Привет! Довольно часто, ко мне приходят клиенты и задают вопросы, зачастую не относящиеся к деятельности психолога и психотерапевта, поэтому я решила сделать статью, чтобы помочь сориентироваться в моей деятельности:
Первый и самый важный вопрос - различие между психологом, консультантом, психотерапевтом и психиатром. В интернете достаточно подробно разбирается этот вопрос, но не всегда полно как хотелось бы. Да простят меня специалисты, если я их обидела.
Итак:
Особняком в этой четверке стоит психиатр- это в первую очередь врач. Психиатр работает с психическими патологиями, такими как шизофрения, психопатии, эпилепсии и т.д. Хотя иногда среди его клиентов попадаются люди с пограничными состояниями и даже здоровые. Работа в российской действительности ограничивается чаще медикаментозным лечением, то есть назначением лекарств. Но часто указывается, что психиатр может использовать разные виды психотерапии. К психиатру у меня двойственное отношение. Иногда приходится сталкиваться с тем, что психиатр назначает препараты , хорошо не разобравшись в сути проблемы пришедшего к нему человека. У психиатра есть замечательный сборник - МКБ-10 или международная классификация болезней, который является нормативным документом, обеспечивающим единство методических подходов и международную сопоставимость материалов. Из моего опыта могу сказать, что к любому вашему обращению возможно подобрать диагноз и назначить препараты. Такая же картина может наблюдаться и у невролога. В большинстве случаев препараты не помогают, вызывают негативные реакции и привыкание, особенно у детей. Например: У детей часто назначают препараты при гиперактивности, хотя чаще всего этой модной гиперактивности нет. (я думаю, что подниму этот острый вопрос в следующей статье). Еще одна проблема, с которой приходится сталкиваться, это безграмотное назначение препаратов. Один из постулатов настоящего специалиста - постоянное совершенствование. Препараты назначаются старого поколения с большим количеством побочных эффектов, просто из-за того, что врачи не изучают современные методы лечения, пользуясь "проверенными". Я ни в коем случае не хочу категорически отвергать медикаментозную терапию, так как определенному проценту пациентов она необходима. Но все же. Если у вас депрессия, бессонница, агрессия, апатия, раздражительность, смена настроения и.т.д. обратитесь сначала к психологу, если специалист сочтет возможность работы с вами, то вы сделали правильный выбор))) Если ваша проблема вне компетенции, психолог всегда посоветует обратится к психиатру или неврологу. Очень неплох бывает тандем психолога и психиатра.
Следующая разбираемая профессия ну очень интересная, и в ней чаще всего путаются, причем не только клиенты, но и специалисты. Это психотерапевт. Психотерапевты бывают двух видов)) психотерапевт в медицинской модели – это как ясно из контекста врач. Психотерапевт занимается лечением и профилактикой заболеваний и расстройств здоровья. Использует методы психотерапии и может применять медикаментозное лечение. Ну и второй вид –психотерапевт работающий в психологической модели. То есть это психолог, владеющий методами психотерапии. В некоторых случаях работает с пограничными расстройствами, наряду с о здоровыми клиентами. Такой специалист не может назначать препараты, так как у него изначально гуманитарное, а не медицинское образование. Можно сказать, что психотерапевт, работающий в психологической модели – это прокаченная версия психолога))) В такой модели человек перестает быть пациентом и становится клиентом. Думаю, что тут нужно обозначить еще один аспект, создающий путаницу. На западе психотерапевт работает чаще только в одном направлении и относится к одной из психологических ассоциаций. Например: психоаналитик. Российская действительность диктует свои условия работы не только психологам, но и другим специалистам. Юный русский психолог после университета, окрыленный, счастливый врывается в жизнь, где его ждет разочарование. Та теория, которую он изучал в течении многих лет в институте никак не помогает ему работать с реальными людьми. Здесь спасают только дополнительное обучение, психологические тренинги и семинары для специалистов. Поэтому чем больше психолог смог посетить таких мероприятий, тем для него лучше (впрочем как и для его клиентов). В результате наш уже не юный герой нарабатывает свою базу методов работы с клиентами и зачастую она бывает очень разнообразной. Думаю такая разноплановость скорее плюс, чем минус. Плюс заключается в том, что обладая более широким диапазоном, можно быстрее помочь своему клиенту. На западе работа с психотерапевтом рассчитана приблизительно на 50 сеансов. Чаще всего бюджет русских семей не рассчитан на такие расходы и ограничивается 10-25 сеансами (Я не имею виду психологов в гос. учреждениях, услуги которых бесплатны, но не всегда качественны. Хотя не всегда и услуги психологов в частных центрах и психологов-частников хороши. О том как отличить хорошего специалиста напишу ниже).
Психолог- это специалист в области консультирования и диагностики психически здоровых людей, без применения медикаментозной терапии. Профиль деятельности психолога: 1. Психологические консультации – помощь в определении проблемы, несущей дискомфорт и разлад в жизни; помощь в поиске истинных жизненных целей и задач; помощь в поиске ресурсов для решения тех или иных проблем; поддержка. 2. Психодиагностика – объективное определение психофизиологического и эмоционального состояния; составление профиля личности; определение особенностей характера и темперамента; оценка интеллектуальных и профессиональных способностей. Психологи работают во всех сферах человеческой жизни. Психологи, обучавшиеся по программе специалист (старой, до введения бакалавров и остальных новинок) в принципе всеядны. Работают и индивидуально и с семьей и с детьми и с организациями (здесь они выбирают то, что ближе им по духу и в этой сфере работают). Также психологи в зависимости от полученного образования могут строго делится на детских психологов, юридических психологов и т.д.
С какими же вопросами можно обратится к психологу.
Если у вас проблемы с ребенком, то психолог тут будет работать в следующих направлениях:
- Детское индивидуальное психологическое консультирование;
-Психологическая коррекция детских личностных нарушений, таких как капризность, агрессия, замкнутость и т.д.;
-Развивающие занятия как индивидуальные, так и групповые. Это занятия по развитию памяти, мышления, внимания и т.д.;
-Индивидуальная психологическая диагностика личности ребенка, уровня психических процессов, а также уровню подготовленности к школе и профориентация старшеклассников;
-Консультирование родителей по вопросам воспитания и развития детей.
С какими проблемами работает психолог:
-это социальные ситуации: ребенок идет в детский сад или школу, развод родителей, смерть кого-то из близких, появление нового члена семьи, случаи сексуального или психического насилия над ребенком, серьезная болезнь ребенка или кого-то из близких людей, переезд на новое место жительства и т.д.;
-Агрессия, замкнутость, капризность, навязчивые действия, застенчивость, повышенная обидчивость, упрямство, и т.д.;
-Страхи и тревожность ребенка;
-Школьная неуспеваемость и неуспешность: не хочет учиться, не усваивает материал, неразвитость орфографической зоркости, невнимательность, испытывает трудности при решении математических задач, испытывает трудности в пересказывании текста, неусидчив, плохая работа в классе при отличной работе дома, и т.д.;
-Проблемы адаптации;
-Проблемы общения со сверстниками;
-Патологические привычки: кусание или грызение ногтей, сосание предметов, онанизм и т.д.;
- Уровень психических процессов (память, внимание, мышление) не соответствует возрасту ребенка;
-Проблемы логопедического характера (устранение психологических последствий);
-Задержка психического развития, аутизм и др.
По отношению ко взрослому населению причины обращения практически такие же, только если убрать именно детскую составляющую вышеперечисленного. Можно добавить: преодоление страхов, тревоги, депрессии, негативных переживаний; обучение более эффективному взаимодействию с собой и миром в разных социальных условиях ( с агрессивными людьми, в состоянии стресса, в конфликтных ситуациях); преодоление стеснительности и боязнь публичных выступлений; преодоление внутренней неудовлетворенности собой, помощь в решении семейных проблем и т.д. То есть психолог и психотерапевт работают с состояниями, приносящими внутреннее беспокойство и дискомфорт.
Как отличить хорошего психолога от плохого психолога.
В первую очередь, это рекомендации, по простому – «сарафанное радио». Ну здесь есть очень важный момент. Психолог, которого вам посоветовали может быть просто очень обаятельным человеком, умеющим хорошо говорить и производить впечатление. К такому психологу вы будете ходить долго и упорно и увы, скорее всего безрезультатно. Чтобы этого не было, тут поможет второе правило.
Психолог кроме ОБЯЗАТЕЛЬНОГО государственного высшего образования (на психологическом факультете, а не на машиностроительном или юридическом как иногда бывает) должен иметь различные сертификаты, дипломы, статьи и соответственно опыт работы. Это показатель того, что специалист развивается в своей сфере и не довольствуется сухими знаниями ( смотреть вышеизложенное).
Третье правило – специалист должен вам понравится. Вам должно быть с ним приятно и комфортно. Если Вам что-то мешает, обязательно скажите это психологу. Он или сменит стратегию работы с вами или посоветует своего коллегу.
Четвертый совет – психолог должен достаточно быстро сориентироваться в вашей проблеме. Если вы пришли с запросом на плохую память, внимание, мышление или низкий интеллект, психолог должен вас обязательно протестировать. В своей практике я редко даю тесты при личностных проблемах или проблемах в семье, так как считаю, что это занимает время, которое можно потратить на решение самой проблемы. Достаточно большое количество моих коллег использует тесты опросники везде. В этом тоже есть плюс. Тест выявит то, что вы стеснялись сказать или сочли не важным при беседе со специалистом. В этом и состоит разнообразие подходов тоже и вы сможете для себя подобрать специалиста. Также хороший специалист может достаточно конкретно обозначить рамки вашей работы: количество встреч, особенности работы. Хороший специалист обязательно будет давать вам домашнюю работу, что поможет вам лучше и эффективнее решить проблему. Ну и ответит на любые вопросы. Также, хороший психолог в разговоре не должен употреблять сложных научных конструкций, а, употребив научный термин, легко и доступно его расшифровать)))).
Каждый психолог, в том числе и детский психолог придерживается профессиональных этических стандартов. Вот основные из них:
1. Профессиональная компетентность. Психолог должен оказывать только профессионально компетентную помощь и осознавать пределы собственной компетентности. Психологу следует прилагать усилия, чтобы обогащать свои знания и совершенствовать практические навыки.
2. Уважение личности и отсутствие дискриминации. Психолог должен осознавать собственные ценности и убеждения, и не навязывать их пациентам. Дискриминация на основании возраста, нетрудоспособности, национальной или религиозной принадлежности, пола, сексуальной ориентации или социально-экономического положения, а также на других основаниях - противоречит этике психологии.
3. Информированное согласие. Терапевтические отношения между пациентом и психологом основываются на доверии и информированном согласии. В ходе первичных интервью пациентов следует проинформировать об особенностях психологической помощи. Психолог должен в тактичной форме достичь согласия с пациентом по поводу времени встреч, оплаты и других правил и обязательств. Если пациентом является ребенок, то, принимая во внимание его возраст, необходимо достигнуть дополнительных соглашений с родителями или опекунами.
4. Конфиденциальность. Конфиденциальность информации, раскрытой пациентом в общении с психологом, является основным правом пациента и неотъемлемой частью эффективной психологической деятельности. Психолог должен предпринять все необходимые меры, чтобы не нарушить права пациента (в том числе бывшего) на конфиденциальность. Психолог не имеет права обсуждать полученную от пациента информацию вне рамок терапевтического, консультативного, супервизорского и образовательного контекста. Если психотерапевт использует материал случая в обсуждениях с коллегами с консультативными, образовательными или научными целями, данные о личности и жизни пациента должны быть существенно изменены для того, чтобы пациент не мог быть узнан.
5. Честность. Честность лежит в основе отношений психолога и пациента. Осознавая сложности человеческого общения и отношений, психолог должен взаимодействовать с пациентами и их семьями (в случае, когда пациентом является ребенок или подросток), студентами и коллегами честно и достаточно открыто.
6. Социальная ответственность. Психологу следует осуществлять профессиональную деятельность в соответствии с законами, которые действуют в интересах пациента и общественного блага в целом.
Вот пока все))))
Серия сообщений "психология и психотерапия":
Часть 1 - Психологическое сопровождение подростков-спортсменов.
Часть 2 - Наркотики: история, особенности подростковой наркомании
...
Часть 5 - гомосексуальность в структуре гендера
Часть 6 - фобии
Часть 7 - как отличить хорошего копа от плохо. ой)) психолога конечно.
Часть 8 - Символдрама