во время всемирного потопа. Согласно другой легенде, войско фараона, преследовавшее евреев во время их исхода из Египта и потопленное в водах Чермного моря. превратилось в ЛЯГУШЕК, которых вследствие этого называют “фараонами”. Существует поверье, будто бы у самок ЛЯГУШЕК длинные волосы и женская грудь, а у самцов борода. Придет время, когда они вновь станут людьми, а ныне живущие люди превратятся в ЛЯГУШЕК. Поэтому бить ЛЯГУШКУ грех.

Рождение детей в польском Поморье объясняют тем, что аист бросает в печную трубу ЛЯГУШЕК, которые, пройдя через дымоход, приобретают человеческий облик; у лужичан — тем, что ЛЯГУШКИ достают из воды маленьких детей.

В ЛЯГУШКЕ часто видят дух умершего, душу ребенка, похороненного некрещеным, иногда при виде ЛЯГУШКИ в доме высказывают пожелание вечного упокоения. С этими же представлениями связана и распространенная мотивировка запрета убивать ЛЯГУШКУ - умрет мать (реже — сам убивший, его родители или родственники).

Запрет убивать ЛЯГУШЕК объясняют и иначе: рука отсохнет, будут болеть глаза, опухнешь, будет рвать выпитым молоком, не будет удаваться хлеб, будешь есть на “том свете” пирог с ЛЯГУШКАМИ, другие ЛЯГУШКИ покусают или задушат, убитая ЛЯГУШКА сама придет ночью и задушит, а у девушки отберет красоту.

Часто считают также, что убийство ЛЯГУШКИ способно вызвать дождь. Причину засухи в некоторых местах видят в том, что жаба закрыла источник. Чтобы пошел дождь, убивают прыгающих ЛЯГУШЕК и блох, нанизывают на нитку и вывешивают на кусте, приговаривая: “Как эти блохи и лягушки повисли, чтобы тучи повисли”. Для вызывания дождя совершают обрядовое убиение, а иногда и похороны других “гадов”: ужа, гадюки, ящерицы, рака, вши, насекомого медведки, паука и др.

ЛЯГУШКА и жаба обладают такой силой взгляда, что могут сглазить человека или животное. Когда ЛЯГУШКА смотрит на человека, она пересчитывает ему зубы, и они от этого выпадают. Жаба может также плюнуть человеку в глаза, и он ослепнет.

Появление ЛЯГУШКИ в доме служит предвестьем прихода нежеланных гостей, несчастья, смерти в доме. Сыр от присутствия ЛЯГУШКИ в доме становится ноздреватым. Женщине нельзя брать ЛЯГУШКУ в руки, иначе хлеб не будет ей удаваться. ЛЯГУШКА, выскочившая на дорогу перед путником, особенно рыбаком, сулит неудачу. Если у рыбака в начале ловли станут ловиться ЛЯГУШКИ, то рыбы ему не видать: значит, “нечистая” женщина (т.е. имеющая месячные) перешла через его невод.

С началом кваканья ЛЯГУШЕК связаны приметы о погоде. Если кваканье пришлось на скоромный день, коровы будут давать больше молока. При первом весеннем кваканье люди кувыркались по земле, чтобы быть здоровыми и чтобы не болела спина. Увидеть первую ЛЯГУШКУ в траве — к удаче, в воде — к несчастью, вверх животом — к покойнику. У поляков считалось, что св. Бартоломей (24.VIII) прутьями от хмеля загоняет ЛЯГУШЕК в болота, после чего они уже не квакают, так как рты их зарастают илом. В ЛЯГУШЕК превращаются к весне старые ласточки, которые перезимовали в болоте под водой.

Как и змее, ЛЯГУШКЕ в некоторых местах приписывается роль домашнего покровителя. Словаки верили, что в каждом доме есть своя “хозяйка” в виде ЛЯГУШКИ. По поверью лужичан, ЛЯГУШКА, живущая под порогом дома, оберегает дом от несчастий. В облике ЛЯГУШКИ может появляться домовой. В ЛЯГУШКУ обращается “змора”, душащая спящих. В польской быличке рассказывается о том, как грибы маслята превратились ночью в жаб и душили спящего ребенка, который после этого заболел лихорадкой и вылечился лишь тогда, когда проткнули веретеном огромную жабу, прятавшуюся за печью. ЛЯГУШКУ нередко воспринимают как злого духа, способного наслать чары на человека. Такая ЛЯГУШКА, по поверьям не горит в огне. В виде огромной ЛЯГУШКИ может показаться водяной и банник. Женские духи “богинки”, подменяющие младенцев, тоже могут принимать вид жаб. Однако чаще всего в жабах и ЛЯГУШКАХ видят обращенных ведьм. В этом облике они проникают в хлев и отбирают молоко у чужих коров, высасывая его из вымени. Проклятая родителями или некрещеная девушка, по народному поверью, превращается в “лягушку-коровницу”, которая по ночам выходит из воды выдаивать коров. Если корова доится кровью, говорят, что она наступила на ЛЯГУШКУ или спала на змеином месте. В окрестностях Кракова, согласно месгному преданию, под парой лип, оставшихся от парка графа Потоцкого, обитала ЛЯГУШКА с человеческим телом, которой раз в год в Страстную пятницу одна женщина бросала листочки освященной зелени, отчего ее коровы давали много молока.

ЛЯГУШКАМ свойственна брачная символика. В сказке “Ночные видения” странник видит ночью в спальне у счастливых супругов ЛЯГУШКА, которая скачет то на мужа, то на жену. Разнообразно использование ЛЯГУШЕК в любовной магии. Например, парень ловит в болоте ЛЯГУШКУ, первой подавшую голос на восходе солнца, прокалывает ее иголкой с ниткой, а затем незаметно продевает эту иголку сквозь подол юбки полюбившейся ему девушки. О забеременевшей вне брака говорят, что она объелась ЛЯГУШЕК. Магическими свойствами обладает палка, которой разняли змею и ЛЯГУШКУ: облегчают тяжелые роды, отвращают градовую тучу, усмиряют борющихся врагов, выигрывают суд, выгодно совершают торговые сделки (К: Все варианты связаны с судьбой). ЛЯГУШКУ кладут за пазуху, чтобы не бояться щекотки. У хорватов бытует поверье что ЛЯГУШКА обладает “разрыв - травой”, и если раздобыть ее, то можно будет открывать любые замки.

С помощью ЛЯГУШЕК насылают порчу.

Лит.:

Миловиден Ф.Ф. Жаба и лягушка в народном миросозерцании, преимущественно малорусском. Харьков, 1913;

Судник Т.М., Цивьян Т.В. О мифологии лягушки (балто-балканские данные) // Балто-славянские исследования — 1981. М., 1982.


 (381x267, 40Kb)

Яйцо — в мифопоэтической традиции славян осмыслялось как начало всех начал, как символ возрождения и обновления, плодовитости и жизненной силы. В космогонических верованиях южных славян ЯЙЦО выступало прообразом космоса и его отдельных частей. В болгарских и сербских загадках и детском фольклоре солнце называется «Божьим яйцом», звездное небо — «решетом, полным яиц». По данным книжной традиции, славяне верили, что весь мир подобен огромному ЯЙЦУ: скорлупа— это небо, пленка — облака, белок — вода, желток — земля.

Мотив преодоления смерти через зарождающуюся в ЯЙЦЕ жизнь отражен в загадках типа; «Живое родит мертвое, а мертвое родит живое» (с разгадкой: курица и ЯЙЦО). Смерть Кащея, заключенная в ЯЙЦЕ, обеспечивает ему бессмертие. Из особого «петушиного» ЯЙЦА, по поверьям западных и восточных славян, можно было вывести духа- обогатителя, который приносит человеку богатство.

Символика возобновления жизни и воскрешения, приписываемая ЯЙЦУ, определила использование его в погребально - поминальных обрядах: ЯЙЦО вкладывали в руки умершему, клали в гроб, бросали в могилу, закапывали в землю. Эта же семантика способствовала включению ритуалов с ЯЙЦОМ в христианский пасхальный цикл (см. Пасха). Окрашенные и освященные в церкви ЯЙЦА служили главной ритуальной пищей, кроме того, использовались в качестве оберега: их клали в семенное зерно, в первую борозду; подбрасывали вверх при посеве льна; разбрасывали скорлупу по полю; при выгоне скота катали ЯЙЦО по хребту коров и быков; обносили ЯЙЦО вокруг горящего дома, чтобы огонь не распространялся далее.

Л.Я. Виноградова



 (699x455, 58Kb)

Петух — в народных верованиях славян вещая птица, способная противостоять нечистой силе и в то же время наделяемая демоническими свойствами.

ПЕТУХ характеризуется признаками опекуна хозяйства. Русские считали, что без ПЕТУХА не будет водиться скот, у коровы будут безвкусными молоко и масло. Хозяйке, продающей такое масло, говорят: «Держи хозяина в дому!» При разделе обе семьи заводят себе новых ПЕТУХОВ. Считается необходимым и почетным, чтобы ПЕТУХ был бойким и драчливым. Для этого в Страстной четверг его кормят перцем и выбрасывают из окна.

Южные славяне предпочитают держать черных петухов. По их представлению «белый петух — черный хозяин». Западные славяне считают, что белый ПЕТУХ приносит в дом счастье. У восточных славян также не принято иметь в хозяйстве черного ПЕТУХ, так как в этом случае супруги часто ссорятся.

ПЕТУХ — символ плодородия. Он является одним из основных атрибутов свадебного обряда. ПЕТУХА резали, чтобы приготовить ритуальное блюдо после окончания жатвы. После уборки зерновых сербы закалывали ПЕТУХА на гумне, его кровью окроплялось зерно, которое первым бросали в землю при севе.

Красный ПЕТУХ в народных представлениях связан с пожаром (K: см. Жар-птица). Фразеологизм «пустить красного петуха» известен всем славянам. Восточные славяне верили, что если в хозяйстве умрет ПЕТУХ, то случится пожар. Если ПЕТУХ кричит и бьется в окно, то этим он предсказывает пожар.

Существуют представления о демонических ПЕТУХАХ. У украинцев такой ПЕТУХ называется «царик». Он начинает петь еще в яйце. Когда он вырастает, то становится самым сильным и смелым ПЕТУХОМ в округе. Он первым поет в полночь, его боится дьявол. «Царика» нельзя резать. В Сербии верят, что ПЕТУХ может быть «змеем» (см. Василиск). Такой ПЕТУХ отличается необыкновенной силой. При приближении градоносной тучи он забивается под порог и там оставляет тело, а его дух идет бороться с халами (мифические существа — души самоубийц, которые водят тучи).

Крик ПЕТУХА предохраняет от эпидемических болезней, градобития, эпизоотии. Поэтому ПЕТУХА часто носят с собой в обрядовом «обходе», при опахивании села. Иногда его закапывают на границе села как ее хранителя. По народным представлениям, холера и чума прежде всего стараются лишить ПЕТУХОВ способности петь. Во время холеры у русских был обычай купать ПЕТУХА в реке, колодце. Так как существовало верование, что холерой люди заболевают от воды. это было. вероятно, средством отогнать болезнь.

В славянских верованиях крик ПЕТУХ обладает способностью отгонять нечистую силу. Ночью после первого крика ПЕТУХА у русских принято было креститься со словами «Слава Богу! Свят Дух по земли, а дьявол сквозь земли, теперь бояться нечего». Однако всем славянам известно поверье о ПЕТУХАХ поющих в неурочное время. У южных славян такие ПЕТУХИ называются «кривци». «мамнипи». Они поют, когда кто-то родился или умер, предсказывают смерть слышащему, заманивают на улицу, чтобы причинить зло. Когда после полночи слышат петушиный крик. выбрасывают из дома горящий уголь или стреляют из окна.

Особое мифологическое значение имеет крик ПЕТУХА на вечерней заре и в полдень. Широко распространены поверья о том, что ПЕТУХИ, поющие в это время, предрекают смерть или перемену погоды. У русских ночь, накануне которой ПЕТУХИ поют с вечера, называется «веселая». Когда ПЕТУХ пропоет на пороге, верят, что придет гость. Неурочный крик ПЕТУХА предвещает также получение новостей, новые указы.

Существует поверье, что ПЕТУХА нельзя долго держать в хозяйстве. Сербы ежегодно в день Ильи-пророка колют на пороге старого ПЕТУХА и заводят нового. По их представлениям, старый ПЕТУХ может навлечь на хозяина смерть или превратиться в демоническое существо. У всех славян считается, что старый ПЕТУХ, проживший три, пять, семь или девять лет, снесет маленькое яйцо. Из этого яйца, может вывестись демоническое существо («хованец - годованец», «огненный змей», «маляк», «василиск», «антипка», «нечистия», «девятник», «осинавець» и др.), принимающее вид огня, искры, кота, маленького человечка, цыпленка. Это существо — нечистое. Оно исполняет желания хозяина, но через три года забирает его душу. Питается этот нечистый молоком и яичницей без соли. В некоторых местах считали, что ПЕТУХ загребает свое яйцо в навоз, и из него вылупляется демонический змей. По западносибирским поверьям, яйцо, которое ПЕТУХ несет каждые три года, надо бросить в горящее строение для прекращения пожара.

Связь ПЕТУХА и змея зафиксирована также в предании, сохранившемся на Смоленщине. Когда-то давно здесь лежал огромный убитый змей. Окрестные жители пытались засыпать его землей, но ничего не могли сделать: землю сбрасывало с тела. По совету знахаря, землю стали возить маленькие дети на возках, в которые запрягали ПЕТУХОВ и кур. Сброшенная с этих возков земля сама разрасталась на змее. Таким способом над змеем был насыпан курган, по поводу которого и рассказывали это предание.

С.П. Бушкевич


 (512x699, 163Kb)

Василиск — зооморфное мифическое существо,убивающее взглядом или дыханием.

Представления о ВАСИЛИСКЕ, восходящие к античным источникам, включались в средневековые бестиарии (сборники описании различных животных), проникали в фольклорные легенды. Западные славяне считали, что ВАСИЛИСК выглядит как петух, по имеет голову индюка, глаза жабы, крылья летучей мыши, хвост змеи. Иногда ВАСИЛИСК имел облик петуха с крыльями дракона, когтями тигра, хвостом ящерицы, клювом орла или походил на большую ящерицу. В древнерусских словарях-азбуковниках ВАСИЛИСК описывается как змей, одновременно имеющий сходство с петухом.

ВАСИЛИСК рождается из петушиного яйца, высиженного жабой, или из яйца, снесенного и высиженного петухом в алтаре (ср. других мифологических персонажей, появляющихся из петушиного яйца, черта, летающих змеев, домовых духов, приносящих богатство хозяину). ВАСИЛИСК также может снести яйцо, из которого вылупится гадюка.

ВАСИЛИСК обладает смертоносным взглядом, который проникает сквозь стены и обращает все живое в камень. Но взгляд ВАСИЛИСКА смертелен и для него самого: ВАСИЛИСК умирает, увидев свое отражение в зеркале. Губителен для ВАСИЛИСКА вид или крик петуха. Дыхание ВАСИЛИСКА также ядовито. ВАСИЛИСК отравляет окрестный воздух, опаляет и убивает птиц. ВАСИЛИСК обитает в расщелинах скал, пещерах; является хранителем кладов. Он не нуждается в пище, ему достаточно полизать камень, чтобы утолить голод.

Среди персонажей славянской народной демонологии внешнее сходство с ВАСИЛИСКОМ имеют сербский петух - змей, русский дворовик (в виде змеи с петушиной головой).

Лит.:

Дамский К. Краткое любопытнейшее показание удивительных естеств и свойств животных. СПб., 1795.


О. В. Белова


Мара, маруха, мора, кикимора в славянской мифологии злой дух, первоначально, как и Марена, воплощение смерти, мора. Позднее МАРА отчасти утратила связь со смертью, но сохранила (в польских сказках и др.) вредоносность, способность к оборотничеству и т.п. Белорус, мара— название нечисти, Мара — имя чучела, которое сжигают на костре в ночь на Ивана Купалу. Поэтому Марью в купальских песнях-легендах можно считать трансформацией образа МАРЫ и Мокоши.
Рубрики:  нечистая,неведомая и крестная сила

 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку